Содержание
Федеральный закон №99, выпущенный и принятый в 2011 году, установил ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. К ним относится и водопользование, как один из типов добычи природных ресурсов, которые, по закону, принадлежат государству. Получение лицензии на водопользование имеет свои особенности, о которых следует знать заранее перед тем, как приступать к данной процедуре.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Что входит в понятие
Добыча любых природных ресурсов строго регулируется законодательными актами, так как являются собственностью государства. Только при наличии лицензии разрешается осуществлять какие-либо действия с ними.
Под водопользованием понимается извлечение водных ресурсов из подземных ресурсов для любых целей: коммерческих, производственных или собственных нужд.

Нужно получить лицензию на геодезические работы? В этой статье вы найдете всю нужную информацию по этому вопросу.
Субъектами водопользования могут выступать как физические, так и юридические лица. В этом смысле нет никаких ограничений со стороны законодательства. Оформление лицензии на такой вид деятельности больше зависит от следующих факторов:
- условия водопользования;
- типы скважины для его осуществления;
- глубина извлечения.
По ст.11 Водного кодекса РФ разрешается оформление договора при добыче водных ресурсов из этих объектов:
- забор из водных источников, расположенных на поверхности;
- использование поверхностных водных объектов;
- использование объектов для энергодобычи.
Договоры водопользования заключаются согласно нормам Водного кодекса РФ и по гл.3 ВК РФ. Процедура оформления лицензии на пользование водными ресурсами регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1.
Кому и когда нужна лицензия
Не во всех случаях требуется данный разрешительный документ. Только в строго оговоренных по законам РФ случаях он будет нужен:
- при добыче воды для питьевого водоснабжения граждан;
- технологическое обеспечение промышленных или сельскохозяйственных объектов;
- геологическое изучение подземных вод.
Поэтому нужно четко знать, для каких конкретно целей понадобится водопользование. От этого напрямую будет зависеть необходимость оформления лицензии на водоснабжение и водоотведение.

Есть конкретные случаи, когда не потребуется получение данного документа:
- общего использования воды;
- использования водных объектов для плавания малых судов;
- посадок или взлетов самолетов, но только для одного раза;
- если требуется водопользование для пожарных нужд;
- забор воды из единичных скважин и колодцев с использованием бытовых насосов, которые были выполнены собственниками земельного участка, где они расположены (здесь есть еще одно условие: при эксплуатации первого от поверхности водоносного горизонта, если он сам не используется ни для каких целей);
- эксплуатация обособленных водных объектов (такие объекты могут использоваться только согласно гражданскому и земельному законодательству РФ).
Порядок получения
Чтобы получить разрешительный документ на осуществление подобного вида деятельности, нужно учитывать, что порядок получения лицензии имеет свои особенности:
- нужно обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов в виде территориальных органов с заявлением, оформленным по форме;
- в этой гос.структуре проверяется наличие у организации или ИП всего нужного оборудования и соответствия безопасности всех осуществляемых работ нормам, установленным законодательством РФ;
- документ оформляется на определенного субъекта водопользования и не может передаваться третьим лицам;
- лицензию разрешено выдавать на уже существующие объекты или только строящиеся;
- вместе с разрешительным документом нужно оформить договор водопользования.
Полученная лицензия позволит организации или гражданину использовать объект по условиям, установленным договором водопользования, и в срок, определенный законодательством России.

Заявителю нужно собрать следующий пакет документов:
- заявление на получение лицензии и договора водопользования;
- заполненная анкета, в которой указываются данные о субъекте водопользования;
- выписка из ЕГРП или ЕГРЮЛ;
- свидетельства ИНН и ОГРН;
- учредительные бумаги;
- сведения о директоре организации;
- документы, доказывающие право заявителя на земельный участок, который он решил использоваться для добычи водных ресурсов;
- ген.план застройки образования вместе с местом нахождения скважин санитарно-охранного зонирования;
- заключение, выданное Роспотребнадзором, о соответствии всем нормам — санитарным и эпидемиологическим;
- заключение от геологического надзора;
- баланс водопотребления и водоотведения;
- лимит на добычу воды.
Если водопользование связано только с поверхностью водного объекта и предполагается, что по ней будут курсировать суда, то понадобится дополнительно собрать эти документы:
- техническая информация о тех плавательных средствах, которые будут там эксплуатироваться;
- разрешение гос.регистра для эксплуатации судов вместе с портами их приписки;
- все сведения о том, каким образом будет осуществляться вывод всех отбросов, которые появляются на судах;
- информация о способе контроля за качеством воды.
Как получить лицензию на транспортировку отходов? Об этом можно узнать здесь.
При использовании каких-либо водных объектов для того, чтобы сбрасывать сточные воды, нужно подать также данные бумаги:
- информация о том, что имеются технические средства для контроля за объемом сбрасываемых отбросов;
- причины указываемого объема;
- все данные о составе сточных вод.
При эксплуатации водных ресурсов для добычи торфа или каких-либо других полезных ископаемых потребуется получить лицензию на пользование недрами.
За все сведения, которые указывает заявитель в документах, он несет ответственность за законодательству РФ.
Обращаться нужно в ту гос.структуру, в области которой расположены сами водные объекты. Это могут быть властные органы субъектов РФ или местного самоуправления.

