Неисправности колонок для списания

Неисправности колонок для списания

Содержание

Ремонтируем акустическую систему SVEN IHOO MT5.1R

Новогодние праздники – весёлая пора, люди гуляют, запускают салют, ходят в гости, и, конечно, слушают музыку… порой очень громко. В результате акустические системы работают на пиковой мощности продолжительное время.

Электроника не выдерживает чрезмерной нагрузки и выходит из строя. Именно так и произошло с акустической системой SVEN IHOO MT5.1R, о ремонте которой в дальнейшем и пойдёт речь.

Неисправность.

Акустическая система SVEN IHOO MT5.1R включается, но звука нет. Не работает ни один из 6 усилителей. Кнопки и индикация режимов работы работают исправно. Вначале познакомимся с устройством акустической системы, её элементной базой и назначением микросхем.

Для этого заглянем под капот современной акустической системы формата 5.1. Чтобы добраться до электронной начинки системы необходимо отвинтить несколько шурупов, которые крепят металлическую планку, на которой установлен массивный радиатор, входные разъёмы для подключения источника сигнала (например, от DVD-плеера), зажимы для подключения колонок и выключатель питания.

Электроника акустической системы состоит из нескольких печатных плат. Две из них закреплены на металлической планке. Одна отвечает за управление, переключение и предварительное усиление сигналов, другая за усиление звукового сигнала (плата УМЗЧ). Плата с кнопками управления и индикаторными светодиодами расположена в передней части корпуса и к ней не так уж легко добраться. Да и особой надобности в этом нет. С помощью многожильных шлейфов она подключена к плате управления.

Плата управления и предварительного усиления сигналов.

Функцию управления выполняет 8-ми битный микроконтроллер SM8951AC25PP. На плате этот микроконтроллер имеет самый большой корпус с 40-ка выводами (так называемый — 40L PDIP). На корпусе большими буквами указана фирма производитель – SyncMOS. К микроконтроллеру SM8951AC25PP подключена плата с кнопками управления, индикаторными светодиодами и ИК-приёмником.

Читайте также:  Металлическая опалубка для стен

Микроконтроллер управляет работой микросхемы SJ2258. Но на самом деле – эта микросхема полный аналог микросхемы PT2258. Вся эта нестыковка с маркировкой электронных компонентов не заканчивается на этой микросхеме. В этом мы скоро убедимся. Микросхема PT2258 является 6-ти канальным электронным регулятором громкости. Управляется эта микросхема по цифровой шине I 2 C.

Также на печатной плате можно обнаружить 6 микросхем LM4558D (маркируется как 4558D). Микросхема LM4558D – это два операционных усилителя в восьмивыводном корпусе DIP-8. Данные микросхемы служат для предварительного усиления сигналов всех каналов звукоусиления (FR, FL, RR, RL, CE и CW). Кроме этого на данных микросхемах выполнен фильтр нижних частот необходимый для работы сабвуфера.

Можно встретить и такое обозначение этой микросхемы – UTC4558. Это тоже полный аналог микросхемы LM4558.

Схема распределения и коммутации входных сигналов выполнена на трёх микросхемах. Маркированы они как CS4853 и CS4852. Как уже говорилось, в маркировке есть некая путаница в названиях микросхем. На самом деле это микросхемы TC4053 (CS4853) и TC4052 (CS4852). Эти микросхемы представляют собой мультиплексоры с возможностью выбора и смешивания аналоговых, а также цифровых сигналов. Обе микросхемы имеют корпус DIP-16.

Плата звукоусиления.

На печатной плате звукоусиления расположено ядро акустической системы – целая грядка из микросхем усилителей мощности звуковой частоты (УМЗЧ).

Все они установлены на алюминиевый радиатор. Вывод радиатора микросхемы, тот которым крепиться микросхема к основному радиатору, электрически изолирован от общего радиатора тонкой прокладкой из слюды, а место теплового контакта сдобрено теплопроводной пастой. Она служит для улучшения теплообмена между кристаллом микросхемы и основным радиатором.

Всего для усиления задействовано 7 микросхем УМЗЧ. Пять из них – это микросхемы TDA2030A. Микросхема TDA2030A – это монофонический усилитель звуковой частоты класса AB с максимальной звуковой мощностью 18W (ватт). Питание микросхемы двухполярное.

Микросхемы TDA2030A усиливают сигнал пяти каналов:

FR (Front right) – фронтальный правый;

FL (Front left) – фронтальный левый;

RR (Rear right) – тыльный правый;

RL (Rear left) – тыльный левый;

CE (Center) – центральный.

