Нарисовать пейзаж в холодных тонах

Нарисовать пейзаж в холодных тонах

Содержание

Цвет в живописи – очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части — на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.

Главный критерий – температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый – это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

Читайте также:  Можно ли фотографировать могилы родственников на кладбище

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря – закат солнца — может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко – далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном – синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе – зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи – понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов – вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, – вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин – оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет – теплый или холодный – можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория – лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Цветовая температура может быть запутанным термином, поскольку она используется для описания немного разных понятий. Например, цветовая температура может описывать общий цветовой диапазон в композиции, может сравнивать соотношение между двумя цветами или описывать разницу между двумя подобными оттенками. Цветовая температура может использоваться для эмоционального эффекта или настраивать освещение окружающей среды сцены.

Сегодня мы рассмотрим различные способы определения цветовой температуры и применения ее в живописи.

Теплые и холодные цвета

В самом широком смысле цветовая температура описывает степень теплоты, визуально найденную в цвете. Здесь цвета могут попадать в одну из двух групп, теплых или холодных цветов. Теплый цвет дает зрителю ощущение тепла, энергии. Например цвета солнца. Холодный цвет дает ощущение прохлады, холода или неподвижности, такие как цвета океана.

Посмотрите, какая из каждой пары будет теплым или прохладным цветом.

Температура внутри цвета

Цветовая температура не всегда используется для описания взаимосвязи между разными цветами, поскольку она иногда применяется к разнице между двумя вариантами одного цвета. Посмотрев на две версии зеленого цвета, мы видим, что один из них выглядит более холодным, чем другой.

То же самое можно увидеть на двух версиях теплого цвета. Один оранжевый кажется теплее, чем другой.

Это справедливо для любого сравнения двух одинаковых цветов. Помимо различий в насыщенности, мы также обнаружим разницу температур. Ниже приводятся несколько диаграмм, сравнивающих цветовую температуру с использованием основных цветов.

Образцы в верхней панели являются одним основным цветом. Образцы в нижней панели смещают цветовую температуру, начиная с основного цвета слева.

Красный

Обратите внимание на изменение температуры на нижней панели.

Желтый

Добавление небольшого количества синего изменяет желтый цвет от теплого желтого до холодного желтого цвета на своем пути к зеленому.

Синий

Сдвиг в этом примере более тонкий. Конечный цвет в правом нижнем углу все еще очень холодный, но выглядит немного теплее, чем оригинальный синий.

Температура цвета в пейзаже

Вот пример того, как цветовая температура играет роль в создании пейзажа. В этом пейзаже изображен туманный день. Где выбрана цветовая схема, которая преимущественно прохладная.

Прохладное голубое небо и вода, придает живописи холодное облачное ощущение, горы также окрашены в прохладные цвета. Цвета гор могут выглядеть теплыми по сравнению с водой, но когда мы выделим их отдельно, эти цвета будут смотреться более холодными. Когда прохладный цвет помещается рядом с цветом, который является еще более холодным по температуре, результатом является то, что первый цвет выглядит теплее.

Свет и тень

Существует интересная температурная зависимость между светом и тенью. Цветовая температура тени будет противоположна цветовой температуре света. Если у нас есть теплый источник света, тени будут выглядеть относительно холоднее. Если источник света является прохладным, тогда цвета, найденные в тенях, будут теплее. Это теплое / прохладное отношение света и тени не имеет большого контраста.

Ниже — пример отношения температуры света и тени. Здесь показаны основные цвета освещенной стороны фигуры в образцах на верхнем ряду, а тень — на нижней. Мы можем видеть, что освещенная сторона фигуры склоняется к более прохладной гамме. Теневая сторона состоит из более теплых коричневых.

Опять же, мы можем видеть влияние цветов, поскольку они размещены в разных средах. Коричневые тени выглядят намного теплее, чем цвета светлой стороны, но когда мы поместим те же коричневые на белое поле, они теряют большую часть того тепла, которое они имеют на картине.

Что нужно сделать, чтобы живопись была не «разукрашенной», а по-настоящему живой, интересной по цвету и грамотной? Как работать с цветом? В чём разница между такими действиями как писать и разукрашивать? Постараюсь ответить на эти вопросы, рассказывая о наработках из своего опыта художника.

Моё обучение живописи началось в детстве, когда мама записала меня в изостудию, а затем в художественную школу. Я много рисовал и писал — так уж хотелось научиться этому делу. Добившись успехов в разных областях рисунка и живописи, одно у меня никак не получалось — выразительность цвета. И цветовая гармония была, но живопись упорно продолжала быть «сухой». С годами, конечно, пришло и это умение. Но прошло много времени, прежде чем я осознал теоретическую основу этой победы. Ниже хочу поделиться ключевыми мыслями своих выводов.

