Магия вещей украшения техника низания бисера

Магия вещей украшения техника низания бисера

Класс: 4

Цели: познакомить с историей украшений; расширить представления о традициях использования вещей в культуре человечества (на примере украшений), знания о законах ритма и симметрии в создании узоров; продолжить учить умению читать схемы плетения, технике низания бисера, плетению браслетов из бисера; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к декоративно – прикладному творчеству, желание творить.

Оборудование: слайды по теме; бисер, образцы изделий, схемы плетения; иглы, нити или леска, ножницы; учебник.

1. Изучение нового материала.

– Интерес человека к украшениям уходит своими корнями более чем тысячелетнюю историю. Помимо хозяйственной утвари в раскопках древних поселений находят многочисленные украшения: кольца, серьги, ожерелья. Древний человек украшал себя тем, что было создано самой природой, то есть отполированными природными камнями, раковинами, зубами и костями животных. В качестве материала могли выступать и плоды растений. Для чего он это делал? Как создавал узор? Из чего делают украшения сейчас?

2. Из истории украшений.

– Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше , чем одежда. Украшения в древности были не только праздничной вещью, а наоборот – обязательной и повседневной. Статуэтка из Древнего Египта, которой больше 4 тысяч лет, изображает женщину, которая занимается будничной работой, но при этом на ней надето ожерелье, очень массивное, закрывающее верхнюю часть груди.

У многих народов украшения были разные и носили исключительно свой национальный характер. Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Цвет украшений имел своё значение. Красный символизировал жажду крови, зелёный – плодородие и урожай. Богатые Египтяне носили украшения при жизни, умирая, “брали” с собой в загробный мир.

Выполнялись украшения из очень дорогих материалов (золота, серебра, драгоценных камней) и с необычайной тщательностью. Это требовало огромных затрат труда, времени. Украшения были очень важные и жизненно необходимые. Они были магическими предметами, укрепляли дух и тело своих хозяев, оберегали от злых и тёмных духов.

3. Роль узора в украшениях.

– Если внимательно посмотреть на различные украшения, то можно увидеть, что узор играет в них не только эстетическую роль. Во многих украшениях словно зашифрованы какие – то знаки; у них особая форма. Отделка, ритм элементов.

Наряд российской невесты – крестьянки выполнен с соблюдением древних традиций. Узоры напоминают знаки Солнца, с головного убора, словно струи дождя, стекают длинные нити подвесок. Они соединяют небо и землю. Ритмично чередуются ряды ожерелья – будто уже пролившиеся с небес на землю потоки. Это говорит нам о связи земли и неба, о великой и единой Природе. Украшения создавались с соблюдением правил. Главное из этих правил: строгий порядок, ритмичное чередование бусин в ожерелье или симметрия в рисунке.

Прошли века, и многие уже забыли, что означает каждый символ, но до сих пор создают из них узоры.

4. Что означает цвет бисера?

Зелёный цвет – символизирует силы природы, способность к плодородию и рост, в том числе и всего того, что не относится к природе.

Кроме того, зеленый цвет символизирует обновление, обретение новой жизни, целительные перемены к лучшему.

Желтый цвет – является проявлением природной энергии, присущей всем живым существам в ее первозданном виде.

Очень солнечный цвет, также способствует повышению радостного мироощущения и оптимистичному взгляду на происходящее вокруг.

Розовый цвет прежде всего является олицетворением нежности и романтической любви во всех ее проявлениях.

Цвет в целом спокойный, настраивающий на идиллическое восприятие мира, оказывающий успокаивающее воздействие на того, кто его использует. Один из любимых цветом подростков и незамужних девушек. Розовые тона оказывают также исцеляющее воздействие как на психическое, так и на соматическое состояние человека.

Использование розового цвета способствует появлению и усилению таких эмоций как сочувствие, способность к сопереживанию, проявление участия и милосердия по отношению к другому человеку.

Если вы чувствуете, что окружающие относятся к вам чересчур жестоко – используйте в магических ритуалах камни, имеющие розовые оттенки.

Красный цвет – традиционно у многих народов является цветом страсти и пламенных чувств, а заодно и цветом огненной стихии вообще.

Кроме того, красный цвет является еще и цветом крови, а следовательно напрямую связан со здоровьем человека, его энергетической оболочкой.

Цвет страсти и любви, он также имеет прямое отношение к плодовитости и плодородию вообще, а также связан с активными действиями по улучшению материального благосостояния.

Несмотря на множество положительных характеристик, в природе красный цвет связан с опасностью – его появление в поле зрения предупреждает о наличии некой угрозы.

