Не работает кран подпитки на котле

Не работает кран подпитки на котле

Строительство

Содержание

Рабочий объем теплоносителя в отопительной сети может уменьшиться из-за ряда причин – утечки, испарения, сброса пара через автоматический клапан, выполнения ремонтных работ. В схеме открытого типа главный стояк опорожняется и заполняется воздухом из расширительного бака, закрытого — существенно снижается давление. В любом случае необходима подпитка системы отопления, которую можно сделать несколькими способами.

Признаки критической нехватки теплоносителя

Далеко не все хозяева частных домов отслеживают техническое состояние водяного отопления, работает – и ладно. Когда образуется скрытая протечка, система продолжает функционировать некоторое время, пока количество теплоносителя не снизится до критического уровня. Этот момент отслеживается по следующим признакам:

  1. В открытой системе сначала опорожняется расширительная емкость, затем наполняется воздухом основной стояк, поднимающийся от котла. Результат: холодные батареи при перегреве подающего трубопровода, включение максимальной скорости циркуляционного насоса не помогает.
  2. Недостаток воды при самотечной разводке проявляется аналогичным образом, вдобавок слышно бульканье воды в стояке.
  3. На газовом отопителе (открытая схема) наблюдаются частые запуски / включения горелки — тактование, ТТ-котел перегревается и кипит.
  4. Нехватка теплоносителя в закрытой (напорной) схеме отражается на манометре – давление постепенно снижается. Настенные модели газовых котлов автоматически останавливаются при падении ниже порога 0.8 Бар.
  5. Напольные энергонезависимые агрегаты и твердотопливные котлы продолжают исправно греть остатки воды в закрытой системе, пока освобожденный теплоносителем объем не заполнится воздухом. Циркуляция остановится, возникнет перегрев, сработает предохранительный клапан.

Важное уточнение. При кипении ТТ-котла, работающего в открытой гравитационной системе, взрыва не последует, поскольку теплоноситель сообщается с атмосферой. Нагреваемая отопителем вода испарится, затем в котельной начнется пожар. Хотя описанный процесс занимает немало времени, подобные ситуации – далеко не редкость.

Для чего нужна подпитка системы, мы пояснять не станем – это очевидная мера для сохранения работоспособности отопления. Остается выбрать способ пополнения теплосети.

Читайте также:  Мощные саморезы по дереву

Выбор варианта дозаправки

Для пополнения запаса теплоносителя используется несколько методов:

  1. Ручная подпитка – самый дешевый и универсальный вариант, подходящий для всех типов разводок.
  2. Автоматическое пополнение из водопровода практикуется только в системах, работающих под давлением.
  3. Для заправки закрытой сети незамерзающим теплоносителем тоже применяется ручной опрессовочный насос. Устройство автоматизированной схемы с электрической насосной станцией, подключенной к емкости с антифризом, практикуется в промышленных котельных.

В домашних условиях антифриз подкачивают в тепловую сеть с помощью опрессовочного насоса

Примечание. Если радиаторная сеть и теплые полы заполнены антифризом, простая подпитка делается небольшим ручным насосом. Но чаще всего в системе отопления используется фильтрованная водопроводная вода, почему – из-за цены незамерзающих теплоносителей (особенно, безвредного пропиленгликоля).

Принцип действия автоматического подпиточного узла основан на срабатывании редукционного клапана, реагирующего на снижение давления в теплосети. Когда оно падает ниже установленного значения, клапанный механизм открывается и запускает воду из магистрали. Аналогичным образом действует насосная станция, закачивающая антифриз из отдельного бака.

