Максимальный износ передних тормозных дисков

Максимальный износ передних тормозных дисков

Содержание

Тормозной диск не менее важен в тормозной системе автомобиля, чем колодки. И если последние меняют при износе, то на первые почти не обращают внимания. А ведь от них также зависит эффективность работы системы. Давайте узнаем, как определить износ тормозных дисков, чтобы их замена была выполнена вовремя.

Большая часть дисков, которые лежат на полках автомагазинов, изготовлена из чугуна. Популярность таких изделий в невысокой стоимости и хороших фрикционных характеристиках. Но проблема в том, что в процессе снижения скорости изделие из чугунного сплава нагревается. Это приводит к деформациям, короблению, неравномерному истиранию. Чтобы снизить износ от нагрева, производители стали выпускать продукцию с вентиляцией. Также на поверхности диска нарезают канавки. Это позволяет увеличить время эксплуатации диска.

Что влияет на износ?

Нормы износа тормозных дисков прописывает каждый производитель. Данные параметры получают по мощности двигателя, массе автомобиля и другим факторам. Но очень сложно посчитать пробег, после которого нужно будет менять диски. На износ влияют различные факторы, которые не поддаются учету.

В первую очередь, это манера вождения. Если автовладелец предпочитает ездить более экстремально, где резкие разгоны сменяются такими же резкими торможениями, то срок эксплуатации диска значительно сокращается.

На ресурс влияют и механические факторы. Здесь важен материал, из которого изготовлен тормозной диск, а также качество колодок. Зачастую диски производятся из чугуна и его сплавов – материал чаще истирается, чем керамика. Еще к неравномерному износу приводит использование некачественных колодок (например, с асбестом)

Симптомы износа

Многие не знают, как определить износ тормозных дисков, а ведь это очень просто. Существует несколько признаков, что диск пора менять.

Первый показатель – это вибрации, скрежет, посторонние звуки в процессе снижения скорости. Вторым симптомом является занос автомобиля по причине блокировки тормозной системы. После того как водитель нажмет на педаль, тормоза могут клинить.

Читайте также:  Куда подавать заявление на разрешение на строительство

Как узнать толщину истирания?

Для того чтобы выяснить допустимую предельную толщину тормозного диска, следует посмотреть на торец изделия. На этой части есть два значения. Это исходная толщина, а также минимально допустимая. Цифры могут быть разными в зависимости от производителя автомобиля и дисков. Как определить степень износа тормозных дисков? Достаточно просто измерить штангенциркулем и сравнить цифры с допустимыми нормами. Так вы определяете, можно еще эксплуатировать изделие или нет. Менять диск следует и в том случае, если он имеет разную толщину в различных точках.

Допустимый износ

Мы знаем, как определить износ тормозных дисков – достаточно изменить толщину. Но какова допустимая норма? Толщина изношенного диска не должна быть меньше 2-3 миллиметров, чем у нового. Трещины и сколы должны быть не более 0,01 миллиметра.

Исправить дефекты или заменить?

Когда измерения выполнены и точный диагноз ясен, перед автовладельцем возникает вопрос – восстановить старое изделие или приобрести новое. Следует помнить, что можно диск подточить лишь при наличии остаточной толщины (от 22 миллиметров). Это актуально для вентилируемых дисков. Многие специалисты рекомендуют выполнять только замену. Однако если цена нового диска слишком высока, а запас толщины имеется, можно попытаться его восстановить.

От небольших буртиков и выемок можно избавиться проточкой на специальном оборудовании. Некоторые выполняют проточку даже напильником, но это ненадежно. Суть операции в том, что с каждой стороны диска снимают тонкий слой. Затем изделие получает идеально ровную поверхность.

Перед тем, как растачивать диск, следует решить причину, которая вызвала деформацию или буртики на поверхности. Иначе смысла в восстановлении нет. Среди причин неравномерного износа на первом месте находятся тормозные колодки. Если они низкого качества или неверно установлены, то легко могут повредить поверхность диска.

Когда менять колодки?