Для усиления низких частот (басов) предназначены две микросхемы LM1875. Напряжение питания микросхемы LM1875 имеет широкий диапазон – от 16 до 60 вольт. Питание двухполярное. Маркированы они опять же по какой то хитрой системе. На корпусе микросхем указано D1875. Обычно так маркируются транзисторы. Но на самом деле D1875 – это полный аналог LM1875. Выходная звуковая мощность одной такой микросхемы – 20 ватт. Две микросхемы LM1875 работают на одну нагрузку – низкочастотный динамик FD132-14. Сопротивление звуковой катушки НЧ динамика FD132-14 составляет 4 Ом и рассчитан он на мощность до 50 ватт.

Этот динамик, его ещё называют woofer, установлен внутри корпуса акустической системы. Вас может удивить такая конструкция. Это так называемая закрытая система. Низкочастотный динамик излучает звук внутрь корпуса и за счёт фазоинвертора низкочастотный бас выходит наружу. Фазоинвертор – это пластмассовая труба. Вы её легко найдёте в конструкции корпуса.

Источник питания.

Источник питания для акустической системы собран по классической схеме. Основа блока питания – силовой тороидальный трансформатор.

Он расположен в донной части корпуса и закреплён к днищу с помощью здоровенного болта. Судя по параметрам защитного предохранителя (1,6A 250V), мощность, потребляемая системой составляет более 300 – 350 ватт. Следовательно, мощность трансформатора высока и составляет более 300 ватт. Напомним, что тороидальные, по-другому кольцевые трансформаторы обладают наибольшим КПД по сравнению с другими типами трансформаторов. От трансформатора идут множество проводов от вторичных обмоток. От них питаются все электронные узлы акустической системы.

Ремонт акустической системы.

На печатной плате звукоусиления располагаются 8 мощных выпрямительных диодов 1N5401 и фильтрующие электролитические конденсаторы. Каждые 4 диода 1N5401 используются в однофазном выпрямителе по схеме диодный мост. От одного мостового выпрямителя питаются 5 усилителей TDA2030A. Остальные 4 диода задействованы в мостовом выпрямителе, от которого питается усилитель низких частот на микросхемах LM1875 (усилитель сабвуфера).

А теперь перейдём к неисправности. На печатной плате со стороны медных дорожек были обнаружены перегоревшие дорожки. По виду они похожи на имитацию плавкого предохранителя, только выполнены они не отдельной деталью, а частью печатной платы.

При возникновении короткого замыкания в цепях нагрузки эти тонкие печатные проводники перегорают. При проверке диодов выяснилось, что один из диодов 1N5401 пробит. Именно его неисправность спровоцировала перегорание печатных проводников. В результате цепь питания 5-ти усилителей на TDA2030A была разорвана и как следствие акустическая система перестала работать – усиливать и воспроизводить звук.

Взамен неисправного диода 1N5401 был установлен выпрямительный диод GP30J с аналогичными параметрами. Он также рассчитан на прямой ток до 3 ампер. Разрыв цепи на месте перегорания медных дорожек был восстановлен с помощью тонких перемычек из медного провода. Перемычка из тонкого медного провода — это своего рода плавкий предохранитель взамен полностью сгоревших дорожек на печатной плате.

После включения акустической системы, выяснилось, что сабвуфер не работает.

Если присмотреться, то на печатной плате можно обнаружить два электромагнитных реле (TIANBO HJQ-19F-3H). Для чего они нужны? Это так называемая защита от щелчка. Щелчок возникает при включении усилителей. На слух всё это действует неприятно.

Чтобы щелчок не был слышен в момент включения усилителей, колонки отключаются на несколько секунд с помощью реле. Также эти два реле задействуются при переключении режима NORMAL и PRO.LOGIC. В режиме PRO.LOGIC все колонки подключены и акустика работает в режиме пятиканального воспроизведения звука. В режиме NORMAL реле переключается так, что остаются подключенными только две колонки и сабвуфер (режим "стерео"). Остальные колонки отключаются.

Так как схема управления электромагнитными реле питается от того же выпрямителя, что и 5 усилителей на TDA2030A, то при неисправностях в цепи питания реле также не работают – все колонки отключены. Но это было до устранения неисправности в цепях питания. Почему же не работает сабвуфер?

Неисправность сабвуфера.

Перед тем, как начинать копаться в электронике усилителя низких частот (усилителя сабвуфера), логичнее проверить НЧ динамик FD132-14.

