Наличники на старых домах

Наличники на старых домах

Художник рассказал о том, где он находит уникальные предметы старины и как превращает их в современное искусство

Виталий Жуйков родился в Удмуртии. С детства он любил рисовать. Возможности посвятить себя творчеству в те далёкие годы у него не было, поэтому после восьмого класса он окончил строительный колледж. Но, как говорится, талант всегда найдёт себе дорогу. Потом была Москва, учёба в Британской высшей школе дизайна, 15 лет работы графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвящённых дизайну интерьеров. Постепенно деятельность Виталия перешла из плоскости графического дизайна в объём и прикладное творчество: он начал работать со стариной, преображая её и создавая модные предметы интерьера.

«Это прагматичный подход. Дело в том, что люди проходят мимо старых вещей, которые ещё могут пригодиться. Они не понимают этого, не могут оценить. А, на самом деле, к этому просто нужно приложить руки и голову. Тогда вещь заработает и будет актуальной в наши дни», – говорит Виталий.

Усидеть на двух стульях

Свою деятельность по преображению винтажа Виталий начал в 2012 году. Тогда в руки дизайнеру попались стулья 50-60-х годов, которые люди выбрасывали на помойку или отдавали за бесценок.

«Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», – рассказывает художник.

Однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами.

Не теряя корни

Несмотря на то, что мужчина уже много лет живёт и работает в Москве, он не утратил любовь к своей малой родине. Каждый год Виталий проводит лето в Удмуртии, в старом купеческом городке Сарапул, где у него есть небольшой домик.

Через пару лет после создания первого наличника он уже осознанно искал там эти артефакты. По словам Виталия, сейчас в регионе идёт активная деятельность по сносу старых домов, и эти наличники просто выбрасывают за ненадобностью, сваливают под трактор.

«Это для меня, конечно же, было шоком. Я тогда, помню, прямо из-под трактора вытащил пару наличников. Хорошо, что успел. Идея, как оказалось, лежала на поверхности, её быстро подхватили другие дизайнеры. Мои наличники по телевидению не раз показывали: и в «Дачном ответе», и в «Квартирном вопросе». Уже появились последователи, которые копируют эту идею. Но я не сержусь – это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры», – делится Виталий.

Богачи делали наличники из толстых досок, люди победнее – из тонких

Он признаётся, что очень любит свою малую родину. Там он черпает энергию и вдохновение для дальнейшего творчества. Поэтому и рабочий материал – наличники, маслобойки – старается привозить именно оттуда:

«Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. А просто так поехать в соседние деревни за 200 – 300 км от Москвы – это не моё. Мне неинтересно с такими вещами работать. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву».

По его словам, наличники часто отдают за бесценок. Цена вопроса – от тысячи рублей за штуку. Многие и вовсе их дарят. В поисках рабочего материала для своих работ Виталий устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников. Из заброшенных домов художник никогда ничего не берёт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – некрасиво: у каждого дома всё равно есть хозяин. Поэтому вопросы по приобретению всегда решаются только лично.

«Работа со стариной – это всегда интересно. Потом вспоминаешь наличник по истории, связанной с ним. Однажды я приехал за конкретным наличником, но мне сказали, что у брата есть другой — старый, красивый и большой. Во время покупки я ещё увидел большое дырявое корыто и попросил отдать мне его бонусом. Отдали. Я потом сделал столик, а раньше из него поросят кормили. Так часто бывает: приходишь за одним, а уходишь с другим. И про каждый наличник найдутся такие истории. Можно уже книгу выпускать в нагрузку к каждому наличнику о том, как я его добывал», – делится дизайнер.

Тот самый столик, который Виталий сделал из корыта

Как рассказывает художник, его наличники пока не стали мейнстримом. Многие до сих пор думают: «Как так, я старьё домой понесу! Лучше новое закажу». Но Виталий считает, что новодел – это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь.

Цена бесценного

На одно зеркало из наличника в среднем уходит около недели. Если создаётся стеллаж, времени требуется больше.

