Новые законы по земельным участкам

Новые законы по земельным участкам

Строительство

Содержание

Содержание

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
  • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
    • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
      • самозахват
      • ведение на участке неузаконенного предпринимательства
      • За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

        Законодательные изменения — 2019

        16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона № 150-ФЗ от 17.06.2019.

        Они упростили проблемы:

        1. с самовольным захватом земель и их оформлением
        2. согласованием границ ЗУ
        3. выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

        Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

        • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
        • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
        • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка

        Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

        Комплексные кадастровые работы (ККР)

        Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

        Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

        • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
        • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

        В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

        В извещение включаются следующие сведения:

        • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
        • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
        • данные заказчика ККР
        • данные исполнителя ККР
        • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

        ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

        Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

        • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
        • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
        • площадями
        • улицами
        • проездами
        • набережными
        • скверами
        • бульварами
        • водными объектами общего пользования
        • т.д.
      • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
      • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
      • ЗУ, занятых:
        • зданиями
        • сооружениями (за исключением линейных объектов)
        • ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

          Цели комплексных кадастровых работ:

          • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
          • обеспечение справедливого налогообложения
          • выявление и устранение случаев:
          • пересечения границ
          • ошибок в реестре

          К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

          • земельные участки:
          • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
          • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
        • здания, сооружения, незавершённое строительство:
          • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
          • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством
          • Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

            1. заказчику комплексных кадастровых работ
            2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором

            Порядок оформления самовольных «прирезок» земли

            Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.

            Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

            1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
            2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
            3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
              • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
              • площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%

              Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

              Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.

              Установление границ земельных участков

              При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

              В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

              1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
              2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

              Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

              1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
              2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

              Информация об образуемых земельных участков содержит:

              • кадастровые номера исходных участков
              • сведения о способе образования
              • данные:
              • о расположение границ
              • о площади
              • о ВРИ участков

              Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

              1. внести сведения об участке в карту-план территории
              2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории

              Новый порядок согласования общих границ ЗУ

              Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

              Порядок согласования границ стал удобным:

              • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
              • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
              • с каждым владельцем смежного участка
              • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

              Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

              В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

              Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.

              Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

              Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

              Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

              • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
              • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
              • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
              • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

              Исправление реестровой ошибки

              Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

              Причины реестровых ошибок

              1. Ошибки кадастрового инженера:

              • при межевании земельного участка
              • при определении площади здания
              • границы земельного участка могут пересекать границы другого
              • площадь здания не соответствует фактической площади
              • т.д.

              2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

              Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

              Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

              1. фактических координат земельных участков
              2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

              Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

              • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
              • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
              • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
              • по заявлению
            4. после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
            5. правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена
            6. Итоги

              К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

              Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2019 году, подробно рассмотрим в данной статье.

              Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

              Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

              В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2019 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

              Новый закон о прирезке земельных участков 2019

              Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков в 2019 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

              Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка

              Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

              Какие нужны документы для прирезки земельного участка

              Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете.
              Основными документами являются:

              • Заявление о прирезке (перераспределении)
              • Соглашение
              • Выписка из ЕГРН
              • Проект межевания или схема расположения участка
              • Правоустанавливающие документы на землю.

              Сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка

              Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

              • общий срок 30 рабочих дней
              • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
              • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

              После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

              Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?

              Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

              Вместо вывода, или мнение Путина о прирезке земельного участка

              Владимир Путин разрешил россиянам регистрировать излишки земли. Это на руку как государству, так и обычному гражданину. Подписав 150-ФЗ от 17.06.2019 (закон вступит в силу по истечении 90 дней – 16.09.2019), президент тем самым высказал свое мнение о прирезке земельного участка и подтвердил необходимость упрощения кадастровых работ, что по словам замглавы кадастровой палаты Марины Семеновой положительно отразится на собственниках земельных участков. Оформленные прирезки теперь официально будут собственностью граждан – что повысит доходы в казну за счет земельного налога, а граждане, в свою очередь, смогут обладать участками не только в натуре, но и на законных основаниях.

              "РГ" публикует новый закон, который разрешает бесплатно регистрировать лишние сотки

              С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

              Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

              А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

              В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

              Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона — "О кадастровой деятельности" и "О государственной регистрации недвижимости". Задача нового закона — упростить проведение комплексных кадастровых работ.

              Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним — они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

              С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

              Поправки в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

              Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

              Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

              В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули — результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти "повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников". Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет. На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

              Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ — руководитель Росреестра:

              — Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки. С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов. Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

              Читайте также:  Напольные котлы бакси цена
              Оценить статью
              Добавить комментарий