Содержание
(1).jpg)
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 января 2014 г. N АА-03-03-36/306 "О нормировании, паспортизации и лицензировании отходов лечебно-профилактических учреждений и биологических отходов"
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования доводит позицию Службы по вопросу нормирования, паспортизации и лицензирования деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами для руководства и использования в работе.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с этим, ст. 9 Закона N 89-ФЗ установлено требование по наличию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом непосредственное регулирование осуществления лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон N 99-ФЗ).
Необходимо отметить, что в настоящий момент понятие "отходы лечебно-профилактических учреждений" не установлено в связи с утратой силы "СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы".
Кроме того, с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" понятие "лечебно-профилактическое учреждение" утратило силу.
Вместе с этим, согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий. Требования к обращению с медицинскими отходами устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Также согласно п. 5.2.114 Положения о Минздраве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по классификации, правилам сбора, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.
Вместе с этим, понятие "биологические отходы" определено Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которые утверждены главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее — Правила), а также ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения" (далее — ГОСТ).
Согласно п. 1.2 Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Также понятие "биологические отходы" установлено п. 3.23 ГОСТ, в соответствии с которым биологические отходы — это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Исходя из изложенного, отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами ЛПУ не подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ и Законом N 99-ФЗ.
Также позиция, указывающая на неправомерность выдачи разрешительной документации в области обращения с отходами на отходы ЛПУ, а также на биологические отходы, в соответствии с действием норм Закона N 89-ФЗ и нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами была обозначена в письме Минприроды России от 25.01.2012 N 05-12-44/832 (копия письма прилагается).
Приложение: на 3 л.
| Временно исполняющий обязанности Руководителя |
А.М. Амирханов |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу нормирования, паспортизации и лицензирования деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и биологическими отходами.
Согласно Закону об отходах производства и потребления на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности требуется лицензия. Порядок лицензирования установлен Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими отходами и отходами ЛПУ регулируются иным законодательством.
Отмечено, что в настоящий момент понятие "отходы лечебно-профилактических учреждений" не установлено. Законодательство содержит понятие "медицинские отходы". К ним относятся все виды отходов (в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические), образующихся в процессе медицинской, фармацевтической деятельности, производства лекарственных средств и медицинских изделий. Классификацию, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливает Минздрав России.
Также есть понятие "биологические отходы". Это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения; отходы биотехнологической промышленности.
Росприроднадзор считает, что на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими отходами и отходами ЛПУ не распространяются законы об отходах производства и потребления и о лицензировании отдельных видов деятельности. Выдача разрешительной документации на указанную деятельность в соответствии с названными актами неправомерна. Аналогичной позиции придерживается и Минприроды России.
Многие задают вопрос: Нужна и лицензия для сжигания биологических отходов?Наряду с эти вопросом часто задаваемые : Нужна ли лицензия на медицинские отходы? Этот вопрос мучает многих, и тех кто желает заниматься бизнесом по оказанию услуг в сфере утилизации биологических, медицинских отходов и тех, у кого собственные биологические отходы , которые образуются в ходе производственной деятельности. Во втором случае, это могут быть отходы рыбного хозяйства, животноводства, мясопереработки и прочие. Но проблема, с которой встречаются желающие решить вопрос с отходами это получение неоднозначной информации из надзорных органов. Например на вопрос нужна лицензия или нет, и если нужна, то кто её выдаёт, а может, их несколько, опыта в этом деле как оказывается не всегда хватает ни у экологов, ни в управлении ветеринарии. И в этом случае можно часто слышать ответ :Да, лицензия Вам понадобится на утилизацию и транспортировку. Лицензирующим органом является " Управление государственного экологического надзора" в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности». Однако , выдачу лицензий I-IV класса передали Роспотребнадзору. Но даже не в этом суть: многие юристы настаивают, что биологические отходы — это отдельная область, а у ветеринаров есть распоряжения по утилизации, в соответствии с которыми владелец биоотходов самостоятельно должен доставить в пункт утилизации. И тогда возникамет вытекающий вопрос :для чего тогда транспортировка? А при утилизации методом кремирования санитарно- защитная зона определяется паспортом оборудования. Так что, по-прежнему,вопрос остается спорным. Но если внимательно разобраться в «нормах закона «Об отходах производства и потребления» на биологические и медицинские отходы (отходы ЛПУ) не распространяются, и выдача разрешительной документации в области обращения с данными видами отходов неправомерна.»
В вопросе правового регулирования обращения с биологическими отходами и отходами, образующимися в ходе деятельности лечебно-профилактических учреждений, в Российской Федерации сформировалась достаточно спорная судебная практика.
На конкретном примере рассмотрим случай: ООО «ОКСА» приобретает инсинератор (крематор) серии VOLKAN (ВУЛКАН) производства ООО «Эко-Спектрум» для утилизации биологических отходов и отходов ЛПУ , но в ходе деятельности столкнулось с неправовыми действиями Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре , в октябре прошлого года Арбитражный суд ХМАО-Югры рассматривал исковое заявление ООО «ОКСА», которым предприятие оспаривало решение Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре. В соответствии с этим решением Управлением были признаны незаконными результаты конкурса на оказание ряду медицинских учреждений г. Сургута услуг по вывозу и уничтожению медицинских отходов. По мнению органа, ООО «ОКСА» было допущено к участию в конкурсе неправомерно, поскольку лицензии на обращение с данным видом отходов не имеет. «ОКСА», в свою очередь, ссылалось на письмо Минприроды России от 16.12.2011 № 12-46/18775 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами», согласно которому действие норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на отходы лечебно-профилактических учреждений не распространяется. Арбитражный суд округа в итоге не поддержал позицию Общества, признав решение УФАС по ХМАО-Югре законным и обоснованным.