Узел с редуктором (слева) и станцией, качающей теплоноситель из бака (справа)

Возьмем на себя смелость рекомендовать использование ручной схемы подпитки. Причины:

  1. Узел состоит из 2—3 недорогих элементов и никогда не включится без ведома домовладельца.
  2. Как бы надежно и качественно ни была смонтирована тепловая сеть, вероятность протечки и срабатывания клапана существует.
  3. Ситуация: прорыв трубы, длительное вытекание теплоносителя в отсутствие хозяев. Полностью автономная «умная» подпитка зальет весь дом, испортит напольное покрытие и дорогостоящий ремонт.
  4. Представьте идентичную ситуацию в многоквартирном доме — утечка из индивидуальной системы и включение автоматизированного пополнения затопит соседей снизу.
  5. Под седлом клапана накопится мельчайший песок и элемент со временем потеряет герметичность. Под давлением со стороны водопровода 4—7 бар начнется самопроизвольная подпитка. Самый безобидный сценарий – сброс лишнего теплоносителя через предохранитель на группе безопасности котла.

Чем ликвидировать последствия описанных неприятностей, лучше выделить толику времени для личного контроля над своим отоплением. Обнаружив признаки потери теплоносителя, вы самостоятельно примете решение – подпитывать систему сразу, искать протечку либо производить ремонт. Негативный пример использования подобной автоматики смотрите на видео нашего эксперта:

Схема ручной подпитки

Простейший вариант наполнения системы реализован в 90% двухконтурных настенных котлов, куда априори подведена труба холодного водоснабжения. Внутри корпуса установлен ручной вентиль, соединяющий эту магистраль с обратной линией отопления. Нередко кран подпитки котла встречается на твердотопливных теплогенераторах с водяным контуром и без такового (пример — отопительные агрегаты чешского бренда Viadrus).

Справка. На некоторые модели газовых отопителей, оборудованные теплообменником ГВС (в частности, Beretta), производители вместо ручного крана ставят автоматический клапан подпитки с электромагнитным приводом. Если давление теплоносителя падает ниже 0.8 Бар, котел сам набирает воду до требуемого уровня.

Для сборки классического подпиточного узла, подходящего к любому типу системы, понадобятся такие детали:

  • тройник с боковым отводом Ду 15—20, соответствующий материалу трубы отопительной магистрали, — фитинг для металлопластика, полипропилена и так далее;
  • тарельчатый (пружинный) обратный клапан;
  • кран шаровой;
  • соединительные муфты, фитинги.

Задача обратного клапана — не пускать воду из тепловой сети назад, в водопровод. Если речь идет о подкачке антифриза с помощью насоса, без клапана вовсе не обойтись. Арматура устанавливается именно в порядке перечисления:

  1. Тройник врезается в обратку отопления после циркуляционного насоса.
  2. К отводному патрубку тройника подсоединяется обратный клапан.
  3. Следом ставится шаровой кран.

Совет. Если на входе водопровода в частный дом отсутствует фильтр тонкой очистки, таковой желательно предусмотреть на линии подпитки. Элемент предохранит теплосеть от попадания мелкого песочка и частиц ржавчины, накапливающихся на тарелке обратного клапана и в седлах трехходовых вентилей.

Принцип действия узла простой: при открытии крана вода из централизованной магистрали поступает в трубопроводы отопления, поскольку ее давление выше (4—8 Бар против 0.8—2 Бар). Процесс наполнения закрытой системы отслеживается по манометру котла или группы безопасности. Если вы случайно превысили давление, воспользуйтесь краном Маевского на ближайшем радиаторе и стравите лишнюю воду.

Чтобы контролировать количество теплоносителя в расширительной емкости открытой теплосети, расположенной на чердаке дома, бак нужно оснастить 2 дополнительными трубками диаметром ½ дюйма:

    Контрольный трубопровод, заканчивающийся краном в котельной, врезается в боковую стенку примерно на половине высоты резервуара. Открыв данный вентиль, вы сможете определить наличие воды в баке, не забираясь на чердак.

В процессе подпитки воздушные пузыри выходят через крышку бачка, максимальный уровень отслеживается по истечению воды из верхнего штуцера через трубу

  • Трубка перелива врезается на 10 см ниже крышки бака, конец отводится в канализацию либо просто на улицу под свесом кровли. Находясь в топочной и открывая кран подпитки, вы должны видеть этот патрубок, когда оттуда потечет вода, заполнение прекращается.
  • Замечание. Если вас интересует расчет минимального объема расширительной емкости, перейдите по выделенной ссылке.

