Маленький усилитель звука для авто

Маленький усилитель звука для авто

Содержание

Всем привет! Рылся как то в тырнете и вот чего нашел.

Ситуацию способен изменить блок Alpine KTP-445, представляющий собой сверхкомпактный 4-канальный цифровой усилитель. Его размеры (180х65х35 мм) можно сравнить с размерами чехла для передней панели автомагнитолы. Это значит, что KTP-445 легко найдет себе место в передней части автомобиля – за торпедо. На KTP-445 вы не найдете ни привычных RCA-входов, ни органов управления, кроме переключателя коэффициента усиления. Для его подключения не потребуется никаких межблочных кабелей (опять экономия!) – он подключается «в разрыв» фишки питания головного устройства Alpine. Отключили разъем питания от головы (раз…), подключили его ко входному разъему усилителя (два…), выходной разъем усилителя подключили в головное устройство (три…). Все. Три движения – и все готово к работе.

Несмотря на компактнейшие размеры, KTP-445 вмещает высокотехнологическую начинку, работающую по тем же принципам, что и топовые усилители от Alpine – серия PDX. Выходные параметры усилителя вполне серьезны – мощность RMS – 45 Вт х 4 при напряжении питания 14,4 В и коэффициенте гармонических искажений менее 1 %.
Входы/Выходы
Количество каналов усилителя 4
Вход высокого уровня Есть

Мощность
Выходная мощность на нагрузку 4 Ом 4 х 45 Вт
Технические характеристики
Максимальная мощность 4 х 100 Вт

Общие
Габаритные размеры (ШхВхГ) 178 х 63,5 х 40 мм

Стоит оно того или нет?! Подключается конекторами к магнитолам alpine, но переделать конекторы под свои думаю несложно.
Вот теперь в раздумьях!

Зачем нужен автомобильный усилитель звука?

Сегодня многие автомобили оснащаются аудиосистемой еще на заводе. Большинству автолюбителей возможностей штатной аудиосистемы вполне достаточно, и, если вы не испытываете дискомфорта от качества звучания штатной магнитолы, и у вас никогда не возникало желания выкрутить регулятор громкости на максимум, то усилитель вам не нужен. Но если качество стандартного звука вас не устраивает, или если вам хочется поставить в машину сабвуфер и «зажигать» на «тусовках» и «фестах», то без усилителя звука не обойтись.

Какой выбрать?

Усилитель по своим характеристикам обязательно должен соответствовать подключаемым к нему динамикам. Несоответствие мощностей и сопротивления динамиков возможностям усилителя могут привести к выходу из строя усилителя или заметному снижению качества звучания. Входное сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.

Прежде чем перейти к подбору усилителя по характеристикам, следует подготовиться к тому, что покупка выйдет дорогостоящей: усилители относятся к тем видам техники, в которых дорогая модель может быть плохой, но дешевая модель хорошей быть не может. Даже суммарная стоимость одних комплектующих (качественные разъемы, тяжелый алюминиевый радиатор, силовые полупроводниковые приборы) уже тянет на немаленькую сумму. И, чтобы не потратить зря деньги, настоятельно рекомендуется обратить внимание на проверенных производителей аудиотехники, таких как Alpine и Hertz. Либо на более бюджетные, но пока еще качественные модели от Swat, JBL, Pioner, Kenwood, Sony и т.д.

Характеристики усилителей.

Класс усилителя. Несмотря на большое количество типов усилителей (A, B, C, D, AB) сейчас наибольшее распространение имеют AB и D классы.

AB – обладают хорошим качеством выходного сигнала, но низким КПД (наилучший показатель — 65%, обычно намного меньше). Из низкого КПД проистекают и другие недостатки этого класса: невысокая выходная мощность (на 100 Вт потребленной мощности на выходе будет только 50) и большие размеры (

50% мощности выделяется в виде тепла на мощных транзисторах выходного каскада и это тепло необходимо рассеять с помощью радиаторов).

