Не работает отопление в частном доме причины

Не работает отопление в частном доме причины

Содержание

Если нет циркуляции теплоносителя в системе отопления, то ни о каком комфортном житие-бытие в доме зимой и говорить нечего. Потому что, сколь котёл ни «раскочегаривай», а радиаторы всё равно будут холодными. Однако думать об этом нужно не тогда, когда система «работала, работала и вдруг перестала», а ещё на стадии проектирования, т. е. сейчас. В этой статье разберёмся с проблемами, приводящими к плохой циркуляции теплоносителя.

Причины плохой циркуляции теплоносителя

Циркуляции теплоносителя в системе отопления может не быть по следующим причинам:

  • недостаточная мощность циркуляционного насоса (или насосов, если их больше, чем один). По этой причине теплоноситель просто не доходит до самых удалённых от котла радиаторов, вот они и холодные (или чуть тёплые, отчего всё равно не легче). О том, как подобрать мощность циркуляционного насоса, есть несколько статей и видео в разделе по расчётам отопления;
  • не установлены обратные клапаны. Обычно их отсутствие «болезненно» для сложных систем с несколькими контурами. Обратные клапаны служат для того, чтобы теплоноситель двигался по нужному контуру и в нужном направлении (подробней читайте дальше);
  • загрязнение системы. Бывает, что трубы забиты по всему диаметру, – какая уж тут циркуляция! Лечится это только одним способом: заменой труб. Это как раз тот случай, когда лучшее лечение – профилактика. И «профилактику» следует проводить ещё на стадии монтажа трубопровода и радиаторов. Во-первых, следить, чтобы внутрь труб не попал мусор. Для этого, убедившись сперва, что внутри ничего нет, торцы труб закрываем до монтажа чем-нибудь. Например, это удобно простыми полиэтиленовыми пакетами. Во-вторых, мусор может быть в радиаторах. Даже в новых! Так что проверяем и избавляемся;
  • диаметр труб слишком мал. Маленький диаметр труб – большое гидравлическое сопротивление – насос не в состоянии «продавить» теплоноситель по всему трубопроводу – нет циркуляции в системе отопления (ну, или она настолько плоха, что всё равно, что её нет). Опять-таки, на этапе проектирования нужно рассчитать гидравлическое сопротивление;
  • скопление воздуха в системе (завоздушивание). Воздух, конечно, не мусор, но воздушные пробки точно так же не дадут теплоносителю свободно циркулировать. Воздушные пробки могут появляться из-за нарушений правил монтажа отопительной системы. Избавиться от воздуха просто – установить автоматический воздухоотводчик в самой высокой точке системы и краны Маевского на радиаторах.
Читайте также:  Люстры в детскую комнату икеа

Циркуляция теплоносителя в комбинированной (разветвлённой) системе отопления

Начнём разбор циркуляции теплоносителя со сложной системы – тогда с простыми схемами вы разберётесь без проблем.

Вот схема такой системы отопления:

В ней три контура:

1) котёл – радиаторы — котёл;

2) котёл – коллектор — водяной тёплый пол — котёл;

3) котёл – бойлер косвенного нагрева — котёл.

Во-первых, обязательно наличие циркуляционных насосов (Н) для каждого контура. Но этого мало.

Чтобы система работала, как мы того хотим: бойлер отдельно, радиаторы – отдельно, нужны обратные клапаны (К):

Без обратных клапанов, допустим, мы включили бойлер, однако и радиаторы «ни с того, ни с сего» начали греться (а на дворе лето, нам всего-то нужна была горячая вода в водопроводе). Причина? Теплоноситель пошёл не только в контур бойлера, который нам сейчас нужен, а и в контуры радиаторов. А всё потому, что мы сэкономили на обратных клапанах, которые не пропустили бы теплоноситель, куда не надо, а позволили бы каждому контуру работать, независимо от других.

Даже если у нас система без бойлеров и не комбинированная (радиаторы + водяной теплый пол), а «только» разветвлённая с несколькими насосами, то и тогда на каждую ветку ставим обратные клапаны, цена которых однозначно меньше, чем переделка системы.

Фильтр грубой очистки

Как было сказано выше, одной из причин того, что нет циркуляции теплоносителя, может оказаться скопление мусора в трубопроводе. Чтобы этого стопроцентно избежать, опять-таки, не экономим на копейках, а ставим перед каждым устройством фильтр грубой очистки:

С помощью фильтра поймать грязь проще, чем исправлять последствия засорения трубопровода или теплообменников котла.

