Народный календарь 2 класс

Народный календарь 2 класс

Содержание

Вспомним

  1. Какими календарями пользуются в твоей семье?
  2. Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?
  3. Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели. Стоит только заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах. Да ещё сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о наступающих памятных датах. В дневнике мы записываем; что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представь, что мы очутились в далёком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов. Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе. Они наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день, и надолго вперёд. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

Вот некоторые народные приметы. Вы можете проверить их собственными наблюдениями.

  • Красное небо на закате — к ветру или дождю.
  • Если солнце садится в облака — жди дождя.
  • Ясная луна — к морозу.
  • Шишки хвойных деревьев раскрываются — к сухой погоде.
  • Ласточки низко летают — к дождю.
  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев — к морозу, на нижние ветви — к ветру, на снег — к оттепели.

Дни народного календаря

Вместе с верой вошёл в народную жизнь православный календарь. Каждый день его посвящён памяти важного для верующих людей события или святого человека. Образы святых на иконах были в каждой крестьянской избе. А их имена отразились в названиях дней народного календаря. Эти дни, словно добрые друзья, напоминали земледельцу о делах в будни и о веселье в праздники. Например:

Читайте также:  Монтаж вызывной панели домофона

1 сентября — Фёкла-свекольница. В народе говорили про этот день так: «На Фёклу копай свёклу». С этого дня начинали убирать с огородов свёклу.

5 сентября — Луппа-брусничник. К этому времени поспевают клюква и брусника, пора за ними в лес идти. Овёс и лён тоже дозрели, спеши убирать. Отлёт журавлей с Фёклы-свекольницы до Луппы-брусничника предвещает раннюю зиму. Внимательно глядели люди в небо: «Если журавли летят низко, то зима тёплая, если высоко — холодная»; «Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья».

Дни, по которым раньше угадывали погоду на будущее, называются погодоуказателями. Мы будем их отмечать и проверять народные наблюдения, сделанные в Подмосковье и близких к нему землях. Ребята нашей большой страны могут проверять приметы на погоду своего края.

  • Рассмотрите рисунки. К каким приметам они т* относятся? Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

Подумаем!

  • Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему?

Проверим себя

  1. Почему в народе внимательно наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе?
  2. Какие народные приметы погоды ты знаешь?
  3. Как сложился народный календарь?
  4. Какие дни называются погодоуказателями?

Народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы наследники этого богатства. Оно учит нас быть внимательными, чуткими, добрыми и мудрыми. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

Цель урока: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Задачи урока: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование:виды календарей, словарь Ожегова, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок, т. к. на этом уроке мы будем вместе добыть информацию.

Давайте посмотрим, что я вам принесла.

(Учитель демонстрирует календарь – плакат, календарь отрывной, настольный календарь) Для чего они нужны?

(Дети высказывают свои мнения)

2. Сообщение темы и цели занятия.

– Давайте вспомним, сколько месяцев в году?

– Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Узнать откуда произошло слово “календарь” в этом нам поможет Мудрая Сова. Слайд 1.

(У римлян первый день каждого месяца назывался “календы”.От него и произошло название календаря).

Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!

– Найдите среди данных календарей народный календарь.

(Дети приходят к выводу, что народного календаря перед ними нет)

– Тема нашего урока “Народный календарь”.

– Давайте составим план сегодняшнего занятия по теме “Народный календарь обычаи и обряды”

(Дети предлагают части плана, учитель поправляет и предлагает Слайд 3 – план)

“Народный календарь – обычаи и обряды”

  1. Исторические сведения о календарях.
  2. Что такое народный календарь.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Для чего мы должны это знать

3. Работа над новым материалом.

– Для начала, давайте вспомним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ)

А теперь перейдем к плану нашего занятия.

1. Исторические сведения о календарях.

Солнце на небе, а число в календаре

– За долгую историю люди придумали много разных календарей.На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.

Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.

В 1918 г. был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по старому и новому стилю. На самом – то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.

– Так, что дружок, по старому счету может быть лето, когда по новому – уже хозяйничает осень!

Но всегда они стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.

Всякому мила своя старина

– Почему люди сохраняют разные способы счета времени? В разное время отмечают начало года? Празднуют разные праздники?

Во многом потому, что хотят сохранить свою память: знать песни, предания, обычаи своего народа. Ведь именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Праздники и обычаи любого народа хороши по – своему. В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы. Они помогают людям жить в одном ритме с Природой, мерно распределять их общий труд и отдых.

Каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет.

2. Что такое народный календарь.

– Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

1. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

2. Народный календарь родился много веков назад.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Слайд 8.3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.

Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

4. Обычаи и обряды.

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

5. Итог занятия. Слайд 11.

– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– А теперь давайте посмотрим “Народный календарь 2012г.”, который подготовила я вам.

(Дети вместе с учитель просматривают и обсуждают страницы календаря)

6. Домашнее задание:

– Сделать “Народный календарь”. Это может быть календарь примет, праздников или он может быть более широким, где будут представлены все важные события месяца, сезона.

Цель: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить народные приметы в отношении погоды с ощущениями, которые дают нам органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой, предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, православный календарь, шишки хвойных деревьев.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Когда празднуется День народного единства? (4ноября.)

— Какие праздники посвящены защитникам Отечества?

(Далее работа ведется по вопросам в рубрике “Вспомним”

на с. 44 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них.)

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы узнаете о погоде на завтра? (Можно послушать прогноз погоды по радио, посмотреть по телевизору, заглянуть в Интернет.)

