Метрологические правила и нормы

Метрологические правила и нормы

Метрологические правила

Метрологические правила и нормы законодательной метрологии гармонизованы с рекомендациями и документами соответствующих международных организаций. Тем самым законодательная метрология способствует развитию международных экономических и торговых связей и содействует взаимопониманию в международном метрологическом сотрудничестве. [1]

Метрологические правила , являясь объектами государственного метрологического надзора, устанавливают правовые нормы в действующем законодательстве, стандартах, инструкциях, правилах, положениях и других НТД по обеспечению единства измерений в стране. [2]

Метрологические правила ( нормативно-технические документы) включают организационно-методические указания, регулирующие работу метрологических служб. [3]

При наличии необходимой нормативной документации, устанавливающей метрологические правила , положения и нормы, метрологическая экспертиза осуществляется как метрологический контроль. [4]

Метрология, стандартизация и управление качеством студент должен знать основные метрологические правила , требования и нормы, государственные акты и нормативно-технические документы по стандартизации и управлению качеством, соблюдать их в своей практической деятельности и уметь применять полученные знания, умения и навыки для повышения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Изучение дисциплины Метрология, стандартизация и управление качеством предполагает преемственность по отношению к начальным этапам непрерывной подготовки студентов по метрологии и стандартизации, на которых многие из рассматриваемых вопросов затрагиваются в общенаучных и общеинженерных дисциплинах. В то же время преемственность пролонгируется на последующие этапы непрерывной подготовки, когда общие положения конкретизируются в специальных дисциплинах применительно к отраслевой специфике, областям и видам измерений, направлениям целевой подготовки студентов. [5]

Мало принимается решений о лишении права поверки предприятий, нарушающих метрологические правила , требования и нормы. Не аннулируются регистрационные удостоверения на право проведения поверки и ремонта средств измерений. Ни разу не использовали за год эти права Азербайджанское, Армянское, Белорусское, Литовское республиканские управления Госстандарта СССР. Московский и Харьковский центры; Грузинское, Таджикское и Туркменское республиканские управления аннулировали всего по одному регистрационному удостоверению. [6]

Читайте также:  Мрамор и гранит сравнение

В области Государственной системы обеспечения единства измерений предусматривается разработка комплекса стандартов, устанавливающих метрологические правила , требования и нормы для обеспечения необходимой точности, единства и достоверности измерений при научных исследованиях, в промышленном и сельскохозяйственном производстве. [7]

В результате изучения дисциплины Метрология, стандартизация и управление качеством студент должен знать основные метрологические правила , требования и нормы, государственные акты и нормативно-технические документы по стандартизации и управлению качеством, соблюдать их в своей практической деятельности и уметь применять полученные знания, умения и навыки для повышения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Изучение дисциплины Метрология, стандартизация и управление качеством предполагает преемственность по отношению к начальным этапам непрерывной подготовки студентов по метрологии и стандартизации, на которых многие из рассматриваемых вопросов затрагиваются в общенаучных и общеинженерных дисциплинах. В то же время преемственность пролонгируется на последующие этапы непрерывной подготовки, когда общие положения конкретизируются в специальных дисциплинах применительно к отраслевой специфике, областям и видам измерений, направлениям целевой подготовки студентов. [8]

Правовой основой обеспечения единства измерений служит законодательная метрология — свод государственных актов и нормативно-технических документов различного уровня, регламентирующих метрологические правила , требования и нормы. [9]

Правовой основой обеспечения единства измерений служит законодательная метрология — свод государственных актов и нормативно-технических документов различною уровня, регламентирующих метрологические правила , требования и нормы. [10]

В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации Госстандарт России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации. [11]

Примерно до середины 70 — х годов подобные определения не подвергались критике — они, по-видимому, устраивали всех тех, кто применял метрологические правила на практике. [12]

На основе МИ 1325 — 86 министерства и ведомства разрабатывают отраслевые стандарты, устанавливающие специфические для отрасли правила проведения метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации, метрологические правила , положения и нормы. Иными словами, устанавливают во всех отраслях народного хозяйства системы метрологической экспертизы документации с целью обеспечения эффективности измерений при контроле изделий в процессе их разработки, изготовления, эксплуатации и ремонта. [13]

Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации проводится с целью обеспечения эффективности измерений при контроле изделий в процессе всего их жизнедеятельного цикла и проводится в соответствии с положениями стандартов ГСИ, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП и других государственных стандартов, устанавливающих метрологические правила , положения и нормы. [14]

Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной. [15]

6. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

Читать в pdf

6.1. Организация работы по применению правовых средств

Под правовыми средствами, применяемыми в отношении нарушителей метрологических правил и норм, подразумевают меры предупреждения и пресечения допущенных нарушений (запрет эксплуатации непригодного СИ, гашение поверительных клейм, лишение предоставленных прав и др.), а также меры юридической ответственности непосредственных виновников (наложение денежного штрафа, привлечение к уголовной ответственности и др.). К правовым средствам принято относить также такие меры, как направление соответствующих материалов в правоохранительные органы – прокуратуру, административные комиссии органов исполнительной власти и т.п.

