Наружное освещение здания школы

Наружное освещение здания школы

Содержание

Территории школ и детских садов – объекты, требующие обеспечения комфорта и безопасности для детей и их родителей, почти ежедневно посещающих данные учреждения. Освещение этих территорий приобретает особую важность в зимний период, когда световой день уменьшается. Особого внимания требуют участки территорий, граничащие с автодорогами или подъездами транспортных средств. Нормируемая освещенность территорий детских учреждений на официальном уровне менялась на протяжении десятилетий, и находилась в пределах 10-40 люкс.

Как и для большинства объектов наружного освещения, в случае с детскими учреждениями необходимо определиться с зонами, где достаточно утилитарного освещения (функциональная составляющая), а где необходимы декоративные элементы.

Функции утилитарного освещения территорий школ и детских садов, как правило, берут на себя консольные светильники, установленные на осветительных опорах высотой 5-8 метров по периметру территории. При современном строительстве новых детских учреждений и освещении их территорий, либо при реконструкции систем их освещения применяются стальные граненые опоры типа ОГК. Такие опоры имеют ряд преимуществ перед ж/б по своим техническим и эстетическим качествам. Светильники надеваются на них с помощью однорожковых или двухрожковых оголовников, либо способом торшерной установки. Использование двухрожковых кронштейнов может быть удобно при одновременном освещении периметра вокруг здания детского сада и участков для прогулок групп детей. Допускается применение настенных кронштейнов, крепящихся к зданию учебно-воспитательного заведения.

Функционально-декоративное освещение может быть реализовано с помощью торшерных опор освещения типа ОП, ОД, КО, НП/НФ высотой 3-5 м с размещенными на них венчающими светильниками. Торшерные светильники представлены широким многообразием моделей, различающихся формой, цветом, размером, вариантом применяемых источников света.

Говоря об источниках света, необходимо отметить, что детские сады и школы — как правило – муниципальные учреждения, финансируемые из ограниченных бюджетов, плюс родительские сборы. С учетом этих факторов, наиболее рациональным решением видится использование консольных и торшерных светильников с лампами ДНАТ типа ЖКУ и ЖТУ. Эти лампы при разумной цене имеют наилучшие показатели освещенности и срока службы, достаточно экономичны, и дают приятный желтоватый свет. Особенно удачно такие лампы работают в светильниках серии ЖТУ06-100-004 – Венчающий шар с матовым рассеивателем. Другой доступный вариант – лампы ДРЛ, используемые в светильниках РКУ и РТУ. Это наиболее дешевый вариант источников света, сопряженный, вместе с тем, с ограниченным сроком службы и меньшей освещенностью в сравнении с ДНаТ. Стремление к снижению энергопотребления с помощью ламп КЛЛ, применяемых в светильниках НТУ может оказаться наименее выгодным ввиду нестабильной работы таких ламп на улице и ранними отказами, особенно в зимний период. Элитные детсады и школы могут позволить себе и светодиодные светильники, причем как консольные-LED, так и торшерные-LED, модификаций которых становится все больше с каждым годом. При этом экономия на энергопотреблении все-таки связана с высокими первоначальными вложениями.

Читайте также:  Моточасы что это такое на тракторе

Освещение спортивных и игровых площадок на территориях школ предпочтительнее осуществлять светильниками или прожекторами с металлогалогенными лампами типа ГКУ (ГО). Индекс цветопередачи данных источников света лучше способствует различению цветов, движущихся объектов, мелких предметов. Этот фактор позволит обеспечить наибольший комфорт для учеников во время тренировок, игр, сдачи нормативов и соревнований, а также избежать травматизма. Аналогичным образом следует руководствоваться и при освещении детских площадок на территориях детских садов, представляющих из себя во время прогулок жужжащий детский рой.

Наружное освещение школы

Уличное освещение прилегающей территории школы – важный фактор, влияющий на безопасность ребенка по пути к знаниям. На первый взгляд вопрос освещения школьной территории может показаться простым, но это не так. Необходимо понимать, что для качественного освещения прилегающей к школе территории необходимо обеспечить работу целой системы: осветительных приборов, линий электропередач, распределительных и защитных устройств, приборов учета электрической энергии.

