Неисправности трансформаторов
Признаки, причины и способы устранения неисправностей силовых трансформаторов, находящихся в эксплуатации
Основные признаки неисправности
Наиболее вероятная причина неисправности
Способы устранения неисправности
1. Сильный и неравномерный шум в трансформаторе, сопровождающийся потрескиванием разрядов
1. Ослабление прессовки стальных листов магнитопровода
2. Перекрытие с обмотки или отводов на корпус
3. Обрыв заземления
1. Подтянуть стяжные болты, прессующие маг-
нитопровод
2. Улучшить изоляцию отводов
3. Восстановить заземление
2. Повышенный нагрев, небольшое увеличение тока на стороне питания, разница омических сопротивлений постоянному току отдельных фаз обмоток трансформатора
Витковое замыкание, явившееся следствием естественного старения изоляции, систематических перегрузок или динамических усилий при коротких замыканиях
1. Устранить витковое замыкание
2. Частично или полностью заменить обмотку поврежденной фазы
3. Выброс масла с разрушением стеклянной мембраны выхлопной трубы
Междуфазное короткое замыкание, вызванное:
а) старением изоляции;
б) понижением уровня масла и его увлажнением;
в) внутренними или внешними перенапряжениями;
г) протеканием сверхтоков при сквозных коротких замыканиях
Трансформатор подвергнуть ревизии, а при выявившейся необходимости — капитальному ремонту с заменой или без замены масла
4. Появление трещин на изоляторах, скользящих разрядов или следов перекрытия изоляторов
Не обнаруженные ранее трещины заводского происхождения или появившиеся при монтаже и эксплуатации. Набросы посторонних предметов. Перекрытие между вводами различных фаз
Заменить поврежденный изолятор. Устранить наброс. Увеличить изоляционное расстояние между фазами
5. Появление течи масла из кранов или швов бака из под прокладок
Плохо притертые пробки кранов.
Недоброкачественный сварной шов.
Недостаточное уплотнение в месте установки прокладки.
Низкое качество или отсутствие прокладки
Притереть пробку крана. Вырубить шов в месте течи и сварить вновь. Улучшить уплотнение путем затяжки болтов. Заменить прокладку, а в случае ее отсутствия — установить прокладку
6. Срабатывание реле газовой защиты трансформатора на сигнал
Начавшийся процесс разложения масла вследствие:
а) виткового замыкания в обмотке;
б) замыкания на корпус (пробой);
в) обрыва цепи в обмотке;
г) выгорания контактной поверхности переключателя
а) устранить замыкание в обмотке;
б) устранить замыкание на корпусе;
в) восстановить электрическую цепь обмотки;
г) заменить выгоревший контакт переключателя
7. Срабатывание реле газовой защиты трансформатора на отключение
Развившийся бурный процесс разложения масла в трансформаторе вследствие:
а) "пожара стали", возникшего в результате циркуляции больших токов, вызванных образовавшимся замкнутым контуром;
б) междуфазного короткого замыкания;
в) внутренних или внешних перенапряжений
Трансформатор подвергнуть испытанию, а в случае необходимости — ревизии и капитальному ремонту с выемкой сердечника
8. Срабатывание максимальной (токовой) или дифференциальной защиты
Пробой на корпус вводов трансформатора, перекрытие между фазами вследствие наброса или других причин
Заменить поврежденный изолятор. Устранить наброс или причины, вызвавшие действие защиты
Выявление неисправности силовых трансформаторов путем испытаний
Признаки, причины и способы устранения неисправностей силовых трансформаторов, находящихся в эксплуатации
Основные признаки неисправности
Наиболее вероятная причина неисправности
Способы устранения неисправности
1. Сильный и неравномерный шум в трансформаторе, сопровождающийся потрескиванием разрядов
1. Ослабление прессовки стальных листов магнитопровода
2. Перекрытие с обмотки или отводов на корпус
3. Обрыв заземления
1. Подтянуть стяжные болты, прессующие маг-
2. Улучшить изоляцию отводов
3. Восстановить заземление
2. Повышенный нагрев, небольшое увеличение тока на стороне питания, разница омических сопротивлений постоянному току отдельных фаз обмоток трансформатора
Витковое замыкание, явившееся следствием естественного старения изоляции, систематических перегрузок или динамических усилий при коротких замыканиях
1. Устранить витковое замыкание
2. Частично или полностью заменить обмотку поврежденной фазы
3. Выброс масла с разрушением стеклянной мембраны выхлопной трубы
Междуфазное короткое замыкание, вызванное:
а) старением изоляции;
б) понижением уровня масла и его увлажнением;
в) внутренними или внешними перенапряжениями;
г) протеканием сверхтоков при сквозных коротких замыканиях
Трансформатор подвергнуть ревизии, а при выявившейся необходимости — капитальному ремонту с заменой или без замены масла
4. Появление трещин на изоляторах, скользящих разрядов или следов перекрытия изоляторов
Не обнаруженные ранее трещины заводского происхождения или появившиеся при монтаже и эксплуатации. Набросы посторонних предметов. Перекрытие между вводами различных фаз
Заменить поврежденный изолятор. Устранить наброс. Увеличить изоляционное расстояние между фазами
5. Появление течи масла из кранов или швов бака из под прокладок
Плохо притертые пробки кранов.