Мы знаем, как определить допустимый износ тормозных дисков. Но стоит уделить внимание и колодкам, так как данные элементы работают в паре и вместе влияют на эффективность торможения.

Один из признаков износа колодок – это писк в процессе снижения скорости. Звук издает специальный датчик износа. Это специальная пластина. Когда фрикционный слой колодки стертый, пластина касается диска и заставляет датчик срабатывать.

Можно определить, что колодки изношены по работе тормозной системы. Чересчур слабые или слишком резкие тормоза могут свидетельствовать об износе. В первом случае торможение не интенсивное, хотя педаль нажата достаточно глубоко. Во втором колеса блокируются из-за отсутствия фрикционной накладки.

Как определить износ тормозных дисков и колодок? Это можно выяснить по вибрациям при торможении, а также при помощи визуального контроля и измерительного инструмента. Других вариантов не существует.

Определяем пробег по состоянию дисков

Сегодня автомобили продают так называемые перекупщики, которые часто обманывают покупателей. Автомобили бывают со скрученным пробегом. Многие из них только внешне выглядят нормально, а технически – в плачевном состоянии. Часто перекупщики меняют колодки, а вот про диски элементарно забывают. И это зря — по состоянию диска можно определить средний пробег автомобиля.

В среднем тормозные диски меняют через каждые 180-200 тысяч километров. Но это актуально не для всех автомобилей. Также разные водители ездят по-разному. Кто-то умудряется проехать до полного износа 150 тысяч километров, а кто-то и 250. Но если пробег автомобиля 70 тысяч, а общая толщина диска 20 миллиметров, вероятно, эта машина прошла не менее двухсот. Стоит отказаться от приобретения такого экземпляра.

В заключение

Тормозная система – это безопасность. Не стоит ездить на дисках, толщина и состояние которых – критическое. Это может привести к аварийным ситуациям. Цена дисков не велика, поэтому лучше всего установить новый элемент и колодки взамен изношенных.

Износ тормозных дисков

Износ тормозных дисков – неизбежный результат фрикционного взаимодействия материалов при торможении в традиционных по конструкции механизмах различных автомобилей и мотоциклов.

При нажатии водителем на педаль тормоза поршень суппорта прижимает к рабочей поверхности диска фрикционную накладку тормозной колодки через ее металлическую основу. В результате трения и действия высоких температур происходит естественный абразивный износ обоих взаимодействующих поверхностей. Со временем накладка тормозной колодки истирается, после чего деталь заменяется на новую в ходе очередного технического обслуживания или при специальном посещении сервиса. Материал диска более стойкий и эта деталь заменяется реже. Со временем диск поддается износу: на его рабочей поверхности в зоне контакта с фрикционным материалом колодки образуется кольцевое углубление.

Интенсивность износа тормозных дисков определяется характеристиками материалов самого диска и колодок, попаданием в промежуток между ними абразивных загрязнений в ходе эксплуатации, а, так же, режимами торможения. Так, например, ускоренный износ тормозных дисков чаще всего наблюдается при применении тормозных колодок с особым составом материала фрикционной накладки – её твердые компоненты буквально стачивают диск в пыль «на глазах». Нередко, сменив такого «пожирателя» дисков на аналог другого производителя, можно добиться более сбалансированного износа и увеличения интервала дорогостоящей замены без потери в эффективности торможения.

Следует отметить, что некоей единой нормы износа тормозных колодок нет: необходимость замены определяется фактическим состоянием детали. Поэтому в состав регламентных работ при техническом обслуживании автомобиля для контроля состояния внесена только проверочная процедура, а если будет установлена необходимость замены, то за это надо будет заплатить отдельно.

