Методы контроля состояния изоляции

Методы контроля состояния изоляции

Что понимается под обслуживанием вторичных устройств.

Общие положения по ликвидации аварий.

Быстрая оценка аварийного положения и немедленное принятие мер, обеспечивающих безопасность персонала и устраняющих угрозу повреждения оборудования;

выполнение ряда операций, предотв-щих развитие аварии и устраняющих аварийный режим;

своевременное информирование вышестоящего дежурного о причинах аварии и принятых мерах по её ликвидации.

Объективное суждение о создавшемся аварийном положении производится на основании: сигнализации положения выключателей, показаний изм. приборов; выпавших флажков устройств РЗ и автоматики; световых табло на панелях щитов управления.

Оценивая аварийное положение по указателям РЗ, учитывают принципы их действия, виды повреждений, на которые реагируют защиты, и зоны их действия. По общему представлению об аварии, намечается ориентировочный план действия по её ликвидации.

Все переключения в аварийных условиях выполняются персоналом в строгом соответствии с ПТЭ, правилами по ТБ и с обязательным применением защитных средств.

Для управления и контроля за работой оборудования на станциях и ПС сооружаются щиты управления: главные и местные (блочные, агрегатные, цеховые). На щитах управления сосредотачиваются аппараты дист. управления выключателями и разъединителями, аппараты регулирования режима работы генераторов и синхронных компенсаторов, контр.-изм. и сигнальные приборы, устройства аварийной сигнализации, средства связи. В помещениях щитов управления эл/станций и ПС размещают панели устройств РЗ и автоматики, регистрирующие приборы, осциллографы и пр. Все аппараты управления, сигнализации и регулирования, эл/изм. приборы, реле защиты и автоматики – относятся к вторичным устройствам.

Обслуживание. Все вновь смонтированные вторичные устройства перед включением в работу, налаживают и испытывают повышенным напряжением. Изоляция вторичных цепей должна выдерживать напряжение 1000В переменного тока, в течение 1 мин.

Вторичные устройства, аппараты и соединяющие их цепи подвергают систематическому профилактическому контролю и восстановлению.

Находящиеся в эксплуатации приборы, реле защиты и автоматики должны быть закрыты и опломбированы, регулярно осматриваться дежурным персоналом, при необходимости очищаться от пыли и загрязнений.

Изоляция предназначена для изолирования токоведущих частей друг от друга и для изолирования от нетоковедущих частей. Нетоковедущие части – это корпус.

Изолирующие материалы: твердые (фарфор, стекло, пластик, картон); жидкие (масло); газообразные (элегаз и воздух сжатый или атмосферный); силикон.

Электрические свойства изоляторов зависят от состояния их поверхности. Изоляторы должны периодически очищаться от загрязнений.

В ряде случаев это производится во время ремонта. В закрытых РУ налет пыли удаляется под напряжением специальной щеткой и пылесосом. На открытых РУ иногда практикуется обмывка изоляторов прерывистой струёй воды под напряжением, с помощью специальных прерывателей типа ПСВФ. Допустимые расстояния от прерывателей до обмываемых изоляторов при U=110кВ – не менее 3,5м, а при U=220кВ – не менее 5м.

При эксплуатации опорных изоляторов необходимо следить за состоянием мест склейки элементов между собой и с арматурой. Поверхность цементных швов следует защищать влагостойкими покрытиями от проникновения в них влаги, т.к. замерзание влаги в цементной связке создает дополнительные механические напряжения в фарфоре и фланцах.

Твёрдая изоляция измеряет коэффициент абсорбции, жидкая изоляция – tg угла диэлектрических потерь, т.е. степень увлажнения. Состояние изоляции судим по манометрам. Коэффициент абсорбции контролирует коэффициент влаги (если коэффициент = 2%, то это хорошо). Измерение изоляции производят с помощью мегомметра и сравнивают с предыдущими измерениями.

Твёрдую изоляцию сушат вентиляторами или в печках.

| следующая лекция ==>
Переключения при выводе в ремонт выключателей и вводе их в работу после ремонта | Ресурсы коммерческого банка, пассивные операции банка

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 205 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Для нормального функционирования кабельных линий связи и электроустановок необходимо непрерывно контролировать состояние изоляционного покрытия. В данном процессе необходимо использовать устройство контроля качества изоляции. Устройства для контроля качества изоляции предназначено для проведения измерений состояния изоляции сети, которая находится под постоянным напряжением и для оценки результатов проведенных измерений. Все устройства, которые используют для контроля изоляции, ведут непрерывный контроль ее состояния путем проведения измерений сопротивления изоляции для обеспечения условий электробезопасности.