Белый цвет – символизирует возвышенное состояние духа, высшую ступень развития сознания, чистоту помыслов и невинность. Духовное развитие, а также безгрешность в помыслах и поступках. Кроме того, белый цвет означает ясность мысли и способность к отрешению от мирской суеты.

Голубой цвет – часто ассоциируется с безоблачным небом и спокойной, озаренной солнцем, гладью моря.

Дарит ощущение безмятежности и покоя.

Использование голубого цвета в магии привносит в выполняемые ритуалы оттенки спокойствия и уверенности.

Также голубой цвет напрямую связан с медитацией и развитием интуитивных способностей, умением слушать свое внутреннее “Я”.

Голубой цвет некоторый исследователи связывают с творческими способностями и полетом воображения.

5. Браслеты и бусы из бисера.

– Сегодня вы изготовите украшения из бисера, браслет или бусы. Сто же такое браслет? Браслет – это кольцевидное украшение, которое носят, главным образом, на запястье. Бусы — украшение, предмет роскоши. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины.

В настоящее время популярны изделия из бисера, из него и будем делать наши украшения.

Для работы понадобятся:
– крепкая нитка или тонкая леска длиной до 1.5 м;
– не слишком мелкий бисер.

Чтобы концы нити можно было без труда продевать сквозь бусинку, можно их сделать жёсткими с помощью клея ПВА или лака для ногтей.

6. Порядок работы над изделием.

Под руководством учителя учащиеся составляют план работы.

– Определение размера изделия.
– Придумывания узора.
– Подбор бисера.
– Изготовление браслета.
– Работа над изделием начинается с определения размера. Размер браслета определяется меркой обхвата запястья (прием снятия мерки) и от того, будет браслет с застёжкой или нет. Длина бус выбирается произвольно. Если задумано сделать короткие бусы, то через голову их не наденешь. Значить, нужно сделать застёжку.
– Узор создаётся путём чередования бусинок разного цвета. На основе одной и той же схемы можно получить совершенно разные узоры.

7. Демонстрация приёмов работы.

Учитель показывает приемы низания бисера.

8. Практическая работа.

– Какие традиции надо соблюдать в этой работе? Аккуратность, терпение, добросовестность, правильность, стройность узора в украшении. Его красота зависит от чёткости ритма бусинок.

Определение размера изделия, подбор бисера, плетение изделия по выбранной схеме.

9. Закрепление изученного материала, подведение итогов урока.

Обсуждение выставленных работ, оценка качества изделий.

  1. Н.М.Конышева “Технология. Секреты мастерства”. Учебник для 4 класса. Смоленск “Ассоциация 21 века” 2008 год.
  2. О.В.Павлова “Технология”. Поурочные планы. Волгоград. Издательство “Учитель” 2011 год.
  3. Интернет ресурсы.

Простое низание (цепочка) — самый простой способ, с которого обычно начинают бисерное рукоделие. Так набирают простые бусы .

Плетение навстречу: Одну бисеринку опускают на середину рабочей нити, которую держат двумя руками, затем нанизывают следующую бисеринку на любой конец нити, допустим правый, а левый конец нити пропускают через эту же бисеринку навстречу правого конца. Нить неоходимо подтянуть, чтобы бисеринки легли плотно друг к другу. И так далее.

Параллельное низание (техника параллельного плетения) выполняют на две нити, точнее, двумя концами одной нити или проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки (или лески) нанизывают бисеринки для очередного ряда, затем через них пропускают второй конец проволоки (или лески) навстречу первому.

Для плоских фигур используется только проволока.

Для объёмных фигур может быть использована и леска, и проволока, но леской объём получается лучше.

Низание петлями: На проволоку набирается необходимое количество бисера, после чего проволоку перекручивают для фиксации бисера в петле.

Игольчатое плетение или низание столбиком: На один конец проволоки или лески нанизывается необходимое количество бисера, затем оставив одну бисеринку, через весь ряд этот конец пропускается назад.

Круговое, или французское, плетение: Техника хорошо подходит для лепестков цветов и листьев деревьев. Для работы потребуется большой кусок проволоки. На одном конце делается маленькая петелька для крепления (когда изделие будет готово, то эта петелька обрезается), затем на проволоку нанизывается небольшое количество бисера, которое будет находиться в середине лепестка, приблизительно на расстоянии 5см от верхней петельки. Внизу на расстоянии 5 см от бисера сгибаем проволоку и закручиваем ее возле бисера (образуется еще одна петля). Затем начинается круговое плетение: набираем на проволоку бисер на 2-3 бисеринками больше, чем в середине, закрепляем проволоку, обматывая над центральными бисеринками, и опять набираем на проволоку бисеринки на 2-3 больше чем на предыдущей дуге. И так выполняем необходимое количество дуг.