Чередование тёплых и холодных цветов

В основе живописной выразительности цвета лежит гармония, которая может основываться на различных цветовых отношениях. Это отдельная большая тема. Но кроме этого есть ещё один принцип — это динамика или чередование тёплого и холодного. Благодаря этой динамике усиливается глубина цвета, живопись приобретает звучание и перестаёт быть «разукрашенной». Я убедился, что это один из основополагающих принципов в работе художника-живописца. Ну а теперь подробнее, что всё это значит.

Напомню, что цвета разделяются на две группы — тёплые и холодные. К тёплым относятся жёлтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый и множество производных от них оттенков. К холодным — синий, зелёный, фиолетовый… Названия этих двух групп основаны на впечатлении, которое производят соответствующие цвета. Например, синий и голубой ассоциируются с пространством, прохладой… А жёлтый и оранжевый — напротив, напоминают огонь, тепло, солнце…

Чтобы воплотить в живописи описанную выше динамику, необязательно чередовать такие чистые цвета, как, например, жёлтый и синий. Если Вы пишете, к примеру, траву в солнечный день, то в зелёный можно где-то добавить жёлтый, а где-то синий или фиолетовый. Трава на лужайке не превратится из зелёного в синий или жёлтый. Но зелёный цвет станет где-то чуть «синее», а где-то чуть «желтее». То есть зелёный будет где-то чуть холоднее, а где-то чуть теплее. Этой разницы достаточно, чтобы образовалась необходимая динамика тёплого и холодного.

Светотень и цвет. Рефлексы

Давайте рассмотрим всё это на примере коричневого кувшина из глины. Как известно, на любом объекте есть область света, полутени, тени, рефлекса и есть зона падающей тени. Такое распределение света называется законом светотени. Его изучают в самом начале обучения изобразительному искусству. Итак, как изобразить вышеупомянутый кувшин красками? Взять коричневый цвет и добавлять в него белый с чёрным, чтобы получились свет и тень? Нет. Это было бы разукрашиванием.

Со всех сторон предмет окружает среда из других объектов. Это могут быть стены комнаты, пол, окно, шторы, мебель. да что угодно. И это окружение окрашено в разные цвета, которые будут отражаться от нашего кувшина. Таким образом, свет и тень — это не просто светло-коричневый и тёмно-коричневый.

Например, свет голубого неба освещает кувшин слева. Значит, в наш коричневый мы должны добавить не только белый, но и синий. Эта смесь цветов станет светом на воображаемом кувшине.

Далее, предположим, с теневой стороны кувшин окружает жёлтая драпировка. Поэтому в тёмно-коричневый мы добавляем жёлтый — это будет тенью на нашем кувшине.

Полутень же мы сделаем бело-коричнево-зелёной, потому что с этой стороны кувшина стоит, скажем, зелёная шкатулка.

Что касается рефлекса, то эта часть кувшина окрасится в коричнево-жёлто-красный, поскольку с этой стороны будет лежать красное яблоко. Поэтому красный цвет отразится на тыльной стороне кувшина и смешается с основным коричневым и вышеупомянутым жёлтым.

Кстати, область светотени под названием «рефлекс» означает отражённый свет (и цвет тоже). Поэтому здесь соседние объекты будут оказывать наиболее сильное влияние. Тем не менее, цвета света, полутени и тени тоже будут разными, ведь на этих областях тоже скажется отражённый свет от других предметов, хоть и в меньшей степени. Руководствуйтесь таким принципом: если меняется свет, то будет меняться и цвет. Это очень важный момент. Цвет света, цвет полутени, цвет тени и цвет рефлекса — это разные цвета, а не просто светло-коричневый переходящий в тёмно-коричневый.

Возможно, Вы спросите меня: «А как же писать предмет, если окружение не столь разнообразно и со всех сторон отражается всего лишь один и тот же цвет?» В этом случае художник пишет немного «от себя» и привносит в живопись динамику тёплого и холодного, основываясь на понимании принципа, а не только на том, что видят его глаза. Если говорить о нашем примере с кувшином, то в основной коричневый добавляйте тёплые и холодные цвета, чтобы коричневый в различных участках кувшина становился то теплее, то холоднее. Вы увидите, как живопись преобразится и перестанет быть «разукрашкой».

К тому же у светотени есть ещё такая закономерность. Если свет имеет холодный оттенок, то тень стремится к тёплым цветам. И наоборот, если свет тёплый, то тень будет холодного цвета. Свет и тень противоположны друг другу не только по светосиле, но и по цвету.