    Схема с обратным клапаном и запорным краном также применима для заливки гелиосистем (солнечных коллекторов) и геотермальных контуров тепловых насосов антифризом. Как пользоваться котловым вентилем подпитки, рассказывается на видео:

    Автоматический подпиточный узел

    Если вы твердо уверены в надежности и качестве сборки системы, можете смонтировать автоматизированную схему, добавляющую воду из трубы ХВС. Что нужно купить:

    • редукционный клапан (проще – редуктор);
    • 3 шаровых крана;
    • 2 тройника;
    • труба для устройства байпаса.

    Важный момент. Поступающая в редуктор вода должна предварительно очищаться грубым сетчатым фильтром, иначе клапан станет быстро засоряться. Если на вводе в здание такой фильтр не предусмотрен, установите его перед блоком подпитки.

    В данной схеме манометр показывает давление на стороне тепловой сети, байпас и краны нужны для обслуживания модуля подпитки

    Главный исполнительный элемент схемы – редуктор – состоит из следующих деталей:

    • фильтр тонкой очистки на входном патрубке;
    • пружинный седельный клапан с резиновыми уплотнителями;
    • рукоятка регулятора давления с нанесенной шкалой, диапазон – 0.5…4 Бар (или выше);
    • ручной запорный вентиль;
    • обратный клапан на выходе.

    Примечание. Существуют более дорогие модели подпиточных редукторов со встроенным манометром, измеряющим давление на стороне системы отопления. Поскольку данный прибор уже стоит в группе безопасности либо котле, тратить лишние деньги и дублировать его нет смысла. Исключение – ситуация, когда подпитка врезана далеко от источника тепла (читайте следующий раздел).

    Как видите, редукционный автомат уже содержит все необходимые элементы – фильтр, обратный клапан и регулятор. Осталось собрать простую схему с байпасом и сервисными кранами, предназначенными для снятия и обслуживания редуктора.

    Управлять вентилем просто – с помощью регулятора настройте минимальный порог давления в теплосети, откройте краны прямой магистрали, а байпас закройте. Как правильно отрегулировать автоматический клапан, показано в коротком видеосюжете:

    Совет. Если планируете ставить перед редуктором грубый фильтр, предусмотрите дополнительный сервисный кран, дабы очищать сеточку, не отключая воду во всем доме.

    Для организации автоматического добавления антифриза в систему можно приспособить «гидрофор» — водяную станцию с электронасосом, предназначенную для водоснабжения из колодца. Реле давления агрегата нужно перенастроить под минимальный напор 0.8 Бар, максимальный – 1.2…1.5 Бар, а всасывающий патрубок направить в бочку с незамерзающим теплоносителем.

    Целесообразность такого подхода весьма сомнительна:

    1. Если «гидрофор» сработает и станет подкачивать антифриз, вам все равно придется искать и устранять причину проблемы.
    2. При длительном отсутствии хозяев подпитка тоже не спасет ситуацию в случае аварии, поскольку размер емкости ограничен. Насосная станция продлит работу отопления на какое-то время, но потом котел отключится.
    3. Ставить большую бочку опасно – можно затопить токсичным этиленгликолем полдома. Неядовитый пропиленгликоль слишком дорог, как и устранение последствий разлива.

    Примеры организации автоматической дозаправки из емкостей разной вместительности

    Вывод. Вместо дополнительных насосов и автоматических редукторов лучше приобрести электронный блок типа «Кситал». После относительно недорогой инсталляции вы сможете контролировать работу отопления через сотовый телефон либо компьютер и быстро реагировать на возникновение аварийных ситуаций.

    Как подключить к системе отопления

    При закрытой схеме нет большой разницы, куда подсоединять трубопровод подпитки — к подаче или обратке. Мы рекомендуем пользоваться классической проверенной методикой — точка врезки должна располагаться на обратной линии рядом с котлом, после циркуляционного насоса и расширительного бачка. Причины:

    • узел располагается в помещении топочной, рядом с оборудованием и приборами;
    • подкачка воды в обратку сразу отражается на манометре, установленном на подаче за котлом;
    • врезка располагается в самой нижней точке, поток распределяется по 2 направлениям – в котел и радиаторы, воздух выдавливается равномерно.