После того, как все документы были поданы, заявителю потребуется подождать полтора месяца для того, чтобы получить лицензию, и 20 дней — на оформление договора водопользования.
Гос.пошлина на такой вид лицензирования составляет 7 000 руб. К этой сумме следует прибавить все, что вы потратите на оформление документов и уплату налогов. Если вы решите обратиться в юридическую контору, то тогда вам нужно будет также оплатить ее услуги. В этом случае общее число расходов будет весьма высоко.
В выданной лицензии должны содержаться следующие сведения:
- о водном объекте;
- о субъекте водопользования;
- данные о потребителях;
- цели и методы использования объекта;
- место, в котором будет происходить забор и сброс воды;
- лимиты водопользования;
- перечень обязательств, необходимых для выполнения заявителем перед потребителями воды;
- период действительности документа;
- требования по рациональному использованию окружающей среды и т.д.
Срок действия лицензии
Срок действия данного документа начинается строго с даты его регистрацией и составляет от 3 до 25 лет. Он одинаков для физ. и юр.лиц. Это период, установленный законодательством, но он может варьироваться в зависимости от места нахождения объекта водопользования.
Для договора водопользования он составляет меньший срок — 20 лет. Этот срок установлен ст. 14 Водного кодекса РФ.
Могут ли отобрать или аннулировать
Если обладатель лицензии не соблюдает тех условий, по которым и была она ему выдана, то этот разрешительный документ перестанет действовать на срок — до 6 месяцев. Это может произойти и при нарушении водного законодательства РФ в области экологии.

