Содержание лекции: монтажные работы на отвизированных проводах.
Цель лекции: знакомство с работами на отвизированных проводах.
Работы по перекладке проводов из раскаточных роликов в поддерживающие зажимы с установкой дистанционных распорок на проводах расщепленных фаз и гасителей вибрации выполняются после натяжки, визирования и закрепления проводов. При перекладке с опусканием на землю верхолазы поднимаются на опору, взяв с собой веревку, с помощью которой поднимают на опору монтажный блок и такелажный трос. Монтажный блок закрепляют к траверсе опоры, через блок пропускают такелажный трос и опускают его на землю. Конец троса закрепляют за крюк трактора, и провод одной из фаз опускают на землю. На земле с провода снимают раскаточное устройство и на провод монтируют постоянный поддерживающий зажим. Этот зажим с проводом сцепляют с гирляндой изоляторов. Затем гирлянду изоляторов вместе с проводом поднимают (ходом трактора, тросом через блоки) на опору и прикрепляют к траверсе.
В некоторых типах опор опусканию раскаточных роликов с проводами мешают оттяжки. Поэтому провода должны при опускании оттягиваться в сторону. Для этого либо используют дополнительный механизм (обычно трактор), либо применяют оттяжной строп, скользящий при помощи дополнительного ролика по оттяжке (см. рисунок 8.1).
Способ перекладки проводов с опусканием на землю наиболее безопасен и удобен для рабочих, находящихся на земле и работающих в удобном положении, с помощью простых приспособлений.
Перекладку проводов без их опускания производят с телескопической вышки или подвесной (к траверсе) лестницы. Поднявшись на вышке (или опустившись по лестнице) на уровень раскаточных роликов, электролинейщики устанавливают приспособления для перекладки проводов, которыми приподнимают провод, освобождают раскаточный ролик и снимают его с гирлянды. К гирлянде подвешивают поддерживающий зажим, укладывают в него провод и закрепляют.
При отсутствии приспособлений к траверсе опоры крепят блок и провод приподнимают тяжением с земли за такелажный трос, укрепляемый к проводу и пропускаемый через блок.

1 — провода в раскаточных роликах, опускаемые на землю после визирования для перекладки в зажимы; 2- дополнительный ролик; 3- дополнительный оттяжной строп; 4 — тяговый такелажный трос; 5 — такелажный блок, укрепленный к траверсе опоры; 6- поднятая гирлянда с проводами расщепленной фазы, закрепленными в постоянных зажимах
Рисунок 8.1 — Схема оттягивания проводов при монтаже на опорах
Соединение проводов в шлейфах (петлях) анкерных опор. Монтаж проводов на ВЛ 35-110 кВ производят без разрывов проводов в петлях, поэтому соединения в шлейфах на таких линиях встречаются редко – только при монтаже проводов на переходах или при наличии других препятствий. Натяжные зажимы на неразрезанных петлях монтируют одновременно с обеих сторон шлейфа, длину которого вымеряют по месту.
При монтаже ВЛ 220 кВ и выше с тяжелыми проводами осуществить монтаж неразрезанных шлейфов труднее, поэтому допускаются разрезные шлейфы, т.е. провод отрезается около каждой анкерной опоры и после натяжки соединяется в шлейфе термитной сваркой. В отдельных случаях, где для эксплуатации необходимо иметь разъемное соединение, выполняется (согласно проекту) соединение на болтах.
Монтаж распорок.Установку распорок производят на натянутых проводах с передвижной тележки-люльки или с телескопической вышки либо на земле, перекладка проводов выполняется с опусканием проводов на землю. Ставить их нужно перпендикулярно проводам, тщательно проверяя крепление.
Расстояние между распорками может отклоняться от проекта не более ±10 % указанного в проекте допуска.