Недоброкачественный сварной шов.
Недостаточное уплотнение в месте установки прокладки.
Низкое качество или отсутствие прокладки
Притереть пробку крана. Вырубить шов в месте течи и сварить вновь. Улучшить уплотнение путем затяжки болтов. Заменить прокладку, а в случае ее отсутствия — установить прокладку
6. Срабатывание реле газовой защиты трансформатора на сигнал
Начавшийся процесс разложения масла вследствие:
а) виткового замыкания в обмотке;
б) замыкания на корпус (пробой);
в) обрыва цепи в обмотке;
г) выгорания контактной поверхности переключателя
а) устранить замыкание в обмотке;
б) устранить замыкание на корпусе;
в) восстановить электрическую цепь обмотки;
г) заменить выгоревший контакт переключателя
7. Срабатывание реле газовой защиты трансформатора на отключение
Развившийся бурный процесс разложения масла в трансформаторе вследствие:
а) "пожара стали", возникшего в результате циркуляции больших токов, вызванных образовавшимся замкнутым контуром;
б) междуфазного короткого замыкания;
в) внутренних или внешних перенапряжений
Трансформатор подвергнуть испытанию, а в случае необходимости — ревизии и капитальному ремонту с выемкой сердечника
8. Срабатывание максимальной (токовой) или дифференциальной защиты
Пробой на корпус вводов трансформатора, перекрытие между фазами вследствие наброса или других причин
Заменить поврежденный изолятор. Устранить наброс или причины, вызвавшие действие защиты
Выявление неисправности силовых трансформаторов путем испытаний
Некоторые способы выявления неисправности
1. Измерение сопротивления изоляции мегомметром
Значительная разница в сопротивлениях изоляции одной и другой обмотки, а также между обмотками
Повреждение изолятора вывода
Отсоединить концы обмоток от выводов и измерить раздельно сопротивление изоляции обмоток в каждого вывода относительно корпуса трансформатора. В трех зажимных выводах в. н. опробовать каждую шпильку вывода
Значительная разница в сопротивлении изоляции обмоток при измерении их в холодном и горячем состоянии
Влажность изоляции обмоток
Произвести специальный прогрев или сушку обмоток с испытанием электрической прочности масла на пробой
2. . Измерение омического сопротивления обмоток на всех ответвлениях
Значительный разброс показаний приборов на разных ступенях переключателя
Плохой контакт в переключателе вследствие загрязнения или оплавления поверхности контакта
Очистить поверхности контактов от грязи, нагара и частиц оплавленного металла и отрегулировать переключатель
Значительная разница в величинах сопротивления по фазам
Неправильное присоединение отвотов к зажимам переключателя.
Пересоединить концы отводов к зажимам переключателя
Плохой контакт на присоединениях выводов.
Зачистить и подтянуть контакты
Плохой контакт в пайках
Произвести пофазное измерение сопротивления с присоединенными и отсоединенными выводами
3. Измерение группы соединения обмоток
Получаемые результаты не соответствуют ни одной группе соединений
Одна из обмоток одной фазы "вывернута" (перепутано направление намотки или начало и конец обмотки)
Проверить линейный коэффициент трансформации
Произвести пофазное измерение группы
4. Опыт х. х. (холостого хода)
Значительно завышенный ток и потери х.х.