Итак, мы увидели как зависит цвет от светотени. Изменение цвета на основе светотени — это один из способов привнести в живопись динамику тёплого и холодного.

Разложение цветового тона

Рассмотрим ещё один способ чередования тёплого и холодного. Данным приёмом активно пользовались импрессионисты. Как видно из названия подзаголовка, — это разложение цветового тона. Что это значит? Цветовой тон — это по-сути название цвета. Это не насыщенность и не светлота цвета. Это, собственно, сам цвет. Но как можно цвет разложить? Возьмём, к примеру, фиолетовый. Фиолетовый образуется путём смешения красного (бордового) и синего. Таким образом, разложить фиолетовый на составляющие означает взять синий и красный вместо фиолетового. Подобным образом поступали импрессионисты. Их живопись отличалась разложением сложных оттенков на чистые цвета.

Поэтому вводить тёплые и холодные краски можно не только когда меняется освещение предмета (есть свет, полутень, тень…). Если вы пишете равномерно освещённую плоскость, то её основной цвет тоже можно видоизменять, разложив на составляющие. Предположим, если эта плоскость фиолетовая, то вместо него можно использовать синий и красный. В итоге они дадут фиолетовый, но вместе с тем оживят живопись чередованием тёплого и холодного.

Оптическое и механическое смешение цветов

Теперь давайте посмотрим как вышеприведённые цвета — красный и синий — образуют фиолетовый. Это происходит благодаря оптическому смешению цветов. Когда разные краски находятся рядом друг с другом — они станут смешиваться в глазах зрителя. Чем дальше отходить от живописи и чем меньше мазки краски, тем сильнее станут смешиваться цвета. Именно таким оптическим смешиванием пользовались импрессионисты. Именно таким образом можно написать фиолетовую плоскость из вышеприведённого примера.

Но если Вам не хочется работать в стиле пуантилизма (точками), если больше нравится реалистическая живопись, то как быть в таком случае? Тут можно применить другой способ смешивания цветов — механическое смешение. Это когда Вы будете буквально смешивать краски на палитре.

Также, в работе можно пользоваться двумя видами смешивания красок одновременно. Рассмотрим такой пример. Вы пишете равномерный одноцветный фон в натюрморте, допустим, серо-фиолетовый. В таком случае, этот серо-фиолетовый можно разложить на серо-голубой, серо-розовый и серо-жёлтый цвета. Смесь голубого и розового даёт светло-фиолетовый цвет. А добавление к нему капли жёлтого придаст смеси более серый оттенок. Но эта «смесь» оптическая и намеренно недостаточно «сильная». Поэтому к каждому цвету мы механически подмешиваем серый.

Как видим, здесь использовалось и оптическое и механическое смешивание цветов. Сплошной серо-фиолетовый фон теперь состоит из «кусочков» разного оттенка. Этими «кусочками» могут быть мелкие мазочки или крупные пятна краски. Тем не менее они станут объединяться в глазах зрителя и произойдёт оптическое смешение цветов. Вместе с этим мы, всё-таки, смешивали буквальные краски между собой. Следовательно использовалось и механическое смешение тоже.

В результате мы получаем достаточно спокойный стиль письма, реалистическое изображение, небольшое разложение цвета и динамику тёплого и холодного. Всё, как говорится, «в одном флаконе». Едва различимых оттенков цвета достаточно, чтобы создать динамичное чередование тёплых и холодных красок, оживить картину и усилить глубину цвета. Поэтому совсем необязательно пользоваться чистыми и «кричащими» цветами, чтобы этого достичь. Совсем необязательно писать как импрессионисты и пуантилисты. Можно работать в реалистической живописной манере и, вместе с тем, достигать динамики тёплого и холодного, использовать разложение цвета.

Именно к такому живописному стилю я пришёл в итоге. Но, я ни в коем случае не возвожу его в закон и не называю единственно верным. Можно писать по-разному. Можно работать в различных стилях. Главное, чтобы в живописи наблюдалась динамика тёплых и холодных красок.

Итак, подведём итоги. Живопись оживает и перестаёт быть «разукрашкой» если использовать чередование тёплых и холодных цветов. Такое чередование красок возможно воплотить при помощи игры света и тени, а также при помощи разложения цветового тона. Чтобы разложить цвет используют оптическое смешение красок, а также оптическое и механическое одновременно.

Для лучшего понимания изложенного, можно посмотреть живопись таких представителей французского импрессионизма как Клод Моне, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро. Кроме этого хорошей иллюстрацией станут полотна Валентина Серова, Аркадия Пластова. Изучение живописных произведений поможет начинающим художникам увидеть как воплощается на практике, описанная выше теория.

Оценить статью
Добавить комментарий