Правовые средства применяют органы ГМС и государственные инспекторы при осуществлении государственного метрологического контроля и надзора в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений метрологических правил и норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

При этом они должны руководствоваться временными методическими указаниями «Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм» (утверждены заместителем председателя Госстандарта России, введены с 15.09.95).

Органы ГМС и государственные инспекторы обеспечивают:

  1. своевременное и обоснованное применение к нарушителям метрологических правил и норм правовых средств, установленных в отношении юридических лиц и граждан;
  2. контроль за реализацией предписаний и указаний, сделанных как в целях устранения, так и предупреждения нарушений;
  3. своевременное направление материалов в правоохранительные органы, контролирующие органы и административные комиссии по принадлежности;
  4. учет применения правовых средств, анализ и обобщение практики применения правовых средств.

Разграничение компетенции по применению установленных правовых средств между органами ГМС и между государственными инспекторами различного уровня осуществляется Госстандартом России и конкретизируется должностными инструкциями, утверждаемыми администрацией соответствующего органа ГМС.

В случаях, когда за одно и то же нарушение могут быть применены различные правовые средства, выбор правового средства производится в каждом случае государственным инспектором по его усмотрению с учетом конкретных обстоятельств дела и в пределах установленной компетенции.

К подготовке материалов, составляемых при проведении государственного метрологического контроля и надзора, может привлекаться юридическая служба или юрисконсульт соответствующего органа ГМС.

Основанием для применения правовых средств является акт проверки выпуска, состояния и применения средств измерений, наличия и соблюдения аттестованных методик выполнения измерений, состояния эталонов единиц величин, проверки количества товаров, отчуждаемых при проведении торговых операций, и количества фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже, проверки соблюдения всех других метрологических правил и норм, установленных актами законодательства, подзаконными актами, нормативными документами Госстандарта России.

Органы ГМС и государственные инспекторы применяют правовые средства к юридическим и физическим лицам, расположенным или проживающим на закрепленной территории.

В случаях, когда выявленное нарушение метрологических правил и норм явилось следствием действия (или бездействия) не только проверенного объекта, но также юридических или физических лиц, расположенных за пределами территории, закрепленной за проводившим проверку органом ГМС, выявившим данное нарушение, материалы проверки направляются также в территориальный орган ГМС по месту расположения соответствующих юридических и физических лиц.

6.2. Виды правовых средств и их применение

В случае выявления нарушений метрологических правил и норм органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы руководствуются статьей 20 закона РФ «Об обеспечении единства измерений», соответствующими статьями Кодекса «Об административных правонарушениях» и Уголовного кодекса.

Применяются следующие виды правовых средств:

  • изготовление СИ, типы которых не прошли установленные испытания и не утверждены Госстандартом России;
  • выпуск СИ, не соответствующих утвержденному типу;
  • изготовление СИ, типы которых исключены из Государственного реестра СИ в связи со снятием их с производства;
  • изготовление СИ без лицензии на право производства данного типа СИ;
  • выпуска СИ без их обязательной поверки, а также неисправных.
  • выявления применения СИ, типы которых не прошли испытания и не утверждены Госстандартом России;
  • выявления применения СИ, не соответствующих утвержденному типу;
  • выявления применения неповеренных СИ или СИ, срок поверки которых истек;
  • отрицательных результатов поверки применяемых СИ;
  • выявления неисправных СИ.
  • выявления СИ, которые дают неправильные показания;
  • выявления случаев просрочки межповерочных интервалов.

Предписание выдается в необходимых случаях по усмотрению государственного инспектора. По решению государственного инспектора допускается также непосредственное изъятие средств измерений из эксплуатации, которое в обязательном порядке отмечается в акте проверки, а в необходимых случаях по этому поводу оформляется специальный документ.

Решение о выдаче предписания об изъятии непригодных СИ или непосредственное изъятие таких СИ принимается государственным инспектором с учетом всех конкретных обстоятельств и возможных отрицательных последствий применения этих СИ.

Аннулирование лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений применяется в случаях:

  • выявления нарушений порядка выдачи и приобретения лицензий;
  • изготовления, ремонта, продажи и проката СИ, осуществляемых с нарушением установленных требований к этим видам деятельности (например, требований к помещениям, условиям содержания СИ, их поверке и др.);
  • выявления нарушений условий лицензирования, в частности, использования лицензии, срок действия которой истек.

Предписание может быть выдано при любых нарушениях метрологических правил и норм с установлением сроков, соответствующих характеру и тяжести нарушения. Выдача предписаний должна производиться не позднее 10 дней с момента подписания акта проверки соблюдения метрологических правил и норм;

Если указанные нарушения характеризуются признаками уголовно-наказуемых действий (бездействия), предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ, то против нарушителей могут быть возбуждены уголовные дела в общем порядке. В этом случае в органы прокуратуры направляются материалы проверок с сопроводительным письмом органа Госстандарта России, в котором ставится вопрос о привлечении правонарушителей к установленной законом ответственности.

