Содержание
На данной странице размещён перечень последних (новых) отзывов владельцев Belarus 311 (МТЗ), а так же мнения и комментарии посетителей неравнодушных к этой технике.
В марте стал владельцем мини-трактора МТЗ-311. В целом он меня устраивает – есть полный привод и довольно-таки крепкая навеска (как у большого трактора). Серьезных недоработок пока не выявил, но мелкие поломки иногда случаются.
Уже на второй месяц после покупки был вынужден заменить подшипник правого переднего колеса – треснула обойма. В целях профилактики стараюсь регулярно подтягивать резьбовой крепеж.
Скорее всего, придется менять и сальник цилиндра гидросистемы. Он с первых же дней начал меня беспокоить – думал, что притрется, но все никак.
К движку пока нет претензий. Тяги для обработки земли ему хватает. При этом он еще и не слишком прожорлив. Даже когда работает на высоких оборотах, топливо в баке заканчивается лишь под конец дня.
Как мотор ведет себя в минусовых температурах, сказать не могу (зимой на этом тракторе я еще не ездил).
Управлять удобно. Сиденье комфортное настолько, насколько это возможно в мини-тракторе.
С сервисными службами, к счастью, пока не сталкивался, но слышал, что работают они, мягко говоря, неэффективно.

Компактный трактор-универсал из Бобруйска
Малогабаритный трактор «МТ3-З11», хоть и выпускается под брендом «Беларус-МТ3», сделан не в Минске, а является продукцией Бобруйского 3авода Тракторных Деталей и Агрегатов (ОАО «Б3ТДиА»). Это универсальная колёсная техника, предназначенная для выполнения самых разнообразных работ как в сельском хозяйстве, так и хозяйствах лесном и коммунальном, а также в строительстве и промышленности. Её преимущества – в компактных габаритах и высочайшей маневренности, а также в бо́льшей прочности и надёжности, в сравнении с китайскими аналогами. Отзывы, основанные на конкретном опыте эксплуатации, красноречиво свидетельствуют об этом.
Трактор «Беларус МТ3-З11» тягового класса 0,6 – одна из самых маленьких и простых моделей, выпускаемых под брендом Минского тракторного завода (наряду с «МТ3-211»). Однако его мощности и технических возможностей, комплектации и удобства в работе вполне достаточно для выполнения полного спектра актуальных хозяйственных задач и работ. Трактора «МТ3-З11» выпускаются как в заднеприводном, так и в полноприводном вариантах. Несмотря на тотальное засилье на рынке селхозтехники дешёвых малогабаритных тракторов китайского производства, небольшая часть потребителей всё же отдают предпочтение белорусском аналогам.
О предприятии-изготовителе и истории модели «МТ3-З11»
3авод был основан в августе 1945-го года, в качестве Бобруйской межрайонной мастерской капитальных ремонтов. На предприятии занимались капремонтами тракторных двигателей, изготовлением запчастей и комплектующих к тракторам и прочим сельхозмашинам.
В июле 1958-го года мастерские стали базой для основания Бобруйского Ремонтного 3авода, со специализацией в ремонте тракторных моторов и грузовиков. Через год предприятие переименовали в Бобруйский 3авод Автотракторных Деталей, который с 1972-го года входит в Производственное 0бъедиение «Минский Тракторный 3авод». В кооперации с «MT3» ассортимент выпускаемых предприятием деталей и запчастей стал расширяться ежегодно, достигнув количества 1,5 наименований.

2015 г. Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов.
С января 2007-го года Бобруйский 3авод Тракторных Деталей и Агрегатов приступил к выпуску компактных тракторов «Беларус MT3-З20» мощностью в 36 лошадиных сил, а также его модификаций: погрузчика «Беларус МП-З20», машины для уборки «Беларус МУ-З20», машины погрузочной и уборочной «Беларус МПУ-З20». В декабре 2008-го года Б3ТДиА выпустил 1-й трактор «Беларус MT3-422.1», а в октябре 2009-го года – трактора «Беларус MT3-422» и «Беларус MT3-622».
В конце 2009-го года завод освоил производство модели «БеларусMT3-321», а незадолго до нового 2011 года запустили в производство ещё один малогабаритный трактор – «Беларус MT3-311». В общей сложности, с начала разработки данного производственного направления,Б3ТДиА запустил в производство девять моделей компактных тракторов и девять моделей коммунальных машин на их базе, плюс самосвальный полуприцеп «ПМТ-ЗЗО», который предназначается для работы с этими малогабаритными тракторами.
Назначение и возможности «Беларус МТ3-З11»
Многофункциональные трактора«MT3-311»– колёсные универсальные, предназначенные для произведения разнообразных работ в связке с широким спектром навесных, полунавесных, прицепных и стационарных машин и орудий.

