Лоскутное шитьё 5 класс технология

Лоскутное шитьё 5 класс технология

Содержание

Разделы: Технология

Цель:
Способствовать созданию основы лоскутной мозаики в техники лоскутной геометрии, через работу с графическим редактором «Paint»; развивать учебно-информационные умения (умение применять информацию, умение вырабатывать рекомендации по применению информации), творческие способности, работая с цветом; воспитывать аккуратность в работе

Оборудование:

  • — компьютеры
  • — проектор
  • — проекционный экран

Материалы:

  • Образцы тканей разного цвета, фактуры;
  • Изделия, выполненные в технике лоскутной геометрии
  • Элементы лоскутной мозаики — шаблоны

Презентация: «Художественное лоскутное шитье»

Ход урока

Организационный момент – 2-3 минуты
Сориентировать учащихся на изучение новой темы.

Изучение нового материала – 35 минут
Работа с презентацией «Художественное лоскутное шитье» (приложение 1). Ее содержание:

  • Виды изделий, выполненные в лоскутной технике
  • Цветовой круг (теплые, холодные, ахроматические цвета)
  • Технологические основы лоскутного шитья (характеристика тканей по волокнистому составу, фактуре, узору; декатировка тканей; использование шаблонов при раскрое деталей лоскутных блоков)

Учитель:
Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Но и сегодня эта техника не утратила своего обаяния (слайд 2, 3, 4, 5,).
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголка.
Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь (слайд 6, 7).
Особое внимание в этой технике уделяется цвету материала (слайд 8 — 14) (демонстрация образцов ткани)
Для выполнения изделий в технике лоскутного шитья можно использовать любые ткани (слайд 15, 16)
Как и в любом деле в лоскутной технике есть свои «некоторые премудрости», которые необходимо знать (слайд 17).
А теперь познакомимся, какие существуют техники, приемы работы с лоскутом (слайд 18-23)

Закрепление пройденного материала – 6-7 минут
Фронтальный опрос учащихся:
Учитель:

  • Где зародилось искусство лоскутного шитья?
  • Почему лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством?
  • Какие изделия можно выполнять в этой технике?
  • На какие две группы условно делятся все цвета?
  • Какие приемы соединения цвета в основном используется?
  • Почему для начинающих заниматься этим видом ремесла лучше начинать с хлопчатобумажных тканей?
  • Чем отличается техника «Лоскутная геометрия»?

Подготовка к выполнению прихватки, выполненной в технике «лоскутная геометрия» — «шахматка» — 5 -6 минут
Учитель:
Чтобы понять, как выполняется прихватка, выполненная в технике «лоскутная геометрия» — «шахматка» (в дальнейшем «шахматка») и закрепить знания по основам цветовой грамоте, можно воспользоваться возможностями графического редактора Paint. (демонстрация образцов готовых изделий)
А возможностей этой программы много. С его помощью можно выполнить схемы вышивки, вязания, рисунок орнамента, создать шаблоны мозаичных форм, составить план разбивки цветника на пришкольном участке, найти оптимальное цветовое решение.
Сегодня на уроке мы познакомимся, как запускается эта программа, научимся создавать в ней блоки (шаблоны) из которых состоит «шахматка»
Предлагаю вам сесть за компьютеры. (Используя проектор, рассказываю, как запустить программу и работать в ней)

Учитель:
Познакомимся с редактором Paint
Выберите Программы /Стандартные/ Paint. Появится пустое окно документа Безымянный – Paint. Под строкой заголовка находится строка горизонтального меню.
Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов с левой стороны рабочего поля. Различают рисующие, выделяющие и инструменты создания объектов. (Показать учащимся, используя проектор)
В нижней части окна помещено меню Палитра, с помощью которого можно изменить цвет рисунков и надписей.
Удалить любой рисунок можно не только инструментом Ластик, но и с помощью меню. Для этого в меню Правка выберите Отменить. Следует учесть, что так можно отменить только три последние операции.
При запуске редактора Paint автоматически устанавливаются черный верхний и белый нижний рабочие цвета

Учащиеся осваивают предложенную программу.(10 минут)
Физминутка для учащихся – 3 минуты (упражнения для глаз, рук)
Подготовка к практической работе

Учитель:
С помощью программы Paint создайте основу прихватки «шахматка» состоящую из 9-ти квадратов (шаблонов). Для этого у вас на столах лежит алгоритм работы (Приложение 2). Следите за соблюдением последовательности выполнения.
На выполнение работы отводится 20 минут
После создания основы состоящей из 9-ти квадратов , учащиеся выполняют задание 2, приложения 1

Задание 2
Учитель
Залейте основу в виде «шахматки» используя только теплые цвета, потом только холодные (меню Палитра)
(Выполнение предложенного задания помогает учащимся закрепить знания по цветовой грамоте, сформировать представления о последовательном соединение деталей лоскутного блока). Работы учащихся, можно рассмотреть через проектор. — 5 минут

Домашнее задание — 1минута
Принести хлопчатобумажную ткань двух цветов (цветовая гамма должна соответствовать), нитки, изготовить шаблон 5*5 или 6*6 см.

Список литературы:

  • Учебник «Технология» 5 класс под ред. В.Д. Симоненко, М., «Вентана-Граф», 1999 г.
  • «Современный урок технологии с применением компьютера» О.Б. Ставрова, М., «Школьная пресса» 2004 г.
  • «Лоскутные подушки и покрывала» Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, М., «Эксмо-пресс», 2001 г.

Урок 28. Технология 5 класс (девочки)

Конспект урока "Лоскутное шитье"

Лоскутное шитье или лоскутная мозаика – это древний вид декоративно-прикладного искусства.