Витковое замыкание в обмотке
Вынуть сердечник из бака и произвести испытание до обнаружения местного нагрева или появления дыма
Наличие замкнутого контура через стяжные болты и прессующие плиты.
Проверить изоляцию стяжных болтов
Неправильное включение параллельных обмоток
Проверить правильность распределения тока между параллельно включаемыми секциями при нагрузке (проверяется по двум амперметрам при опыте короткого замыкания), а также равенство напряжений на секциях, соединяемых параллельно (проверяется по равенству показаний двух вольтметров)
Значительное увеличение тока х. х.
Недоброкачественная шихтовка магнитопровода, неполное сечение верхнего ярма за счет недоукладки числа листов
Осмотреть и произвести замер сечения ярма.
Определить соответствие имеющегося сечения требуемому путем сопоставления
Значительное увеличение потерь х. х.
Плохая изоляция между листами стали магнитопровода
Снять обмотки и на временных обмотках повторить испытание с проверкой, местных нагревов магнитопровода
Начавшийся процесс "пожара стали"
Обратить особое внимание на качество шихтовки стыков и наличие изоляционных прокладок
5. Опыт к.з. (короткого замыкания)
Значительно повышенное напряжение и потери к. з. или значительное повышение напряжения к. з.
Плохой контакт на перемычке, закорачивающей выводы обмоток
Проверить соответствие сечения и качество контактов на перемычке по признакам нагрева
Плохой контакт на выводах или переключателе
Вынуть и детально обследовать сердечник, предварительно измерив точно омическое сопротивление
Плохой контакт в схеме обмоток или в переключателе со стороны питания
Измерить омическое сопротивление
Значительное повышение потерь к. з.
Неправильное токораспределение на параллельных ветвях
Вынуть и обследовать сердечник
Повреждения, наиболее характерные для отдельных алементов силовых трансформаторов
Естественное старение и износ изоляции. Систематические перегрузки трансформатора. Динамические усилия при. сквозных к.з.
Замыкание на корпусе (пробой). Междуфазное к.з.
Старение изоляции, увлажнение масла и понижение его уровня. Внутренние и внешние перенапряжения.
Деформация обмоток вследствие протекания сверхтоков при сквозных к. з.
Отгорание отводов (выводных концов) обмотки вследствие низкого качества соединения или электродинамических усилий при к. з.
2. Переключатели напряжения
Нарушение регулировки переключающего устройства
Оплавление контактной поверхности
Термическое воздействие сверхтоков на контакт при к.з.
Перекрытие на корпус
Трещины в изоляторах. Попадание влаги внутрь мастико-наполненных вводов.
Понижение уровня масла в трансформаторе при одновременном загрязнении внутренней поверхности изоляторов
Перекрытие между вводами отдельных фаз
Недостаточное изоляционное расстояние. Наброс постороннего предмета
Нарушение изоляции между отдельными листами стали или стяжных болтов. Слабая прессовка стали. Образование короткозамкнутого контура при повреждении изоляционных прокладок между ярмом и стержнями магнитопровода у стыковых трансформаторов. Образование короткозамкнутого контура при выполнении заземления магнитопровода со стороны выводов обмоток ВН и НН
5. Бак, радиаторы и прочая арматура
Течь масла из сварного шва, кранов и фланцевых соединений
Плохое качество сварки или нарушение сварного шва от механических воздействий
Недостаточно притерта пробка в корпусе крана
Низкое качество прокладок и уплотнений в местах фланцевых соединений
6. Реле газовой защиты
Срабатывание реле газовой защиты при отсутствии повреждений в трансформаторе (ложное срабатывание)
Попадание воздуха в трансформатор. Резкое повышение или понижение уровня масла вследствие быстрого нагрева или охлаждения масла
Отказ реле газовой защиты (несрабатывание) при возникновении или развитии повреждения в трансформаторе
На работающем трансформаторе не была включена газовая защита. Заедание поплавков в камере. Неудовлетворительное состояние контактов реле
Необходимо проверить нагрузку трансформатора. У трансформаторов с постоянной нагрузкой перегрузку можно установить по амперметрам, у трансформаторов с неравномерным графиком нагрузки – путем снятия суточного графика по току.
Следует также иметь в виду, что трансформаторы допускают нормальные перегрузки, зависящие от графика нагрузки, температуры окружающей среды и недогрузки в летнее время. Кроме того, допускаются аварийные перегрузки трансформаторов независимо от предшествующей нагрузки и температуры охлаждающей среды.