Монтаж защитной арматуры и другие работы.Гасители вибрации изащитныекольца ставят одновременно с перекладкой проводов. Разрегулировку проводов расщепленных фаз, замеряемую специальным прибором, в процессе перекладки проводов сгоняют в последний пролет, где и доводят до предела нормы. Одновременно проверяют разрегулировку проводов различных фаз между собой. Затем вновь осматривают линию перед предъявлением ее к сдаче в эксплуатацию. Проверяют соответствие всех выполненных работ нормам и допускам, описанным выше, а также следующим:
— отклонение поддерживающих гирлянд вдоль ВЛ от вертикали не должно превышать 50 мм для ВЛ 35 кВ, 100 мм для ВЛ 110 кВ и 200 мм для ВЛ 220 кВ и выше;
— расстояние от гасителей вибрации до поддерживающих зажимов не должно отличаться от проектного более чем на 25 мм.
Проверяют также соответствие допускам, указанным в проекте, угол наклона поддерживающих зажимов в плоскости опоры, наименьшее допустимое расстояние от соединительных до поддерживающих и натяжных зажимов, искровые промежутки в разрядниках и др.
Воздушные линии электропередачи находят широкое применение как для внешнего электроснабжения, так и для передачи и распределения электроэнергии между потребителями горных предприятий. В таких линиях электроэнергия передается по голым проводам, расположенным на открытом воздухе и закрепляемым при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на зданиях и инженерных конструкциях. ВЛ внешнего электроснабжения могут быть одно- или двухцепными.
К основным элементам воздушных линий относятся: опоры, провода, изоляторы и арматура.
Опоры. По характеру воспринимаемых нагрузок они разделяются на два вида: полностью воспринимающие тяжение от проводов и тросов и не воспринимающие такого тяжения. В зависимости от этого применяют следующие типы опор: промежуточные — устанавливаемые на прямых участках трассы; анкерные — устанавливаемые в местах изменения трассы, числа, марок и сечения проводов, а также на пересечении ВЛ с различными сооружениями. На базе анкерных опор могут выполняться концевые и транспозиционные опоры.
Для монтажа ВЛ применяют типовые унифицированные опоры. Они могут быть деревянными, комбинированными (стойки деревянные, пасынки железобетонные), железобетонными, а для линий 110 кВ и выше — металлическими.
Основной недостаток деревянных опор — сравнительно небольшой срок службы, а металлических — большая стоимость. Поэтому в настоящее время широкое распространение получают железобетонные опоры, которые имеют большой срок службы и исключают большие капитальные и эксплуатационные расходы.
Деревянные опоры изготовляют из леса не ниже III сорта, пропитанного антисептиками. Глубина зарубов, затесов и отколов не должна превышать 10% диаметра бревна и отличаться от проектного значения более чем на 5 мм.
Для железобетонных опор напряжением до 10 кВ применяют, как правило, вибрированные стойки, а для опор напряжением 35 кВ
Рис.2.4 Изоляторы для воздушных линий: а — штыревой ТФ; б — штыревой ШС- 10А; в — подвесной нормальный ПФ6-А; г — подвесной для загрязненных районов |
н выше — центрифугированные. С целью предохранения арматуры от коррозии опоры на заводе-изготовителе покрываются гидроизоляцией. Поверхность опор не должна иметь раковин и выбоин более 10 мм по длине, ширине и глубине, а при меньшем размере их должно быть не более двух на 1 м длины опоры.
Стальные опоры изготовляют в виде отдельных секций, элементы которых соединяются сварным или болтовым креплением. Конструкция этих опор должна соответствовать требованиям главы СНиП на изготовление, монтаж и приемку металлических конструкций.
Провода. Применяемые на ВЛ провода должны иметь высокую электрическую проводимость, достаточную механическую прочность и быть устойчивыми против коррозии. При сооружении ВЛ применяют медные провода марки М, алюминиевые — А, сталеалюминиевые — АС, стальные — ПС, стальные тросы — ТК.
Стальные оцинкованные тросы применяют для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений.
Изоляторы. На ВЛ до 1000 В применяют штыревые изоляторы, на ВЛ 6—35 кВ — штыревые и в обоснованных случаях подвесные, на ВЛ НО кВ и выше — только подвесные (рис. 10.1). Как штыревые, так и подвесные изоляторы изготовляют фарфоровыми или стеклянными. Они должны иметь высокую механическую и электрическую прочность, а также обладать достаточной теплостойкостью в широком диапазоне изменения температуры воздуха. При сооружении ВЛ в районах с загрязненной средой должны применяться специальные изоляторы, предназначенные для работы в таких условиях и обеспечивающие требуемую надежность. Штыревые изоляторы предназначаются только на одно напряжений ВЛ, поэтому для линий разных напряжений должны применяться соответствующие им изоляторы. Подвесные изоляторы состоят из изолирующей детали , шапки и стержня,что позволяет собирать из отдельных изоляторов гирлянды необходимой длины в зависимости от напряжения ВЛ .