Из-за своих скромных габаритов и маневренности «Беларус MT3-311»способен стать незаменимым помощником при проведении сезонных работ на частных подворьях, в фермерских хозяйствах и коммунальных предприятиях. В частности, наилучшей результативности трактор добивается при выполнении следующих операций: культивации и предпосевной обработки почв; посадки сельхозкультур; прополки и окучивания междурядий; покоса травы; сбора урожая; выкапывания траншей; очистки территорий от снега и мусора. Немаловажный факт – возможность использования трактора в закрытых помещениях, таких, как теплицы, оранжереи, животноводческие комплексы.

«МТЗ-311М»: иной капот и фары.
Устройство и особенности конструкции
Основа трактора «Беларус MT3-311» – это рама повышенной жесткости. На этой раме установлены шасси, силовой агрегат, бак для дизтоплива, механизм подачи воздуха, системы гидравлическая и топливная. Электрооборудование трактора «MT3-311»питается от напряжения в 12V. Рулевое управление снабжено эффективным гидроусилителем. В качестве тормозов применяются механические дисковые устройства раздельного типа, которые располагаются в резервуаре с маслом.
Воздушный фильтр силового агрегата устанавливается на «Беларус MT3-311» с левой стороны двигателя. Топливный бак имеет ёмкость 25 литров дизтоплива, его располагают под сиденьем механизатора. Аккумуляторная батарея устанавливается под капотом трактора «MT3-311», сзади двигателя. Выключатель «массы» также находится в месте расположения АКБ. Задний мост трактора – с главной передачей, оснащённый дифференциалом с механической блокировкой, конечными передачами. Рулевое управление является гидрообъёмным, с насосом-дозатором и гидроцилиндром в рулевой трапеции.

На снимке «МТЗ-311М» (с мотором ММЗ) + ещё полноприводной (4х4).
Среди машин своего класса «Беларус MT3-311» выделяется такими положительными характеристиками, как: хороший запас мощности; низкий расход дизтоплива и неприхотливость к его качеству; лёгкость в управлении и обслуживании; надёжность и долговечность рабочих узлов; отличный уровень экологической безопасности.Диапазон скоростей компактного трактора – от 3-х до 25-ти км/ч вперёд и до 13,3 км/ч назад. Имеется задний односкоростной зависимый ВОМ (вал отбора мощности) на 540 оборотов в минуту, на 8/21 или 6/21 шлицов.
Двигатели, трансмиссия, гидронавесная система «Беларус MT3-311»
Малогабаритные трактора «MT3-311» комплектуются двумя схожими по техническим характеристикам и параметрам видами дизельных двигателей: китайским «Laidong 3Т30», либо «MM3-ЗLD» Минского Моторного 3авода. Это трёхцилиндровые дизельные силовые агрегаты рабочим объёмом в 1,6 л.
Мощность дизеля «Laidong 3Т30» составляет 33 лошадиные силы /24,3 килоВатта; мотор «MM3-ЗLD» выдаёт 35,4 лошадиных сил /26кило Ватт. Номинальная частота вращения коленчатого вала составляет 3000 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент – 94 и 100 Н.м. Коэффициент запаса крутящего момента – 15 процентов. Средний расход дизтоплива для того и другого двигателя определён производителем в 258 г/кВт*час.
Сцепление в «Беларус MT3-311» – однодискового типа, фрикционное, постоянно замкнутое. Механическая ступенчатая коробка передач имеет восемь передних и четыре задних скорости.
Грузоподъёмность гидронавесной системы трактора «MT3-311» на оси подвеса равняется 870-ти кг. Производительность насоса гидронавесной системы составляет 17 литров в минуту. Ёмкость масляного бака гидросистемы и рулевого управления равна девяти литрам. Силовой цилиндр гидросистемы один, Ц63х120. Заднее навесное устройство – трёхточечное. Гидровыводы – два сзади, двухсекционный гидрораспределитель.
Технические характеристики и параметры «MT3-311» в цифрах

