Мастер класс по робототехнике лего

Мастер класс по робототехнике лего

Содержание

Материал для воспитателей детского сада.

Скачать:

Вложение Размер
master_klass_s_detmi.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Мастер-класс «Использование Лего-конструирования и робототехники в образовательной работе с дошкольниками»

согласовано: старший воспитатель

Цель: познакомить участников с внедрением LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО.

1 .Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги.

Сегодня мы поговорим о новом направлении в дошкольном образовании робототехнике.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения.

Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений.

Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним дошкольникам предстоит:

-работать по профессиям, которых пока нет,

-использовать технологии, которые еще не созданы,

-решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития.

Современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника. Именно поэтому в нашем детском саду работает кружок «Робототехника», который посещают дети подготовительной группы.

Целью кружка является : овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

В кружок «Робототехника» я набрала детей, у которых есть способности в конструировании. В моем кружке работают две подгруппы по 10 детей.

На занятиях мы используем образовательный наборы:

Лего «Городская жизнь», конструкторы: Лего- дупло «Гигантский набор»,

«Городская площадь», «Лесной заповедник»,

конструктор Лего education – «Математический поезд», Лего Wedo -2.

Мы начинали с самого простого: Знакомство с конструктором- где мы знакомились с деталями, их названием и способом соединения деталей. Собирали простейшие фигуры и постройки, и с каждым занятием задания усложнялись. К сегодняшнему дню скорость по сборке моделей увеличилась. И даже те, кто в начале года отставал, сейчас собирает конструкции не хуже других.

Благодаря нашим занятиям дети стали более усидчивыми, внимательными, научились работать в группах, читать схемы, работать по образцу и по замыслу. Очень стараются доводить начатое дело до конца, а это так важно. Ведь все эти качества пригодятся нашим ребятам, потому что все они будущие первоклассники.

Входят воспитанники кружка в группу.

2. В.: Итак, друзья, Вас приветствуют воспитанники кружка «Робототехника».

Ребята , посмотрите сколько к нам пришло гостей,

давайте с ними поздороваемся.

Дети.: Здравствуйте уважаемые гости.

Ребята, сегодня мы должны показать нашим гостям, чем мы занимаемся в нашем кружке.

В.: Мы будем конструировать «Автомобиль будущего», хотите?

В: А для этого как обычно, нам нужно пройти в конструкторское бюро и занять свои места.

А в конструкторском бюро работают:

Всё у нас получится!

В.: А сейчас занимайте свои места.

— Дети занимают свои места за столами, где лежат конструкторы в корзиночках, схемы, образцы, флажки.

В.: У вас на столах лежат конструкторы и схемы для конструирования автомобиля будущего, но не у всех есть схемы. А у кого нет, они будут конструировать по образцу и по замыслу.

Ваша задача: сконструировать автомобиль , дать ему название, и немного рассказать о нём.

Кто выполнит работу, поднимет флажок.

В.: А пока наши автомобилестроители работают, мы с вами не будем им мешать, и немного поговорим о Лего-конструировании в образовательной работе с дошкольниками.

В.: Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов детской деятельности и образовательных областей.

1. Социально-коммуникативное развитие.

На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе.

С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

В.:Следующая образовательная область

В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления.

Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.

3. Речевое развитие .

В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным, способствует лучшему запоминанию образа объекта. Мы с детьми рассказываем знакомые сказки и сочиняем свои сказки и истории, конструируя сюжеты из Лего. Используем Лего и в обучении грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Лего — конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают и так же устраиваем театрализацию, придумываем свои какие – то сказки.

5. Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора.

Итог: Таким образом, конструирование при интегративном подходе в обучении даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Это лишь малая часть вариантов использования лего в образовательной деятельности ДОО.

5. Уважаемы коллеги, дети уже сконструировали свою работу. И сейчас мы с Вами посмотрим, что же у них получилось.

Первым справился с работой Дима, иди Дима и расскажи нам о своей необычной машине.

Мы с Димой подготовили образец рассказа, а вы послушайте и постарайтесь рассказать так же.