Кроме этого, для выполнения необходимых норм наружного освещения школы, необходимо обеспечить необходимый уровень освещения (Люкс), а так же её равномерность. Для понимания требований необходимой нормы освещенности школьной территории, необходимо определиться с зонами прилегающей школьной территории. Это могут быть: пути следования учащихся по территории школы (дорожки, тропинки), входные группы в школу и школьные постройки, охраняемый периметр школы, фасады школьного строения, стадион и спортивные площадки, школьный двор и прочие. Для каждой из зон школьной территории существуют соответствующие требования по уровню освещенности, которые регламентируются СНиПами и прочими нормативными документами.

Для выполнения необходимой освещенности школьной территории, задачу можно решать несколькими вариантами, например: разместить уличные светильники или фонари на фасаде школы на высоте крыши, установить на территории школы опоры освещения и разместить уличные светильники (фонари) на опорах, применив консольные крепления, для освещения уличного стадиона можно задействовать мачты освещения, расположив на них прожектора. Тот или иной вариант освещения школьной территории будет иметь свои плюсы и минусы, но в любом случае, для выбора правильного варианта освещения школьной территории необходимо произвести светотехнический расчет.

Специалисты нашей компании бесплатно производят светотехнические расчеты под конкретные требования Заказчика с применением светодиодных светильников и прожекторов собственного производства. На настоящий момент развития светотехнической отрасли, существует несколько типов источника света, применяемых в уличных светильниках. Лампа ДРЛ (светильник РКУ) – потребляет много электроэнергии, дает мало света, быстро деградирует и выходит из строя. Лампа ДНАТ (светильник ЖКУ) эффективнее, но излучает свети низкого качества оранжевого цвета, индекс цветопередачи такой лампы на уровне 25%. Это значит, что различимость объектов в таком цвете низкая, если даже уровень освещенности выполняется. Лампы МЛГ дают очень резкий и концентрированный свет с малым защитным углом, что может неблагоприятно сказаться на несформированном зрении ученика.

Наиболее эффективными световыми приборами, на данный момент развития технологий, являются светодиодные светильники (светодиодные фонари).

К достоинствам светодиодных светильников для наружного уличного освещения школьных территорий можно отнести следующее:

— высокая яркость светильника при низком потреблении электрической энергии, наличие контролируемого защитного угла светового потока для создания благоприятной световой сцены,

— вандалоустойчивость светодиодного светильника,

— легкость монтажа светодиодного светильника,

— нет надобности в подводке мощных кабелей к эффективным светодиодным светильникам,

— и самое главное преимущество, среди светодиодных светильников существует широкий выбор диаграмм направленности света для обеспечения правильного освещения двора (широкие, полу широкие, концентрированные и т.п.). Это позволяет уличным светодиодным светильникам не только эффективно распределять световой поток, но и освещать именно те зоны, где это необходимо.

Пример наружного освещения школьной территории с применением светодиодных светильников Квантум мощностью 55 Вт представлены на фото:

Купить уличные светодиодные светильники для наружного освещения школьной территории от производителя в Ярославле Вы можете, обратившись к нам.

КВАНТУМ — разработка и производство светодиодных светильников для освещения школьных территорий

У личный светодиодный светильник с широкой диаграммой

Отправляя своего ребенка в школу, все родители хотят, чтобы он получал не только качественное и полноценное образование, но и находился в безопасности. Одним из способов сделать образовательные сооружения более безопасными для нахождения на их территории детей является создание квалифицированной системы освещения.

При этом освещение одинаково важно как для внутренних помещений, так и для прилегающей к зданию территории. В данной статье мы рассмотрим, на какие требования и нормы существуют для наружного типа освещения.

Особенности учебных заведений в плане планировки

Прежде, чем искать, какие нормы и требования существуют для организации правильной подсветки прилегающей к школе территории, необходимо разобраться с ее организацией. Очень часто учреждения среднего образования представляет собой разветвленную инфраструктуру, в которую входят:

  • непосредственно само здание школы;
  • открытые уличные площадки, на которых дети занимаются спортивными занятиями во время уроков физкультуры;
  • прилегающая к зданию территория. В нее входят не только спортивные площадки уличного типа, но и дорожки между зданиями, места для отдыха школьников и т.д.;
  • различного рода сооружения, в которых могут храниться садовый инвентарь для поддержания красивого и ухоженного внешнего вида прилегающей территории к школе;
  • пути подъезда транспортных средств и т.д.