Арматура. С помощью арматуры осуществляется: крепление изоляторов и тросов к опорам, проводов к изоляторам; соединение между собой изоляторов, проводов и тросов. Арматура для ВЛ с подвесными изоляторами подразделяется: на натяжную, например, натяжной болтовой зажим,предназначенную для натяжения провода и закрепления его на анкерных опорах; подвесную — для крепления проводов к подвесным изоляторам на промежуточных опорах, например, глухой поддерживающий зажим ; сцепную —для сцепления подвесных изоляторов в гирлянду и подвески ее к опоре; защитную — для защиты подвесных изоляторов от повреждениях их дугой электрического разряда и проводов от разрушения вследствие вибрации.
Штыревые изоляторы крепят на стальных крюках типа KB или штырях типа Ш или ШУ.
Воздушные линии сооружаются в соответствии с проектом. Разработке проекта предшествуют изыскательские работы, выполняемые проектной организацией, и производственный пикетаж. Геодезическую разбивочную основу для строительства ВЛ в виде пунктов и знаков, закрепляющих на местности центры опор и ось трассы (производственный пикетаж), выполняет заказчик и передает документацию на эти работы подрядчику не менее, чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ. Разбивочные работы по выносу на местность осей ор, котлованов и фундаментов, а также геометрических размеров выполняет подрядчик.
Перед сооружением и монтажом ВЛ проводятся подготовительные работы, предусматривающие: размещение заказов на оборудование, строительно-монтажные материалы, железобетонные и металлические инструкции; изучение проекта; приемку производственного пикетажа и разработку ППЭР; приемку, хранение и транспортирование оборудования, материалов и механизмов; подготовку трассы к производству строительно-монтажных работ.
Для предотвращения повреждения и своевременной и удобной доставки оборудования и материалов к местам монтажа для их транспортирования должны применяться соответствующие средства и способы перевозки. Для перевозки длинномерных стоек должны использоваться специально оборудованные опоровозы, тракторы с прицепом, металлические санки с поворотными устройствами. Для обеспечения надежной проходимости принятых для транспортирования средств должен быть тщательно обследован весь путь следования грузов.
До начала строительно-монтажных работ на участках трассы ВЛ выполняют временные сооружения в местах размещения прорабских участков и базы складирования материалов и оборудования; сооружают временные подъездные дороги, мосты и монтажные площадки; вырубают просеки и производят снос строений и реконструкцию инженерных сооружений, препятствующих производству работ на ВЛ. Просеки вырубают с целью обеспечения надежной работы ВЛ, исключения случаев падения деревьев на провода, которые могут привести к их повреждению. Размеры ширины просек зависят от высоты деревьев и места прохождения ВЛ (фруктовые сады, парки, заповедники и т. д.). Во всех случаях при выборе направления трассы ВЛ необходимо стремиться к максимально возможному сохранению зеленых насаждений.
К монтажным работам на воздушных линиях относятся: раскатка проводов и тросов, включая их соединение и подъем на опоры; натяжка проводов и тросов, включая их визирование и регулировку стрел провеса; крепление проводов и тросов на изоляторах.
Для успешного выполнения монтажных работ перед началом монтажа необходимо провести подготовительные работы: проверить наличие необходимых комплектующих изделий и материалов; подобрать необходимые машины и инструменты; проверить трассу; предусмотреть надежную звуковую, зрительную и телефонную связь.