(Учитель берет кукол-помощников в национальных костюмах.)

— А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад — на 200 или даже на 300 лет. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? (Ответы учеников.)

— Давайте послушаем их разговор.

(Учитель разыгрывает сценку.)

Кукла Девочка. Ну что, пойдем завтра в лес, как задумали?

Кукла Мальчик. Пойдем, конечно.

Кукла Девочка. А если дождь?

Кукла Мальчик. Так ты на солнце посмотри!

— Что за странный разговор? Разве можно по солнцу предсказать, какой будет погода? (Ответы учеников.)

Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (Народные приметы.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о народных приметах и народном календаре.

IV. Работа по теме урока

Народные приметы. Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели.

— Что для этого нужно сделать? (Заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах.)

Средства массовой информации сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о приближающихся памятных датах. В дневнике мы записываем, что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представьте, что мы очутились в далеком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов. Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе.

— Почему в народе внимательно наблюдали за изменениями в живой и неживой природе? (Ответы учеников.)

Люди наблюдали за звездами, заходящим и восходящим солнцем, луной, цветом неба, состоянием воздуха, ветром, облаками. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день и надолго вперед. Знание примет помогало предсказывать перемену погоды, засуху, морозы. Народные приметы подсказывали самое хорошее время для посева, жатвы, сбора урожая. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

— Какие народные приметы вы знаете? Откуда вы их узнали? (Ответы учеников.)

— Послушайте народные приметы на погоду и выберите из них те, которые пригодятся нашим помощникам.

Приметы к хорошей погоде

• Перед заходом солнца в его лучах вьются мошкара и комары.

• Дым от костра поднимается вертикально вверх, а угли быстро покрываются пеплом.

• Ночной туман у реки и обильная роса на кустарниках и травах.

• Громко поют жаворонки, высоко летают ласточки, а чайки садятся на воду.

• Пчелы рано утром вылетают из ульев.

• Венчики у всех дневных цветов раскрыты, а цветки календулы раскрываются с первыми лучами солнца.

Приметы перехода к ненастью

• Кучевые облака, теряя причудливую форму, становятся слоистыми.

• Пауки ткут много паутины.

• Звезды мерцают синими оттенками.

• Вечером и ночью росы нет.

• Лес шумит без ветра.

• Певчие птицы умолкают.

• Чайки, вороны и галки кричат.

Приметы к грозовому дождю

• Ветер стихает, становится душно.

• Ласточки носятся снизу-вверх.

• Облака идут в разные стороны.

• Крапивницы (бабочки) прячутся под крышу.

— Какие из услышанных вами примет пригодятся нашим помощникам для похода в лес?

2. Работа по учебнику

— Прочитайте приметы. Найдите подходящие рисунки в учебнике.

— Какие органы чувств помогают наблюдать природные явления? (Глаза видят, уши слышат, нос чувствует, кожа ощущает.)

(Учитель дает детям православный календарь.)

В этом календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого или событию Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Например, святая Фекла, святой Луппа.

— Красным цветом в этом календаре часто выделены другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали

на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь? (Ответы учеников.)

В старину простые люди, крестьяне таких календарей не имени, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый, устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.

— Рассмотрите рисунки на с. 46 учебника. О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? (Ответы учеников.)

— Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему? (Ответы учеников.)

— Составьте рассказ по рисункам.

— А сейчас давайте окинем взглядом карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, подмеченные далеко на юге, например, для жителей севера нашей страны. Почему? (Ответы учеников.)

— Всегда ли оправдываются народные приметы? Свой ответ объясните.

В нашей классной комнате мы можем проверить, будут ли какие-то приметы оправдываться в помещении. Например, можно положить шишки хвойных деревьев и понаблюдать за ними, станут ли они закрываться перед дождем или снегом.

(Учитель выкладывает несколько еловых или сосновых шишек на подоконник.)

Были в народном календаре и такие дни, по которым угадывали погоду на будущее. Такие дни назывались погодоуказателями.

(Учитель записывает термин на доске.)

Вот некоторые из этих дней.

8 октября — Сергий. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября).

21 ноября — Зиновий. Синичкин праздник. Прилет в сады птиц: синиц, снегирей, щеглов.

29 декабря — Агей. Коли сильный мороз, то ему стоять до Крещения (19 января).

19января — Крещение. Ясная и холодная погода — к засушливому лету. Пасмурная, снежная — к обильному урожаю.

1 февраля — Макарий. Если ясно, то ранняя весна.

14февраля — Трифон. Если небо звездное, к поздней весне. 18марта — Федул. Пришел Федул — тепло надул.

(Учитель предлагает ученикам в течение года проверить по- годоуказатели.)

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Обратите внимание, что народные приметы на погоду есть у всех народов мира. Как вы это объясните? (Люди были внимательнее к природе. Это помогало им выжить в суровых условиях.)

— Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

— Прочитайте, выполните задание.

— Какое задание было наиболее интересным для вас?

— Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему? (В основном народные приметы на погоду верны, надо только правильно их объяснять. Если приметы не совпадают, то, может быть, они были созданы для другой местности.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие народные приметы вы запомнили?

— Как сложился народный календарь?

Сделаем вывод. Итак, народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

1. Прочитать текст в учебнике (с. 44—47), ответить на вопросы в рубрике “Проверим себя” (с. 47).

2. Выполнить задания 3, 4 (с. 31) в рабочей тетради.

Оценить статью
Добавить комментарий