Вывод! Фильтры грубой очистки ставим перед каждым устройством системы отопления (насосом, котлом и т. д.) и перед каждым сантехническим устройством. НЕ экономим копейки, чтобы «купить» проблемы. На корпусе фильтра выбиты стрелки, указывающие направление движение теплоносителя или воды в водопроводе…

Чистить фильтр нужно регулярно. И делать это очень просто: закрываем вентили до и после фильтра – откручиваем пробку (1) на фильтре – вынимаем и промываем под краном сеточку – вставляем её на место и закручиваем пробку. Всё. Не то, что трубы менять 🙂

Вот такие простые «телодвижения» нужно совершить, чтобы никогда не жаловаться, что нет циркуляции в системе отопления. Успехов.

Жители частных домов рано или поздно сталкиваются с необходимостью ремонта системы отопления.

Холодная батарея, подтекающая труба, проблемы с котлом — вот только три причины из большого множества, по которым приходится обслуживать отопительный контур.

Некоторые поломки невозможно устранить без привлечения специалистов. Но большинство проблем с подачей тепла без труда решаются своими силами.

Капитальный ремонт системы отопления в частном загородном доме

Залогом бесперебойной работы системы отопления служит её своевременная ревизия и замена отработавших свой срок элементов. Если больше чем половина отопительного контура изношена, то летом самое время устроить капитальный ремонт.

Особенности

Капитальный ремонт предусматривает полную замену оборудования или большей его части. В отопительной системе выделяют следующие узлы:

  • трубы;
  • радиаторы;
  • котёл;
  • дополнительные подсистемы: тёплый пол, насос для циркуляции, расширительный бак.

Работы

Замена газового котла возможна только по согласованию со службой газа. В большинстве случаев, именно работники этой организации и производят смену оборудования. Новый агрегат к старой системе отопления лучше не подключать. Как минимум контур надо тщательно промыть. В некоторых случаях потребуется полное изменение схемы отопления.

Замена радиаторов — задача попроще, чем смена котла. С таким ремонтом хозяин дома вполне сможет справиться самостоятельно. В случае капитальных преобразований нецелесообразно менять одни только батареи, а старые трубы оставлять. Если менять, то всё сразу. Иначе, грязь из старых батарей и труб очень быстро приведёт в негодность новые изделия.

На рынке продаётся множество изделий для устройства отопления. Мастера отдают предпочтение трубам из полипропилена и радиаторам с высокой теплоотдачей. В новой системе предусматриваются краны аварийного отключения для отдельных батарей. Это кажется накладным, однако выручает в случае экстренной замены.

Фото 1. Установленные биметаллические радиаторы и трубы из полипропилена. Дополнительно монтируются краны аварийного отключения.

Во время капитального ремонта отопления, возможно, провести ревизию дополнительных контуров и при технической необходимости — замену. Это касается насоса циркуляции воды и гидрокомпенсатора, при их наличии в системе. Выход оборудования из строя в зимнее время чреват негативными последствиями. У насоса проводится осмотр и контрольный замер давления.

Основные проблемы с отоплением и методы их устранения

При эксплуатации водяной отопительной системы в частном доме могут возникать различные проблемы. Неполадки, которые происходят в обогревательных элементах и арматуре, возможно, устранить своими руками. Некоторые общие проблемы также решаются хозяевами самостоятельно. Задачи, связанные с ремонтом котла, требуют специальных знаний и опыта. Их лучше доверить специалистам.

Батареи плохо работают, не нагреваются

Причин слабого нагрева батарей в частном доме может быть несколько. Основные источники проблемы:

  • В систему отопления попал воздух и образовал пробки.
  • Радиаторы забились грязью и уже не обеспечивают достаточный теплообмен.
  • Давление в системе отопления упало и не продавливает весь контур.
  • Монтаж отопительного оборудования выполнен с нарушениями.
  • Кто-то перекрыл краны у батареи.

Первым делом желательно спустить воздух. В современных радиаторах для этого предусмотрены специальные краны Маевского.

Важно! Следует быть аккуратным с открытием крана. Отодвинуть лишние предметы, подставить под спускное отверстие посудину.

Если выпуск воздуха не помог, то желательно заняться промывкой системы. Откручивается пробка у батареи и подставляется большая ёмкость. Хорошо, если в системе предусмотрен краник для таких случаев. Желательно сливать воду до тех пор, пока жидкость не станет чистой. В особо сложных случаях придётся снять батарею целиком и отдельно промыть под давлением.