Как определить износ тормозных дисков

Определять износ тормозных дисков следует по их остаточной толщине – то есть по расстоянию между рабочими плоскостями, непосредственно контактирующими с фрикционными накладками тормозных колодок. При заметном износе с обеих сторон диска по наружной окружности «проседающей» рабочей поверхности вне досягаемости фрикционной накладки тормозной колодки образуются («вырастают») буртики, которые могут достигать одного-двух миллиметров и даже более. Эти выступы, как правило, хорошо видно, к тому же они четко ощущаются при касании подушечкой пальца. На оценке величины буртика основан неверный подход с определением степени износа тормозных дисков, который, к сожалению, из-за простоты применения, имеет широкое распространение. К тому же, тормозной диск ранее мог быть подвергнут проточке, при которой первоначально образованный краевой выступ был удален.

Как определить износ тормозных дисков правильно? Замер следует проводить между рабочими плоскостями с точностью 0,1 мм. Из-за буртика по краю диска в один прием, например, стандартной линейкой или простым штангенциркулем с прямыми губками, замер не произвести. Нужен специальный инструмент, губки которого имеют выемки или изначально изготовлены с изгибом под вид буквы «С», что позволит измерительным плоскостям обойти буртик по краю диска.

Можно использовать и обычные средства измерения, но для выполнения корректного замера придется осуществить несколько шагов, благо они достаточно просты. Вот, например, как это делается с простым штангенциркулем с прямыми губками:

  • подобрать две плоские небольшие детали-прокладки (их толщина должна превышать высоту буртика на диске);
  • прижать прокладки к рабочим плоскостям тормозного диска друг напротив друга, с разных сторон диска;
  • штангенциркулем с прямыми губками произвести замер толщины диска с прокладками и записать значение (при замере следует еще раз убедиться в том, что толщина прокладок достаточна и губки штангенциркуля при замере не упираются в буртик);
  • замерить отдельно от диска толщину обеих прокладок и записать значение;
  • из результатов первого замера (толщины диска и прокладок вместе взятых) вычесть результат второго (толщину только прокладок) – полученное значение и будет толщиной тормозного диска.

Дополнительная сложность состоит в том, что точный замер толщины тормозного диска нередко можно выполнить только после снятия колеса – иначе удобный доступ к диску не получить.

Степень износа тормозных дисков

Степень износа тормозных дисков определяется путем несложных вычислений на основе сравнения фактического замера толщины диска в рабочей зоне со значениями, установленными автопроизводителем для нового диска и для предельно изношенного в виде значения минимально допустимой толщины.

Так, например, для нового вентилируемого тормозного диска толщина составляет 28,0 мм, минимальная допустимая толщина 26,0 мм, а фактический замер диска дал значение в 27,0 мм. Степень износа тормозных дисков, в данном случае, составляет 50 %: фактическая потеря толщины 1,0 мм составляет половину от допустимого износа в 2,0 мм.

Неравномерный износ тормозных дисков

Неравномерный износ тормозных дисков чаще всего происходит из-за разной эффективности работы тормозных механизмов.

Например, заклинивший поршень тормозного суппорта не прижимает тормозную колодку, и, следовательно, износ тормозного диска с этой стороны прекращается. В то же время с другой стороны механизм работает как надо, фрикционный износ продолжается. Таким образом, со временем проявляется неравномерный износ тормозного диска.

При каком износе менять тормозные диски

Если в результате износа размер стал менее, равен, или критически приблизился к предельной минимальной толщине, указанной производителем в руководстве по эксплуатации, то необходимо произвести замену изношенных дисков на новые. С первыми двумя случаями, когда толщина менее или уже равна предельному минимальному размеру, все понятно – менять прямо сейчас. А как быть в последнем случае – как определить это критическое приближение? На помощь придет элементарный расчет. Например, толщина новых вентилируемых дисков — 28,0 мм, минимальная допустимая толщина — 26,0 мм, фактическая толщина — 26,2 мм, таким образом, износ тормозных дисков составил 1,8 мм из 2,0 допустимых, степень износа — 90%. Пробег составляет 60 тысяч километров. Стоит ли менять тормозные диски сейчас или на них можно проездить до следующего технического обслуживания на пробеге 75 тысяч километров? Посчитаем. Износ 0,1 мм достигнут в среднем за 3333 км пробега (1,8 мм соотносим с 60 тысячами километров), значит оставшиеся 0,2 мм сотрутся ориентировочно за 6666 километров. Остаточной толщины диска на допустимый износ в 0,2 мм с учетом расчетного пробега 6,6 тысяч километров явно недостаточно для планирования замены на следующем плановом ТО, которое будет только через 15 тысяч километров. В рассматриваемом примере замену стоит произвести не позднее того момента, когда на автомобиле пробег достигнет 65-66 тысяч километров. Решая задачу о том, при каком износе менять тормозные диски, следует учитывать ближайшие планы по использованию техники и доступность сервиса. В случае с приведенными размерами, например, если предстоит дальнее путешествие в летний отпуск на этом автомобиле, замену дисков лучше произвести сейчас, не надеясь на полное использование оставшихся 0,2 мм из-за повышенных рисков, сопутствующих ремонтным работам в незнакомой местности, с точки зрения доступности качественных запчастей и качества сервисных услуг.