Лоскутки нашивают на основу. В качестве основы, как правило, берут отрез светлой ткани. Выкроить ее надо размером немного больше чем размер изделия, которое мы хотим получить потому что при строчке на швейной машине – материал может дать усадку. Если же работать без основы, то швы потянутся в разные стороны и получится неряшливое, некрасивое изделие.

Для создания вещи с таким узором используют обрезки ткани самой различной формы. Для того, чтобы сложить узор, следует начинать с центра изделия и сразу вручную или с помощью швейной машины пришивают лоскут к лоскуту, двигаясь по часовой стрелке.

Существует традиция, по которой центральный лоскут называют зрачком. Для него подбирают очень яркий кусок ткани. Например, яркого цвета или блестящий.

Центральную часть изделия заполняется мелкими лоскутами, а по мере увеличения полотна присоединяют все более крупные.

Лоскутки объединяют по цвету в разных вариантах, не забудьте про цветовую сочетаемость.

Например, начинают пришивать светлые кусочки и после прохождения очередного круга, в следующем витке – выбирают более темные лоскутки ткани, но в той же цветовой гамме.

Иногда, все соседние лоскутные витки делают контрастными по цвету. Но очень важно стараться на соединять между собой лоскутки, которое похожи по цвету и рисунку, иначе они будут смотреться как одно цветовое пятно и будет не очень красиво.

Еще один вид узора, который популярный при лоскутном шитье – это «Изба». Он состоит из полосок, которые особым образом соединены вокруг маленького квадрата красного или желтого цвета, который символизирует огонь или очаг. Узор называют «Избой» условно, можно услышать еще такие названия: «Американский квадрат», «Бревенчатый дом».

Для классического узора, характерно то, что одна половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая – из тёмных. Как бы одна половина избы освещена солнцем, а вторая находится в тени.

Размер центрального «очага» может быть разным, но обязательно длина его стороны не должна быть меньше ширины полоски.

Сборка полосок вокруг «очага» может вестись как по, так и против часовой стрелки, по мере того, как узор удаляется от центра – длина полосок увеличивается.

Учащиеся 5 класса согласно программе учебного курса «Технология» выполняют творческие проекты в технике пэчворк. В ходе проведения занятия учащиеся получают необходимые знания по работе в данной технике.

Скачать:

Вложение Размер
tekhnologiya_izgotovleniya_izdeliy_iz_loskutkov.docx 71.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5-м классе. Тема: «Технология изготовления изделий из лоскутков». Практическая работа. Изготовление изделий из лоскута

Шатилова Тамара Павловна,

МБОУ «Опытненская СОШ»

Тип урока. Комбинированный.

  • Научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать “лоскуты” по цвету; выполнять раскрой деталей по шаблонам; последовательности соединения деталей кроя лоскутного изделия в единый блок.
  • Дать сведения из истории создания изделий из лоскута в России и других странах.
  • Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
  • швейные машины;
  • инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
  • материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
  • шаблоны выкроек изделий;
  • таблица цветового шестисекторного круга;
  • инструкционные карты;
  • образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства;
  • презентация фотографий изделий, сделанных в стиле «Пэчворк».

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • отметить отсутствующих учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала по теме «Материаловедение»

Тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных волокон

Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия

Очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Волокна, которые люди производят искусственным путем на промышленных предприятиях

Однолетнее кустарниковое растение высотой около одного метра

Материал, который изготавливают на ткацких станках путем переплетения нитей и пряжи

Волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются в природе без вмешательства человека.

III. Вводный инструктаж

Тема сегодняшнего урока «Технология изготовления изделий из лоскутков».

К сегодняшнему уроку было дано задание. Юля и Даша подготовили сообщения об истории развития лоскутного шитья в европейских странах и в России.

Сейчас внимательно послушайте рассказ и выполните следующие задания:

первый ряд. Ответит на вопрос: «В чем особенность появления лоскутного шитья в России?»

второй ряд. Ответит на вопрос: «Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего можно использовать эти изделия?

Зародилась лоскутное шитье в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новые красивые вещи, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани), наполняли быт и радовали глаз.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика” или «пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома.

Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно сшивая самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

Учитель : Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся)

IV. Изучение нового материала

Учитель: В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. В настоящее время мастерицы с любовью выкладывают лоскутные узоры, они собирают квадраты и треугольники, что напоминает вышивку или роспись. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение. Чем же привлекателен пэчвок (так по научному называется лоскутная техника). В первую очередь своей доступностью и разнообразием. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты. Кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Ежегодно на районной выставке декоративно-прикладного творчества «Из мастеровых в профессионалы» мы видим работы выполненные учащимися в данной технике. На праздновании дня города Абакана можно видеть много работ, выполненных мастерицами города, это игрушки, покрывала, фартуки, коврики и другие изделия этнического направления. Все это показывает, как много людей увлечены этим творчеством. Я предлагаю посмотреть подборку фотографий работ, выполненных мастерами нашего региона и учащимися нашей школы.

Сегодня мы научимся готовить ткань к работе – декатировать, подбирать лоскуток по цвету, выкраивать детали изделия по шаблонам; точно соединять их в единый блок. Но самое главное условие нашего успеха – точность, аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, усидчивость и, конечно, трудолюбие. Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Как подготовить материал к работе?

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:

1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус.

2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

3. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” — красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” — зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый — синий, жёлтый — фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.

Показать инструкцию: “дополнительные цвета”

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

«>

Читайте также:  Не засасывает пылесос самсунг
Оценить статью
Добавить комментарий