Давление в системе отопления частного дома создаётся циркуляционным насосом и расширительным баком. Для поднятия давления часто достаточно открыть вентиль у котла и впустить в систему дополнительное количество теплоносителя. Такая проблема нередко возникает в двухконтурных отопительных приборах.

В случае неправильного монтажа разобраться с проблемой непросто. Лучше пригласить специалистов.

Падает давление

Когда давление периодически падает, то это говорит об одном из трёх явлений:

  • В элементах оборудования образовалась течь.
  • Из системы медленно выходит воздух.
  • Происходит обкатка новых алюминиевых батарей.

Для обнаружения места утечки внимательно осматриваются все части отопительной системы. Там, где вода просачивается наружу, почти всегда появляются следы коррозии или белый соляной налёт. Когда утечка происходит в насосе и элементах котла, обязательно их обследовать. Для проверки расширительного бачка достаточно нажать на ниппель. Брызги из этой части гидрокомпенсатора будут означать, что придётся менять мембрану.

Часто периодическое падение давления в системе связано с неправильным заполнением её теплоносителем. Во время первого запуска или после непредвиденной остановки работы оборудования в систему может попасть воздух. Циркулируя по трубам, воздух будет потихоньку удаляться, и давление будет падать. В этом случае советуют произвести сброс воды в самой удалённой от котла точке при включённой подпитке.

Алюминиевые батареи имеют свойство на начальном этапе своей работы гасить давление. Происходит такой эффект из-за процессов окисления внутри радиаторов.

Разбалансировка

Балансировка в домашней системе отопления необходима для равномерного распределения тепла между радиаторами.

Чётко отбалансировать подачу воды в радиаторы возможно только с помощью специального прибора.

В домашних условиях калибровка идёт по температуре батарей. Подача регулируется кранами. У самой дальней точки вентили открываются полностью, и далее идут к котлу по убыванию мощности струи. На ближайшем к АГВ радиаторе вентиль открывается совсем немного. Процесс выравнивания длительный и весьма утомительный, при отсутствии соответствующего опыта.

Отсутствие циркуляции

Движение теплоносителя в системе отопления реализуется двумя способами: принудительно или посредством конвекционных потоков. Отсутствие циркуляции в контуре приведёт к тому, что батареи будут холодными при исправном котле. Нарушить движение воды по магистрали может поломка насоса или затор в трубах. Причиной пробки служит грязь, воздух в больших количествах, наплывы в местах спайки полипропиленовых труб, наросты из ржавчины внутри стальных конструкций. Иногда циркуляция нарушается ледяной пробкой на участке.

Особенности ремонта оборудования

Ремонт отопительного оборудования требует ответственного подхода.

Починка газового котла

Газовый котёл представляет собой главный и наиболее сложный элемент во всей отопительной системе частного дома. Автоматизация этого оборудования идёт такими темпами, что даже специалисты не успевают отслеживать все нововведения. Тем не менее первичную диагностику и устранение мелких неисправностей, реально выполнить своими руками.

Фото 2. Процесс ремонта газового отопительного котла. Работы должны выполняться только квалифицированным специалистом.

Большая часть неполадок котлов, которые возможно устранить самостоятельно, описана в паспорте оборудования.

Поломки котла, которые ремонтируются самостоятельно:

  • Сбои в работе котла вызванные перепадами напряжения в электрической сети. Для устранения котёл подключить через стабилизатор или источник бесперебойного питания.
  • Давление упало, котёл остановился и не включается. Поднятие давления в системе до нормы происходит путём открывания краника подачи воды.
  • Выключение котла из-за перегрева. Теплообменник засорился снаружи. Поможет полное обесточивание отопительного прибора и очистка теплообменника с помощью щёточки и пылесоса.

Важно! Чистку деталей внутри котла лучше доверить профессионалам!

  • АГВ выключается после 2—3 минут работы и не включается до полного остывания. Засорился дымоход. Рекомендуется прочистить вентиляционный канал.
  • Из газовой колонки подтекает вода. Для решения проблемы осматриваются все патрубки и хомуты внутри котла, и устраняется течь.

Внимание! Важно помнить о том, что неисправное газовое оборудование представляет потенциальную опасность. Поэтому главное — своевременное обращение к специалистам и устранение возникших проблем.