- Габаритные размеры: длина (по концам продольных тяг, в транспортном положении)– 3,05 м; ширина (по задним колёсам)– 1,3 м; высота (по дуге безопасности) – 2,28 м.
- База трактора – 1,66 м.
- Ширина колеи: по передним колёсам – 1; 1,2; 1,35 м. По задним колёсам – 1; 1,16 м. (колея измененяемая, с возможностью переставления колёс).
- Дорожный просвет – 320 мм.
- Наименьший радиус поворота(по середине следов внешнего переднего колеса)– 3,6 м.
- Эксплуатационная масса (без дополнительных грузов и балласта) – 1,45 т.
- Эксплуатационная масса (максимально допустимая производителем) – 2,6 т.
- Агротехнический просвет, под рукавами задних колёс – 435 мм.
- Размер шин: при колёсной формуле 4х2 – передние 6.50-16, задние 12.4L-16. При колёсной формуле 4х4 – передние 7.50L-16, задние 12.4L-16.
- Колёсная формула – 4х2 или 4х4.
- Тяговый класс – 0,6.

О дополнительной комплектации трактора
Некоторые составляющие дополнительного комплектования
- Коробка переключения передач 16х8.
- Крыша-навес из пластика.
- Тяговое сцепное устройство (TCУ-1M) маятниковое.
- Регулируемое тяговое сцепное устройство (TCУ-1М).
- Буксирная вилка.
- Поперечина.
- Погрузочная рем. гайка.
- Навесное устройство переднее, собранное с редуктором ПВОМ.
- Дополнительные грузы (8 штук по 20 килограммов), а также балласт.
- Задние колёса с шинами размерности «11.2-20».
- Передние колёса с шинами размерности «210/80R16» (предусмотрены только для полноприводного 4х4 трактора «MT3-311»).
Некоторые варианты дополнительного оборудования собственного производства
- Бульдозерный отвал коммунальный механический.
- Бульдозерный отвал коммунальный гидроповоротный.
- Щёточное обрудование.
- Поливо-моечное устройство.
- Погрузчик ФГП-0,3 МТ, грузоподъёмностью 300 кг.
Широкий спектр дополнительного оборудования для сельского хозяйства: плуги (к примеру, «Т-101), фрезы и культиваторы («КОН-1,4», «KHC-1,7»), сеялки, косилки («КСФ-2.1»), грабли-ворошилки, пресс-подборщики компакт-класса, картофелесажалки, окучники, картофелекопалки, тележки и прицепы («ПТС-2,5»), бочки («ОПМ-2,0»).
Рабочее место механизатора на «МТ3-З11»
Установка кабины, даже лёгкой пластиковой, конструкцией 311-го МТ3 не предусмотрена. А вот крыша-навес (пластиковая), позволяющая укрыться от палящего солнца или внезапного дождя, предлагается в качестве дополнительной опции. Сиденье механизатора для малогабаритных тракторов неожиданно комфортабельное, регулируемое. Полноценное кресло, нескольких типов, а не просто обтянута дермантином скамеечка, как на многих китайских компактных тракторах.

Рулевая колонка также имеет возможность регулировки – по углу наклона. Имеется подсветка приборной доски и номерного знака, зеркала заднего вида, звуковой сигнал, удобная подножка, имеются две поворотные лампы и две лампы аварийного освещения. Все трактора «Беларус MT3-311» в стандартной комплектации оснащаются дугами безопасности.
Отзывы владельцев по итогам эксплуатации
В хозяйствах СНГ малогабаритный трактор «Беларус MT3-311» пока мало распространён. Поскольку китайская малая сельхозтехника стоит ощутимо дешевле, причём не всегда отличается слабым качеством и надёжностью. Тем не менее, как показывает практика, тем патриотам, кто сделал свой выбор в пользу «МТ3-З11», жалеть об этом не приходится.
Основываясь на первых годах эксплуатации, селяне (а покупателями данной модели стали, в большинстве своём, владельцы небольших личных и фермерских хозяйств, теплиц и т.п.) уверенно заявляют, что трактор это качественный, безотказный и износостойкий, имеющий хороший запас прочности.

