«Мы начинаем реализацию «дорожной карты» национального проекта «Интеллектуальной энергетической системы России», и сегодня важно собрать различные мнения по данному вопросу», — сказал заместитель директора Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Александр Митрейкин на круглом столе «Интеллектуальная энергетическая система России», который состоялся в Аналитическом центре. Эксперты обсудили основные положения концепции реализации национального проекта «Интеллектуальная энергетическая система России» (НП «ИЭСР»), а также рассмотрели текущее состояние, вызовы и драйверы перехода к интеллектуальной энергетике.
В своем выступлении Митрейкин обозначил 3 основных документа, направленных на развитие интеллектуальной энергетической системы России: концепция реализации НП «ИЭСР», подготовленная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № Пр-2533, «дорожная карта» EnergyNet Национальной технологической инициативы и распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1217-р «Об утверждении плана мероприятий «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса» на период до 2018 года».
«В России отсутствует целевое видение интеллектуальной энергетики и позиция государства по программе и механизмам его реализации. При этом во всех зарубежных странах развитие идет на основании национального стратегического документа по интеллектуальной энергетике», — сказал директор по инновациям ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Конев. По его мнению, в настоящее время в сфере интеллектуальной энергетики нет общепринятых определений и понятий, общего видения и согласованных направлений развития, не определены роль и позиция основных инфраструктурных организаций электроэнергетики, а широкий спектр госпрограмм, нацпроектов и инициатив не имеют общей координации. Конев уверен, что для развития отрасли нужен единый стратегический документ, определяющий приоритеты развития интеллектуальной энергетики, направления государственной политики и механизмы ее реализации. «Создание «дорожной карты» НП «ИЭСР» решит все эти проблемы, — считает эксперт. – Это комплексная межотраслевая инициатива, включающая в себя целый набор взаимосвязанных подпрограмм, проектов и комплекс решений, направленных на создание в России энергетики нового типа». Также, по мнению Конева, важно понимать, что энергетика существует для того, чтобы удовлетворить спрос потребителей, а не для того, чтобы собирать деньги для собственного существования.
Участники дискуссии считают, что необходим регулярный мониторинг реализации дорожной карты перехода к ИЭСР. Для этого, а также для объединения всех участников процесса нужно создать координационный центр развития интеллектуальной энергетики в России.
Мероприятие проводилось Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с Минэнерго России.
Введите адрес, который вы указывали при регистрации
Национальный проект «Интеллектуальная энергетическая система России»
Интеллектуализация энергетики – это одно из приоритетных направлений российской промышленности. Проект подразумевает собой совершенствование технологий производства и доставки электроэнергии. В итоге меняется энергетический ландшафт.
Развитие накопителей электроэнергии, распределенной генерации и внедрение технологий «умных сетей» дают возможность потребителям самим участвовать в произведении энергии.
Как будут меняться принципы энергетики в России?
Преобразование существующей системы энергетики проходит в соответствии с идеологией энергетики будущего. За это в нашей стране будут отвечать документы по национальному проекту «Интеллектуальная энергетическая система России» (ИЭСР) и проекту «дорожный карты».
Развитие микросетей, системы учета, измерения и управления нагрузкой, распределение генерации энергии – всё это будет реализовано с помощью ИЭСР. Именно адаптация механизма регулирования рынков электроэнергии даст возможность отдавать потребителям излишки выработанного электричества. Более того, ожидается, что внедрение «умных» сетей и цифровых подстанций уменьшит количество аварий.
Проект «дорожной карты» насчитывает уже более ста мероприятий. ИЭСР взаимосвязана с «дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы. Проект «Интеллектуальная энергетическая система России» находится в стадии обсуждения. Разработчик ИЭСР — Российское энергетическое агентство.
Уже известно, что ведётся активная работа по разработке модели интеллектуальной малой энергетики предприятия малого бизнеса. Однако в данный момент использование нанотехнологий применяется не везде. Ожидается, что кардинальные изменения будут внесены до реализации Энергетической стратегии России 2030.
Больше об альтернативной и интеллектуальной энергетики России читайте на нашем сайте.
Технологическая платформа «Интеллектуальная электроэнергетическая система России» (далее — Технологическая платформа) является формой частно-государственного партнерства в инновационной сфере, способом мобилизации усилий заинтересованных сторон (государства, бизнеса, научного сообщества, институтов образования).