1. Гидроаэроход — транспортное средство будущего. На своих универсальных колесах эта машина способна передвигаться по поверхности любой планеты Солнечной системы. В корпусе машины есть встроенные крылья, что помогает ей с легкостью летать по воздуху, избегая автомобильных пробок. Защитное стекло и выдвижные полозья позволяют перемещаться как по воде, так и по вечным снегам и льдам Антарктиды. В машине есть система накопления солнечной энергии, что дает ей возможность передвигаться даже при отсутствии бензина, таким образом машина является экологическим видом транспорта. Система лазеронаведения способна считать маршрут на расстояние миллиардов километров. Гидроаэроход — универсальное транспортное средство нашего будущего!

2. Призрачный гонщик.-

3. Я построил необычную машину, которой на самом деле нет на Земле. Она никогда не загрязняет воздух, а наоборот, очищает его. Машина может летать. У машины руль находится сзади для особых случаев. Машина управляется компьютером. Водитель задаёт программу, а машина выбирает маршрут.

4. Представляю "Транспорт будущего" легковой автомобиль будущего. Конструкция собрана из лёгких рам для уменьшения массы, что является перспективным. У модели открываются все двери, а также крышки капота и багажника. Крышки капота и багажника фиксируются в поднятом положении. На крышке есть ручка поворота колёс во время движения. Моторный отсек рассчитан на мощный двигатель, ориентируясь на то, что в будущем такие двигатели будут весьма экологичными, а топливо дешёвым. Колёса установлены повышенной проходимости для движения по бездорожью при выездах на природу, т.к. считается, что в будущем люди будут всё больше времени проводить вне города.

5. Это Робот-истребитель. Его зовут Сиспрей. Он летает по всей Галактике и защищает нашу планету от злых сил. Такие роботы нужны нам будут в будущем. Возможно, они заменят технику и смогут защитить нас в любую минуту.

6. Это мой космический корабль «Странник». Он проверяет спутники и космические станции. Если есть повреждения, он доставляет детали для ремонта. Корабль может посылать информацию с Земли на другие планеты. Он считывает и расшифровывает послания с других планет. Это очень ценная машина в будущем.

Ребята выходите, давайте полюбуемся нашей выставкой..

Какие красивые у нас получились машины, я думаю, что в будущем они будут именно такие.

Вам нравятся ребята наши поделки, и мне тоже очень понравились.

А вам уважаемые гости, понравились ?

Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами увидели способности наших детей.

Возраст: 11-14 лет
Длительность 1 занятия: 90 мин.
Стоимость абонемента (4 занятия): 3800 руб.
Курс рассчитан на 36 часов.

Arduino — это удобная платформа быстрой разработки электронных устройств для новичков и профессионалов. Платформа пользуется огромной популярностью во всем мире благодаря открытой архитектуре и программному коду, а также удобству и простоте языка программирования.
К Arduino подключается множество различных датчиков: влажности, движения, температуры, наклона, газа и многие другие. Для выполнения действий используют всевозможные серво-двигатели, шаговые двигатели, реле. А информацию можно выводить на различные LCD, LED — матрицы, сегментные дисплеи.

Курс «Основы Arduino» позволяет

  • изучить устройтсво и работу различных электронных элементов: резисторов, конденсаторов, диодов, транзисторов, интегральных микросхем и микроконтроллеров;
  • изучить на практике законы электрических цепей;
  • освоить "взрослый" текстовый язык программирования;
  • научиться планировать решение задачи и выбирать из множества доступных компонентов именно те, что позволят достигнуть поставленных целей;
  • формировать умение анализировать эксперименты и данные;
  • приобрести опыт реализации собственных идей и презентации их перед аудиторией;
  • развить межполушарные связи (соединение эмоционального и логического), что наилучшим образом развивает мышление ребенка.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевая аудитория: педагогические работники

Цель: знакомство с технологией и методикой использования конструктора “ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580” в организации внеурочной деятельности, интеграции в предметные области в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Задачи:

  • Познакомить с возможностями набора “ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580” (12 механизмов)
  • Научить программировать роботов с помощью программы LEGO WeDo Robotics Software v.1.2 and Activity Pack.

Форма проведения: мастер-класс

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Презентация PowerPoint;
  • Конструктор ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580;
  • ПК, ноутбуки с установленной программой LEGO WeDo Robotics Software v.1.2 and Activity Pack.
Содержание этапа I. Подготовительно-организационный Приветствие, вступительное слово педагога

Немного о Датской фирме LEGO

Слово LEGO образовалось от выражения Leg и Godt, что в переводе с датского означает “увлекательная игра”. Также было установлено, что в переводе с латыни данное выражение означает “я учусь”, “я складываю”.

