Содержание
Задумывались ли вы о том, как много места в жизни человека отведено музыке? Большинство торжественных моментов, как радостных, так и грустных, проходят под гармоничные звуки. Люди слушают музыку постоянно: дома, в дороге, во время работы и отдыхая, когда плохо на душе или наоборот. И одним из чудесных источников звука уже долгие столетия считается фортепиано. Но что это за инструмент, и как настроить пианино?
Историческая справка
В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.
Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.

Кто должен настраивать
Как и любой инструмент, со временем пианино меняется в звучании. Зависит это от многих факторов, и избежать настройки не удастся.
Все виртуозы своего дела настоятельно рекомендуют не настраивать инструмент самостоятельно. В этом процессе нет права на ошибку, и каждое движение должно быть мастерски отточено. Более того, справиться с этой работой может только обладатель идеального музыкального слуха.
Некоторые могут настроить свой инструмент самостоятельно. Но стоит понимать, что работа эта довольно сложная и кропотливая. Более того, если пренебречь осторожностью, можно порвать струны и нанести инструменту непоправимый вред.
Любопытный факт: для нарушения целостности струны достаточно перетянуть её всего на одну октаву.
Инструменты
Те, кто интересуется, как настроить пианино, не могут не осознавать, что для этого необходимы специальные инструменты. Что именно потребуется?
- Резиновый клин или заглушка.
- Электронный тюнер.
- Настроечный ключ.
- Дополнительный источник света.
Эти предметы можно купить в специализированных магазинах. Нужно отдавать себе отчёт, что стоимость этих инструментов прямо пропорциональна их качеству, а потому дешёво они стоить не могут.
Кстати, если сравнить, сколько стоит настроить пианино — самостоятельно или вызвать мастера — разница будет малозаметна. Почему? Потому что, помимо ключей, важно приобрести специальные книги по настройке пианино. Просто посмотреть видео в интернете недостаточно для качественной настройки пианино.

Начало работы
Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.
Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.
Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.
Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.
Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.
Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.

Демпфера
Вверху видны демпферы. Они должны плотно прилегать к струнам. Любые смешения категорически противопоказаны. Нажимая на правую педаль, можно проверить, одновременно ли они отрываются от струн. А медленно нажатие на клавишу укажет чёткость работы – на половине пути до струны демпфер должен от неё оторваться.
Молотки
Эти небольшие планки тоже должны работать чётко. Они обязаны срабатывать, как только рука пианиста коснётся инструмента. Расстояние между молотками и струнами должно быть 45 миллиметров. Более того, если на молотках есть полосы, эту часть инструмента ни в коем случае нельзя оставлять. Она должна быть отшлифована максимально качественно. Все должно быть гладким.
Точка срыва молоточка должна быть два миллиметра. Обычно, если пианино долго стояло без настройки, это расстояние прилично увеличивается.

Настраиваем пианино
Если до того, как настроить пианино самостоятельно, вы тщательно его продиагностировали, сама настройка пройдёт просто и гладко. Очевидно, что высоту клавиш можно регулировать шайбами, о которых говорилось выше. Но как настроить натянутость струн, молоточки, демпферы?
Настраивание инструмента начинается с ноты «ля» первой октавы. В ней один молоточек должен ударять по одной-трём струнам. Две струны зажимаются резиновым ключом, а третья подтягивается на соответствующем колке. Его нужно аккуратно крутить ключом до тех пор, пока тюнер не покажет, что вы достигли нужного натяжения. Это действие должно проходить медленно, особенно при настройке старого инструмента.
Как настраивать пианино дальше? По такому же принципу, но зажимая не две струны, а одну. Получается, что две будут свободными, и их звучание должно быть одинаковым. Для этого опять-таки нужно крутить колок настраиваемой струны до знака от тюнера.
С третьей струной настройка обстоит так же. Только с ней не нужно зажимать ничего клиньями. Настраиваем медленно, но уперто. Так настраивается одна октава. Весь процесс настройки идёт путём чередования кварт и квинт.