Инициаторами формирования Технологической платформы являются –ОАО «ФСК ЕЭС» и ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.
Координатором Технологической платформы является Минэнерго России.
Исполнение функций координатора Технологической платформы Минэнерго России может поручить другой организации по согласованию с инициаторами Технологической платформы.
Технологическая платформа является коммуникационным инструментом, направленным на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития (в соответствии с п. 2 Порядка формирования перечня технологических платформ, утвержденным решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03 августа 2010 г., протокол №4).
Технологическая платформа «Интеллектуальная электроэнергетическая система России»» является объединением на основе принципов добровольности и равноправности участия организаций любой организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе государственных учреждений, профессиональных объединений, ассоциаций, негосударственных организаций, научных организаций и высших учебных заведений, разделяющих цели и задачи Технологической платформы.
Данный меморандум определяет принципы формирования и функционирования, цели и задачи создания, компетенции, основные направления деятельности Технологической платформы, принципы формирования ее организационной структуры, порядок присоединения к Технологической платформе.
Принципы формирования и функционирования Технологической платформы
Формирование и функционирование Технологической платформы осуществляются в соответствии со следующими общими принципами:
¾ четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;
¾ значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления Технологической платформы;
¾ ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития;
¾ вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;
¾ ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;
¾ активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;
¾ прозрачные правила участия в Технологической платформе, открытость для входа новых участников;
¾ ясность и публичность достигнутых результатов в ходе функционирования Технологической платформы.
Цели и задачи создания Технологической платформы
Основными целями являются Технологической платформы :
1. Внедрение интеллектуальных технологий в российской электроэнергетике для обеспечения инновационного прорыва в развитии отрасли, резкого повышения эффективности, надежности и безопасности ее деятельности.
2. Достижение на основе применение новых, в том числе интеллектуальных технологий:
— снижения риска системных аварий;
— повышения эффективности технического обслуживания и профилактики технологических нарушений.
— повышения экономической эффективности генерации за счет «гибкого» управления с повышением К.П.Д. оборудования;
— вовлечение в энергобаланс возобновляемых источников энергии;
— снижения потерь при транспорте за счет оптимизации режимов и управления спросом у потребителей;
— снижения коммерческих потерь при распределении и сбыте за счет совершенствования учета, дистанционного точечного отключения за неуплату, введения системы предоплаты;
— повышения пропускной способности электрических сетей за счет активных элементов сети и компенсации реактивной мощности;
— снижения затрат на энергоресурсы бюджетных организаций и ЖКХ;
— повышения устойчивость к природным катаклизмам;
— повышения качества электроэнергии;
— снижения отрицательного влияния на окружающую среду;
— повышения конкурентоспособности экономики за счет снижения цен на товары и создания новых рабочих мест;
— эффективного использования производственных активов в течение полного жизненного цикла.
Основные задачи Технологической платформы:
— Формирование стратегического видения реализации концепции ИЭС в России
— Определение основных требований и функциональных свойств отечественной электроэнергетики на базе концепции ИЭС и принципов их осуществления
— Определение основных направлений развития всех элементов энергетической системы: генерации, передачи и распределения, сбыта, потребления и управления
— Определение основных компонентов, технологий, информационных и управленческих решений во всех вышеуказанных сферах
— Обеспечение координации модернизации (преодоления технологического разрыва) и инновационного развития в российской электроэнергетике
Основные направления деятельности Технологической
платформы
Основными направлениями деятельности Технологической платформы являются:
¾ прогнозная и аналитическая деятельность: форсайт; выявление приоритетов научно-технологического развития на средне- и долгосрочную перспективу; выработка целей развития Технологической платформы (путем актуализации целей ее создания); разработка и реализация дорожной карты достижения целей развития ТП; разработка и реализация стратегической программы исследований; консультирование государственных организаций и учреждений по вопросам, относящимся к компетенции Технологической платформы;
¾ образовательная деятельность: разработка учебных планов и образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров, привлечение и закрепление на предприятиях и организациях отрасли талантливой молодежи;
¾ информационная деятельность: распространение информации по профилю деятельности Платформы, информационная поддержка мероприятий Платформы, связь с отечественными и зарубежными родственными структурами и организациями, PR, организация и проведение конференций, совещаний, семинаров, школ и прочих мероприятий по профилю Платформы;
¾ обеспечение устойчивости функционирования Платформы, финансовая поддержка ее деятельности.