Допустимый износ тормозных дисков

Допустимый износ тормозных дисков указан в руководстве по эксплуатации на автомобиль.

Приведем несколько примеров для наиболее массовых легковых автомобилей на российском рынке в настоящее время.

Износ тормозных дисков Хендэ Солярис (Hyundai Solaris) не должен превышать 2,0 мм для передней оси (толщина новых – 22,0 мм, минимальная допустимая толщина – 20,0 мм) и 1,6 мм для задней оси (толщина новых не вентилируемых – 10,0 мм, минимальная допустимая толщина – 8,4 мм). Износ тормозных дисков КИА РИО (KIA RIO) допускается в тех же значениях, что и у Хендэ Солярис.

Износ тормозных дисков Рено Логан (Renault Logan) не должен превышать 1,4 мм (толщина новых не вентилируемых дисков – 12,0 мм, их минимальная допустимая толщина – 10,6 мм).

Износ тормозных дисков Форд Фокус 2 (Ford Focus II) не должен превышать 2,0 мм: толщина новых для передней оси – 25,0 мм, а их минимальная допустимая толщина – 23,0 мм; для задней оси толщина новых не вентилируемых дисков – 11,0 мм, минимальная допустимая толщина – 9,0 мм.

Из приведенных примеров мы можем сделать два важных заключения: допустимый износ тормозных дисков может быть различен для моделей разных производителей, допустимый износ тормозных дисков так же может отличаться для передней и задней оси одного автомобиля.

Максимальный износ тормозных дисков

Максимальный износ тормозных дисков может вызвать негативные последствия. Прежде всего, истонченный диск при неравномерном охлаждении может покоробить, в результате чего при торможении потеряется эффективность и появится четко выраженная вибрация. Так же диск может дать трещину или даже разрушиться, что при негативном развитии ситуации может закончиться блокировкой колеса при попытке интенсивного торможения на ходу и созданием аварийной ситуации.

Минимальный износ тормозных дисков

Минимальный износ тормозных дисков может быть следствием действия разных факторов:

Износ тормозных дисков следует определять правильно – по его толщине в зоне рабочих поверхностей. Степень износа тормозных дисков и необходимость их замены определяются на основе сведений о первоначальной и минимально допустимой толщине, указанной автопроизводителем в руководстве по эксплуатации на данное транспортное средство. Максимальный износ тормозных дисков может привести к созданию аварийной ситуации. Минимальный и, тем более, неравномерный износ тормозных дисков могут указывать на неисправность в тормозной системе, что чревато крайне негативными последствиями в дорожной ситуации, когда водителю внезапно потребуется задействовать всю расчетную мощь торможения. Своевременное обслуживание и замена компонентов тормозной системы – непременное условие для безопасного вождения.

Являясь важной частью тормозной системы, тормозные диски, наряду с тормозными колодками подвергаются постоянным интенсивным нагрузкам, и посему их систематическая диагностика – это залог безопасности любого автомобилиста. Со всеми вытекающими последствиями.

Как определить износ тормозных дисков?