Исправление насосного оборудования

В домашних системах отопления используются циркуляционные насосы. Эти устройства делятся на два типа: моноблочные и разборные.

Если используется модель, состоящая из отдельных блоков, то иногда её возможно починить своими руками.

Неисправности насосного оборудования, которые возможно устранить самостоятельно:

  • Насос гудит, крыльчатка не вращается. Желательно разобрать насос, провернуть ротор и по возможности произвести очистку доступных деталей от окислений. Иногда причина такой неполадки кроется в постороннем предмете, попавшем внутрь.
  • Насос не гудит, ничего не вращается. Рекомендуется поискать предохранитель. Если его нет, то пора менять насос.
  • Насос сильно шумит при включении. В трубах находится большое количество воздуха. Для устранения неполадок открывают кран подпитки водой и спускают воздух из котла.
  • Насос останавливается через несколько минут после запуска, не выдаёт достаточного давления. На крышке насоса образовалась накипь или другие помехи, мешающие нормальной работе. Решение проблемы — снять и прочистить крышку.

Замена труб

Ремонтные работы по замене труб выполняются в процессе капитального переоборудования системы отопления. Устанавливая новые трубы, соблюдаются правила:

  • Перед началом работ желательно отключить воду в доме.
  • Воду из системы отопления сливают полностью перед демонтажем старого оборудования.
  • Предусматривают краны для каждой батареи. Необходимую фурнитуру рассчитывают и подготавливают заранее.
  • Трубы размещают на некотором удалении от пола и стен, чтобы работать с ними было удобно.

Фото 3. Монтаж труб отопления из полипропилена. Для разметки используется специальный лазер.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается, как отрегулировать циркуляционный насос для отопительных систем.

Особенности устранения неполадок в отопительной системе своими руками

Хозяевам частного дома поневоле приходится становиться экспертами во многих областях строительства и ремонта. Система отопления не исключение. Вызов мастера обходится недешево, а в отдельных населённых пунктах специалистов не найти. В некоторых видах ремонта отопления нет ничего сложного, работы выполнит даже человек без технической квалификации.

Автор: Дмитрий Белкин

После написания первой статьи прошло уже довольно значительное время и я, в преддверии отопительного сезона 2011-2012, решил продолжить цикл, тем более, что вопросы на тему "сделал отопление, а оно не работает" продолжают поступать.

К сожалению, методы поиска неисправностей, которые не лежат на поверхности, довольно трудно поддаются классификации, и я решил посвятить вопросу неисправностей системы отопления несколько небольших статей. В этой статье я хотел бы рассмотреть проблему слабой циркуляции теплоносителя и неравномерного прогрева радиаторов. Сам я не совершал никогда ошибок, подобных описываемым и, соответственно, здесь мне придется немного потеоретизировать.

Итак, имеем двухтрубное отопление. Рассмотрим одну ветвь этой системы отопления, обслуживающую, скажем условно, один этаж. Вот ее схема. Ток воды показан стрелками.

Радиатор, находящийся ближе к началу ветви, или к котлу, горячий. Это самый левый крайний радиатор. Радиаторов может быть значительно больше, чем показано на схеме. Например, в моем крохотном домишке 3 ветви. Самая длинная имеет длину порядка 25 метров и на ней стоит 5 радиаторов. Проблема в том, что радиаторы, следующие за первым, либо вовсе холодные, либо имеют температуру значительно ниже, чем у первого. Причем, чем дальше к концу ветви, тем радиаторы холоднее и холоднее.

Первый радиатор у нас горячий (рука еле терпит). Щупаем следующие и обнаруживаем, что все радиаторы горячие, но их температура уменьшается по мере продвижения по ветви. Последний уже не горячий, а чуть теплый. Возвращаемся к первому радиатору, но щупаем его низ. Щупаем низ всех радиаторов по ветви и обнаруживаем, что низ радиаторов значительно холоднее их верха. Даже у первого.

Есть ли у нас в системе циркуляционный насос?

Если его нет, то проблему ускорения циркуляции решить довольно сложно. Нужно ставить ниже котел, нужно увеличивать диаметр стояка, нужно увеличивать диаметр подающей и обратной ( горизонтальные магистрали) нужно менять трубы на такие, у которых внутренняя поверхность более гладкая, нужно уменьшать количество углов и делать их тупыми, то есть градусов 100 или 110. По крайней мере больше, чем 90.

Если циркуляционный насос есть, то . решить проблему вовсе не проще.