Допустимые превышения температуры отдельных частей трансформатора и масла над температурой охлаждающей среды, воздуха или воды не должны превышать нормативных значений. Если указанные мероприятия не дают должного эффекта, необходимо разгрузить трансформатор, включив на параллельную работу еще один трансформатор или отключив менее ответственных потребителей.
Высокая температура трансформаторного помещения. Необходимо измерить температуру воздуха в трансформаторном помещении на расстоянии 1,5–2 м от бака трансформатора на середине его высоты. Если эта температура более чем на 8–10 °С превышает температуру наружного воздуха, необходимо улучшить вентиляцию трансформаторного помещения.
Низкий уровень масла в трансформаторе. В данном случае обнаженная часть обмотки и активной стали сильно перегревается; убедившись в отсутствии течи масла из бака, необходимо долить масло до нормального уровня.
Внутренние повреждения трансформатора: замыкания между витками, фазами; образование короткозамкнутых контуров из-за повреждения изоляции болтов (шпилек), стягивающих активную сталь трансформатора; замыкания между листами активной стали трансформатора.
Все эти недостатки при незначительных короткозамкнутых контурах, несмотря на высокую местную температуру, обычно не всегда дают заметное повышение общей температуры масла, и развитие этих повреждений ведет к быстрому росту температуры масла.
Ненормальное гудение в трансформаторе
Ослабла прессовка шихтованного магнитопровода трансформатора. Необходимо подтянуть прессующие болты.
Нарушена прессовка стыков в стыковом магнитопроводе трансформатора. Под влиянием вибрации магнитопровода ослабла затяжка вертикальных болтов, стягивающих стержни с ярмами, это изменило зазоры в стыках, что и вызвало усиленное гудение. Необходимо перепрессовать магнитопровод, заменив прокладки в верхних и нижних стыках листов магнитопровода.
Вибрируют крайние листы магнитопровода трансформатора. Необходимо расклинить листы электрокартоном.
Ослабли болты, крепящие крышку трансформатора, и прочие детали. Необходимо проверить затяжку всех болтов.
Трансформатор перегружен или нагрузка фаз отличается значительной несимметричностью. Необходимо устранить пере-грузку трансформатора или уменьшить несимметрию нагрузки потребителей.
Возникают замыкания между фазами и витками. Необходимо отремонтировать обмотку.
Трансформатор работает при повышенном напряжении. Необходимо установить переключатель напряжения (при его нали-чии) в положение, соответствующее повышенному напряжению.
Потрескивание внутри трансформатора
Перекрытие (но не пробой) между обмоткой или отводами на корпус вследствие перенапряжений. Необходимо осмотреть и отремонтировать обмотку.
Обрыв заземления. Как известно, активная сталь и все прочие детали магнитопровода в трансформаторе заземляются для отвода в землю статических зарядов, появляющихся на этих частях, так как обмотка и металлические части магнитопровода – это, по существу, – обкладки конденсатора.
При обрыве заземления могут происходить разряды обмотки или ее отводов на корпус, что воспринимается как треск внутри трансформатора.
Необходимо восстановить заземление до того уровня, на котором оно было выполнено заводом-изготовителем: присоединить заземление в тех же точках и с той же стороны трансформатора, т. е. со стороны выводов обмотки низшего напряжения. Однако при неправильном восстановлении заземления в трансформаторе могут возникнуть короткозамкнутые контуры, в которых могут появиться циркулирующие токи.
Пробой обмоток трансформатора и обрыв в них
Пробой обмоток на корпус между обмотками высшего и низшего напряжения или между фазами.
Причины пробоя обмоток трансформатора:
а) возникли перенапряжения, связанные с грозовыми явлениями, аварийными или коммутационными процессами;
б) резко ухудшилось качество масла (увлажнение, загрязнение и пр.);
в) понизился уровень масла;
г) изоляция подверглась естественному износу (старению);
д) при внешних коротких замыканий, а также при замыканиях внутри трансформатора возникли электродинамические усилия.
Необходимо подчеркнуть, что при перенапряжениях могут происходить не пробои изоляции, а только перекрытия между обмотками, фазами или между обмоткой и корпусом трансформатора. В результате перекрытия обычно происходит лишь оплавление поверхности нескольких витков и появляется копоть на соседних витках, полное же соединение между витками, фазами или же между обмоткой и корпусом трансформатора отсутствует.