Технология создания такого шедевра довольно проста: его зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. В редких случаях Виталий покрывает изделие лаком. Но это, конечно, редкость, поскольку в данном случае на дереве появляется неприятная химическая плёнка. Если дерево не крашенное, его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой.

«Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет – не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её – несколько десятков слоёв», – говорит Виталий.

Срок службы обработанных наличников – более 100 лет. По словам Виталия, максимум, что может произойти с деревом – небольшое ссыхание. Но это, как правило, происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.

Поленница, изготовленная из фрагментов старого разрушенного наличника

В вопросе стоимости готового изделия всё зависит от года создания наличника и его размера. Если это старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Потому что это – уже антиквариат, ценный по факту своего существования. К примеру, у Виталия есть наличник 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них – по запросу.

Наличники делали из бюджетной древесины — сосны или берёзы. Несмотря на это, они служили своим хозяевам несколько десятков, а некоторые — и сто лет

Стоимость готовых изделий из наличников попроще — от 20 тысяч рублей. Покупают такие предметы декора две категории людей: те, кто видит в них дачную эстетику и приверженцы современных направлений в интерьерах, таких как лофт, минимализм и т.д. С каждым годом растёт число покупателей-иностранцев. Особенный интерес к таким арт-объектам сейчас проявляют жители Франции.

Наличник из России, который обрёл новую жизнь во Франции

«Я думаю, что наличники очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они, зачастую, просто теряются», – считает создатель необычных предметов.

Сохранить и приумножить

Спасать старину Виталий планирует и в дальнейшем, однако признаётся, что не прочь попробовать свои силы и в других направлениях:

«На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники – это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же – создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».

Что же касается наличников, то Виталий уверен, что эта любовь – надолго. Вместе с тем он призывает хозяев старых домов не спешить уничтожать старое, а попытаться сохранить историческое наследие.

Даже на сайдинге старый наличник может смотреться гармонично: смотря как к этому вопросу подойти и какие цвета подобрать. В любом случае, это лучше, чем, сжечь в печи или отнести на помойку.

Художник советует: если есть необходимость в установке пластиковых окон, где присутствуют наличники, постарайтесь сделать их не сплошными, а с рамами, чтобы они не выглядели как пустые глазницы.

«Всегда проще выбросить, чем подумать, как это можно обыграть. Пластик пластиком, но окно – это всё-таки внешний вид, душа дома. На Руси наличники вообще считались сердцем и глазами жилища. Существовало даже поверье, что, чем богаче наличник, тем щедрее хозяин. Я бы не стал торопиться выбрасывать. Подумайте, как можно всё это сохранить и использовать», – говорит Виталий.

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — "тверди небесных", "хлябей небесных" и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

Солнышко садится и снова восходит.

Наличник как оберег.

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.

Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-угольная или 8-угольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.

Почти сказочное окошко.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.

Старинные наличники из Нижней Синячихи

Свердловская область к сожалению представлена пока всего тремя населёнными пунктами: Екатеринбургом, Алапаевском и Нижней Синячихой. Про первые два я уже рассказывал, пришла пора и Нижней Синячихи.
Наличники здесь весьма просты: Синячиха не город, а село, поэтому ожидать здесь появления богатых купеческих домов богато украшеных искусной резьбой было бы неправильно.
Но и здесь не обошлось без приятных неожиданностей!

Согласно классификации, наличники Нижней Синячихи
по наличию ставень – 50/50
Сделаны с применением плоской, накладной резьбы из элементов выполненных пропильным способом.
В большинстве своём старые – больше ста лет;
Крашеные в основном в два цвета;
По принадлежности к стилю – не определены;
По сложности исполнения – 2. (было бы 1, но пара замечательных наличников вытягивают)

Из интересных особенностей – в Нижней Синячихе всего два сруба были покрыты досками, в основном же – потемневшие от времени бревна были некрашены и ничем не прикрыты.