Естественно, на стендовую диагностику тормозов не наездишься, тем более допустимый износ тормозных дисков можно определить самостоятельно. Вернее при помощи цифр допустимого износа, которые приведены в руководстве по эксплуатации каждого автомобиля.

В основном на несвоевременный износ тормозных дисков влияют три фактора:

  • некачественные диски,
  • «левые» тормозные колодки, приобретенные у неизвестно кого, и произведенные неизвестно кем, зато «за дёшево»,
  • слишком спортивно-агрессивный стиль вождения. Особенно в городских условиях, при интенсивном движении и наличии светофоров, когда происходит слишком частый цикл: скорость – экстремальное торможение.

Для самостоятельной диагностики состояния тормозных дисков существуют такие способы:

  • динамичный, т.е. во время движения и во время торможения, ощущается повышенная вибрация, слышен скрежет, рывки, блокировка тормозов;
  • визуальный, т.е. при обследовании тормозного диска видны буртики, трещины или сколы на рабочей поверхности тормозного диска или выработка диска по краю, ощутимая на ощупь;
  • измерительный, т.е. вы при помощи штангенциркуля, производите снятие размер толщины тормозного диска и сравниваете полученные результаты с допустимыми значениями износа тормозного диска вашего авто. Ресурс тормозных дисков указан в мануальных пособиях, как к автомобилю, так и производителей самих дисков.

Что делать, и как не «переэкономить» с тормозными дисками

Без сомнений, любой случай должен рассматриваться индивидуально, и не одна статья в Сети не сможет дать точного рецепта. Но, тем не менее, вы должны понимать общую концепцию – к тормозной системе слово «экономить» нужно применять очень осторожно.

Можно сэкономить на стоимости или замене тормозных колодок или тормозных дисков, можно сэкономить, сделав не одну, а несколько проточек тормозных дисков. Главное, чтобы такая экономия в пути не стала причиной отказа тормозов или разрушения тормозного диска, со всеми вытекающими последствиями. И ладно, если этими последствиями будет только покореженный кузов. Ремонт кузова – это не проблема. А если здоровье или жизнь?

Поэтому, прежде чем приступать к ремонту тормозных дисков внимательно ознакомьтесь с требованиями производителя к ресурсу дисков. Замена тормозных дисков тоже требует серьезного подхода к выбору производителя.

Не старайтесь менять тормозные диски по отдельности, только парой на одной оси. Тормоза – это не та система, качеством которой следует пренебрегать ради сиюминутной радости от экономии нескольких сот рублей.

Есть один важный совет для тех, кто желает продлить ресурс тормозных дисков – попробуйте изменить стиль вождения на более степенный и спокойный. Вы воочию убедитесь, как это поможет вам сэкономить на ремонте тормозных дисков.

Проточку можно выполнить двумя способами. Подешевле на обычном токарном станке, или подороже, но с использованием специального оборудования. У недорогого метода есть существенный недостаток. Дело в том, что даже если мастера качественно выполнят свою работу, идеально ровный визуально тормозной диск после установки на ступицу может начать «бить» при торможении. Связано это с тем, что диск протачивается от бобины станка, а не во время вращения ступицы. Выбрав метод со специальным оборудованием можно исключить такие проблемы. Специальный станок для проточки закрепляется непосредственно на диск вместо тормозного суппорта, снимать ничего не требуется. В результате возможность последующего биения фактически исключается.

Толщина металла, который будет снят во время проточки, зависит от степени износа тормозного диска, по времени это займет от получаса до одного часа, резец должен пройти по всей поверхности, иногда требуется несколько заходов. Также для качественной проточки важно убедиться в исправности ступичных подшипников, при наличии люфта про качество проточки можно забыть. После восстановления требуется заменить тормозные колодки. Некоторые умельцы напаивают или прикручивают специальные накладки, тем самым восстанавливая эффективность торможения без проточки дисков. Так делать нельзя, накладки могут и отлететь, к тому же изношенный диск становится хрупким и может попросту разрушиться.

Удачи вам, и пусть износ тормозных дисков у вас оттягивается по времени.

Оценить статью
Добавить комментарий