Несмотря на то, что дети проводят в школе в светлое время суток (утро, день и иногда только вечер), освещение школы должны быть оптимальным на любом участке, будь то классные комнаты или уличные дорожки между корпусами. При этом внимание наружному освещению должно уделяться не меньше, чем внутреннему. Это связно с тем, что даже в светлое время суток потребность в таком типе подсветки может возрасти. Обычно наружное освещение в школе требуется включать в следующих ситуациях:

  • пасмурный день;
  • дождливый день;
  • короткий световой день. Наиболее часто наружное освещение нужно в холодное время года (осень, зима). В это время световой день становится коротким и детям приходиться идти в школу тогда, когда на улице еще не посветлело;
  • проведение спортивных состязаний на уличных площадках при хорошей погоде в вечерне часы. Такая потребность возникает при проведении различных праздничных и спортивных мероприятий, которые затягиваются на большую часть дня;
  • в вечернее и ночное время суток, когда наружное освещение выполняет роль охранного.

Обратите внимание! Наружное освещение школьной территории в ночное время суток снижает риск вандального нападения на здание школы с целью нанесения ей материальных убытков. Некоторые люди могут проникать на территорию образовательного учреждения с целью погромов или кражи.

Освещение в вечернее время школы

Как видим, на территории школы по самым разнообразным причинам нужно качественное и полноценное освещение, которое позволит избежать целого ряда негативных последствий, как для людей, так и для самого здания.

Какое значение имеет свет для детей

Освещение учебных заведений различного профиля обладает одними из наиболее жестких требований, поскольку неправильно организованный световой поток может оказывать негативное влияние на различные аспекты жизни и здоровья человека. При этом наиболее выражен негативный эффект некачественной подсветки именно на детей дошкольного и школьного периода, которые находятся в стадии активного роста и формирования всех систем организма. Даже неправильно организованное освещение школьной территории может оказывать следующее неблагоприятное влияния:

  • снижать двигательную активность детей во время уроков физкультурой;
  • угнетать или наоборот, чрезмерно возбуждать, нервную систему. В результате этого дети могут становиться более инертными или агрессивными. Кроме этого, с повышением агрессивности, увеличивается число драк между школьниками, а также травмированы и несчастных случаев;
  • снижать успеваемость.

При этом негативное влияние распространяется не только на детей, но и на весь обслуживающий персонал образовательного учреждения, начиная от директора и закачивая техническим персоналом.
Поэтому, чтобы избежать столь неприятного развития, разработаны нормы и правила, применяемые к системе освещения. Все они указаны в СНиП и СанПин.

Какие функции выполняет данная подсветка

Уличное освещение на территории школы должно выполнять следующие функции:

  • создает оптимальный световой поток, которые дает возможность школьникам хорошо видеть дорогу;
  • повышает безопасность перемещения детей по территории школы, снижая риск получения ими травмы;
  • создает качественное охранное освещение, с помощью которого легко выявить несанкционированное проникновение людей на территорию образовательного учреждения. Причем максимальная эффективность такой системы достигает путем установления охранных камер по всему периметру школьной территории;

Подсветка школы ночью

  • декоративная. Такую функцию выполняют наружные осветительные приборы, установленные на фасаде здания. Но здесь одновременно выполняется и охранная функция, так как фасадные светильники снижают риск вандального битья окон.

Чтобы наружное освещение школьной территории смогло выполнять все возложенные на нее функции и обязанности, ее следует организовывать, опираясь на определенные нормы и правила.

Обратите внимание! Все нормы, требования и правила, которым следует придерживаться при организации любого типа подсветки, приведены в специализированной документации (СНиП и СанПин).

О чем говорится в регламентирующей документации

Из выше сказанного видно, что организацией наружного освещения на территории школы должен заниматься профессионал, который ориентируется во всех нормах и правилах, а также сможет учесть все нюансы такого типа подсветки. Все они прописаны в СНиП и СанПин. Ниже приведена таблица с указанием норм освещённости по СНиП для различных уличных объектов, которые могут быть размещены как на территории школы, так и в других местах (например, дворы).

Нормы освещенности по СНиП

Согласно СНиП и другим регулирующим норму освещенности документам, освещение школьной территории должно отвечать четким требованиям. К ним можно отнести следующие моменты:

  • равномерное освещение всего периметра школы. Такой световой поток позволит школьников, а также работников комфортно передвигаться по всей территории школы к любым элементам ее инфраструктуры в темное время суток;
  • соблюдение нормы, которые прописаны в СНиП в соответствующих разделах;
  • соответствия осветительных приборов требованиям СНиП и ГОСТа;
  • соответствие источников света нормам СНиП;
  • соблюдение расстояния межу наружными светильниками для создания ими общего и равномерного светового потока.