О каком-то “характерном” наличнике или “характерном элементе” украшения Нижнесинячихинского наличника говорить к сожалению не стану – не нашел такового. Все наличники достаточно серьёзно отличаются друг от друга. Те несколько человек, с которыми удалось пообщаться подтвердили мысль, что как правило хозяин дома сам вырезал наличники, не обращаясь к каким-то специальным плотникам. Поэтому вероятно они такие разные и получились.

Я уже как-то писал, что окно состоящее не из трёх кусков стекла, а из пяти – как правило относится к XIX веку. Здесь это опять подтвердилось. Этому дому 150 лет. Однако в Синячихе есть деревянные дома и постарше.

Очень старый наличник. Возраст дома мне назвали приблизительно – 140 лет. Наличник – ровесник.

Характерной приметой городов с холодными зимами является наличие мааленькой, узкой форточки. Вот кстати, что неплохо бы и в пластиковых окнах иметь! Такую форточку в мороз можно оставить открытой и спать всю ночь. А окно уже не оставишь: выморозит.

Вот почти точная копия того наличника со ставнями, что уже был.
На самом деле это просто классика-переклассика. Такой формы наличники раньше чуть не в каждой деревне были. И сейчас их можно найти в музеях сохраняющих образцы деревянного зодчества – в Тальцах, в Мышкине, в Кижах.

Вот этот символ в оголовке наличника мог бы претендовать на чисто Нижнесинячихинское происхождение. Всё же он повторяется аж на каждом восьмом наличнике города.
Но может статься, что чаще он встречается в каком-нибудь окрестном селе или городе, которое пока не попало в объектив.

13.
А вот это динозавры, ага:)

Наличник похожий на ставенные наличники Саратовской области – Энгельса в большей части. Хотя конечно здесь он сильно упрощен.

А вот моя отрада – самый, наверное, запоминающийся наличник Нижней Синячихи.
Правда он совсем другой, непохожий на местные, но зато как хорош!
Кстати, вы возможно заметили, что собственно оконные рамы в Нижней Синячихе часто имеют не прямоугольную форму, а закруглены в верхней части. Это редкость, поскольку так раму делать гораздо сложнее.

21.
Один сотрудник музея в Тальцах Иркутской области мне рассказывал, что раньше наличники раскрашивали очень разнообразно. Глядя на это буйство цвета мне почему-то кажется, что это всё-таки не может быть правдой. Ну где селяне могли достать столько красок?! Да и стали бы они, явно сэкономив силы и время на вырезании красивых резных наличников, тратить их на раскрашивание их, причем ежегодное?

Здесь автор наличника решил изобразить видимо гребешки.
Ну или ископаемых одноклеточных каких-то )

31.
Увидев это окно, мне, признаюсь хотелось прыгать от радости! Потому что ничего подобного я ещё тогда не видел. Где ж его родина, откуда они, такие красивые наличники? Может быть где-то есть город, где их ещё сохранилось много!?
Кто бы знал, что меньше чем через год ответ на этот вопрос будет найден! Такие наличники будут в Тюмени и в Томске!
И окажется, что для Томска – это один из самых простых и незатейливых наличников!

Про Томск вообще хочется подольше не рассказывать и не показывать… Потому что после него много наличинков очень даже замечательных городов поблекнут 🙂

Вот и всё, Нижняя Синячиха и Свердловская область прощаются с вами 🙂
А я нет. Возвращайтесь сюда снова и снова!

Рекомендуемые для вас статьи:

  1. Деревянная изба из Нижней СинячихиЭта изба была построена в XVIII веке, 250 лет назад. Сейчас она стоит на территории музея деревянного зодчества. Свердловская область, деревня Нижняя Синячиха. Совсем другая.

Автор: ivan_hafizov

Основатель виртуального музея резных наличников Посмотреть все записи автора ivan_hafizov

Читайте также:  На каком расстоянии запрещается
Оценить статью
Добавить комментарий