При проверке омметром звуковой катушки низкочастотного динамика выяснилось, что его звуковая катушка в обрыве. Вспомним устройство динамика. Пришлось демонтировать динамик из корпуса и провести внешний осмотр. Оказалось, что из-за длительной нагрузки на предельных мощностях динамик просто развалился (привет праздники ). Диффузор оторвался от гофрированного подвеса, а обмотка звуковой катушки порвалась.

Восстанавливать такой динамик весьма нелёгкое дело – повреждены самые главные элементы конструкции. В таком случае выгоднее заменить низкочастотный динамик новым.

Аналогом НЧ динамика FD132-14 является динамик RW1130E70B4A25-5. Он имеет те же параметры, что и FD132-14, правда конструкция корзины динамика чуть отличается.

Из-за этого пришлось увеличивать диаметр установочного отверстия примерно на 8-10 мм., опилив край отверстия шириной 4-5 мм. Взгляните на фото – всё станет понятно.

Стоит отметить, что материал корпуса достаточно плотный. При установке нового динамика RW1130E70B4A25-5 трудности возникают ещё и потому, что конструкция корпуса акустической системы не позволяет использовать электроинструмент, поэтому отпиливать края отверстия приходится вручную отрезком ножовочного полотна. Операция эта довольно трудоёмкая. Мусор и опилки из корпуса желательно убрать. Сделать это можно с помощью пылесоса.

Те, кто занимается ремонтом звуковоспроизводящей аппаратуры, не редко встречаются с проблемой приобретения оригинальных динамиков. Как вы уже поняли, я также столкнулся с этой проблемой при ремонте акустической системы SVEN IHOO MT5.1R. Заказать аналог (динамик RW1130E70B4A25-5) мне удалось только в интернете.

Подходящий динамик можно найти на Алиэкспресс. О том, как там покупать различные запчасти и детали, я уже рассказывал.

Например, вот несколько проверенных магазинов с хорошим ассортиментом: GHXAMP Worldwide, AiyimaTechnology, AiyimaAudio. Здесь можно найти как миниатюрные динамики на 1,5-3 дюйма (inch), которые частенько выходят из строя у портативных и блютуз-колонок, так и те, что часто применяются в стационарных акустических системах.

При выборе обращаем внимание на размер (обычно указывается в описании к товару), номинальную мощность и рабочий диапазон частот (СЧ – средние частоты, НЧ – низкие частоты, Full range – полный спектр, ВЧ – высокие частоты). Не забываем почитать комментарии, оставленные покупателями.

Для тех, кто столкнулся с неисправностью акустической системы SVEN IHOO MT5.1R был подготовлен архив с принципиальной схемой и сервис-мануалом на данный аппарат. Также в нём присутствуют даташиты на микросхемы.

Качество принципиальной схемы не самое лучшее, но по ней легко разобраться в схемотехнике SVEN IHOO MT5.1R. Также стоит отметить, что на принципиальной схеме указан другой микроконтроллер и присутствуют дополнительные электронные узлы.

Несмотря на то что акустические системы внешне выглядят как очень надежные устройства, они так же могут выйти из строя, как и остальные компоненты ПК. Причем причиной их выхода из строя необязательно должен быть заводской брак, нередко дефект наступает по вине пользователя. Прежде всего, как любая техника, акустические системы не любят эксплуатацию на предельной мощности. Почему? Когда ручка громкости вывернута на максимум, блок питания вырабатывает наибольшую мощность. Обычно встроенный блок питания в акустических системах рассчитан на эксплуатацию в режиме номинальной мощности, и при повышении ее до максимума он начинает греться, элементы его схемы работают под сильной нагрузкой. Если в такт музыке начинает помигивать светодиод питания на лицевой панели колонки, то это говорит о том, что БП работает на пределе и вероятность выхода его из строя высока. Этого допускать не следует. Слушать мультимедийные колонки рекомендуется максимально на 70–80 % от предельной мощности. Также БП часто выходит из строя при перепадах напряжения.

Неисправный БП вполне можно отремонтировать, заменив в нем вышедший из строя элемент. В АС не используются импульсные БП. Они выполнены по традиционной схеме.

Если не удается найти соответствующий элемент замены, то исходя из спецификации микросхемы встроенного усилителя низкой частоты (УНЧ) следует определить необходимые параметры питания: номинальные напряжения, мощность. Узнать спецификацию микросхемы проще по справочникам или в Интернете. Если БП не удается отремонтировать, то остается встроить в АС блок питания, аналогичный по рабочим параметрам. Его можно приобрести в специализированных магазинах, радиорынках или через Интернет. Для увлеченного радиолюбителя не составит труда смастерить подходящий по электрическим параметрам и конструкции БП.