Плетение крестом: Плетение крестом еще называют плетением в две нити (на самом деле нить одна, но работают два ее кончика). Нитка берется за два кончика и в середину опускаются 3 бисеринки, а 4-ю закрепляют методом плетения на встречу, затем кончики нити затягиваются. Потом на левую и правый кончик нити нанизывается по бисеринке, а следующую бисеринку нанизывают способом навстречу, затягивают нить. И так далее.

Мозаичное низание: Это плетение на один конец нити. Здесь бисер плетётся в шахматном порядке. Плетение начинается с первой бисеринки второго ряда так как это показано на рисунке последующие ряды прикрепляются зигзагообразно, при этом через каждую бисеринку нить проходит дважды.

Ажурное низание: Его выполняют или одной или несколькими иглами. При этом способе низания бисер ложится ажурными ячейками. Схема ажурного низания довольно простая. Можно использовать множество вариантов. Бисерины для разнообразия можно заменять бусинками, «рубкой» или стеклярусом.

Объемное низание техникой "жгут": Набираем на нить 7 бисерин, замыкая в кольцо через 1 и 2 бисеринку. Далее набираем бисеринку 8 и проходим через бисерину 4, набираем 9 и проходим через 6, набрав 10-ю, пропускаем нить через 1-ю, нанизываем 11-ю игла проходит через 8-ю бисерину, и т.д. очень важно не путать ряды вначале плетения.

Плотное низание техникой "полотно": Каждая бисеринка привязывается к бисеру предыдущего ряда: Набирают первый ряд бисеринок простым низанием (рис.а), количество которых зависит от желаемой ширины изделия. Протягивают нитку или леску через предпоследнюю бисеринку, она будет первой в следующем ряду и должна находиться под последней бисеринкой первого ряда (рис.б).
Протягивают нитку через бисерину второго ряда еще раз (рис.в).
Набирают на нить еще одну бисеринку и проделывают тоже самое (рис.г).
Таким образом плетут второй ряд и начинают следующий. Если второй ряд плели справа налево, то третий слева направо и так далее (рис.д). Если начинать плести со среднего ряда, изделие получается ровнее.

Плотное низание техникой "кирпичный стежок": Эта техника примечательна тем, что в ней бисерины крепятся не к другим бисеринам, а к петлям нити между ними. Плетение получается очень жестким, изделия в этой технике хорошо держат форму. Бисерины в плетении располагаются в шахматном порядке, что делает его похожим на мозаичное и позволяет использовать одинаковые схемы.

тема занятия: Украшения. Техника плетения крестиком.

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей

Пожелали друг другу удачи.

Содержимое разработки

Тема занятия: Магия вещей. Украшения. Техника плетения крестиком.

Тип занятия: Комбинированный

— познакомить с историей украшений; расширить представления о традициях использования вещей в культуре человечества (на примере украшений);

— продолжить учить умению читать схемы плетения, технике низания бисера, плетению браслетов из бисера;

— развивать образное мышление, творческую самостоятельность, память, воображение, внимание, мелкую моторику, вызвать желание фантазировать.

— воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, ответственность.

— уважение к истории, освоение Российских традиций и культуры;

— осознание своих возможностей;

— умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

— умение адекватно оценивать себя;

— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

— планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

— проявлять познавательную инициативу;

— способность прогнозировать деятельность на уроке.

— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы по существу.

— планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

— строить рассуждения об объекте;

— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

— выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать;(МП4)

— самостоятельно формулируют тему и цель урока;

— выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

— осознание ответственности за качество результатов труда;

— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени;

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей

Пожелали друг другу удачи.

— Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.

2. Подготовительный этап. Сообщение темы и цели занятия

— Сегодня у нас необычное занятие, вы поможете мне определить цель нашего занятия?

— Тогда послушайте. Возникло это украшение в глубокой древности. Самые первые изделия изготавливались из различного природного материала — коры или травы, далее им на смену пришла кожа. Они были, скорее, талисманами и оберегами древних людей, нежели украшением. Они помогали защитить от сглаза, наведения порчи, помогали победить болезни. Примерно 7000 лет назад народные мастера приступили к изготовлению этих украшений из металлов, в том числе и драгоценных. С этой же поры ношение такого украшения становится символом высокого статуса человека и его положения в обществе.

— Какие ассоциации у вас возникают при слове «украшения»?

(Дети высказывают свои предположения: кольца, серьги, браслеты, колье.)