Для того, чтобы она снова стала действовать, нужно устранить все нарушения, которые были обнаружены, и тогда вы сможете снова получить свой разрешительный документ.
Аннулирование может быть осуществлено в случае, если обладатель данного документа не выполнил всех предъявленных к нему требований или продолжает нарушать законодательство РФ.
Заключение
Лицензию на водопользование нужно получать только в строго оговоренных законодательством случаях. Для ее оформления нужно подать документы в территориальный орган водных ресурсов. Вместе с лицензией нужно также сделать договор водопользования. Ее период действительности — от 3 до 25 лет. Договор же действует только 20 лет.
Ее можно использовать, но при соблюдении законов РФ в области водопользования. Если владелец лицензии их нарушает, то его документ перестает действовать на полгода. При устранении всех ошибок он сможет получить его обратно. В ином случае, у него могут отобрать лицензию.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей водопользования должна содержать:
· сведения о водном объекте;
· сведения о водопользователе;
· сведения о водопотребителях;
· указания на способы и цели использования водного объекта;
· указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
· сведения о лимитах водопользования;
· сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
· сроки действия лицензии;
· требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации (статья 50 ВК РФ).
Правила выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (далее Правила №383).
Лицензирование водопользования осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Лицензия на водопользование дает право ее владельцу на пользование водным объектом или его частью на определенных условиях в течение установленного срока.
Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования, водные объекты могут предоставляться в особое водопользование.
Не требуется получения лицензии на осуществление:
ü общего водопользования;
ü использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
ü разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
ü водопользования для пожарных нужд;
ü забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;
ü пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации (пункт 5 Правил №383).
Водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование (пункт 6 Правил №383).
· заявление о выдаче лицензии с указанием:
ü для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименование банка;
ü для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных;
ü наименования и границ водного объекта;
ü вида водопользования и его особенностей;
ü срока действия лицензии;
· копии учредительных документов с представлением оригиналов, если копии не имеют нотариального удостоверения;
· копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
· характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности;
· справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;
· документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
· предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране;
· данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.
Существует арбитражная практика, где организации было отказано в выдаче лицензии на водопользование (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 года №ф04-7644/2004(5760-А75-19).
В зависимости от вида водопользования заявитель для получения лицензии дополнительно к вышеперечисленным документам должен представить следующие документы:
На водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383 представляются:
ü сведения о водопотребителях и потребности их в воде;
ü сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод;
ü утвержденную документацию по эксплуатируемому водозабору;
ü разрешение на специальное водопользование или предпроектную документацию на строительство планируемого водозабора.
На водопользование, связанное с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383 представляются:
ü технические данные о судах и других плавательных средствах;
ü разрешение государственного регистра на эксплуатацию судов, других плавательных средств с указанием портов их приписки;
ü данные об обеспеченности береговыми и плавательными устройствами для приема всего объема сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на судах и других плавсредствах;
ü сведения о наличии средств контроля (наблюдения) за качеством воды на участке акватории при эксплуатации объектов и производстве работ, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на состояние водного объекта.
На водопользование, связанное с использованием водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно к документам, указанным в пункте 23 Правил №383, представляются :
ü сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод;
ü обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.
На водопользование, связанное и использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием, представляется лицензия на пользование недрами.
Внесение в лицензию изменений осуществляется в порядке, установленном для получения лицензии на водопользование.
Следует обратить внимание, что за достоверность и полноту представляемых сведений заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После рассмотрения и проведения экспертизы представленных заявителем документов, выполнения расчета характеристик водопользования для установления лимитов водопользования и водоотведения, определения условий действия лицензии, согласования условий осуществления намечаемой деятельности с органами охраны окружающей среды лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.
Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения от заявителя всех необходимых документов (пункт 32 Правил №383).
Если необходимо проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение должно быть принято в течение 15 дней со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и всех прилагаемых к нему документов.
В некоторых случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 30 дней.
Если лицензирующим органом принято решение о выдаче лицензии, то ее оформление, регистрация и выдача заявителю осуществляются в недельный срок со дня принятия такого решения (пункт 33 Правил №383).
Органам лицензирования предоставлено право приостановления действия лицензии на срок до 6 месяцев, если водопользователь осуществляет деятельность, не предусмотренную лицензией, или с нарушением условий лицензии, а также в процессе осуществления деятельности систематически или грубо нарушает водное законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды (пункт 35 Правил №383).
После устранения водопользователем причин, вызвавших приостановление действия лицензии, ее действие возобновляется.
Помимо лицензии на водопользование лицензирующий орган осуществляет выдачу распорядительных лицензий, которые дают право на передачу права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации (пункт 37 Правил №383).
Для получения распорядительной лицензии заявитель должен представить документы, необходимые для получения лицензии на водопользование.
Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии лицензирующим органом должно быть принято в течение 15 дней со дня получения заявления и необходимых документов, оформление, регистрация и выдача этой лицензии заявителю осуществляется в недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии. Одновременно вносятся изменения в соответствующую лицензию на водопользование.
Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступают в силу только после их регистрации, которая осуществляется в соответствии с Письмом Минприроды Российской Федерации от 26 сентября 1997 года №НМ-61/3743 «О временных методических рекомендациях по государственной регистрации лицензий на водопользование».
Деятельность водопользователя считается законно установленной после государственной регистрации лицензии на водопользование. В форме лицензии, утвержденной Приказом МПР Российской Федерации от 23 октября 1998 года №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами», предусмотрена строка «Дата регистрации», в которой указывается дата государственной регистрации лицензии.
В случае принятия органом лицензирования решения об отказе в выдаче лицензии на водопользование, заявителю направляется разъяснение с указанием причин отказа в выдаче лицензии.
Лицензия на водопользование будет выдана заявителю только после уплаты им лицензионного сбора, поскольку выдача лицензий на водопользование осуществляется на платной основе.
Сбор — это законодательно установленный платеж, вносимый юридическими и физическими лицами за услуги, оказываемые государственными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 указанного закона. Однако Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение. В соответствии со статьей 1 указанного закона его действие не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Как мы уже отметили, требование о наличии лицензии выдвигается к водопользователю ВК РФ.
Проходя процедуру лицензирования, хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой. В соответствии с пунктом 71 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) размеры государственной пошлины составляют за:
· рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 рублей;
· предоставление лицензии — 1 000 рублей;
· переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 рублей.
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация:
«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».
Расходы на лицензирование у организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 ПБУ 10/99.
Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия. В связи с этим, на основании пункта 19 ПБУ 10/99, эти расходы должны быть обосновано распределены. Следовательно, первоначально организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией. Такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н. Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Организацией приобретена лицензия на водопользование связанное с использованием водных объектов для забора воды, сроком действия пять лет. При приобретении лицензии организацией уплачен платеж за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 рублей и лицензионный сбор в сумме 1000 рублей.
В рассматриваемом примере организация без наличия лицензии не имеет права осуществлять свою основную деятельность, следовательно, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 ПБУ 10/99 являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае — в дебет счета 20 «Основное производство»).
В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 48 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 48. Лицензия на водопользование
Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.
| > Содержание лицензии на водопользование |
| Содержание Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) |
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.