Раскатку проводов и тросовпроизводят двумя способами: с неподвижных раскаточных станков или с помощью специальных раскаточных тележек или саней. При первом способе барабаны устанавливают неподвижно на раскаточных устройствах (станках,домкратах или козлах), на расстоянии 15—20 м от анкерной опоры. Раскатку проводов производят с помощью тягового механизма, движущегося вдоль трассы. После прохода за промежуточную опору на расстояние 40—60 м раскатку останавливают. Провода отцепляют и разносят в положение исходное для подъема на опору. Затем провода совместно с гирляндами поднимают на опору с помощью телескопической вышки или монтажного троса и укладывают в раскаточные ролики. Затем провода снова прикрепляют к тяговому механизму и раскатывают к следующей опоре, на которой выполняют работы по установке гирлянд и укладке провода в ролики. При втором способе провода и тросы закрепляют на анкерной опоре, после этого раскаточная тележка передвигается к промежуточным опорам.Перед передвижением к следующей опоре провода и тросы поднимают на опору Затем аналогичные работы выполняют по схеме. Раскатку проводов и тросов производят только по раскаточным роликам, подвешенным на опорах. При раскатке должны быть приняты меры, исключающие повреждение проводов.
При втором способе раскатки обеспечивается лучшая сохранность проводов и тросов, однако его применение может ограничиваться условиями рельефа местности, а при П- и АП-образных опорах он вообще не применим.
Соединение проводов ВЛ.Способы соединения проводов и тросов зависят от мест соединения и напряжения. В петлях анкерных опор их соединение может осуществляться: термитной сваркой, прессуемыми соединителями; болтовыми зажимами; а в линиях напряжением до 1000 В кроме этого может применяться соединение анкерными, ответ- вительными и плашечными зажимами и овальными соединителями, монтируемыми методом скручивания. Для соединения проводов линий в пролетах используют овальные соединители,монтируемые методом обжима или опрессования и дополнительной термитной сваркой концов в петле или с использованием шунта ; овальные соединители,монтируемые методом сплошногоопрессования и соединительные сжимы .
В линиях на напряжение выше 1000В. должно быть не более одного соединения в пролете на каждый провод или трос. Не допускается соединений в пролетах припересечении линией улиц, линий связи и сигнализации, железных и автомобильных дорог и т. п.
Натяжение проводов.После окончания работ по раскатке и соединению проводов производят их натяжение. Для этого тракторы, автомобили или лебедки соединяют такелажным тросом с проводами с помощью монтажных клиновых или шарнирных зажимов. Натяжение производят в пролете, ограниченном анкерными или анкерно-угловыми опорами, Во время натяжения следят за подъемом проводов, проходом ремонтных муфт и соединительных зажимов через раскаточные ролики, удаляют с проводов зацепившиеся предметы и грязь.
Стрелы провеса устанавливают согласно проекту, по монтажным таблицам или кривым в соответствии с температурой воздуха. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектного значения более чем на ±5%. При этом габариты до земли и пересекаемых объектов должны соответствовать требованиям СНиП и ПУЭ. Визирование проводов и тросов ВЛ производят при длине более 3 км в каждой трети анкерного участка, а при длине анкерного участка менее 3 км — в двух пролетах — наиболее отдаленном и наиболее близком от механизма, тянущего трос. Визирование начинают со среднего провода — при горизонтальном расположении проводов и с верхнего провода при вертикальном. При визировании провод (трос) подводят сверху к линии визирования, для этого его вначале несколько перетягивают (на 0,3—0,5 м), а затем опускают до заданной стрелы провеса. При этом положение проводов и тросов контролируют измерением тяжения по проводу динамометром или визированием по рейке с помощью приспособления, которое струбциной крепится к стойке опоры . Провода (тросы) после визирования крепят на опорах анкерного типа, а затем на промежуточных. Для перекладки проводов и тросов из раскаточных роликов и последующего скрепления их с подвесными изоляторами используют телескопические вышки или подвижные лестницы (люльки). Эти операции при применении штыревых изоляторов выполняют непосредственно с опор ВЛ.
Штыревые изоляторы монтируют во время сборки опор на штырях или крюках с помощью полиэтиленовых колпачков или пакли, пропитанной суриком, а также способом армирования раствором из цемента (40%) и речного песка (50%). Гирлянды подвесных изоляторов целесообразно собирать в мастерских или на специальных площадках и доставлять к месту монтажа в готовом виде. Перед монтажом изоляторы тщательно осматривают, проверяют надежность закрепления замков для подвесных изоляторов и сопротивление изоляции, которое должно быть для каждого изолятора не менее 300 МОм.