История LEGO ведет свое начало с 1932 года. Мало кто знает, что датская компания, основателем которой является Оле Кирк Кристиансен, начинала свою деятельность, как обычный производитель деревянных изделий. Изначально основную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски. И занимался бы Оле Кирк Кристиансен скучными досками, если бы не его сын Годтфрид, который натолкнул отца на мысль продавать окрашенные деревянные игрушки. Однажды Оле Кирк Кристиансен обратил внимание, что его 12-летний сын собирает обрезки от деревянных изделий, раскрашивает их и играет ими с друзьями. Через несколько дней было принято решение перепрофилировать производство под детские товары. Так появились первые игрушки LEGO, которые были выполнены из дерева

Производство пластмассовых кирпичиков компания LEGO начала в 1949 году.

В 1958 году была запатентована особая система крепления деталей LEGO. Благодаря тому, что размеры этих пластмассовых кубиков были точно выверены, их можно было надёжно соединять между собой не только сверху, но и с боков. Еще важнее то, что с 1958 года и по сей день в LEGO неукоснительно придерживаются этого стандарта.

В наше время конструкторы LEGO знают дети и родители во всем мире.

Участники вовлекаются в диалог II. Постановка цели деятельности Сегодня я хотела бы познакомить Вас с возможностями образовательного конструктора LEGO Education WeDo, показать работу моделей в действии. III. Основная часть

1. Теоретическая часть

Общие сведения о конструкторе

Новый конструктор в линейке роботов LEGO предназначен в первую очередь для начальной школы (1 – 4 классы). Однако, его вполне можно использовать и для работы со старшими классами.

Работая индивидуально, парами, или в группах, учащиеся любых возрастов учатся создавать и программировать модели, проводя исследования и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. В специальной (коррекционной) школе VIII вида данная работа проводится под руководством учителя.

Что входит в состав конструктора?

В набор входят 158 элементов, включая

-Датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и “умной”.

Комплект заданий

Комплект содержит 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом: забавные механизмы, звери, футбол, приключения (Слайд 8, 9, 10, 11). Каждый раздел имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность учащихся: естественные науки, технология, математика, развитие речи. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.

Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.

Установление взаимосвязей

При установлении взаимосвязей учащиеся как бы “накладывают” новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Эти анимации используются, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки “работают вместе”. Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа “Конструирование” приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе “Рефлексия” учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел “Развитие” для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Проследим этапы обучения на примере некоторых занятий.

Внеклассное занятие на тему: “Необычный зоопарк” (Конструирование модели “Голодный аллигатор”).

Установление взаимосвязей

После просмотра анимационной презентации учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

-Что делал аллигатор, когда Маша и Макс его увидели?

-Что произошло, когда они оказались рядом с ним?

-Как думаете, правда ли, что аллигаторы едят шапки?

-Для чего аллигаторам такая большая пасть?

-Хотели бы вы иметь дома аллигатора? Почему да, или почему нет?

— Представьте себя аллигаторами. Каким образом аллигаторы передвигаются? Покажите руками, как аллигатор открывает и захлопывает свою пасть.

Конструирование

Конструирование модели, следуя пошаговым инструкциям (под руководством учителя).

Демонстрация модели, беседа:

-Напоминает ли программа аллигатора поведение настоящего аллигатора?

(Да, напоминает тем, что механический аллигатор принимает решения и реагирует на изменения в окружающей обстановке).

-Чем программа аллигатора отличается от поведения живого аллигатора?

(Мозг настоящего аллигатора способен принимать более сложные и разнообразные решения, реагировать на гораздо большее количество внешних раздражителей, чем просто на появление пищи).

— На кого больше похожа модель: на крокодила или на аллигатора?

(Модель больше напоминает аллигатора, так как ее “пасть” сплющенная и тупая. У крокодила челюсти остроконечные и узкие).

На данном этапе проводилась работа над тем, чтобы сделать модель аллигатора более “умной”.