Существуют следующие группы устройств, для контроля состояния изоляции:

А – устройства, которые предназначенные для проведения непрерывного, автоматического контроля над состоянием сопротивления изоляционного покрытия сети или же установки относительно земли;

Б – инспекторские приборы, которые предназначены для проведения периодических контрольных замеров сопротивления изоляционного покрытия во время работы сети;

В – устройства, которые предназначены для селективного обнаружения в разветвленных электрических сетях присоединения (фидера) с пониженным уровнем сопротивления изоляции.

Вышеперечисленные устройства отличаются областью применения, техническими характеристиками и методами проведения контроля изоляции. На сегодняшний день существует множество различных методов контроля состояния изоляции. Все существующие методы контроля изоляции можно разделить на две группы:

Разрушающие методы контроля изоляции предполагают использования для испытаний повышенного напряжения, а неразрушающие не требуют его использования и могут быть самыми различными. Так для контроля качества изоляции можно использовать следующие неразрушающие методы:

  1. метод проведения измерений тока сквозной проводимости или сопротивления изоляции;
  2. метод проведения измерения угла диэлектрических потерь;
  3. метод основанный на измерении ёмкости;
  4. метод измерения распределения напряжения;
  5. метод измерения частичных разрядов в изоляции;
  6. метод основанный на использовании ультразвука или рентгеновских лучей для просвечивания.

Стоит отметить, что все неразрушающие методы являются в какой-то степени косвенными, а разрушающие могут вызвать возникновения повреждения там, где его не было.

Одним из широко распространенных разрушающих методов является метод проведения испытаний изоляционного покрытия повышенным напряжением.

Метод проведения испытаний изоляционного покрытия повышенным напряжением

Данный метод используют для измерения степени ее электрической прочности. Для того чтобы провести КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИЗОЛЯЦИИ необходимы приведенные в таблице №1. значения испытательного напряжения.

Контроль теплового состояния обмотки осуществляется либо с помощью встроенных датчиков температуры, либо с помощью тепловизоров, либо путем химического анализа охлаждающего газа, в котором находятся продукты термического разложения изоляции. По концентрации продуктов разложения можно судить о степени перегрева изоляции. Контроль за местными перегревами можно проводить с помощью нанесения термоиндикаторных покрытий или термочувствительных «этикеток».

Контроль состояния изоляции осуществляется анализаторами ЧР. измеряющими интенсивность частичных разрядов. Сигналы на анализатор поступают от емкостных датчиков связи, устанавливаемых под пазовым клином. Существующие анализаторы ЧР позволяют распознать следующие дефекты обмотки статора: ослабление крепления обмотки в пазу, повреждение полупроводящего покрытия, расслоение или плохая пропитка изоляции, отслоение меди от корпусной изоляции, существенный износ изоляции, ослабление крепления обмотки. В связи с высокой информативностью анализаторы ЧР получили широкое распространение в системах диагностики крупных электрических машин.

Частичные разряды приводят к появлению озона в охлаждающем газе. Большая концентрация озона свидетельствует о наличии частичных разрядов в изоляции, связанных с повреждением полупроводящего покрытия.

Воздушный зазор. Контроль воздушного зазора осуществляется с помощью систем оптического контроля, имеющих точность 0,05 мм при пределе измерения 40 мм. С помощью таких систем, имеющих датчики на статоре и роторе, удается выявить радиальные колебания статора, неравномерное расширение статора при нагревании, динамические изменения воздушного зазора при изменениях режима работы и биение вала.

В последнее время широко используются системы контроля воздушного зазора гидрогенераторов на базе емкостных датчиков. Они Проще оптических и позволяют обойтись только датчиками, установленными на статоре.

Подшипники и подпятники. Для определения состояния подшипников осуществляется непосредственный (путем установки датчиков на баббитовых вкладышах) или косвенный (измерение температуры масла на входе и выходе подшипника) тепловой контроль, а также контроль вибрации.