    Классическая схема врезки подпиточного модуля

    Обвязка твердотопливных агрегатов предполагает устройство контура защиты от конденсата с трехходовым вентилем. Нельзя делать подпитку перед этим клапаном – от холодной воды он сразу закроется и котловой манометр начнет запаздывать с показаниями. Врезайтесь внутри контура, между 3-ходовым вентилем и теплогенератором.

    Аналогичным образом подпитка врезается в обратную магистраль открытой системы. Второй вариант – добавление теплоносителя прямо в бак, недостаток метода – прокладка подающей трубы на чердак.

    Слева показано правильное подключение — внутри первичного котлового контура

    Подключение подпиточной линии допускается и в других точках:

    • к отдельному штуцеру твердотопливного котла, предусмотренному заводом – изготовителем;
    • к нижней части гидрострелки;
    • к обратному коллектору распределительной гребенки;
    • к выходу бойлера косвенного нагрева.

    Указанные варианты обычно реализуются в сложных и разветвленных системах загородных коттеджей. Подключение подпитки к бойлеру демонстрируется в очередном видео:

    Напоследок о безопасном добавлении теплоносителя

    Выполняя заливку воды либо частичную подпитку, соблюдайте наши рекомендации:

    1. Разогретую систему пополняйте медленно, открыв вентиль на четверть хода рычага. Таким способом удастся избежать образования воздушных пробок и предохранить теплообменник котла от температурного шока.
    2. Заправку с нуля делайте при неработающем теплогенераторе и отключенном циркуляционном насосе.
    3. Проверьте давление в расширительном баке и пройдитесь по всем радиаторам, открывая краны Маевского для выпуска воздуха.
    4. Если ваш котел оборудован современной электроникой, обязательно изучите пункты инструкции, касающиеся подпитки. Зачастую в агрегате необходимо активировать специальный сервисный режим.
    5. Лишнее давление легко стравливается через ближайший воздухоотводчик.

    Модуль подпитки сложной системы можно подключать к гидравлическому разделителю и гребенке

    Справка. Чугунные теплообменники запросто дают трещины от резких перепадов температур, а стальные топки покрываются изнутри конденсатом. Последний смешивается с сажей и образует плотный налет.

    Закачка антифриза ручным насосом не таит подводных камней. Опрессовочные установки оснащены собственным манометром, позволяющим контролировать актуальное давление в точке врезки.

    Рассмотрим причины по которым давление в двухконтурном котле может постоянно расти (вернее расти до тех пор пока не сработает предохранительный клапан сброса давления в котле). Учитывая, что принцип работы большинства котлов схож, то эта неисправность может проявляться в различных моделях: Бакси, Аристон, Будерус и т.д..

    Когда давление в двухконтурном газовом котле падает это ещё как то понятно, но когда давление само по себе растёт! Однако именно с этим мне пришлось однажды столкнуться — купив квартиру с ремонтом, подписав договор купли-продажи и получив ключи, я не стал в ней ночевать и утром обнаружил лужи воды на полу и испорченный шкаф под газовый котел.

    Растет давление в системе отопления в настенном котле

    Наличие стабильного рабочего давления в системе отопления (1 — 2 бара) — залог безопасной работы двухконтурного газового котла. Котел не запустится, если системное давление будет менее 0,6 бар, при более 3 бар происходит аварийный сброс воды.

      Причины по которым давление в двухконтурном газовом котле может постепенно, но постоянно расти две:

  • не держит кран подпитки (вероятнее всего);
  • неисправен вторичный теплообменник.
  • Обычно это происходит так: давление медленно растет (иногда вы можете этого не заметить и уехать на несколько дней) до срабатывания предохранительного клапана (обычно на уровне 3 бара). И так несколько раз, по циклу. В результате залит пол в кухне, испорчена мебель и настроение.