Урок развития речи на тему: “Домашние птицы. Курица. Утка” (Конструирование модели “Танцующие птенцы”).

Знакомство с конструктором в процессе демонстрации презентации

2. Работа с программным обеспечением ПервоРобот LEGO® WeDo™

( LEGO WeDo Robotics Software v.1.2 and Activity Pack)

Организация урока

Есть множество способов организовать занятия с материалами LEGO® Education WeDo™. Мы остановимся на двух из них. Каждое занятие может занять один урок, а может и больше – все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование.

На занятиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами – это зависит от доступного количества компьютеров и наборов 9580 WeDo.

Сначала “Первые шаги”, затем задание Комплекта.

Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением.

Затем можно переходить к выполнению задания Комплекта.

Ученикам предлагается выбрать одно из трёх заданий выбранного раздела Комплекта и выполнить его. Отдельные группы учеников могут работать быстрее. В этом случае предлагаются варианты дополнительных заданий.

По завершении работы над проектами можно устроить выставку моделей.

Занятие проводится, начиная с Комплекта заданий. В этом случае уделяется больше времени проектам, чтобы пробудить интерес к экспериментированию.

По завершении работы над проектами можно устроить выставку моделей (Слайд 21).

Работа в меню “Первые шаги”

Работа в меню “Комплект заданий”

3. Выполнение практической работы — конструирование моделей Конструирование модели “Обезьянка-барабанщица

А сейчас я предлагаю вам собрать модель “Обезьянка-барабанщица”. В процессе работы мы понаблюдаем за этапами обучения, о которых я уже говорила.

Посмотрим фильм этапа “Установление взаимосвязей” и обсудим следующие вопросы:

-Что Маша и Макс могут рассказать об обезьянке?

-Стучал ли кто-нибудь на барабане? Как он устроен и по какому принципу действует?

-Видел ли кто-нибудь механические игрушки с барабаном, наподобие обезьянки-барабанщицы?

-За счёт чего двигаются руки обезьянки?

-Что является источником звука барабанной дроби?

Построим обезьянку-барабанщицу, которая отбивает различные ритмы.

Наша модель использует мотор для вращения малого зубчатого колеса. Малое зубчатое колесо вращает коронное зубчатое колесо. Коронное зубчатое колесо вращает кулачок. Кулачок толкает рычаг “руки”. Проверьте нашу идею или придумайте свою…

А теперь попробуем создать другие характерные движения обезьянки (то есть другие ритмы), меняя способы воздействия кулачков на рычаги рук.

-Одновременно ли движутся руки обезьянки?

-Одинаковы ли звуки ударов?

Давайте организуем с обезьянкой оркестр. Вы можете воспроизводить звуки при помощи клавиатуры и играть вместе с обезьянкой.

В данном занятии не требуется отклоняться от инструкций по сборке. Чтобы изменить характер движения рычагов, достаточно по-другому расположить кулачки.

Дополнительное задание

Участникам, работающим над созданием различных моделей “Обезьянок-барабанщиц”, предлагается создать из них группу ударных. Пусть каждая модель стучит по-своему. Для этого подбираются разные “барабаны”, издающие интересные звуки – металлические миски, картонные коробки и т.д.

Работа на этапе “Установление взаимосвязей”, участники вовлекаются в беседу

Работа на этапе “Конструирование”. Сборка модели, следуя пошаговым инструкциям

Работа на этапе “Рефлексия”. Участники создают другие характерные движения (ритмы) обезьянки

Работа на этапе “Развитие”

Имитационная игра

IV. Рефлексия Дискуссия по результатам совместной деятельности

-Выскажите свое мнение, что Вам понравилось (не понравилось) в проведенном занятии.

— Появилось ли у вас желание включать работу с конструктором в свои уроки?

Обмен мнениями присутствующих V.Итог Комплект заданий LEGO Education WEDO предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса коррекционных целей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья:

Развитие мелкой моторики

Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Все это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления.

Развитие мышления

Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. При конструировании активизируется логическое и образное мышление.

Развитие внимания

Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребенку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Развитие воображения

Из деталей LEGO Education WEDO можно собрать свое неповторимое творение. Придумывать что-то новое из блоков с пазами – это так интересно!

«>

Читайте также:  Накопитель тепла для дома
Оценить статью
Добавить комментарий