О работе с тюнером
Конечно, тюнер – это удобный гаджет для настройки любого инструмента, однако есть два «но»:
- Ошибки при слишком низком и слишком высоком звучании.
- Нет тюнера точнее человеческого слуха.
Поэтому, если вы решили: «Настрою пианино сам!», подумайте, насколько у вас идеальный слух. Лучше проконсультируйтесь со специалистом.

Правила
Знания о том, как настроить пианино в домашних условиях, можно заключить в свод простых правил:
- Не торопиться, но и не спать во время настройки. Точность от скорости не зависит.
- Обязательно необходимо устранить дефекты механики.
- Кручение колков должно быть плавным, с минимальными движениями.
- Струна должна быть натянута на 1-2 биения в одну секунду и с обязательным фиксированием колка лишь на нижней стенке замка.
- Доверяй технике (тюнеру), но на слух проверяй.
Эти пять правил нужно помнить постоянно при настройке квинтово-октавного типа. Вся работа делается без применения физической силы. Весь инструмент должен быть профессиональным, заменить его на похожие запрещается.
Если выбран путь кварто-октавной настройки, мало знать, как самому настроить пианино. Нужно настраивать от «ля» первой октавы на «ми» второй, а с неё на «ми» первой и так далее. Это гораздо легче, но зачастую более неточно.
Интонировка и остальные важные мелочи
Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.
Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.
Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.

Выводы
Настройщики пианино – это своего рода врачи музыкального инструмента. Одна их «операция» длится около двух часов и требует максимальной сосредоточенности. Если вам захотелось попробовать себя на их месте, будьте готовы, что «пациент», грубо говоря, «впадёт в кому», и пробудет в ней до прихода более опытного «врача».
У многих, кто занимается музыкой, стоят дома старые советские фортепиано 20−30-летнего возраста. Можно ли настроить их в домашних условиях? Попробуем разобраться.

Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.
Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.
Инструменты
Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.
Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.
Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.
Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).
Настройка
После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.
Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.
Заключение
Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен.
Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах).
Так что воспользоваться или нет приведенной информацией, каждый может решить сам. Главное, что есть выбор.
Уже много говорилось о том, что фортепиано имеет свойство со временем терять свой строй, а, помимо этого, могут возникнуть и иные проблемы, которые негативным образом сказываются на качестве звучания инструмента и, соответственно, на качестве исполняемой вами музыки.
Сразу скажу, в этом случае я настоятельно рекомендую вызвать мастера, который сможет все безукоризненно исправить. Но, возможно, вы решили сами углубиться в эту тему, сочли, что уровень вашего слуха уже вполне достаточен для того, чтобы самому с этим справиться, и что вы подходите для этой работы. В любом случае знания никогда не бывают лишними, и я не могу отказать вам в их получении по мере моих скромных возможностей.
Для этой статьи мне специально пришлось пообщаться с очень опытным мастером-настройщиком, ибо в этом деле необходимо на самом деле недюжинное мастерство и развитый слух, который будет максимально близок к абсолютному. Но, если вы только начали играть, не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не делайте этого сами!
Я вас предупредил, струны, конечно, порвать достаточно сложно (только если вы перетяните их минимум на октаву), но если такое произойдет, то их будет достать значительно сложнее, чем гитарные, которые можно приобрести в любом музыкальном магазине.
Данный материал даст вам общее представление о настройке пианино, ведь, чтобы познать тонкости этого процесса, тот самый настройщик предложил переслать мне бандеролью пару «книжек» размером с томик Маркса-Энгельса каждая.
Что мне поведал опытный мастер, который захотел остаться инкогнито
Настройка фортепиано состоит в том, чтобы привести в соответствие все струны между собой, и чтобы они соответствовали идеальному строю.
Действие начинается с регулировки так называемой зоны темперации. Темперацию изобрел Иоганн Себастьян Бах, в её подтверждение он написал «48 прелюдий и фуг для хорошо темперированного клавира» (клавиром в XVII—XVIII веках называли все струнные клавишные инструменты). Именно благодаря этому изобретению великого композитора клавиатура фортепиано представляет собой тот инструмент, к которому мы на сегодняшний день привыкли. Все достаточно хитро… Если бы не была изобретена темперация, то играть было бы крайне неудобно и возможности в плане игры были бы весьма ограничены. Проще говоря, темперация – это умышленное незначительное искажение строя интервалов от чистых, в угоду удобству музыкантов. Без неё черные клавиши располагались бы не постоянно в одних и тех же местах, а одна линия клавиш октав была бы шире другой.
Вирбельбанк
Что касается настройки на физическом уровне, основной частью фортепиано, с которой работают настройщики – это вирбельбанк. Вирбеля – это специальные пианинные колки, которые имеют микронную резьбу, с помощью которой достаточно небольшого движения, чтобы изменить натяжение струн; сделан он из склеенных из разных пород древесины брусочков; расположены они в вирбельбанке под небольшим углом. Вирбельбанк – специальная доска для колков, которая удерживает струну в настроенном состоянии за счет силы трения. Для их регулировки применяется специальный настроечный ключ, который становится лучшим другом мастера: многие настолько за годы привыкают к своему личному инструменту, что если им дать аналогичный другой, то справляться они будут хуже. Установив ключ на вирбель, мастер очень аккуратными движениями либо повышает строй, натягивая колок, либо его понижает, ослабляя.
Особую сложность вызывает то, что на каждую ноту может приходиться от одной до трёх струн – по одной толстой струне в нижнем, басовом, регистре; по 2 в части среднего регистра, и по три до конца клавиатуры. Струны, которые относятся к одной ноте, называются хором – струны одного хора имеют одинаковую толщину, настраиваются одинаково, но они отличаются по длине, хоры нужны для увеличения длительности и насыщения звука.
Основная проблема заключается в том, что струны пианино расположены на очень малом расстоянии друг от друга, меньше 5 мм, и вызывает затруднение проверять настройку каждой струны по одной. Для решения этой трудности используются клинки. Они используются для заглушки крайних от настраиваемой струн, настройка же всегда начинается со средней струны в хоре. Клинки представляют собой простой вырезанный из резины заостренный треугольник, для заглушки самых тонких струн для удобства используются деревянные клинки. Вместо клинков используют также плотную резиновую ленту, работает она аналогичным образом, но процесс настройки замедляется, ибо ею сложнее заглушить струны.
Сам процесс настройки струн – дело куда более тонкое, чем вы даже можете представить, настраивать все струны подряд – это неправильно и непрофессионально, существуют специальные методики.