В усилителях класса D мощные транзисторы не используются. При одной с AB-классом потребляемой мощности такой усилитель будет иметь большую выходную мощность и намного меньшие габариты. КПД усилителей D-класса доходит до 95%. К сожалению, при одной мощности с усилителем AB-класса, самый дешевый усилитель D-класса будет стоить заметно больше и выдавать при этом менее качественный звук. Зато усилители D-класса бывают очень мощными при небольших размерах: с помощью такого усилителя можно будет подключить к автомобильной аудиосистеме самый мощный сабвуфер.

Количество каналов. Это, проще говоря, количество выходов, к каждому из которых можно подсоединить по динамику.

Хотя можно и к двум каналам подсоединить один более мощный динамик по «мостовой схеме», и к одному каналу подсоединить два динамика, посчитав суммарное сопротивление по соответствующей формуле.

Одноканальные усилители (моноблоки) обычно предназначены для подключения сабвуфера к имеющейся аудиосистеме. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся при подключении сабвуфера. Наличие фильтра высоких частот в моноблоке не обязательно (нет смысла подключать к нему высокочастотные «пищалки»), а вот наличие НЧ-фильтра практически обязательно. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях обычно смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц. Для подключения мощных сабвуферов желательно наличие в усилителе фильтра сверхнизких частот (subsonic) для «срезания» неслышимых ухом, но вредных и для оборудования и для организма человека частот ниже 20 Гц. Регулировка уровня баса также будет нелишней, особенно если её нет в штатной магнитоле.

Двухканальные усилители – более универсальный вариант. Могут использоваться как для подключения двух колонок, так и для подключения одной мощной колонки (сабвуфера) по мостовой схеме. Усиление в них производится уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Соответственно, обычно оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.

Трехканальные усилители предназначены для подключения двух колонок и сабвуфера. Такие усилители зачастую имеют дополнительные возможности для работы с сабвуфером, вроде subsonic фильтра или регулировки баса.

Четырехканальные – наиболее универсальный вариант, чаще всего использующийся для построения аудиосистемы целиком. Представляет собой два двухканальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Чаще всего каждый усилитель имеет свой кроссовер (комплект раздельных фильтров), что позволяет использовать усилитель как для подключения четырех динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера. Впрочем, в некоторых моделях для снижения цены одна пара каналов предназначена для воспроизведения высоких частот, другая – низких (обычно обозначены как «front» – «передняя» – для ВЧ и «rear» – «задняя» – для НЧ). Соответственно, ВЧ-фильтра, к примеру, на задней паре может не оказаться.

Пятиканальные предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.

Номинальная выходная мощность. Один из важнейших показателей усилителя. Производители это понимают и нередко пытаются ввести покупателя в заблуждение, указывая на корпусе усилителя числа, либо относящиеся к пиковой мощности, либо к потребляемой, либо вообще не имеющие никакого отношения к реальной мощности устройства.

Номинальная выходная мощность (RMS) – это мощность, с которой усилитель может работать продолжительное время (минимум 1 час). Пиковая мощность – мощность, которую усилитель может выдавать кратковременно, длительная работа с такой мощностью усилитель гарантированно повредит.

Выходная мощность усилителя обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению подключенных динамиков: при увеличении сопротивления динамиков вдвое, мощность также падает вдвое. Поэтому номинальная мощность приводится обязательно с упоминанием внутреннего сопротивления (импеданса) подключенных динамиков.

Если к одному каналу подключается сразу два динамика, их сопротивление меняется — для последовательного подключения складывается, для параллельного считается по формуле (R1*R2)/(R1+R2).

Если вы собираетесь использовать пару каналов для включения сабвуфера в мостовом режиме, убедитесь, позволяет ли усилитель такое подключение и выясните, каково минимальное сопротивление динамика при таком подключении.

Минимальная и максимальная воспроизводимая частота обычно охватывает весь слышимый диапазон – от 20 до 20000 Гц. Превышение этих пределов в обе стороны встречается, но практического смысла не имеет. Скорее, диапазон в 10-50000 Гц указывается на шкале амплитудно-частотной характеристики некоторых усилителей, как свидетельство того, что в слышимом диапазоне (20 Гц-20 кГц) АЧХ ровная и усиление сигнала производится независимо от частоты. В моноблоках, предназначенных исключительно для подключения сабвуферов, максимальная частота часто урезана до 250-300 Гц. Это нормально, более высокие частоты сабвуферу воспроизводить незачем.

Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум.

Гармоническое искажение – это привносимый в сигнал гармонический шум (периодический сигнал отличающейся от самого сигнала частоты). Высокий уровень гармонических искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент гармонических искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые Hi-End модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.

Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Параметр этот, грубо говоря, показывает, насколько сильный будет шум при нулевом сигнале на входе усилителя. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники – не ниже 95 дБ.

Чувствительностью называется та величина входного сигнала, при которой усилитель еще способен выдать сигнал номинальной мощности. Автомобильные усилители часто оснащают регулятором чувствительности («gain», «input level», «input sensitivity»), чтобы их сопряжение с разномастными аудиосистемами не вызвало проблем. Если вы собираетесь подключать усилитель на выход предусилителя аудиосистемы, на выход другого усилителя или отдельного кроссовера, убедитесь, что выбранный усилитель имеет регулируемую чувствительность и что выходной сигнал предыдущего устройства в цепочке находится в пределах чувствительности усилителя.

Проверьте, какие защиты включил производитель в выбранный вами усилитель. Считается хорошим тоном наличие защит от короткого замыкания и от перегрузки.

Также обратите внимание на размеры выбранного усилителя. Мощные АВ-усилители могут иметь довольно большие размеры и лучше сразу предусмотреть для них место в машине – защищенное от брызг и пыли с улицы, но со свободным доступом воздуха для охлаждения радиатора.

Мы со временем становимся добрее. Я имею в виду не всех, а нас, здесь, в редакции. Другие пусть сами за себя отвечают.

Lanzar MNX460 || Cadence CSA 1000.4 || TEAC TE-MD4 || Boss Audio IMP1000.4 || Precision Power i520.4 || Kenwood XR400-4 || JVC KS-AX3204 || Alpine MRV-F300 || Massive Audio BX4 || Eton MA 150.4 || Hertz HCP 4D || Soundstream TN4.900D

Было время, когда при сборе техники в групповой тест мы сурово сводили брови к переносице, чтобы подчеркнуть, как неимоверно важно выполнить условия участия в тесте: ценовые рамки или технические ограничения. Готовясь к этому коллективному забегу, мы были улыбчивы и либеральны. Компактные? Ну, типа, с лист бумаги единственного ходового формата. А если чуть вылезет? Ну пусть вылезет, отпиливать лишнее не станем. Гнать из теста — тем более. Цена? А какие у вас есть? Ну вот и давайте. Единственное, чему по-прежнему противодействовали, как панфиловцы — попыткам подсунуть в тест четырёхканальных усилителей двухканальный (а равно — корпусной сабвуфер или зарядник для айфона). Доброта наша велика, но небезгранична…

Окупается ли доброта? Ещё как. Усилителей в тест собралось много, большинство вписывалось в рамки компактности (поставленные, вообще говоря, довольно условно, без научного обоснования), даже ценовой диапазон, про который мы вовсе не говорили, оказался много уже нашей доброты, чуть более двукратного.

Всё, что за этим последовало, стало крайне познавательным. Прежде всего, появились новейшие данные о победном марше техники импульсного усиления (для своих — класс D). Простое пожелание выбрать усилитель не самых больших размеров породило пропорцию 7/5 в пользу класса D. Психологически важный рубеж 50/50 оказался преодолён незаметным для нас образом. Реагируя на новые реалии, мы теперь в таблице с основными характеристиками усилителей первым пунктом пишем, в каком классе он работает, потому что (ещё один знак победного шествия) многие производители перестали включать указание на импульсную природу аппарата в его обозначение, раньше буковка «D» где-нибудь, да показывалась.