Материальный ущерб, причиненный юридическому или физическому лицу вследствие нарушения метрологических правил и норм, является основанием для заявления пострадавшим лицом иска в суде в общем порядке.

Органы Государственной метрологической службы по своему усмотрению направляют материалы проверок в вышестоящие по отношению к подконтрольным субъектам органы и представляют руководителям этих органов предложения о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

6.3. Порядок наложения административного взыскания в виде штрафа

Административное взыскание в виде штрафа налагается за нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, утверждаемых Госстандартом России.

В зависимости от размера налагаемого штрафа предусмотрены три группы нарушений метрологических правил и норм, влекущих административную ответственность.

  • правил поверки СИ и применение неповеренных СИ;
  • аттестованных методик выполнения измерений;
  • метрологических правил и норм в торговле;
  • требований к выпуску, продаже, прокату СИ, типы которых не утверждены.

2. Штраф в размере от тридцати до ста МРОТ налагается за осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ без соответствующей лицензии.
3. Штраф в размере от пятидесяти до ста МРОТ налагается за неисполнение в срок должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

К административной ответственности могут быть привлечены руководители субъектов деятельности, главные инженеры, главные конструкторы, главные технологи, главные метрологи, начальники отделов и других структурных подразделений, начальники отделов технического контроля, заместители указанных лиц, а также другие должностные лица, виновные в совершении этих правонарушений.

Дела о нарушениях требований нормативных документов Госстандарта России, влекущих административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, рассматривают органы Госстандарта России.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени Госстандарта вправе:

  • главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;
  • главные государственные инспекторы субъектов РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Административное взыскание (штраф) может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание (штраф) может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления – не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

6.4. Ответственность государственных инспекторов

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство РФ, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ (статья 21 закона РФ «Об обеспечении единства измерений»).

Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган ГМС, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть в установленном порядке обжалованы в суде. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

6.5. Технология разработки нормативной документации, относящейся к применению правовых средств за нарушение метрологических правил и норм

Для успешного изучения этой темы необходимо усвоить общие требования к технологии разработки нормативной документации, относящейся к организации работы по применению правовых средств за нарушение метрологических правил и норм, их видам и порядку применения; основания для ее разработки, порядок подготовки, рассмотрения и утверждения; ознакомиться с нормативно-правовой основой требований к содержанию и изложению документов. Особое внимание следует обратить на разработку актов проверки соблюдения метрологических требований, правил и норм.

«. 14) метрологические требования — требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены;. «

Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об обеспечении единства измерений»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Метрологические требования» в других словарях:

метрологические требования — метрологические требования: Требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 8.787-2012: Государственная система обеспечения единства измерений. Масса мазута. Методика измерений в железнодорожных цистернах. Общие метрологические требования — Терминология ГОСТ Р 8.787 2012: Государственная система обеспечения единства измерений. Масса мазута. Методика измерений в железнодорожных цистернах. Общие метрологические требования оригинал документа: 3.7 взвешивание в движении железнодорожной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Обязательные метрологические требования — 15) обязательные метрологические требования метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и обязательные для соблюдения на территории Российской Федерации;. Источник: Федеральный закон от… … Официальная терминология

МИ 3372-12: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Магистральный нефтепродуктопровод. Системы измерений количества и показателей качества нефтепродуктов. Общие технические и метрологические требования — Терминология МИ 3372 12: Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Магистральный нефтепродуктопровод. Системы измерений количества и показателей качества нефтепродуктов. Общие технические и метрологические требования:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

метрологические характеристики АС — 3.10 метрологические характеристики АС : Характеристики, предназначенные для определения результатов измерений, выполняемых с применением АС, а также для оценивания погрешностей этих результатов. Источник: РМГ 60 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СА 03-002-05: Стандарт ассоциации. Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования — Терминология СА 03 002 05: Стандарт ассоциации. Системы мониторинга агрегатов опасных производственных объектов. Общие технические требования: 2.1. Агрегат : совокупность механически соединенных механизмов, узлов, машин и конструкций, работающих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 8.674-2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями — Терминология ГОСТ Р 8.674 2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями оригинал документа: вид средства измерений:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 10012-2008: Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию — Терминология ГОСТ Р ИСО 10012 2008: Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию оригинал документа: 3.3 измерительное оборудование (measuring equipment): Средства измерений … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ИСО 10012:2003: Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процесам и измерительному оборудованию — Терминология ИСО 10012:2003: Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процесам и измерительному оборудованию: измерительное оборудование измерительные приборы, программное обеспечение, измерительные эталоны, эталонный материал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 8.733-2011: Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и параметров свободного нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования — Терминология ГОСТ Р 8.733 2011: Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и параметров свободного нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования оригинал документа: 3.21 вычислитель:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

«>

Оценить статью
Добавить комментарий