В СНиП указано, что норма уровня освещенности для территории, находящейся вблизи школьных учреждений находиться в диапазоне от 10 до 40 люкс.

Обратите внимание! В разные года норму освещённости для образовательных изменений претерпевали различных изменений. На сегодняшний день они установлены именно в таком диапазоне.

Такого уровня вполне достаточно для того, чтобы создать функциональное утилитарное или декоративное освещение.
Кроме этого стоит знать, что в зависимости от типа освещения (утилитарное или декоративное), в регламентирующей документации прописаны разные требования.

Требования к утилитарному освещению

Такой тип освещения организуется в тех зонах, где уровня в 10-40 люкс вполне достаточно. Данная функция ложится на плечи консольных светильников, которые устанавливаются на высоте в 5-8 метров. Их размещают по всему периметру школы.

Такие осветительные приборы размещают на стальных и граненых опорах типа ОГК. Они, по сравнению с железобетонными опорами, имеют значительно больше преимуществ в плане эстетики и технических характеристик.
На граненные стальные опоры светильники, дающие утилитарное освещение, надеваются тремя способами:

  • однорожковый или двухрожковый метод;
  • торшерный способ установки;
  • с помощью кронштейных элементов.

Такой способ подсветки позволяет качественно и равномерно подсветить всю школьную территорию.

Источники света, используемые для подсветки школьной территории

Сегодня школьные учреждения муниципального плана обычно финансируются из бюджета, который ограничен в средствах, а также за счет родителей. Поэтому оптимальным видом осветительных приборов в данной ситуации будут торшерные или консольные светильники, в которых источниками света будут выступать лампы ДНАТ типа ЖТУ или ЖКУ.

Преимущества этих источников света заключаются в следующих моментах:

  • доступная стоимость лампочек;
  • достаточная экономичность в плане потребления электроэнергии;
  • световой поток таких источников света светится приятным желтым светом.

Обратите внимание! Наиболее лучшим сочетание лампочек ДНАТ является использование их со светильниками серии ЖТУ 06-100-004. При этом наружное освещение будет рассеянным при использовании матового рассеивателя.

Также отличным вариантом в данной ситуации будут лампы ДРЛ. Они должны использоваться в осветительных приборах РТУ И РКУ.

Такие источники света являются самыми дешевыми, но при этом имеют непродолжительный период службы, а также меньшим световым потоком, если сравнивать их с лампочками ДНАТ.
Самым лучшим вариантов, которые позволит сэкономить на электропитании, а также покупки новых лампочек, являются светодиодные лампочки и светильники.
Светодиодные лампочки характеризуются следующими преимуществами:

  • длительный период службы;
  • самое низкое потребление электроэнергии;
  • качественный по своим техническим характеристикам световой поток.

Здесь имеется один существенный минус – светодиодная (led) продукция достаточно дорогая. Но ее покупка окупится достаточно быстро и будет заметна на коммунальных счетах, пришедших за потребление электроэнергии.

Какие осветительные приборы можно использовать на территории школы

Какие светильники применимы при организации освещения на школьной территории, мы немного коснулись в предыдущих подпунктах. Здесь же остановимся на требованиях, которым они должны отвечать. На них же должен опираться выбор осветительных приборов.
Уличные светильники для освещения школьной территории должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высокий класс влагозащищенности (IP);
  • дополнительную антивандальную защиту для эффективной службы в любых климатических условиях: сильный ветер, дождь, град, жара и т.д.;
  • изготавливаться из стойких к механическим повреждениям материалов, которые должны быть экологически чистыми;
  • быть простыми в эксплуатации;
  • иметь заземление. Особенно это касается светильников, установленных на опорах;
  • иметь длительный срок эксплуатации.

При этом в выборе осветительных приборов следует брать во внимание место их размещения (на столбах, торшерного плана, на фасаде здания и т.д.). К примеру, для создания функционально-декоративного освещения нужно использовать торшерные опоры типа КО, ОП, НП/НФ с высотой в 3-5 метров.

Заключение

Для создания на территории школы качественного наружного типа освещения нужно учитывать не только нормы и требования, приведенные в специальной документации (СНиП и СанПин), но и особенности самой территории и места размещения осветительных приборов. Только так получится создать равномерное освещение прилежащей школьной территории, чтобы не ней было удобно и комфортно передвигаться школьникам и работникам школы.

Оценить статью
Добавить комментарий