Отдельно следует сказать о широко применяемых в настоящее время системах вибродиагностики. Эти системы позволяют получать достоверную информацию о наличииследующих дефектов: разбалансировка ротора, несоосность вала, неравномерность воздушного зазора, дефекты уплотнений, трещины в роторе, структурные резонансы и ряд других.
На базе комплекса методов выявления дефектов созданы автоматизированные системы контроля состояния крупных электрических машин. Так, созданная в России система СКДГ контролирует температуру, электрические и механические параметры и выдает предупредительные и аварийные сигналы при выходе измеряемых величин за допустимые пределы. Система имеет 120 каналов контроля, обрабатывает и сохраняет данные измерений и показатели режимов работы.
Наиболее универсальной в настоящее время считается разработанная по заказу EPR1 система HYDROSCAN (фирма «МСМ EnterpriseLtd», США). Система включает сканирующее устройство, являющееся по существу диагностической системой состояния статора и ротора гидрогенератора. Устройство состоит из комплекта датчиков, стабилизатора питания, телеизмерительной системы, управляющего контроллера и пульта управления. Измерение температуры на статоре производится со стороны ротора, а температуры ротора — со стороны статора.
Сканирование поверхности расточки статора производится датчиками 6, установленными на роторе в межполюсном пространстве. Имеется 14 полос измерения температуры, обегающих все пазы статора (соответствует 7056 точкам измерения температуры на сердечнике статора). Частота опроса по пазам составляет 1 кГц, чувствительность — PC на площади длиной 2,5 см и шириной, равной ширине зубца.

Устройство диагностической системы HYDROSCAN.
1 — стабилизированный источник питания, 2 спицы ротора; 3 — полюса ротора; 4 — приемник сигналов датчиков, установленных на роторе; 5 — статор; 6 — линейка датчиков;

Развивающиеся повреждения стержней обмотки статора гидрогенератора, которые сопровождаются частичными разрядами в изоляции, определяются с помощьюрадиочастотных датчиков. Для получения большей чувствительности и точности фиксации места разряда эти датчики устанавливают на оси полюса. Кроме того, контроль за частичными разрядами ведется с помощью емкостных датчиков, встроенных в пазы статора.
Контроль величины воздушного зазора осуществляется двумя индуктивно связанными катушками, закрепленными в воздушном зазоре. Разрешающая способность измерений воздушного зазора составляет 0,64 мм. В зазоре измеряется также вращающаяся составляющая магнитною поля (по трем осям с помощью датчиков Холла), позволяющая выявить витковые замыкания в катушках статора.
Выявление ослабления пазовых клиньев, крепления лобовых частей и вибрации сердечника статора осуществляется путем анализа шума с помощью трех микрофонов, установленных в блоке датчиков. В блоке датчиков установлены также акселерометр для измерения вибрации ротора, устройство питания датчиков и оптоволоконное устройство передачи данных на приемник 4.

ДИАГНОСТИКА ГЕНЕРАТОРА
Диагностирование генераторов сводится к проверке ограничивающего напряжения и работоспособности генератора. Для выполнения этой операции необходимо включить вольтметр параллельно потребителям тока. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока (подфарниках и габаритных фонарях) и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Оно должно быть в диапазоне 13,5-14,2 В. Работоспособность генератора оценивают по напряжению при включении всех потребителей на частоте вращения, соответствующей полной отдаче генератора, которое должно быть не ниже 12 В. Однако подобная методика проверки не может выявить характерные, хотя и редко встречающиеся неисправности генератора, такие, как обрыв или замыкание обмоток статора на массу, обрыв или пробой диодов выпрямителя, ввиду значительных резервов работоспособности генератора.
Эти неисправности легко выявляются по характерному виду осциллограмм, связанному в первую очередь с увеличением диапазона колебания напряжения. При исправной работе генератора диапазон колебаний напряжения в сети не превышает 1-1,2 В, который обусловливается периодическим включением в цепь нагрузки первичной обмотки катушки зажигания. Это легко читается по осциллограмме осциллографа мотортестера (Элкон S-300, Элкон S-100А, К-461, К-488).
При одном пробитом (закороченном) диоде в результате его выпрямляющих свойств диапазон колебания напряжения возрастает до 2,5-3 В. при общем снижении частоты его колебаний. Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, при этом не меняется, однако выбросы напряжения приводят к снижению долговечности аккумуляторной батареи и других элементов электрооборудования (В.Л. Роговцев, "Устройство и эксплуатация автотранспортных средств", с.391).
Таким образом, одновременное применение осциллографа и вольтметра позволяет быстро и объективно проводить диагностирование генераторов и реле-регуляторов переменного тока. Повышение напряжения генератора более расчетного на 10-12% снижает срок службы аккумуляторной батарей в 2-3 раза.
Неисправный генератор заменяют или ремонтируют в условиях электроцеха, ограничивающее напряжение реле-регулятора регулируют натяжением пружины якорька, а при отсутствии таковой возможности реле-регулятор также заменяют. Бесконтактно-транзисторные реле-регуляторы регулируют только в условиях электроцеха.
Система диагностики (сканирующее устройство является ее частью) контролирует температуру воздуха в воздушном зазоре, состояние подшипников и щеточно-контактного аппарата.
Основным направлением развития систем диагностики является автоматизация.


