Мозаика определение для детей

Мозаика определение для детей

Содержание

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. АНДРИАНОВИЧИ — СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Занятие для кружковой деятельности

Мясникова Марина Ивановна

Материал может быть представлен для обучения детей 5 – 8 класса, в 5 – ом классе, может идти знакомство со всеми видами мозаики или только на примере одного вида и выполнение практической работы может заключаться в выполнении мозаики с использованием готовых картинок, репродукций. Для обучающихся 7-8 класса может идти знакомство с разными жанрами изобразительного искусства, и выполнение практической работы может заключаться в выполнении мозаики в каком либо выбранном обучающимися жанре. Материал может быть предложен вниманию учащихся в начале урока в виде беседы, во время, которой используется презентация.

Цель: знакомство с видом декоративно – прикладного искусства с мозаикой, ее видами и многообразием.

Способствовать формированию представлений о мозаике, ее видах, технологии выполнения и применения.

Способствовать формированию художественного вкуса, аккуратности и точности, внимания.

Активизировать у учащихся творческое начало, развивать творческие способности, умение систематизировать материал и выделять главное.

Формировать навыки работы с разными художественными материалами.

Оборудование:

Презентация «Мозаика», репродукции с мозаикой. Образцы готовых изделий. Книги по мозаике. На доске слово «Мозаика», определение.

И.Бунин «О природной мозаике», детская песня о стеклышках.

Оборудование для практической работы: клей ПВА, картон, бумага белая, цветная, журналы, открытки, инструменты – ножницы, дырокол.

Приветствие. Подготовка рабочего места, материалов, инструментов.

Основная часть. Беседа с просмотром презентации.

Человек с давних пор создает для себя красивые вещи, предметы быта, орудия труда, украшая их различными узорами, резьбой, вышивкой, чеканкой, гравировкой, отделывая архитектурные сооружения лепными орнаментами, различными скульптурными украшениями, мозаикой, настенными росписями.

Художественное изготовление предметов называется прикладным искусством. Искусство художественной обработки предметов, украшения зданий называется декоративным искусством («декор» — украшение). Эти виды искусства тесно связаны между собой и часто объединяются общим термином «декоративно – прикладное искусство».

В руках умелого мастера любой предмет приобретает приятную для глаза форму, покрывается красивым узором, радует нас, вызывает чувство восхищения, желание беречь его. Обрабатывая предмет, художник учитывает особенность материала, из которого сделан этот предмет, его назначение, удобство пользования.

Учась видеть красивое, наслаждаясь им, мы делаем нашу жизнь богаче и интереснее.

Сегодня мы познакомимся с новым и интересным видом декоративно – прикладного искусства – мозаикой. Во время беседы просматривается презентация «Мозаика».

(На доске написано слово – МОЗАИКА)

А небеса и лес нагорный

Глядит, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной…

Так о природной мозаике так написал И.Бунин.

На берегу водоема при созерцании подобной картины и возникла у древнего художника идея составлять из разноцветных камешков узоры – сначала простые, а потом более сложные.

Природная мозаика недолговечна – как в калейдоскопе, постоянно меняется ее рисунок. Течение и прибой перемешивают камешки, рождая новые и новые узоры, непохожие на другие. Однако со временем художники нашли материалы, которые позволили закреплять мозаику, но не ту что создала природа, а рукотворную, рожденную воображением человека.

А где и когда вы встречались с мозаикой?

В раннем детстве у многих была мозаика – настольная игра, состоящей из разноцветных шариков, цветных кружочков с ножками. На специальных подставках с углублениями можно было выкладывать чудесные узоры или картинки, их можно было разобрать и сложить узор или картинку снова. (Сл. 2).

Но настоящие мозаичные работы выполняются надолго, можно сказать навечно. Работают над ними настоящие художники. (Сл. 3).

Мозаика в переводе с фр. mosaïque , с ит. mosaico , буквально — посвященное музам, с лат. musivum — прикладывание — один из основных видов декоративно – прикладного и монументального искусства.

Мозаика – один из видов монументальной живописи, в котором изображение или орнаментальный мотив выполняется из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора или кубиков разноцветной стеклянной пасты – смальты, которые выкладываются на основе общей поверхности. (Сл. 4).

Это произведения большого масштаба, связанные с архитектурой как конструктивно, так и образно. Это могут быть крупные панно, украшающие общественные здания, так и небольшие мозаичные вставки, составляющие декоративное убранство интерьера.