Техника безопасности.Помимо общих требований безопасности при выполнении монтажных работ на ВЛ должно выполняться следующее.
На двухцепных линиях ни одна линия не должна находиться в эксплуатации, т. е. на нее нельзя подавать напряжение и она не должна включаться коммутационным аппаратом. Для защиты персонала от воздействия электрических потенциалов, наводимых в проводах и тросах, они должны быть закорочены и заземлены на всех анкерных опорах монтируемого участка. При приближении грозы работающий персонал должен быть выведен за пределы трассы. В ночное время на ВЛ не должны производиться работы, за исключением монтажа переходов через железные дороги, автострады и т. п. Должна быть обеспечена регулировка положения опор оттяжками и расчалками с целью исключения их падения. При работе на высоте монтер должен пристегиваться предохранительным поясом к телу опоры или к подъемным механизмам. Подъем на вновь установленную опору допускается только по специальному разрешению производителя работ. Приспособления и детали, поднимаемые на опору, должны отцепляться от поводка бесконечного каната только после их установки и закрепления.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи
Монтаж проводов ВЛ
Работы по монтажу проводов ВЛ включают:
- раскатку,
- соединение,
- подъем,
- регулирование стрелы провеса,
- крепление проводов.
Раскатка проводов. Провод к месту раскатки подвозят в бухтах или барабанах. В зависимости от условий монтажа раскатку проводов проводят или с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка ВЛ или с помощью специальных раскаточных тележек, транспортеров.
При первом способе барабаны с проводом устанавливают неподвижно на раскаточных устройствах. Раскатку провода производят с помощью тягового механизма (обычно трактор), движущегося вдоль трассы.
![]() |
![]() |
![]() |
Рисунок. Схема раскатки проводов с неподвижных раскаточных устройств: 1 – барабан с проводом; 2 – раскаточный станок или козлы; 3 – провод; 4 – блок; 5 – такелажный трос; 6 – натяжная гирлянда.
После прохода за промежуточную опору на расстояние 40-60 м раскатку останавливают. Провода поднимают на опору и укладывают в монтажные ролики. Затем провода раскатывают к следующей опоре и т.д.
![]() |
![]() |
| а | б |
Рисунок. Монтажные ролики для раскатки проводов.
При данном способе, во время перемещения тягового механизма возможно касание провода земли (обычно это происходит в середине пролета), что может привести к его повреждению. Поэтому первый способ раскатки применяют при монтаже коротких линий, а также на участках где повреждение проводов при касании земли маловероятны (при хорошем снежном или травяном покрове).
При втором способе один конец провода закрепляется в начале трассы, а барабан устанавливают на тяговую размоточную машину. Тяговый механизм перемещает тележку с барабаном по трассе, и провод плавно сходит с барабана, не волочась по грунту.
![]() |
![]() |
![]() |
Рисунок. Схемы раскатки проводов с помощью специальных раскаточных тележек; 1 – барабан с проводом; 2 – раскаточный станок или козлы; 3 – провод; 4 – блок; 5 – такелажный трос; 6 – натяжная гирлянда; 7 – раскаточные сани.
Раскатывая провод, следят за тем, чтобы в нем не образовались петли. Одновременно его осматривают для выявления дефектов: обрывов отдельных жил, больших вмятин и т.д. Если длина раскатанного провода недостаточна, к нему присоединяют провод аналогичной марки, конструкции и сечения.
Кроме описанных методов, в последнее время у нас начинают применять метод раскатки проводов "под тяжением". При раскатке под тяжением, на опоры поднимают вспомогательный легкий канат (трос-лидер) и затем с его помощью раскатывают по роликам провода в натянутом состоянии, не опуская их на землю. Этим обеспечивается сохранность проводов. [Более подробно о данном методе написано в разделе "Практикум"]
![]() |
![]() |
| а | б |
Рисунок. Механизмы применяемые при раскатке проводов под тяжением.
Читайте далее о соединении проводов воздушных линий! [Читать]
Рис.2.4 Изоляторы для воздушных линий: а — штыревой ТФ; б — штыревой ШС- 10А; в — подвесной нормальный ПФ6-А; г — подвесной для загрязненных районов