Для начала проверим, работает ли насос. Сделать это в общем случае не так просто как кажется. Хороший циркуляционный насос работает абсолютно бесшумно и без вибраций. Услышать его работу можно только приложив к нему ухо, а он горячий и можно обжечься! Я не рекомендую, вам, уважаемые друзья рисковать своими органами! Запаситесь медицинским стетоскопом или просто трубкой большого диаметра (подойдет кусок пластмассовой трубы от канализации диаметром 50 мм. Приложите один конец к мотору, а в другой конец засуньте свое ухо. Если вы услышите, как работает мотор, это хорошо!

Кстати, если ваш мотор работает шумно, то он, возможно сломался и его надо заменить, чтобы не стало мучительно холодно, но куда большая вероятность того, что в нем бурлит воздух. Может быть из-за этого и циркуляция слабая? В этом случае выключите мотор и спустите воздух. На любом моторе для этого есть средства. А можно спустить воду из насоса прямо пока он работает, но делать это надо крайне осторожно, чтобы его (мотор) не сломать. Как только из мотора перестанет выходить вода с пузырями, процедуру выпуска воздуха надо прекратить, то есть, все отверстия закрутить и добавить в систему свежей воды, доведя давление по барометру до нужного уровня.

Работает насос? Отлично! Можно увеличить на нем скорость циркуляции? Замечательно! Увеличиваем смотрим, что получилось. Если все радиаторы стали равномерно горячее, то считаем, что у нас просто слишком длинная ветвь и мы использовали слишком тонкие трубы. Возможно, что трубы плохого качества или есть какие-нибудь препятствия для циркуляции в виде большого количества углов, вмятин на трубах и так далее. Дальше мы даем себе обещание когда-нибудь все переделать и живем спокойно. Ну может быть меняем циркуляционный насос на более мощный. При этом мы миримся с увеличенными затратами на электричество. А что же вы думали? Так просто что ли в большом доме жить? За все приходится платить.

Предположим, что увеличение скорости циркуляции на моторе не дало ничего.

Считаем, что это чудо! Что-то должно было измениться, либо мотор неисправен, все-таки. Как минимум на первом радиаторе ветви низ должен стать почти таким же горячим, как и верх. Предположим, что чуда не было! На первом радиаторе и верх и низ стали горячими, но дальше по ветви температура нас все также не устраивает.

Я надеюсь, у вас есть вентили как минимум на входах всех радиаторов? Перекрываем вентиль первого радиатора наполовину и щупаем остальные. Стали они горячее? Если да, то делаем следующий вывод.

После вынесения этого замечательного вывода мы считаем, что легко отделались и живем, регулируя циркуляцию в нашей ветви вентилями. Это, конечно, не добавляет комфорта. Меняем вентили на автоматические термостатические и получаем, я надеюсь, вполне нормальное отопление, которое регулирует само себя. После этого живем спокойно.

Следующий вариант. Обе магистрали горячие, а радиаторы холодные. При этом вентили на радиаторах открыты полностью.

По большому счету это тоже чудо. В этом случае радиаторы не могут быть абсолютно холодными. А вот если по магистралям вода носится со скоростью гоночной машины, а в радиаторы не заходит, то это означает, что проблема либо в радиаторах во всех сразу), либо в узле подключения радиатора к магистрали, причем не обязательно узел верхний, входной, так сказать. Если проблема в нижнем, выходном узле, то эффект будет точно такой же. Другими словами, если перекрыть выход радиатора, то он будет абсолютно холодным, как если бы мы перекрыли вход. Почему регулирующие вентили ставят сверху? Только чтобы не нужно было наклоняться слишком низко, чтобы их регулировать, и ногой не задеть случайно.

Если рассматривать неисправности радиаторов, то куда больше вероятность того, что проблема будет только в одном из них, но не во всех сразу. В этом случае и разбираться нужно с одним. Самое вероятное, что проблема в вентиле. Вот с него, я думаю, и стоит начинать.

И последнее. Если мы имеем воздушную пробку или засор в середине магистрали, то что мы получаем? Все радиаторы и магистраль до засора будут горячие, а подающая и обратная магистрали сразу за работающим радиатором будут холодные.

Вот не поленюсь даже схему нарисовать

Вот и все. Надеюсь, эта статья стала для кого-то полезной. Как обычно буду рад комментариям и "случаям из жизни".

Оценить статью
Добавить комментарий