Таким образом, сложившаяся ситуация требовала пояснения позиции федеральных органов государственной власти по данному вопросу, и такое пояснение дал в январе этого года и. о. руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.
В соответствующем письме эксперт указывает, что согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с биологическими отходами и отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) регулируются соответствующим законодательством РФ.
В настоящее время понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» не установлено, поскольку ранее устанавливающий его СанПиН утратил силу. А со вступлением в силу приказа Минприроды России «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» утратило силу и само понятие «лечебно-профилактического учреждения», и теперь согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отходы ЛПУ следует относить к медицинским отходам. Таким образом, нормы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (как и медицинскими отходами в целом) регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
В свою очередь, обращение с биологическими отходами регулируется Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Соответственно, нормы закона «Об отходах производства и потребления» на биологические и медицинские отходы (отходы ЛПУ) не распространяются, и выдача разрешительной документации в области обращения с данными видами отходов неправомерна.
Из письма также следует, что данная позиция Федеральной службы уже доведена до сведения территориальных отделов Росприроднадзора.
Следует отметить, что Амирханов ссылается на письмо Минприроды России от 25.01.2012, в котором изложена аналогичная позиция Министерства.
Более подробно узнать Вы можете позвонив нам на бесплатную линию 8 800 5555 912 или написать нам info@ecospectrum.ru
Автор статьи: Девлетова Октябрина Шакировна
Генеральный директор производственного предприятия современных систем утилизации отходов ООО «Эко-Спектрум»

Краснодар и Краснодарский край: +7 (861) 205-44-91
Москва и Московская область: +7 (499) 455-12-04
Санкт-Петербург и Ленинградская область: +7 (812) 407-16-38
ООО «ГМП-Проект»: помощь в получении лицензии на утилизацию биологических отходов
Если у вас нет возможности тратить время на сбор документов для получения разрешения на утилизацию биологических отходов, обращайтесь в компанию ООО «ГМП-Проект». Мы сможем выполнить:
- оценку соискателя лицензии на соответствие перечню требований для лицензирования;
- сбор и подготовку документов для получения лицензии и подачу их на согласование в госуправление экологического надзора.
Также мы проконсультируем вас по всем возникающим вопросам, поможем получить санитарно-эпидемиологическое заключение, организовать обучение и переподготовку сотрудников, пройти проверку деятельности со стороны надзорных органов после получения лицензии и так далее. Обратившись к нам, вы избежите множества трудностей, связанных с получением лицензии, сэкономите время и деньги.
Лицензию на вывоз биологических отходов нужно получить для того, что вести свою деятельность правомерно, избежать крупных денежных штрафов, а также приостановки деятельности на срок до 90 дней за работу без разрешения.
Лицензия на утилизацию биологических отходов: какие организации должны получать разрешающий документ
Лицензию на вывоз биологических отходов и дальнейшую их утилизацию требуется иметь организациям, работа которых связана с отходами следующих видов:
- ветеринарные конфискаты;
- непищевые отходы животного происхождения;
- биологические ткани и органы, а также другие отходы животного происхождения.
Перечень документов для лицензии на биологические отходы
Чтобы получить лицензию и работать в сфере вывоза и утилизации биологических отходов, необходимо подготовить документы, подтверждающие:
- Наличие в распоряжении соискателя лицензии спецоборудования для сбора биоотходов, вывоза, утилизации.
- Соблюдение санитарных требований для имущества организации, используемого в деятельности.
- Наличие в штате организации сотрудников, готовых и имеющих право работать с биоотходами. Персонал должен иметь соответствующее образование, периодически повышать свою квалификацию, проходить переподготовку и так далее.
Если в компании – соискателе лицензии работает персонал, не имеющий необходимой квалификации, необходимо направить таких сотрудников на образовательные курсы или курсы повышения квалификации.
Лицензия на вывоз и утилизацию биоотходов действует на всей территории Российской Федерации.
Разрешение на утилизацию биологических отходов (вывоз) выдается соискателю по прошествии 2,5–3 месяцев с момента подачи документов на согласование.
Деятельность лицензированной организации подлежит периодическим проверкам со стороны надзорных органов. Внеплановые проверки могут проводиться при наличии жалоб от сторонних организаций или частных лиц на нарушение правил работы лицензированной организации. При выявлении нарушений действие лицензии может быть приостановлено. При отказе компании устранить нарушения лицензия может быть отозвана.
Вывоз и утилизация биологических отходов: лицензия по оптимальной цене
Обратившись в компанию ООО «ГМП-Проект», вы сразу сможете узнать, сколько будет стоить лицензия. Для этого мы уточним, какой конкретно деятельностью вы занимаетесь, какие документы для получения разрешительного документа есть в наличии, а какие необходимо собрать (восстановить) и так далее.
Кроме оплаты наших услуг вам предстоит заплатить госпошлину за лицензию и приложить квитанцию к пакету документации. Сумма госпошлины утверждается государством.