Пробой изоляции обмотки трансформатора можно обнаружить мегомметром. Однако в некоторых случаях, когда в результате перенапряжений на обмотке возникают оголенные места в виде точек (точечный разряд), выявить дефект можно, только испытав трансформатор приложенным или индуктированным напряжением. Необходимо отремонтировать обмотку, а в случае необходимости заменить трансформаторное масло.
Обрывы в обмотках трансформатора. В результате обрыва или плохого контакта происходит оплавление или выгорание части проводника. Дефект обнаруживается по выделению горючего газа в газовом реле и работе реле на сигнал или отключение.
Причины обрывы в обмотках трансформатора:
а) плохо выполнена пайка обмотки;
б) возникли повреждения проводов, соединяющих концы обмоток с выводами;
в) при коротких замыканиях внутри и вне трансформатора развиваются электродина-мические усилия. Обрыв можно обнаружить по показаниям амперметров или с помощью мегомметра.
При соединении обмоток трансформатора треугольником нахождение фазы, имеющей обрыв, производится путем разъединения обмотки в одной точке и испытания каждой фазы трансформатора в отдельности. Обрыв чаще всего происходит в местах изгиба кольца под болт.
Необходимо отремонтировать обмотку.
Чтобы предотвратить повторение обрыва в отводах обмотки трансформатора, следует отвод, выполненный круглым проводом, заменить гибким соединением – демпфером, состоящим из набора тонких медных лент сечением, равным сечению провода.
Работа газовой защиты трансформатора
Газовая защита от внутренних повреждений или ненормального режима работы трансформатора в зависимости от интенсивности газообразования срабатывает или на сигнал, или на отключение, или одновременно на то и другое.
Газовая защита сработала на сигнал.
Причины срабатывания газовой защиты трансформатора:
а) произошли небольшие внутренние повреждения трансформатора, что привело к слабому газообразованию;
б) при заливке или очистке масла в трансформатор попал воздух;
в) медленно понижается уровень масла из-за снижения температуры окружающей среды или вследствие течи масла из бака.
Газовая защита трансформатора сработала на сигнал и на отключение или только на отключение. Это вызывается внутренними повреждениями трансформатора и другими причинами, сопровождаемыми сильным газообразованием:
а) произошло замыкание между витками первичной или вторичной обмоток трансформатора. Данное повреждение может быть вызвано недостаточной изоляцией переходных соединений, продавливанием изоляции витков при опрессовке или из-за заусенцев на меди витка, механическими повреждениями изоляции, естественным износом, перенапряжениями, электродинамическими усилиями при коротких замыканиях, обнажением обмотки вследствие снижения уровня масла.
По замкнутым накоротко виткам проходит ток большой силы, причем ток в фазе может лишь незначительно возрасти; изоляция витков быстро сгорает, могут выгорать сами витки, причем возможно разрушение и соседних витков. При развитии авария может перейти в междуфазное короткое замыкание.
Если число замкнутых витков значительно, то в короткий промежуток времени масло сильно нагревается и может закипеть. При отсутствии газового реле может произойти выброс масла и дыма через предохранительную пробку расширителя.
Замыкание между витками сопровождается не только ненормальным нагревом масла и некоторым увеличением тока со стороны питания, но и уменьшением сопротивления фазы, где возникло замы-кание;
б) произошло междуфазное короткое замыкание, вызванное теми же причинами, что и пробой изоляции, и протекающее бурно. При этом может произойти выброс масла из расширителя или через диафрагму предохранительной трубы, которая устанавливается в трансформаторах мощностью 1000 кВА и выше;
в) образовался короткозамкнутый контур из-за повреждения изоляции болтов, стягивающих активную сталь трансформатора. Короткозамкнутый контур сильно нагревается и вызывает перегрев масла. Болт и близлежащие листы активной стали могут быть разрушены. В трансформаторах со стыковыми магнитопроводами короткозамкнутый контур может получиться при соприкосновении с ярмами накладок, прессующих стержни;
г) произошло замыкание между листами активной стали вследствие повреждения междулистовой изоляции в результате естественного износа (старения) изоляции. Вызванные таким повреждением изоляции значительные вихревые токи способствуют большим местным перегревам активной стали, что с течением времени может привести к местному выгоранию стали (пожару в железе). В стыковых магнитопроводах может произойти сильное нагревание стыков вихревыми токами из-за повреждения прокладок в них;
д) значительно снизился уровень масла в трансформаторе или из масла интенсивно выделяется воздух вследствие резкого похолодания или же после ремонта (заливка свежего масла, его очистка центрифугой и пр.).