Выход из строя БП в АС хоть и частый, но не единственный дефект. Случается, что выходит из строя микросхема усилителя, она вполне подлежит замене. Однако вначале нужно определиться, оправдана ли такая замена экономически. В случае недорогих колонок, скорее всего, проще заменить сами колонки, если не удастся найти в продаже нужную микросхему УНЧ.

При выходе из строя усилителя вопрос решается заменой либо вышедшего элемента, либо усилителя целиком. Если нет возможности заменить встроенный усилитель, для радиолюбителя несложно собрать аналогичную по параметрам и габаритам схему усилителя. Также в продаже встречаются готовые наборы – плата с деталями, из которой собирается усилитель. Перед заменой убедитесь, что вышел из строя именно он. С помощью мультиметра проверьте выход усилителя.

Гораздо реже выходят из строя громкоговорители – динамики. Тем не менее может потребоваться заменить динамик, звучание которого нарушено – «хрипит». Такой громкоговоритель может «сесть», например, после длительной работы на максимальной мощности, происходит обрыв динамика, или если его случайно проткнули острым предметом и т. д. Следует подобрать громкоговоритель, соответствующий испорченному по типу, габаритам, мощности, сопротивлению.

Устанавливать низкоомный динамик вместо высокоомного не стоит. Например, если вы установите вместо 8-омного громкоговорителя 4-омный, рискуете тем, что усилитель выйдет из строя. Обратное возможно, но мощность воспроизведения в таком случае снизится.

В специализированных мастерских и сервисных центрах могут перемотать сгоревшую обмотку громкоговорителя.

Причиной «хрипа» колонки в некоторых случаях является поломка динамика – некачественный проводник, соединяющий внешнюю клемму динамика с обмоткой катушки. Если проводник разорвался, то динамик (колонка) не работает. Ремонт состоит в замене проводника. Если нет в продаже соответствующего провода, возьмите из другого нерабочего динамика. При замене надежно закрепите проводник на диффузоре. Лучше зафиксировать эпоксидной смолой.

При поломке регуляторов громкости или частот слышится треск из колонок во время регулировки соответствующих параметров. Регуляторы (переменные резисторы) нужно заменить новыми и перепаять. Стоимость их невысокая. Однако при желании (невозможности) замены попробуйте их отремонтировать. Смазка графитовой поверхности, по которой двигается ползунок среднего контакта, позволит избавиться от нежелательных призвуков, «хрипа».

Извлеките потенциометр, разберите и посмотрите на графитовую поверхность.

Если видна глубокая канавка, прочерченная ползунком, тогда либо надо заменить, либо, если конструкция позволяет, сдвинуть немного поверхность, так, чтобы ползунок ходил по незаезженной поверхности.

Если поверхность все еще в рабочем состоянии, перед смазкой желательно почистить от грязи и пыли изопропиловым спиртом. Для смазки графитовой поверхности рекомендуется использовать средство в аэрозольной упаковке «KONTAKT WL». Затем на графитовое покрытие нанесите смазку. Иногда смазывают машинным маслом, техническим вазелином, трансформаторным маслом. Польза, конечно, будет. Но, скорее всего, со временем такая смазка ухудшит свойства. Лучше нанести смазку, предназначенную для этого.

На радиорынках и в интернет-магазинах продаются специальные растворы, но они могут постепенно высыхать. После смазки несколькими оборотами размажьте смазку по поверхности.

С помощью мультиметра неплохо проверить изменение сопротивления при вращении.

Иногда требуется слегка прижать ползунок для более плотного контакта, но не сильно. В работе вам помогут паяльник, шило и пинцет.

Немалая часть дефектов связана с неправильным подключением, неисправностью соединительных кабелей, а также проблемами со звуковой картой и некорректными настройками в ПК, драйверами и т. д. Кабель обычно обрывается из-за небрежного подключения и отключения штекера к источнику звука. Все соединения должны быть надежными, с хорошим контактом.

Чтобы проверить, работает ли усилитель активных акустических систем, достаточно подсоединить штекер к обычному плееру. Либо просто коснуться пальцем штекера – звукового входа акустических систем и прислушаться: при вращении ручки регулятора громкости «шипение» из колонок должно усиливаться. В некоторых случаях причиной неработоспособности усилителя или сабвуфера оказывается сгоревший предохранитель.

При эксплуатации АС старайтесь не располагать их вблизи отопительных приборов, а в грозу выключайте из розетки.