    Система отопления автономна (не соединена с водопроводом). Это по сути замкнутый контур который может подогреваться газовой горелкой. Но для заполнения этого контура отопления водой есть кран подпитки, и если он пропускает, то вода из водопровода будет подтекать в систему отопления (повышая там давление).

    Ну и второй (маловероятный) вариант — во вторичном теплообменнике трубы водоснабжения и отопления расположены рядом, буквально через тонкую стенку. И если там образовался свищ, то возможно подтекание из системы водоснабжения в систему отопления (до выравнивания давлении). И если в водопроводе холодной воды давление больше 3 бар, такое же давление со временем будет в системе отопления. Что приведет к срабатыванию аварийного клапана (и сбросу части воды).

    Как заполнить систему отопления двухконтурного котла

      Система отопления двухконтурного газового котла заполняется через кран подпитки, который есть в базовой комплектации любого котла:
  • открываем все воздухоотводчики;
  • открываем кран подпитки и заполняем систему;
  • по мере заполнения контура закрываем воздухоотводчики;
  • добиваемся давления (указанного в паспорте котла);
  • после того как давление в системе отопления достигло необходимого уровня кран подпитки закрывается.
  • Для чего нужен кран подпитки на газовом котле

    Кран подпитки служит для первичного заполнения теплоносителем (водой) контура отопления и компенсации убыли теплоносителя.

      А вот сама убыль теплоносителя возможна по нескольким причинам:

  • банальные протечки теплоносителя на стыках труб и радиаторов;
  • при критических превышениях режимов может произойти повышение давления в системе отопления, что приводит к срабатыванию аварийного клапана, который сбрасывает часть теплоносителя;
  • автоматические воздухоотводчики выпускают воздух, но и немного теплоносителя выходит все равно в виде пара.
  • Кран подпитки котла как работает

    Кран заполнения и подпитки компактных котлов обычно находится снизу корпуса, рядом с трубой подвода холодного водоснабжения. И представляет собой ручной вентиль, соединяющий эту магистраль с обратной линией отопления.

    Котел газовый двухконтурный не держит кран подпитки

      Причины по которой кран подпитки может не держать (подтравливать), всего две:
  • от времени задубела уплотнительная резинка на штоке;
  • резинка порвалась, например от чрезмерного затягивания крана подпитки.
  • Ремонт крана подпитки котла

    В большинстве случаев менять подпиточный кран вовсе не обязательно, достаточно сбросить давление воды в котле через клапан, вывернуть вертушок из крана и заменить на нем маленькое резиновое колечко.

    Давление в двухконтурном котле падает

    Это довольно частая проблема — проявляется она в том, что давление в системе отопления медленно понижается и когда оно опускается ниже нормы, некоторые модели котлов отключаются.

    Чаще всего причина — элементарная утечка воды из труб или прохудившихся радиаторов. Такую утечку в отопительный сезон обнаружить непросто — вы не увидите на полу лужу (ну разумеется если только это не серьёзная протечка). Чаще всего это будут просто капельки и эти капельки вы не увидите, поскольку с нагретых труб они быстро испаряются.

    Как и где искать утечку — обращать внимание нужно на пробки радиаторов, места соединения или пайки труб и фитингов. Часто можно увидеть следы от потёков воды в виде ржавых или солевых разводов. Легче будет обнаружить разного рода протечку, если отключить на некоторое время отопление, дать остыть радиаторам и добавить давление до примерно 2.5 Бара. После этого можно будет увидеть капли или лужицы на полу.

    Котёл тоже может быть причиной утечки. Например протекает сам первичный теплообменник или места его соединения. Но пока это небольшие капельки, вы ничего не заметите, во время работы котла они испаряются. Как начнёт протекать активнее, заметите «капель» из котла.

    Падает давление в двухконтурном котле при включении горячей воды

    При открытии крана с горячей водой падает давление в системе отопления (примерно на 0,3 атмосферы). Кран закрыл — давление восстанавливается.