В первую очередь возникает вопрос, с помощью чего извлекается абсолютно чистая нота, на которую впоследствии и идёт ориентирование. Самый старый инструмент, используемый для этого – камертон. Камертон сделан в форме вилки с двумя зубцами, на конце ручки находится шарик, сначала камертоном бьют о твёрдую поверхность, а после этого прислоняют его к хорошо резонирующему материалу (но, в принципе, также подойдет любая твёрдая поверхность). Камертон начинает резонировать с ней, и он выдает звук, который соответствует ноте Ля первой октавы. Также некоторые мастера используют современные дорогие тюнеры, дешевые хроматические для гитары для этого не подходят. Но все равно самой правильной является настройка на слух, после одного удара камертона настройщик пианино пользуется исключительно слухом для окончательной настройки.
Существует несколько методик, по которым настраивается пианино.
Первая называется квартово-квинтовая – наиболее точная и часто применяемая, новички же обычно начинают с квинтово-октавной. В любом случае настройка начинается с ноты Ля малой октавы до ноты Ля первой темперации.
Процесс квартово-квинтовой настройки осуществляется следующим образом:
- Сначала с помощью камертона выстраивается октава между ля малой октавы и Ля первой.
- Настройка по одной струне: клинками изолируется по две крайние струны. Потом слева направо подстраиваются крайние струны хора.
- Собственно почему метод имеет такое название: настройка идет путем чередования кварт (4 полутона) и квинт (5 полутонов): к примеру после Ля справа налево (напомню, что настройка идет по одной октаве) идет настройка Ре – квинта, после Ре идет квинта до Соль (слева направо), от Соль идёт на До (квинта, справа налево), от До вверх на Фа, от Фа на До-диез и так далее. Всё должно идти чётко по интервалам – это обеспечивает максимальное качество настройки.
- Опять же напоминаю про темперацию – на кварте звук повышается на «одно биение в секунду» (термин имеет отношение к звуковым волнам), на квинте соответственно идет понижение на одно биение в секунду.
- Проверка качества настройки – нужно проверять по малым терциям (содержит полтора тона), по настраиваемому способу (кварта-квинта), поиграть на фортепиано сложные вещи, например «Ave Maria» или любое произведение Баха (здесь в принципе не столь важно – что, важно – как – у неопытного пианиста вряд ли получится раскрыть все новые возможности отстроенного инструмента).
В кварто-октавной настройке все ступени, кроме третьей, аналогичны кварто-квинтовой, но процесс осуществляется с помощью другого интервального принципа. Сначала идет подъём вверх по квинте, а потом вниз на октаву: квинта – от Ля первой октавы на Ми второй, потом октава с Ми- второй октавы на Ми первой октавы, от Ми первой на Ля-бемоль и так далее. Этот способ более прост, но он более неточен, потому что чем шире интервал, тем больше будет погрешностей.
Время на настройку у каждого уйдет разное. По словам мастера, его самая первая настройка заняла 5 с половиной часов, сейчас на крайне срочную настройку он потратит 35-40 минут, обычно же он тратит на это 1,5 часа. Также он рассказал о советском настройщике по фамилии Волков, который был виртуозом своего дела – он настраивал на мастер-классах фортепиано за 20 минут и при этом не использовал заглушек, что, впрочем, не сказывалось на качестве настройки. Кстати этот человек в своё время изобрел конструкцию, при которой пианино настраивалось бы только один раз еще во время его изготовления, но этот способ не нашёл отклика, так как должны были активно использоваться металлические детали, а это сказалось бы на акустических свойствах инструмента (считайте это городской легендой).
Отстройка пианино – основное занятие мастера, однако это не единственная проблема, с которой ему предстоит столкнуться и, разумеется, решить.
Интонировка – одни молоточки используются чаще и уплотняются лучше, чем те, которые используются реже, их фетр (войлок на молоточках) смещается. Его нужно спрессовать или, наоборот, ослабить. Уплотнение молоточков происходит с помощью интонировочной иглы, фетр уплотняется к центру.
Шпиллер рояля
Часто встречаются также проблемы со шпиллером – это «толкатель» молоточка, при нажатии на клавишу он отпрыгивает назад и приводит в движение молоточек. Пружина, которая является движущим механизмом, может сломаться, выпадать из шлейфа, из-за этого клавиши могут цепляться друг за друга, западать, что, конечно же, очень мешает игре.
Струны, хотя и редко, но рвутся. Кстати, вы знали, что сила их натяжения достигает 18 тысяч килограмм? Представьте, если учесть, что в пианино обычно 220 струн, что общая сила их натяжения около 4000 тонн, все очень серьёзно, не правда ли? Извините, отвлёкся. Так вот, если струна рвется, то достать новую не так просто: обычно их берут из старых ненужных пианино, делают самостоятельно из струнной проволоки или заказывают на фабриках по производству фортепиано, что весьма проблематично и недешево. Так что будьте аккуратнее!
Также настройщики очищают пианино изнутри, проводят общую диагностику и, по мере выявления проблем, исправляют их, так что вы можете смело считать их музыкальными врачами. Поэтому цените этих людей – это не самая распространённая профессия, а без них пианисты были бы как без рук.