Другая, более серьёзная корректива понадобилась в технологии измерений. У импульсных усилителей, которые раньше любили называть цифровыми, для солидности, хотя ничего особенно цифрового в них как не было, так и нет, непросто складываются отношения с измерительной техникой. Причём только тогда, когда эта техника — цифровая (уже на самом деле). При очень малом, на уровне единиц милливатт, выходном сигнале импульсного усилителя измерительная станция Clio начинала путаться в показаниях, отсюда — неоднократно появлявшиеся на графиках артефакты, которые мы образно назвали «цифровые хвосты» — якобы резкое возрастание нелинейных искажений на микросигнале. Включаешь осциллограф (в составе той же Clio) — нет там ничего особенного, а измеритель показывает КНИ из категории «кровавый кошмар». Чтобы каждый раз не объяснять, что «хвосты» к реальности отношения не имеют, мы с этого номера изменили пределы шкалы выходной мощности и отбросили всё, что меньше 0,1 Вт, оставив, таким образом, в поле графика только действительно информативные показания прибора.

Прогресс импульсных усилителей сказался не только на их относительной численности, когда вы закончите знакомиться с результатами теста, увидите, что они больше не тянутся за обычными, класса АВ, собратьями по линейности, а уже сегодня многих превосходят. О мощности мы тут даже не говорим. В этом они при прочих равных превосходили всегда, затем и были придуманы.

Второй важнейший компонент четырёхканального усилителя — фильтры, они определяют и границы применимости аппарата (фронт — сабвуфер или поканальный фронт), и качество работы в системе. Сильно плохих фильтров было немного (хотя были), сильно хороших, надо заметить — тоже не через край. Сабвуфер с фронтом поделит, с той или иной степенью успеха, любой из участников. Полностью самостоятельно с поканальным фронтом может работать 1 (один) из 12. Ещё пара (именно пара, то есть — два) справятся с этой задачей при условии помощи со стороны головного устройства. Пропорция, скажем так, не идеальная. Зато срез нынешнего состояния рынка получился вполне репрезентативным.

МЁД & ДЁГОТЬ

Вы вступление к тестам читали? Вот продолжение затронутых там тем. Лучшими по комплексу показателей в этом тесте оказались два аппарата, оба — представители нового поколения импульсных усилителей. Это — Soundstream, сочетающий самую большую мощность среди всех участников с исключительной линейностью и единственный, при необходимости способный без посторонней помощи, своими фильтрами управиться с поканальным фронтом. Рядом с ним на верхней ступени оказался (не будем притворяться, что не удивлены, и вам не советуем) Kenwood. Завидная компактность, очень удобная конструкция, мощность, лишь немного уступающая абсолютному рекордсмену теста, и фильтры. Хоть и нуждающиеся в подмоге для некоторых применений, в остальном — намного более гибкие, чем у подавляющего большинства «одноклассников». Два «Фаворита» теста, в отличие от двух «Лидеров», очень непохожи. Eton — талантливая реализация традиционных схемотехнических приёмов, однако мощность, по которой усилители класса АВ как-то даже привыкли уступать классу D, здесь очень солидная, линейность (как раз ожидаемым образом) высокая, фильтры хоть и не всемогущи, но реализованы грамотно и точно. Второй «Фаворит» — Hertz, очень компактный аппарат, не поражающий мощностью, хотя она, надо заметить, превышает предложенную нами в своё время условную границу достаточности (60 на 4 Ом, 90 на 2 Ом). Однако линейность — просто фантастическая, совсем недавно считалось, что в классе D такой добиться нельзя, а фильтры по качеству и универсальности — одни из лучших в тесте.

Отдельного упоминания и отдельного поощрения заслуживает ещё один участник. По виду усилителя TEAC (размерами с почтовую открытку) никак невозможно было заключить, что это — нормальный четырёхканальный (!) усилитель, по мощности превосходящий, по меньшей мере, двоих других участников теста (с нормальными габаритами), с низкими искажениями и неплохими фильтрами. При подведении итогов за компактность TEAC получил оценку 10, хотели дать 11, но не стали, чтобы не создавать прецедент, мало ли, что придёт в следующий тест…

Читайте также:  Мозаика из яичной скорлупы фото
Оценить статью
Добавить комментарий