Он очень удобен в управлении и прост обслуживании. Конструкция также несложная, и текущие небольшие поломки можно легко выявить и устранить самостоятельно. Расход дизтоплива как китайский, так и белорусский вариант двигателя демонстрирует довольно умеренный: полного бака солярки 25 литров с лихвой хватает на полный рабочий день, вне зависимости от степени загруженности трактора «МТ3-З11» работой.«Сиденье комфортное настолько, насколько только это возможно в минитракторе».

Из поломок в одном из отзывов владелец описывает следующие (но, конечно, нельзя определить, насколько они типичны или нет для данной модели): «Серьёзных недоработок пока не выявил, но мелкие поломки иногда случаются. Уже на второй месяц после покупки был вынужден заменить подшипник правого переднего колеса – треснула обойма. В целях профилактики стараюсь регулярно подтягивать резьбовой крепёж. Скорее всего, придется менять и сальник цилиндра гидросистемы».

Стоимость нового и подержанного «МТ3-З11»
Цена нового компактного трактора «Беларус MT3-З11», безусловно, способна отпугнуть большинство постоянных покупателей и заставить их всё-таки решиться на покупку более дешёвого китайского аналога, коих сейчас много на рынке: новый «МТ3-З11» стоит от 550 тысяч рублей. Подержанных тракторов данной модели на вторичном рынке мало. За них просят от 200 до 350 тысяч рублей.

Купил весной 2012 года с завода в Бобруйске минитрактор Беларус 321 ("Тыр-Тырыч"). В принципе пока трактором доволен, но пару историй о нем и об его обвесах уже порядком поднакопилось. Поскольку на самом сайте нельзя добавлять в свой парк ничего кроме машин, трактору судьба быть только в блоге.

Основная мысль блога — нет сервиса в Беларуси!

Беларус-321
Колесная формула 4х4
Двигатель — дизель Lambordini LDW1603/B3
Номинальная частота вращения, об/мин 3000
Число цилиндров 3
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 88/90,4
Рабочий объем, л 1,649
Максимальный крутящий момент, Н. м 92
Коэффициент запаса крутящего момента, % 12
Емкость топливного бака, л 26
Класс тяги 0,6





Как покупал
Чтобы не переплачивать — поехал на завод (апрель 2012), выписали платежку, сходил в банк — оплатил. Ждал 3 недели, пока его соберут и потом поехал забирать на эвакуаторе (до моего дома 200 км, так что самоходом весной отнюдь не вариант).
Что не порадовало в первый же день моего пребывания на заводе (когда заключали договор и я оплачивал) — на доске почета (на проходной) список людей, задержанных милицией в нетрезвом виде — 200 человек за неделю (и это сколько еще прошло, не попав к ним в лапы)!
Что не порадовало во время ожидания, пока его соберут: захотелось мне опционально предусмотренные заводом другие колеса — получил ответ, что мол бери, что есть. Спецом для тебя завод не будет из-за границы заказывать один комплект.
Наконец свершилось чудо, пришло время забирать трактор. Приехал на завод в 10 утра — уехал в 15 часов. Казалось бы: что тут сложного? Приехал, взял накладные, погрузили трактор и уехал… Ан нет! Вот тут то и проявился список алкашей во всей красе: больше всего времени я потратил на ожидание кладовщицы, которой нужно было то покурить, то выпить рюмашку, то кофе, то обед у нее… Я проторчал под складом ее ожидая 3 часа! Если бы не ребята из отдела продаж (которые шли куда то по делам мимо склада), то наверное и не дождался бы. Ребятам из отдела продаж спасибо, за "волшебный пендель" кладовщице. Однако не только кладовщица пьет и курит… Человек, который должен был выгнать трактор, когда кладовщица была на месте — тоже отлучился на часок… И пока они вместе состыковались в одном месте я наконец сумел его заполучить и погрузить на эвакуатор. Казалось бы — всё! Ан нет… На воротах проходной очередная засада на 20 минут: старенький слеповатый старикашка решил устроить досмотр и вывернул все наизнанку из нашего погрузчика (он тянул время), поскольку что написано в накладной он не мог прочитать самостоятельно и ждал, пока придет кто помоложе и поможет ему.
Первые часы работы
Из минусов в первые 10 часов работы:
Сломался рычаг переключения передач в месте сочленения самого рычага с кулисой. Пришлось снять, отвезти к сварщику и приварить.