Расположение датчиков в диагностической системе SUPER:
1 — датчики температуры обмотки статора; 2 — датчики температуры охлаждающей воды; 3 — датчик температуры охлаждающего воздуха; 4 — датчик температуры окружающего воздуха; 5 — емкостные датчики смешения; 6 — датчики вибрации на подпятнике (вибрации на оборотной частоте и частоте сети); 7—датчики вибрации (по двум осям в горизонтальной плоскости); 8 — датчики температуры корпуса Подшипников, масла и охлаждающей воды; 9 — датчики температуры масла и виброускорсния в подпятнике; 10 — датчики смешения; 11 — датчики вибрации вала: 12 — датчики положения направляющего аппарата; 13 — датчикисостояния кольцевого уплотнения турбины

Примером автоматизированных систем может служить система SUPER, установленная на одной из канадских ГЭС. Система контролирует следующие характеристики основных узлов гидроагрегата.

Генератор:
измерение температуры обмотки статора (датчики 1), охлаждающей воды (датчики 2), охлаждающего (датчики 3) и окружающего (датчики 4) воздуха;
положение ротора относительно статора (датчики 5); напряжение и силу тока обмоток статора и ротора, активную и реактивную мощность генератора, коэффициент мощности;
вибрации на оборотной частоте и на частоте сети (датчики 6 на верхнем подшипнике). Подшипники:
вибрации по двум осям в горизонтальной плоскости (датчики 7): температуру на корпусе подшипников, температуру масла и воды охлаждающей системы (датчики 8)
вибрации на подпятнике (датчики 9), а также расход масла в системе смазки и воды в системе уплотнения.

Возбудитель генератора:
износ щеток (по температуре контактных колец); частоту вращения.
Кроме того контролируется работа гидротурбины и направляющего аппарата (датчики 10. 13).
Система SUPER фиксирует каждую минуту 52 механических и 10 электрических параметров и содержит 50 уставок на сигнал. В основной процессор данные передаются обычно один раз в час. В случае срабатывания какой-либо из уставок (сигнал тревоги — выход контролируемого параметра за допустимые пределы) в процессор передаются данные за предыдущий час работы. Математическое обеспечение позволяет обрабатывать и передавать сигналы датчиков, отбирать их для базы данных, осуществлять постоянный контроль и анализ в режиме «on-line» и проводить специальные тесты.
В системах функциональной диагностики нашли широкое применение устройства контроля химических и механических примесей в охлаждающем газе, позволяющие определять перегревы изоляции (по продуктам ее тепловой деструкции или по продуктам разложения термочувствительных покрытий) и степень ее механического износа (по составу и количеству механических примесей). Эти устройства могут быть как стационарными (для постоянного контроля состояния изоляции), так и переносными (для периодического контроля состояния изоляции).
Применение систем функциональной диагностики совместно с испытаниями и проверками во время ревизий и осмотров позволяет максимально увеличить межремонтный период, а при необходимости проведения ремонта более точно определить место и степень повреждения, минимизировав тем самым его объем и время проведения.

ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СТАРТЕРА И ЕГО ЦЕПЕЙ
ВИДИМАЯ НЕПОЛАДКА ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
При повороте ключа на старт стартер не включатся Разряжен либо неисправен аккумулятор Зарядить или заменить аккумулятор.
Переключатель скоростей стоит не в положении "P" или "N" Переключить положение "Р".
Не доходит провод массы до двигателя Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы.
Неисправен переключатель блокировки коробки передач. Заменить переключатель блокировки коробки передач.
Не подсоединен разъем на управление стартером(50 контакт). Проверить и, если требуется, заменить разъем.
Щетки неплотно прилегают к коллектору.("зависли" либо износились) Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе.
Дефект втягивающего реле. Заменить втягивающее реле.
Сильный износ коллектора якоря. Проверить и, если требуется, заменить коллектор якоря.
Нет контакта между обмоткой и коллектором якоря. Проверить якорь, при необходимости заменить.
Стартер двигатель вращает, но очень медленно. Не доходит провод массы до двигателя. Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы.
Нет зарядки. Смотри неисправности генератора.
Износ втулок стартера. Проверить и заменить втулки стартера.
Дефект втягивающего реле. Заменить втягивающее реле.
Обмотка статора или якоря имеет контакт с массой. Проверить и заменить статор или якорь.
Щетки неплотно прилегают к коллектору.("зависли" либо износились) Проверить длину и свободу перемещения щеток в щеткодержателе.
Провод между стартером и аккумулятором имеет плохой контакт. Проверить и заменить провод.
Стартер вращается, но коленвал стоит на месте. Износ бендикса. Заменить бендикс.
Разрушены части редуктора. Заменить неисправную часть редуктора и бендикс.
После запуска двигателя стартер вращается вместе с маховиком. Неисправность контактной группы замка зажигания. Заменить контактную группу замка и отремонтировать стартер.
Неисправность втягивающего реле. Заменить втягивающее реле и отремонтировать стартер.
ВИДИМАЯ НЕПОЛАДКА ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
Контрольная лампа заряда не горит при включении зажигания Разряжен либо неисправен аккумулятор Зарядить или заменить аккумулятор.
Перегорела лампа на приборной панели Заменить.
Не доходит провод массы до задней части генератора Проверить надежность контакта массы, подтянуть болты крепления провода массы.
Нарушение целостности провода между выводом подключения лампы на генераторе и приборной панелью. Проверить вольтметром или омметром по электрической схеме.
Не подсоединены разъемы между генератором и приборной панелью. Проверить и, если требуется, заменить разъемы.
Щетки неплотно прилегают к контактным кольцам.("зависли" либо износились) Проверить длину (>=5 мм)и свободу перемещения щеток в щеткодержателе.
Дефект регулятора напряжения Заменить регулятор напряжения.
Сильный износ роторных колец. Проверить и, если требуется, заменить роторные кольца.
Обрыв ротора генератора Проверить ротор, при необходимости заменить.
Контрольная лампа заряда гаснет при увеличении оборотов двигателя, но на аккумуляторе зарядки нет. Ослабло натяжение клинового ремня Натянуть клиновой ремень.
Обрыв диодов диодного моста . Проверить и заменить диодный мост.
Дефект регулятора напряжения Проверить и, если требуется, заменить реле регулятор напряжения.
Провод между генератором и аккумулятором имеет плохой контакт. Проверить и заменить провод, после чего проверить диодный мост в генераторе.
Контрольная лампа заряда не гаснет при увеличении оборотов двигателя Ослабло натяжение клинового ремня Натянуть клиновой ремень.
Неисправность диодного моста или обмотки статора. Проверить и заменить диодный мост или обмотку.
Дефект регулятора напряжения Проверить и, если требуется, заменить реле регулятор напряжения.
Провод между генератором и контрольной лампой имеет контакт с массой Найти и устранить замыкание или заменить жгут проводов, после чего проверить диодный мост в генераторе.
Контрольная лампа заряда горит при выключенном зажигании Короткое замыкание диода. Проверить диоды, и заменить диодный мост.
Аккумулятор выкипает. Неисправность реле регулятора напряжения. Заменить реле регулятор и проверить диоды, при необходимости заменить диодный мост.
Дефекты обмоток якоря электрических машин постоянного тока и причины их появления
Дефект Причины дефекта Пояснения и рекомендации
Неудовлетворительное качество изоляции Неплотная намотка при изолировке, сдвиги слюды, образование морщин, недостаточная просушка, неправильныйнахлест при изолировке
Механические повреждения Присутствие в пазах металлических стружек, опилок, повреждение изоляции в процессе вкладки ее, при рихтовке и осадке обмотки в пазы. Небрежное отношение к работе, неаккуратная транспортировка.
Витковые замыкания Повреждения изоляции витков во время опрессовки пазовой части. Перемещение отдельных витков во время опрессовки пазовой части. Некачественная пайка концов обмотки с хомутиками или коллекторными пластинами. Припой, попадая между пластинами коллектора или между отдельными концами секции, соединяет их между собой. Появление «мостиков» (затяжек) от пластины к пластине на коллекторе при обточке его тупым резцом или при большой подаче. Повреждение изоляции при транспортировке или сборке Проводники продавливают изоляцию соседних проводников, создавая тем самым соединение между витками. Этому часто способствует присутствие в припое посторонних составных частей, например сурьмы, которая делает сплав очень жидким и подвижным в расплавленном состоянии. 4 Устраняются продороживанием коллектора. 5. Витковое соединение может получиться после пробоя изоляции на корпус.
Обрывы обмотки Плохая пайка концов обмотки с пластинами коллектора или «петушками»
Соединения концов обмотки с коллекторными пластинами перепутаны Наличие крестов одинарных, двойных и т.д., а также встречных соединений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8460 — | 7349 — или читать все.

Читайте также:  Малогабаритные встраиваемые духовые шкафы электрические
Оценить статью
Добавить комментарий