Цель урока: изготовить из бисера браслет.

3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся.

Учитель методом рассказа знакомит обучающихся с историей украшений и ролью узора в украшениях. При этом рассказ опирается на презентацию «Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера».

Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы.

История украшений из бисера напрямую связана с историей развития человеческого общества, его культуры, традиций, быта, развитием эстетического и художе­ственного вкуса. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. В качестве исходного материала использовались раковины, зубы животных, кости птиц, зернышки.

Как ни странно первоначально украшения носили не женщины, а мужчины, так как они исполняли роль талисманов, способных принести удачу на охоте или защитить от злых духов.

Первыми, кто научился изготавливать бисер, были египтяне, которые не только плели из них ожерелья, но и украшали бусинами платья и головные уборы. Бисер даже использовался вместе с золотом для создания символов власти фараона.

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI- V вв. до н.э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, а в начале нашей эры- древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета.

В 18 веке бисерное искусство становится очень популярным и в России. Бисером расшивают одежду, головные уборы, обувь, делают украшения.

Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популяр­на работа с бисером. Многие масте­рицы творят из бисера чудеса – велико­лепные картины, роскошные украше­ния, нарядные бытовые мелочи. Навер­ное, мы устали от того, что нас окружают вещи массового машинного производства, хочется чего-нибудь особенного, рукотвор­ного, хранящего частицу души мастера.

— Сегодня вы изготовите украшения из бисера браслет. Что же такое браслет? Браслет – это кольцевидное украшение, которое носят, главным образом, на запястье.

— Отличным дополнением праздничного или повседневного образа являются правильно подобранные аксессуары. Именно украшения придают наряду смысловую завершенность. Благодаря широкому разнообразию материала эти изделия выглядит стильно и необычно.

4. Практическая работа « Изготовление браслета»

— В настоящее время популярны изделия из бисера, из него и будем делать наши украшения. Мы с вами уже умеем выполнять изделия в технике – параллельного, игольчатого плетения.

— Браслет мы выполним с вами в новой технике – технике плетения крестиком. Узор создаётся путём чередования бусинок разного цвета. На основе одной и той же схемы можно получить совершенно разные узоры.

Для плетения браслета на леску длиной 40-50 см. набираем 4 бусины, в четвертую бусину протягиваем накрест концы лески (или нити). Далее на одну нить нанизываем одну бусину, а на другую из нитей нанизываем две (1 и 2) бусины, и снова в бусину (2) протягиваем противоположный конец основы. Таким образом, перекрещиваем нить. На такое изделие уходит мало материала, особенно если вместо бисера использовать бусины.

Для работы понадобятся:

– крепкая нитка или тонкая леска длиной до 1.5 м;

– не слишком мелкий бисер.

Чтобы концы нити можно было без труда продевать сквозь бусинку, можно их сделать жёсткими с помощью клея ПВА или лака для ногтей.

Во время работы мы будем пользоваться острыми предметами — ножницами. Напоминаю, что работать с ними нужно аккуратно, чтобы не причинить вреда себе и рядом находящимся людям. Ножницы держите на определённом расстоянии от лица. Ножницы подаём кольцами от себя, держим их на столе с сомкнутыми концами. Следим за осанкой, сидим ровно, не горбясь, не смотрим на работу сбоку.

5. Физкультминутка (разминка для рук)

А теперь подготовим руки к работе, чтобы наши пальчики были гибкими и ловкими их нужно разогреть.

-сжимаем и разжимаем кулачки;

-сжимаем и разжимаем пальцы;

-растираем ладони друг об друга;

-руки сжимаем в кулачки и делаем ими круговые движения;

-похлопаем в ладоши.

— Давайте составим план работы.

Под руководством учителя учащиеся составляют план работы.

— Схемы плетения лежат у вас на столах.

Ученики выполняют задание.

— Контроль за порядком выполнения работы

При возникновении затруднений у отдельных обучающихся, возможна организация взаимопомощи обучающихся.

Закрепление нового материала.

— Что нового на занятии мы узнали?

— С каким приемом низания сегодня познакомились?

— В чем особенность данного приема низания.

— С какими трудностями столкнулись при выполнение работы?

А, теперь поделитесь мнениями о занятии. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение

Деятельность учащихся: определяют уровень достижений своих результатов

Задание: К своему браслету изготовить ожерелье.

Задание: 2018 год Собаки. Поэтому вам необходимо найти в интернете или разработать самостоятельно схему собаки.

Читайте также:  Неисправности конвертора спутниковой антенны
Оценить статью
Добавить комментарий