    Почему давление в котле то падает то поднимается

      Возможные причины:
  • не держит давление воздуха золотник расширительного бака;
  • нарушена герметичность мембраны корпуса расширительного бака;
  • наличие воздуха в системе радиаторов.
  • Расширительный бак — это герметичная емкость разделённая пополам мембраной, одна половина бака заполнена инертным газом (или просто воздухом), другая заполняется теплоносителем (водой). Он предназначен для компенсации давления создаваемого при расширении нагретого теплоносителя. Вода при нагревании расширяется, и если ей некуда будет расшириться — она разорвет радиаторы отопления или трубы (так как жидкости практически несжимаемы).

    Расширительный бак должен быть заполнен воздухом под давлением примерно 1,5 бар (точную цифру смотрим в инструкции к конкретному котлу). Воздух туда закачивают через золотник (как в автомобиле или велосипеде), и если он подтравливает, то со временем давление будет падать. Для проверки смочите головку ниппеля золотника каплей воды, если пойдут пузыри — узел неисправен и требует замены.

    Для проверки герметичности мембраны расширительного бака открываем кран подпитки. Если давление растет в момент, это первый признак отсутствия компенсации. Мембрана пропускает воду, воздушная полость за мембраной заполнена водой и не компенсирует давление. Для проверки можно надавить на ниппель золотника, через который накачивают воздух в расширительный бак — из него польётся вода.

    Давление в закрытой системе отопления так же может меняется от большого количества не удалённого воздуха из системы. И хотя современные котлы оборудованы автоматическими воздухоотводчиками, они со временем могут не работать по причине зарастания накипью.

    Мы установили дополнительный расширительный бак , но проблема осталась, давление всё равно росло. Более тщательная диагностика показала, что не работает кран подпитки. В его закрытом положении в систему продолжала поступать вода. Поэтому давление и росло. Временно устранить эту неисправность можно перекрытием крана подачи воды на входе в котёл. Но в этом случае было невозможно пользоваться горячей водой. Поэтому, купив в специализированном магазине кран подпитки в сборе (или гидроузел), мы решили его заменить.

    Сразу отметим, что работы по замене крана подпитки газового котла Навьен должны выполняться работниками газовых служб. Но марок котлов великое множество и не все специалисты знакомы именно с этим устройством. Поэтому, чтобы мастер долго не думал, как произвести замену, вы можете распечатать данную статью и использовать её как руководство.

    ЗАМЕНА КРАНА ПОДПИТКИ ГАЗОВОГО КОТЛА НАВЬЕН

    Первым делом отключим котёл Навьен от источника питания, перекроем подачу газа и воды .

    Снимем облицовку, отсоединив сверху две защёлки, и выкрутив снизу 2 винта.

    Снимем верхнюю вертикальную часть газового клапана, выкрутив 4 винта.

    Открутим шланг подачи газа.

    Снизу выкрутим 2 винта, крепящих газовый клапан к корпусу котла, снимем его и отодвинем в сторону.

    Кран подпитки котла Навьен соединён проводом с контроллером. Найдём этот провод и отсоединим его от шины.

    Снимем хомут, соединяющий кран подпитки со вторичным теплообменником котла Навьен. Из него выльется немного воды, поэтому нужно подставить небольшую ёмкость.

    Ключом на 17 открутим от гидроузла трубу подпитки.

    Отсоединим зажим от трубы подачи воды.

    Аккуратно вынем кран подпитки.

    Вынем новый гидроузел из упаковки и в обратной последовательности подсоединим его к газовому котлу Навьен.

    Заполним систему водой. Теперь давление стоит на одном уровне.

    Разобрав старый кран подпитки, мы увидели, что в нём порвалась маленькая резиновая прокладка. Из-за такой маленькой детали пришлось менять гидроузел целиком. Дело в том, что, закрывая кран подпитки, не нужно его перетягивать. Видимо, в какой-то момент мы превысили усилие, и прокладка порвалась. Аккуратнее надо быть. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

    Оценить статью
    Добавить комментарий