Необычные опыты по физике

Необычные опыты по физике

Содержание

Разделы: Физика

Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые — внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

— Позволь, — скажут тебе, — ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

— В том-то и дело, — ответишь ты, — что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

  1. Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

  1. Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.

1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия (от лат. diflusio — распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.

Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.

Многие из представленных опытов можно проводить в домашних условиях. Это касается как простых химических опытов, так и занимательных физических экспериментов. Проводя опыты дома, не забудьте о мерах предосторожности, особенно если за опытами будут наблюдать дети.

Все эксперименты носят обучающий характер, несмотря на использовании в них, зачастую, простых обыденных предметов, например, опыты с атмосферным давлением, холодной и горячей водой, газировкой и т.д. Ведь они не перестают быть научными и при этом интересными, занимательными и прикольными.

Добрый день, гости сайта НИИ «Эврика»! Вы согласны, что знания, подкреплённые практикой, гораздо эффективнее теории? Занимательные опыты по физике не только отлично развлекут, но и вызовут у ребёнка интерес к науке, а также останутся в памяти гораздо дольше, чем параграф учебника.

Чему опыты научат детей?

Мы предлагаем вашему вниманию 7 экспериментов с объяснением, которые обязательно вызовут вопрос у малыша «А почему?» В результате ребёнок узнает, что:

  • Смешивая 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий, — можно получить дополнительные: зелёный, оранжевый и фиолетовый. Вы подумали о красках? Мы вам предлагаем другой, необычный способ удостовериться в этом.
  • Свет отражается от белой поверхности и превращается в тепло, если попадает на чёрный предмет. К чему это может привести? Давайте разберёмся.
  • Все предметы подвержены гравитации, то есть стремятся к состоянию покоя. На практике это выглядит фантастически.
  • У предметов есть центр массы. И что? Давайте научимся извлекать из этого пользу.
  • Магнит — невидимая, но мощная сила некоторых металлов, способная наделить вас способностями мага.
  • Статическое электричество может не только притягивать ваши волосы, но и сортировать мелкие частички.

Итак, давайте сделаем наших детей опытными!

1. Творим новый цвет

Этот эксперимент будет полезен для дошкольников и младших школьников. Для проведения опыта нам пригодятся:

  • фонарик;
  • красный, синий и жёлтый целлофан;
  • ленточка;
  • белая стена.

Опыт проводим около белой стены:

  • Берём фонарь, покрываем его сначала красным, а затем жёлтым целлофаном, после чего зажигаем свет. Смотрим на стену и видим оранжевое отражение.
  • Теперь убираем жёлтый целлофан и поверх красного надеваем синий пакет. Наша стена освещается фиолетовым цветом.
  • А если фонарь накрыть синим, а затем жёлтым целлофаном, то на стене мы увидим зелёное пятно.
  • Этот эксперимент можно продолжить и с другими цветами.
2. Чёрный цвет и солнечный луч: взрывоопасное сочетание

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • 1 прозрачный и 1 чёрный воздушный шарик;
  • лупа;
  • солнечный лучик.

Для этого опыта потребуется сноровка, но вы справитесь.

  • Сначала нужно надуть прозрачный воздушный шар. Держите его крепко, но не завязывайте кончик.
  • Теперь при помощи тупого конца карандаша протолкните чёрный воздушный шарик внутрь прозрачного до половины.
  • Надуйте чёрный шар внутри прозрачного, пока он не займёт примерно половину объёма.
  • Завяжите кончик чёрного шарика и протолкните его в середину прозрачного шара.
  • Прозрачный шарик надуйте ещё немного и завяжите конец.
  • Расположите лупу так, чтобы солнечный луч попал на чёрный шарик.
  • Через несколько минут чёрный шар лопнет внутри прозрачного.

Расскажите малышу, что прозрачные материалы пропускают солнечный свет, поэтому мы видим улицу через окно. А чёрная поверхность, наоборот, поглощает световые лучи и превращает их в тепло. Именно поэтому в жару рекомендуют носить светлую одежду, чтобы избежать перегрева. Когда чёрный шарик нагрелся, он начал терять свою эластичность и под давлением внутреннего воздуха лопнул.

3. Ленивый мяч

Следующий опыт — настоящее шоу, но для его проведения нужно будет потренироваться. Школа даёт объяснение этому явлению в 7 классе, но на практике это можно сделать ещё в дошкольном возрасте. Подготовьте следующие предметы:

  • пластиковый стакан;
  • металлическое блюдо;
  • картонную втулку из-под туалетной бумаги;
  • теннисный мячик;
  • метр;
  • метла.

Как провести этот эксперимент?

  • Итак, установите стаканчик на краю стола.
  • Поставьте на стаканчик блюдо так, чтобы его край с одной стороны оказался над полом.
  • Основу рулона туалетной бумаги установите по центру блюда прямо над стаканом.
  • Сверху положите мяч.
  • Встаньте за полметра от конструкции с метлой в руке так, чтобы её прутья были загнуты к вашим стопам. Встаньте на них сверху.
  • Теперь оттяните метлу и резко отпустите.
  • Рукоятка ударит по блюду, и оно вместе с картонной втулкой улетит в сторону, а мячик упадёт в стакан.

Почему он не улетел вместе с остальными предметами?