Неисправностям подвержены микрофоны и наушники. Большая часть дефектов возникает вследствие неправильной эксплуатации, неосторожного обращения, невнимательности. Неисправности часто возникают по причине обрыва контактов или их нарушения. Если микрофоны используются в студии, следует оберегать кабели, идущие по студии, от повреждения. Прокладывая звуковые кабели, нужно стараться максимально отдалить их от электрической проводки. Конденсаторные микрофоны не рекомендуется переносить и даже передвигать, когда они под напряжением. Вообще микрофоны во время эксплуатации чувствительны к толчкам, вибрации и тряске. Повышенного внимания при эксплуатации требуют ленточные микрофоны, так как они максимально чувствительны.

Всегда старайтесь соблюдать меры предосторожности. Нельзя подключать акустические колонки к включенному усилителю. При подключении нельзя допускать замыкания между проводниками. На поверхность аппаратуры не допускайте попадания солнечных лучей. Ребра радиаторов на поверхности усилителей или сабвуферов не должны накрываться ничем. Кроме того, источником дефектов могут оказаться маленькие дети, бросившие внутрь металлические предметы, забившие отверстие фазоинвертора мелкими игрушками.

В пультах управления своевременно меняйте батарейки, не допускайте их окисления. Старайтесь использовать качественные батарейки и пальчиковые аккумуляторы. Даже новый аккумулятор не застрахован от того, что он не держит заряд, особенно если от малоизвестного производителя. Для зарядки аккумуляторов приобретите зарядное устройство с микропроцессором, с возможностью тестирования.

В случае, когда нет коммуникационных проводов, их несложно изготовить самому.

Звуковой провод должен быть трехжильным с общей экранирующей оплеткой либо с оплеткой, экранирующей каждую жилу. Экранирующая оплетка – это «плетеная сетка» из медной проволоки, сплошная оплетка лучше экранирует сигнал от наводок. Вам понадобятся разъемы RCA и 3-контактный Minijack.

Если нет трехжильного провода, сгодится обычный ШВВП. Одну жилу этого провода выведите снаружи в качестве «минуса». Вполне подойдут разъемы от старых проводов, наушников. Понадобятся пластиковые хомуты либо изолента и термоусадочные изоляционные трубки соответствующего диаметра.

Очистите Minijack, припаяйте провод. Сверху надевается термоусадочная трубка, после она обжигается спичкой или зажигалкой. Не держите зажигалку долго на одном месте, чтобы трубка не обуглилась.

Хорошо подойдет строительный фен, обеспечивающий температуру в среднем 150–200 °C.

Разберите разъемы RCA, припаяйте соответствующие провода к их двум «плюсам». Затем к одному из них припаивается «минус» вместе с отрезком провода, который пойдет на «минус» второго разъема. Соберите разъемы и обожгите.

Чтобы не болтался «минусовой» провод, зафиксируйте его изолентой или пластиковыми хомутами.

Заключение

В результате проделанной работы, мы узнали что представляет собой звуковая карта, ее устройство, принципы работы и наиболее частые неисправности звуковых карт и способы их решения . Так же рассмотрели различные акустические системы, привели ряд неисправностей которые могут возникнуть в акустических системах.

Список использованной литературы

Акустические системы – техника, которая при соблюдении условий эксплуатации служит много лет. Но и она может выйти из строя. Причинами поломки могут стать прослушивание музыки на максимальной громкости в течение длительного времени, перепады напряжения. Если речь идет об оборудовании, которое находится на балансе организации, то должно быть проведено списание акустической системы с оформлением акта.

К причинам списания относятся:

  • заводской брак,
  • поломка блока питания,
  • выход из строя микросхемы усилителя,
  • физическое и моральное устаревание и т.д.

В каждом случае необходимость списания акустической системы определяется индивидуально. Если возможен недорогой ремонт, то проводят его. Выбор зависит от затрат и потребностей компании.

Процедура списания и утилизации

Если принято решение о списании, то собирают комиссию, которая его проводит. Обязательно оформление акта о списании в свободной форме. Обычно в нем указываются инвентаризационные данные акустической системы, персональные данные членов комиссии и ответственных лиц, решение.

После списания должна быть проведена утилизация техники. Наша компания предлагает свои услуги:

  • проведение процедуры списания с оформлением пакета документов,
  • вывоз на собственном транспорте,
  • утилизацию с предоставлением отчета.

Наши филиалы есть во многих городах России. Стоимость обслуживания зависит от региона. Уточняйте цены у менеджеров по телефонам.

Оценить статью
Добавить комментарий