Необходимо подчеркнуть, что в практике отмечены также случаи ложной работы газовой защиты из-за неисправности цепей вторичной коммутации защиты. Например, работа газовой защиты трансформатора может быть вызвана различными причинами. Поэтому перед тем как приступить к устранению неисправности, необходимо точно установить причину, вызвавшую срабатывание газовой защиты. Для этого необходимо выяснить, какая из защит (релейных) сработала, произвести исследование газов, скопившихся в газовом реле, и определить их горючесть, цвет, количество и химический состав.
Горючесть газа свидетельствует о наличии внутреннего повреждения. Если газы бесцветны и не горят, то причиной действия реле является выделившийся из масла воздух. Цвет выделившегося газа позволяет судить о характере повреждения; бело-серый цвет свидетельствует о повреждении бумаги или картона, желтый – дерева, черный – масла. Но так как окраска газа может через некоторое время исчезнуть, то его цвет следует определить тут же при его появлении. Снижение температуры вспышки масла также свидетельствует о наличии внутреннего повреждения. Если причиной действия газовой защиты было выделение воздуха, то его необходимо выпустить из реле. При снижении уровня масло следует долить, отключить газовую защиту от действия на отключение.
При повреждении обмотки необходимо найти место повреждения и произвести соответствующий ремонт. Для этого необходимо вскрыть трансформатор и извлечь сердечник. Замкнутые накоротко витки обмотки можно найти при включении трансформатора со стороны низшего напряжения на пониженное напряжение. Короткозамкнутый контур будет сильно разогрет, и из обмотки появится дым. Этим способом могут быть найдены и другие короткозамкнутые контуры.
Поврежденные места в активной стали могут быть найдены при холостом ходе трансформатора (при вынутом сердечнике). Эти места будут сильно нагреты. При этом испытании напряжение подводят к обмотке низшего напряжения и поднимают с нуля; обмотка высшего напряжения должна быть предварительно разъединена в нескольких местах во избежание пробоя обмотки (из-за отсутствия масла).
Замыкание между листами активной стали трансформатора и ее оплавление следует устранить перешихтовкой поврежденной части магнитопровода с заменой междулистовой изоляции. Поврежденную изоляцию в стыках магнитопровода заменяют новой, состоящей из листов асбеста толщиной 0,8–1 мм, пропитанных глифталевым лаком. Сверху и снизу прокладывают кабельную бумагу толщиной 0,07–0,1 мм.
Ненормальное вторичное напряжение трансформатора
Первичные напряжения трансформатора одинаковы, а вторичные напряжения одинаковы при холостом ходе, но сильно разнятся при нагрузке.
а) плохой контакт в соединении одного зажима или внутри обмотки одной фазы;
б) обрыв первичной обмотки трансформатора стержневого типа, соединенного по схеме треугольник – звезда или треугольник – треугольник.
Первичные напряжения трансформатора одинаковы, а вторичные напряжения неодинаковы при холостом ходе и при нагрузке.
а) перепутаны начала и конец обмотки одной фазы вторичной обмотки при соединении звездой;
б) обрыв в первичной обмотке трансформатора, соединенного по схеме звезда – звезда. В этом случае три линейных вторичных напряжения не равны нулю;
в) обрыв во вторичной обмотке трансформатора при соединении его по схеме звезда – звезда или треугольник – звезда. В этом случае только одно линейное напряжение не равно нулю, а два других линейных напряжения равны нулю.
При схеме соединения треугольник–треугольник обрыв его вторичной цепи можно установить измерением сопротивлений или по нагреву обмоток: обмотка фазы, имеющей обрыв, будет холодной из-за отсутствия в ней тока. В последнем случае возможна временная эксплуатация трансформатора при токовой нагрузке вторичной обмотки, составляющей 58 % номинальной. Для устранения неисправностей, вызывающих нарушения симметрии вторичного напряжения трансформатора, необходим ремонт обмоток.