Новогодние игрушки 19 века

Новогодние игрушки 19 века

Содержание

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

Стеклянные игрушки

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.

Картонаж

В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

«Крибле, крабле, бумс! — говорил Сказочник из «Снежной королевы», помните – Начинается волшебство!»

А у нас приближается единственный на всей планете праздник – Старый Новый Год. Только у нас есть Старый Новый Год, с 13 на 14 января – это же надо, какое чудо! И 14 января по Новому стилю – праздник Обрезания Господня, как правильно напомнил мне один из авторов.

Моя двоюродная бабушка Елизавета, тетя Лиля, невзирая на Советскую власть, всегда праздновала Старый Новый Год. Она приглашала всю родню. Пекла незабываемый торт Наполеон, капустный пирог, коврижку – это что я смогла запомнить. Тетя Лиля жила на Кузнецком мосту напротив Зоомагазина. Дом сохранился до сих пор. Последний старинный дом, примкнувший к новому зданию КГБ.

И раз у нас Старый Новый Год, давайте я расскажу, что знаю, про старинные новогодние игрушки. Так получилось, что в моей семье не выкидывали ничего раритетного, и я невольно оказалась владелицей небольшой игрушечной коллекции. Елочные игрушки – стеклянные, бьются, и с каждым годом старинных игрушек становится все меньше, и стоят они все дороже.

С большим удовольствием мы побывали в г. Клин, в музее "Клинское подворье" при дореволюционной фабрике «Ёлочка». Нам рассказали и историю создания игрушек, показали технологию изготовления, мы побывали в музее и на новогоднем представлении Деда Мороза. Я с восторгом узнавала мои игрушки в музее. Снимала я, к сожалению, на мобильный через стекло витрины, что-то может быть немного не в фокусе, простите.

Историю возникновения стеклянных игрушек нам рассказали такую. Давным-давно, в Голландии, праздновали Рождество. Это был основной христианский зимний праздник. В Европе было принято принести в дом живую елочку и украсить ее яблоками, орехами, позолоченными шишками, белыми и розовыми розами из песочного теста, а также свечами. Подарки детишкам приносил младенец Христос или святой Николай, Санта-Клаус.

Вот как выглядела в те времена украшенная елочка:

Но однажды случилось очень холодное лето, и яблоки не вызрели. Украшать елки было нечем! И один мастер-стеклодув выдул стеклянные шары, которые умельцы раскрасили «под яблоки». Говорят, что так и появились первые елочные украшения из стекла.

Интересно, что первые российские елочные украшения выглядели иначе. На Юге Российской Империи были модны яркие бусы из стекла.

Если шары выдуваются – вот так:

И разрисовываются вручную:

То технология изготовления бус (и любой елочной фигурки сложной формы) другая.

Бусы изготавливались из горячей стеклянной трубочки, помещенной в специальные формы – щипцы (фото справа, на переднем плане):

Потом они покрывались амальгамой, становились «серебряными», затем окрашивались. Получалось примерно так:

Коробейник вешал себе на шею бусы и ходил с ними по деревням и селам, продавал бабам и девкам. Понятно, что зимой бусы особо не нужны никому – под зипуном не видно, и тогда коробейники придумали продавать их как новогоднее украшение.

Вот так и появились елочные бусы и сделанные на их основе фигурки:

Вот одно из моих приобретений этого года (мне сделали подарок, огромное спасибо) — светофорчик из бус.

Дореволюционные украшения делались и из ваты. Для упрочнения и блеска внешнего слоя игрушки покрывали клеем и блестками, окрашивали.

У этих куколок фарфоровые головки – немецкие игрушки, стоят сейчас баснословных денег.

У нас каждый год висит на елочке вот этот милый аист. Детей сильно коробило, что аист подвешен за шею, а за что еще? И вот висит древний старичок каждый раз внизу, чтобы не видно было. Но — традиция. Ребенок, украшающий елку, знает, что мамочка все равно заставит заново доставать коробку ради аиста, а там еще много чего есть, дорогого для коллекционера. вешают молча.