При зачистке перед сваркой обнаружил заводскую недоделку — в месте их сварки было все ржавое, а сверху (чтобы скрыть это) намазано дофигище краски.

50 моточасов — первое ТО (после обкатки)
Не хотелось сдавать для ТО свой трактор в районную организацию (по причине того же пьянства и безолаберного отношения к работе), которая имеет право делать сервисное обслуживание моего Тыр-Тырыча, поэтому копал инфу, как еще можно не потерять гарантию. Вот что нарыл…
ТО со сменой масла в гарантийный период можно делать самому при условии установки оригинальных расходников и масел со смазками, указанных в паспорте на изделие. При этом самостоятельно нужно сделать запись в сервисной книге с указанием даты и по форме, как она должна вестись.

Так же на факс завода можно сбросить заявку с указанием своих контактов, адреса, номера и типа трактора и просьбой (ВАЖНО указать, что это не поломка) при ближайшей возможности (когда ребята будут в краях проживания заказчика) — могут заехать дать консультацию прям на месте.
Дизель ламбордини, который стоит на Тыр-Тырыче, при правильной эксплуатации и обслуживании с оригинальными расходниками — отходит запросто 20000 моточасов.
В Минске оригинальные расходники можно купить в ОДО «АлтайДизельСервис» (27 уе масляный фильтр, 27,5 уе топливный, 62 уе воздушный, 10 уе — фильтр на гидравлику).
И вот я, воодушевленный тем, что могу без потери гарантии делать все сам — полез в свой ЗИП, выданный заводом. Каково было мое разочарование, когда вместо вышеуказанных фильтров (согласно комплектности) я обнаружил 3 абсолютно одинаковых и ненужных мне дешевых фильтра на гидравлику! Т.е. прям на заводе вместо фильтров для первого ТО (стоимостью 115уе) выдали три самых дешевых (30уе). Проверить ЗИП в день покупки не было ни сил (шел дождь и было грустно) ни времени (итак 5 часов там проторчал).
НЕТ СЕРВИСА В БЕЛАРУСИ! Теперь я понял, за какие шишы кладовщица бухает и почему тракторист мне очень долго выгонял трактор.
80 моточасов
Перестал заводиться и из трубы валил белый дым! Дня три звонил по телефонам в сервисный отдел завода — трубку никто не брал. Узнал через одного форумчанина телефон начальника сервисного отдела — тот меня выслушал и обещал прислать своих ребят в ближайшее время. Спустя неделю приехали ребята — все починили. Меня лично не было, но со слов отца проблема была в замке зажигания, который рассыпался у них в руках, когда его открутили.
Наследие СССР
Я знал что, чтото полюбахе вылезет — это наследие от СССРовских времен (никуда не деться от этого) и пьянство на рабочем месте.

Покатушки
Из приятного: пахал целину недавно двухкорпусным плугом — отлично пашет. Иногда пробуксовывает, но включение переднего моста при пробуксовке в автоматическом режиме с блокировкой враз решает проблему.


Конструктивные недоработки
— пооткручивались всякие болтики крепления под панелью приборов и переклинило звуковой сигнал (т.е. ехал себе спокойно и вдруг ни с того ни с сего начал гудеть трактор, пришлось клему скинуть со свистка). Закрутил все гаечки и болтики на место, повтыкал клемы на место и вроде все ок.
— непосредственно сам клаксон болтался и вибрировал во время движения и "доболтался" (переломалось крепление)
— при колее передних колес 1060мм и развороте (повороте руля вправо на максимум) на ямках с небольшим отрывом правого переднего колеса — кронштейн крепления брызговика упирается в топливный фильтр-отстойник и коробит его с диким скрежетом. Я сначала даже не понял что случилось. Обнаружил только на следующий день, когда проверял состояние трактора, что фильтр-отстойник помят, будто его кто молотком долбал. Как решил проблему? Очень просто. Мне в принципе для моих сх нужд нужна колея пошире. Посиму, перекинув колеса (наружней частью вовнутрь) и, соответственно, брызговики под колею 1210мм проблема самоустранилась.