Потому что, согласно закону инерции, предмет, на который не действуют другие силы, стремится остаться в покое. В нашем случае на мячик подействовала только сила притяжения к Земле, поэтому он и упал вниз.

4. Сырое или варёное?

Давайте познакомим ребёнка с центром массы. Для этого возьмём:

· остывшее яйцо, сваренное вкрутую;

Предложите компании детей отличить варёное яйцо от сырого. При этом разбивать яйца нельзя. Скажите, что вы можете это сделать безошибочно.

  1. Раскрутите оба яйца на столе.
  2. Яйцо, которое вращается быстрее и с равномерной скоростью, — варёное.
  3. В подтверждение своих слов разбейте другое яйцо в миску.
  4. Возьмите второе сырое яйцо и бумажную салфетку.
  5. Попросите кого-то из зрителей сделать так, чтобы яйцо стояло на тупом конце. Никто не сможет так сделать, кроме вас, так как только вы знаете секрет.
  6. Просто энергично потрясите яйцо вверх-вниз полминуты, после чего без проблем установите его на салфетку.

Почему яйца ведут себя по-разному?

У них, как и у любого другого предмета, есть центр масс. То есть разные участки предмета могут весить не одинаково, но есть точка, которая делит его массу на равные части. У варёного яйца из-за более равномерной плотности центр масс при вращении остаётся на одном и том же месте, а у сырого яйца оно смещается вместе с желтком, что затрудняет его движение. У сырого яйца, которое потрясли, желток опускается к тупому концу и центр масс оказывается там же, поэтому его можно поставить.

5. «Золотая» середина

Предложите детям найти середину палки без линейки, а просто на глаз. Оцените результат при помощи линейки и скажите, что он не совсем верный. Теперь проделайте это сами. Лучше всего подойдёт ручка от швабры.

  • Поднимите палку до уровня талии.
  • Уложите её на 2 указательных пальца, держа их на расстоянии 60 см.
  • Сдвигайте пальцы ближе друг к другу и следите, чтобы палка не теряла равновесие.
  • Когда ваши пальцы сойдутся и палка будет располагаться параллельно полу, вы дошли до цели.
  • Положите палку на стол, держа палец на нужной отметке. Убедитесь при помощи линейки, что вы точно справились с заданием.

Расскажите ребёнку, что вы нашли не просто середину палки, а её центр масс. Если предмет симметричный, то он совпадёт с его серединой.

6. Невесомость в банке

Давайте заставим иголки зависнуть в воздухе. Для этого возьмём:

  • 2 нити по 30 см;
  • 2 иголки;
  • прозрачный скотч;
  • литровую банку и крышку;
  • линейку;
  • небольшой магнит.

Как провести опыт?

  • Вденьте нитки в иголки и завяжите концы двумя узелками.
  • Прикрепите узлы скотчем на дно банки, чтобы до её края оставалось около 2,5 см.
  • Изнутри крышки приклейте скотч в виде петли, липкой стороной наружу.
  • Положите крышку на стол и приклейте к петле магнит. Переверните банку и закрутите крышку. Иголки будут свисать и тянуться к магниту.
  • Когда вы перевернёте банку крышкой вверх, иголки всё равно будут тянуться к магниту. Возможно, придётся удлинить нитки, если магнит не удерживает иголки в вертикальном положении.
  • Теперь открутите крышку и положите её на стол. Вы готовы провести опыт перед зрителями. Как только вы закрутите крышку, иголки со дна банки устремятся вверх.

Расскажите ребёнку, что магнит притягивает железо, кобальт и никель, поэтому железные иголки подвержены его воздействию.

7. «+» и «-»: полезное притяжение

Ваш ребёнок наверняка замечал, как волосы магнитятся к некоторым тканям или расчёске. А вы рассказывали ему, что всему виной статическое электричество. Давайте проделаем опыт из этой же серии и покажем, к чему ещё может привести «дружба» отрицательных и положительных зарядов. Нам понадобятся:

  • бумажное полотенце;
  • 1 ч. л. соли и 1 ч. л. перца;
  • ложка;
  • воздушный шар;
  • шерстяная вещь.
  • Положите на пол бумажное полотенце, высыпьте на него смесь соли и перца.
  • Спросите у ребёнка: как же теперь отделить соль от перца?
  • Надутый шарик потрите о шерстяную вещь.
  • Поднесите его к соли и перцу.
  • Соль останется на месте, а перец примагнитится к шарику.

Шарик после трения о шерсть приобретает отрицательный заряд, который притягивает к себе положительные ионы перца. Электроны соли не столь подвижны, поэтому они не реагируют на приближение шарика.

Опыты дома — это ценный жизненный опыт

Признайтесь, вам и самим было интересно наблюдать за происходящим, а ребёнку и подавно. Проделывая удивительные фокусы с самыми простыми веществами, вы научите малыша:

  • доверять вам;
  • видеть удивительное в обыденности;
  • увлекательно познавать законы окружающего мира;
  • развиваться разносторонне;
  • учиться с интересом и желанием.

Мы ещё раз напоминаем вам, что развивать ребёнка — это просто и для этого не нужно иметь много денег и времени. До скорых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Читайте также:  Лампа дневного света для школьника
Оценить статью
Добавить комментарий