Много украшений делалось из картона. Например, вот такой чудесный ангелочек – картонная головка и стеклянные бусы – для украшения верхушки:

Популярны были всевозможные гирлянды из флажков:

Бонбоньерки (коробочки с сюрпризом, или «сюрпризницы»), хлопушки и «дрезденский картонаж» — фигурки, выдавленные из картона, склеенные половинками – получалась объемная картонная фигурка:

Вот как могла выглядеть рождественская елка в сказке «Щелкунчик»:

После революции 1917 года и рождественская елка была объявлена пережитком прошлого.

Но в 1937 году И. В. Сталин решил возродить традиции, и снова засияли новогодние огоньки, снова в клубах и квартирах появились новогодние елки. Святого Николая и младенца Христа заменили сказочный Дед Мороз с внучкой Снегурочкой, и – появилась нужда в елочных украшениях!

Я нашла изображение первого пригласительного билета в Колонный зал Дома Союзов в Москве и фотографию с этой елки.

У кого-то в семьях оставались игрушки, да и все помнили, как их делать в домашних условиях. Вот как рассказал А. Гайдар в рассказе «Чук и Гек» о приготовлении к Новому году:

«На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку.

Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки!

Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.

Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их всё новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принёс им серебряную бумагу от завёртки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.

Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные.

Теперь дело было за ёлкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушёл в лес.

Через полчаса он вернулся.

Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обёрнутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки».

В музее «Клинское подворье» нарядили одну елочку самодельными игрушками:

А вот как выглядела елка, украшенная «по-настоящему»:

Новая историческая формация потребовала новых елочных украшений. И появились шары и «фонарики» с красными звездами, серпом и молотом, флажки с летчиками и буденновцами, с Кремлем.

Ватные игрушки представляли дружбу народов, фрукты и овощи говорили об изобилии. Появились аэростаты, дирижабли, самолеты.

О традиции наряжать ёлку, о трансформации ёлочной игрушки и о нижегородской фабрике стеклянных украшений

Символ Нового года в Российской империи

Первые ёлки в России появились в XIX веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений в качестве украшения. Наряжать же деревья начали в 1860-1870 годы, повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства на тот момент еще не было, их заказывали в Европе.

Царь Петр I был тем, кто ввел в России обычай ставить и украшать ёлку. Будучи еще совсем юным, он гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год как в Европе: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».

После смерти Петра указ начали игнорировать, а самым узнаваемым символом Нового года ёлка стала лишь веком позже, при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, привнесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, быстро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по Петербургу, а затем и по всей России.

Начало этой традиции в 1513 году положил немецкий богослов Мартин Лютер. В канун Рождества он возвращался домой по лесной тропинке и остановил свой взгляд на ночном небе. Лютера настолько восхитила красота звезд, густо усыпавших небесный свод, что ему показалось, будто и кроны высоких сосен и елей искрятся звездочками. Придя домой, реформатор поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил ее свечами, а верхушку увенчал звездой в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь к месту, где родился Иисус.

В XIX-XX веках ёлки украшали уже не только во всей Германии, но и в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании и Америке. Сначала это были свечи, фрукты и сладости, а позднее в моду вошли игрушки из воска, ваты, картона и стекла. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки. Около 1880 года в России появляются елочные игрушки, изготовленные фабричным способом в Германии.

В нашей стране первые игрушки из стекла начали делать в период Первой мировой войны на заводе в Клину. Ранее мастера выдували там стеклянные изделия для аптек и лабораторий, но в военные годы пленные немцы научили работников делать шары и бусы.

Нижний Новгород — историческое место промысла стеклянной елочной игрушки

В 2016 году Нижегородской елочной игрушке исполнилось 80 лет. В Горьком, начиная с 1936 года, была организована Горьковская промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». В ее состав входил стеклодувно-художественный цех по изготовлению елочных игрушек. В 1946 году предприятие вошло в Союз промысловых артелей, производящих изделия художественной направленности, и получило статус предприятия художественных промыслов Горьковской области.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с бумажными лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата.

Производство елочных украшений прервалось на период с 1927 по 1935 гг. – в связи с отменой празднования Рождества и Нового года – в этих праздниках руководство страны увидело идеологическую угрозу советской власти. И только после статьи в газете «Правда» (от 28 декабря 1935 года) — «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» — началась реабилитация любимого народного праздника. Через два года в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель, и был организован удивительный по масштабам новогодний вечер. Кстати, в том же году вышла серия стеклянных елочных шаров с изображением членов Политбюро. Популярные для игрушек темы тех лет: парашютисты, дирижабли, ордена, звезды, огромные красные шары с изображениями портретов Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Эти игрушки — особенная редкость, поскольку производились только в течение одного года, 1937-го, и только в Москве. В след за ними на елку приходят игрушки идеологического, социального характера — кремлевские башни, звезды, спортсмены, пионеры и так далее.