В ходе реализации деятельности Технологической платформы осуществляться:
¾ отработка и реализация наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства в области интеллектуальных технологий для энергетики, с учетом точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей и распространение полученного опыта;
¾ разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
¾ формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры;
¾ разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников Технологической платформы;
¾ подготовка плана основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности Технологической платформы на ближайшие 5–7 лет и план действий на ближайший год.
¾ создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.
В рамках Технологической платформы обеспечивается разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере, в том числе в части:
¾ уточнения тематики НИОКР, поддерживаемых государством, совершенствования механизмов стимулирования инновационной деятельности;
¾ совершенствования технического регулирования;
¾ определения перспективных требований к качественным характеристикам продукции (услуг), закупаемых для государственных нужд;
¾ уточнения программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием;
¾ уточнения направлений и принципов поддержки государственными институтами развития научно-технической и инновационной деятельности;
¾ совершенствования образовательных стандартов;
¾ определения направлений международного научно-технологического сотрудничества.
Организационная структура Технологической платформы
Технологическая платформа является добровольной, самофинансируемой, самоуправляемой организацией.
Основным документом, регламентирующим деятельность Технологической платформы, будет являться Устав, который должен быть разработан в течение трех месяцев после включения Технологической платформы в перечень технологических платформ, утверждаемый Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.
Высшим руководящим органом является Наблюдательный совет под руководством Председателя. Наблюдательный совет состоит из представителей участников Платформы, государственных организаций, министерств и ведомств, госкорпораций, институтов развития, в его состав по должности входит представитель Координатора Платформы.
Наблюдательный совет определяет стратегические цели и направления деятельности Платформы, осуществляет взаимодействие с федеральными органами власти, обеспечивает содействие в консолидации финансов для достижения целей Партнерства, утверждает программы работ и финансовый план Платформы.
Для осуществления оперативной работы Платформы формируется Руководящий комитет-проектный офис, в функции которого входит планирование и ведение работ в соответствии с Программой, утвержденной Наблюдательным советом.
Для работы по направлениям формируются рабочие группы, руководители которых входят в состав проектного офиса.
Для научного и экспертного обеспечения деятельности Платформы формируется Научно-технический совет и сообщество независимых экспертов (экспертная сеть).
Правила выборов органов, формируемых Платформой, будут определены в ее Уставе.
Порядок присоединения к Технологической платформе
Присоединение к Технологической платформе осуществляется путем подписания настоящего меморандума по форме «Обращение о присоединении к технологической платформе «Интеллектуальная электроэнергетическая система России» (Приложение 1) или направления обращения о присоединении к Технологической платформе.
Обращение направляется инициатору или координатору Технологической платформы. После формирования Наблюдательного совета Технологической платформы обращение направляется в Наблюдательный совет.
Присоединение к платформе может осуществлено путем публикации соответствующей информации в СМИ или на официальном сайте организации, желающей стать участником Технологической платформы. В данном случае необходимо известить об этом инициатора или координатору Технологической платформы по телефону или электронной почте.
Направление организацией Обращения о присоединении к Технологической платформе «Интеллектуальная энергетическая система России» или размещение соответствующей информации в СМИ или на сайте не накладывает на организацию никаких дополнительных финансовых или юридических обязательств.
ФГБУ «Российское энергетическое агентство» — Конев Алексей Викторович, директор по инновациям, тел.: (495) 621-84-40, моб. 8-916-196-55-01,
эл. почта: [email protected]
Форма Обращения о присоединении к Технологической платформе «Интеллектуальная электроэнергетическая система России»
__________________ (наименование организации) выражает заинтересованность и согласие стать участником технологической платформы «Интеллектуальная электроэнергетическая система России» на условиях, определенных в меморандуме о ее образовании.
Полномочия представителя организации, подписавшего настоящее обращение, установлены _________ (устав организации / доверенность №_______), выданная______________ (дата, место,)).