Мозаика может быть разной по своему виду. Это каменная, стеклянная, глиняная или керамическая, деревянная мозаика, а также мозаика может быть выполнена из пластмассы, линолеума, природного материала, бумаги. (Сл. 5). И соответственно материалом для мозаики служит камень, стекло, глина, древесина разных пород деревьев, природный материал, бумага, картон и др. (Сл. 6).

Выполняя мозаику, мозаичист набирает изображение, и это искусство набирать картины из разных по цвету, размеру и фактуре материалов было известно очень давно. (Сл. 7).

Техника мозаики была широко распространена в античные времена, в Греции, Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм (общественные бани), из материалов в этот период применялись композиции из цветных камней и смальты. Такие работы были доступны богатым и знатным людям.

Самыми выдающимися творениями, этой эпохи были сохранившиеся мозаики с изображением Помпеи, Битва Александра Македонского при Иссе. Эта мозаика выложена из полутора тысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям). (Сл. 8).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи. Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Мастера, используя такой способ обработки камня, добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения. (Сл. 9).

Флорентийская мозаика — это живопись, созданная вечным материалом – камнем, время жизни которого сопоставимо с возрастом планет и галактик.

К величию этого дивного материала нет на земле равнодушных. Полированный срез камня дает удивительный красоты и бесконечной фантазии поверхность. Богатство палитры камня уникально. Он завораживает своей удивительной красотой и оказывает просто гипнотическое действие на человека! (Сл. 10).

В средневековье, мозаика была очень популярным видом искусства для украшения соборов, но фреска вытеснила ее, хотя мозаика в отличие от последней не теряет цвета, и рисунок не тускнеет и его не нужно обновлять.

Важный вклад в развитие мозаики внесла исламская культура. Мечети и минареты, в своем внешнем и внутреннем убранстве используют мозаику. Основными видами мозаики были – паркетри и интарсия. (Сл. 11).

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхом монастыре. (Сл. 12).

Мозаичные иконы, выполненные с благословления служителей церкви, украшают надвратные ниши и стеновые порталы культовых сооружений. (Сл. 13).

В российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью М.В. Ломоносова. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва». (Сл. 14).

В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская" (художники П.Корин, А.Дейнека), так и флорентийскую мозаику. (Сл. 15).

Мозаике характерны четкость в передаче силуэтов, лаконичность формы, цвета, сознательно применяемая условность и преувеличения.

Мозаика может быть различной по тематике и сюжету, она может быть выполнена в разных жанрах. (Сл. 16 – 21).

Кроме плоскостных панно мозаике под силу и объемные решения. (Сл. 22).

Итак, мозаика — разновидность аппликации, при котором изображение выполняется из частиц одного или нескольких разноцветных материалов, которые выкладываются на основе, принятой за фон, и закрепляются связующим на ней раствором: клеем, пластилином, специальной мастикой, воском, цементом и др. (Сл. 23).

А теперь мы с вами сами будем выполнять мозаику. Мы будем делать мозаику из бумаги, из кусочков цветной бумаги.

Для работы нам потребуется цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, дырокол.

И для того, чтобы мозаика получилась действительно привлекательной, нужно работать очень аккуратно!

1. Выбор рисунка мозаики.

2. Подбор бумаги, определение цвета фона.

3. Выполнение эскиза мозаики.

4. Заготовка бумажек, деталей нужного цвета, разложить их по кучкам.

5. Смазать часть рисунка мозаики клеем и приклеить кусочки, детали, клей необходимо наносить понемногу.

6. Для удобства кусочки мозаики накалывать иглой, а другой иглой снимать деталь и прижимать пальцем.

Так постепенно закончить всю мозаику.

7. Оформить работу рамкой.

Мы обговорили последовательность работы, теперь приступаем к выполнению мозаики, не забывая об аккуратном ее выполнении.

Практическая работа детей.

Повтор правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

Выполнение мозаики из бумаги.

Помощь педагога в ходе работы. Контроль, самоконтроль.

Заключительная часть занятия.

Подведение итогов и оформление работ на выставку.

На чтение: 8 минут Нет времени?

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров

Читайте в статье

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

Читайте также:  Конденсат на чердаке дома
Оценить статью
Добавить комментарий