В годы войны производство елочных игрушек не прекращалось. Правда, осуществлялось уже не в таких количествах. Главный материал — фольга и погоны, которые ввели с 43-го на 44-й год. Из них мастерили корзинки и парусники. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами». Даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов.

Путь к сегодняшнему дню нижегородской елочной игрушки был непростой. Она пережила военные годы, включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками из стекла выдувались медицинские приборы и лабораторная посуда. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем и фабричной игрушки.

Производство новогодних украшений по всей России полностью восстанавливают к 1946 году. Появляются «мирные» серии: животные, человечки, фигурные подвески. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина, были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Стоит отметить, что в советскую эпоху выпуск игрушек напрямую зависел от мнения и интересов генерального секретаря Компартии. Например, пока у власти в стране находился Сталин, который очень уважал хоккей и любил цирк, на елках появились «елочные хоккеисты» и цирковые персонажи. Одна из самых модных тем в эпоху правления Хрущева — сельскохозяйственная. Выпускался весь ассортимент фруктов и овощей.

С 50-го запускается новая технология — игрушки на прищепках. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. А после выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь» появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать». Как в песне: «Пять минут, пять минут…»

Активное развитие в 60-е годы в елочных игрушках получила тема космоса – создавались спутники, ракеты, космонавты. Параллельно стартует и серия девочек в национальных костюмах, которая должна укрепить веру советских граждан в незыблемость постулата «15 республик — 15 сестер». Тогда же появились первые елочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку. Никаких реле еще не делали, поэтому лампочки просто горели, без «перемигивания».

После 70-х елочные игрушки становятся менее разнообразными по форме, акцент делается на их дизайне и оформлении. Действительно, разница между игрушкой начала и конца XX века видна невооруженным глазом. Приторно-гламурные росписи, яркие эмали и цветные камешки вытеснили точные пропорции и выразительные глазки.

В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая. Когда все это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно. В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно.

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы, и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

В 1996 году началась новая история производства елочных украшений в Нижнем Новгороде. На «Фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» закладываются основы будущей уникальной школы художественной росписи украшений из стекла, которая спустя несколько лет принесет мировую славу нижегородским мастерам. Коллектив фабрики сделал решительный шаг в обновлении художественного репертуара (ассортимента изделий). Наряду с традиционным декоративным раскрашиванием игрушек, возникло новое направление – тематическая роспись по стеклу. С годами накапливались новые выразительные средства, появились серии шаров, ставшие коллекционными. Например, серия «Московский Метрополитен», выполненная к 75-летию Московского метрополитена, шары и подсвечники «Маленький принц» с использованием авторских рисунков, серия «Зимние акварели» и многие другие коллекции.

Несколько лет назад была модной западная традиция украшать елки шарами двух цветов, сочетающихся между собой, скажем, красными и золотыми, синими и серебряными, а также завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры или «дождя»!

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки.

Основная масса продукции «Ариель» предназначена для убранства новогодней елки. Это стеклянные фигурки, формы для которых разрабатываются мастерами фабрики. У каждого игрушечного персонажа свой характер – горделивая купчиха с самоваром, добродушный царь, задорная плясунья, серьезный охотник и довольный уловом рыбак. В 2013 году на фабрике был открыт «Дом елочной игрушки», в котором расположены музей и магазин игрушки.

Всем известная фраза: «Новое – это хорошо забытое старое» говорит нам о том, что всё возвращается. И сейчас мы видим в моде тенденцию на украшение елок в советском стиле. Так что не стоит торопиться распрощаться со старыми, а местами уже потертыми от времени игрушками. Возможно, именно они придадут незаурядность вашей праздничной ёлке, наполнят дом теплыми воспоминаниями, вернут вас в атмосферу детства.

Читайте также:  Лучшие компрессоры для накачки шин
Оценить статью
Добавить комментарий