Мозаика из кусочков ткани

Мозаика из кусочков ткани

Содержание

О лоскутной мозаике нам известно с детства. Эти необычные рисунки привлекают внимание, служат нарядным украшением интерьера и никогда не выходят из моды. Многие помнят уютные бабушкины одеяла, сшитые из собранных в красивый симметричный узор кусочков различных материй. В последнее время лоскутное шитьё также известно как «пэчворк», что являет собой простой перевод английского названия всё той же техники.

Готовые изделия с лоскутной мозаикой не только радуют глаз игрой пёстрого рисунка. Очень часто мастерицы соединяют в узоре кусочки тканей, оставшихся после шитья детских праздничных костюмов и другой одежды. С течением времени, дети вырастают из заботливо сшитых мамой вещей, но одеяло с кусочком материала остаётся и вызывает приятные воспоминания.

Возможно, вам запомнился фильм «Мачеха», где сыгранная Сюзан Сарандон героиня решила сделать своим детям незабываемые подарки: одеяло и накидку, выполненные в стиле пэчворк, деталями которых стали отпечатанные на материале семейные фотографии.

Любительницы лоскутной мозаики с удовольствием делятся своими работами и творческими находками на страницах книг и журналов, создают группы для общения в соцсетях. Ведь процесс лоскутного шитья очень увлекателен и учит сосредоточенности, точности и позволяет выразить творческие способности рукодельниц.

С чего же начать творческий проект?

Во-первых, необходимо выбрать подходящие ткани. Проще всего создавать лоскутные полотна из хлопчатобумажной материи. Перед началом работы, выстиранную ткань следует хорошенько отгладить утюгом.

Поскольку подготовка лоскутов займёт некоторое время, научитесь сразу сортировать кусочки для будущей мозаики по типу и плотности ткани или по цветовому сочетанию. Храните их в конфетных коробках, пластиковых размеченных мешочках на ваше усмотрение, чтобы их было легко использовать в работе.

Второе и немаловажное условие приятного и продуктивного творчества — швейная машинка. С ней вам удастся выполнить работу быстро и качественно, с нанесением замысловатой художественной стёжки.

Третье правило: организуйте место для работы. Оно должно быть достаточно просторным и хорошо освещённым. Позаботьтесь о глазах и осанке, не склоняйтесь слишком низко над шитьём. Для этого отрегулируйте высоту стола и приобретите удобный стул с эргономичным сиденьем и спинкой.

Четвёртое условиедополнительные материалы. Запаситесь миллиметровой бумагой, картоном, калькой для аппликаций, циркулем и линейкой. Для перенесения рисунка на ткань можно использовать мягкие цветные карандаши, кусочки сухого мыла и портновский мел.

Первый проект.

В качестве самого первого проекта, можно выбрать небольшую прихватку для горячего, либо нарядные подушки для кухонных стульев.

Однако для того, чтобы по-настоящему овладеть искусством лоскутной мозаики, сделайте большую и красивую вещь из ярких кусочков ткани, например, квадратов. Это не займёт намного больше времени, чем изготовление маленькой прихватки со сложным узором, и подарит гораздо более ощутимое творческое удовлетворение!

Стёжка в лоскутной мозаике

Показанная на рисунке выше стёжка прямая и обычная, которая соответствует выбранному дизайну из квадратов. Но довольно часто рукодельницы используют фигурную стёжку, выполненную в виде больших цветов. Она особенно хорошо смотрится на узорах из мелких лоскутов ткани, соединённых в сложном изящном рисунке. При помощи стёжки соединяются несколько слоёв изделия. Кроме того, готовая вещь обретает желаемую фактуру, рельефность. Стёжка применяется стандартная, швом «вперёд иголку».

Выполнение стежка вручную требует колоссального терпения и аккуратной работы с иглой и напёрстком. Красивой стёжкой можно заполнить пустые места в орнаменте и выстрочить кайму. Кроме того, стёжкой вышивают монограммы и добрые пожелания.

Художественная стёжка. Видео:

Композиция

Внимательно отнеситесь к построению композиции с самого начала работы. Для этого:

  • Определите размеры и геометрические формы работы.
  • Выберите центр композиции. Отметьте расположение ярких фигур рисунка, оставив фоновое пространство, или так называемый «воздух» между геометрическими формами и окантовкой.
  • Для придания рисунку лёгкости, располагайте тёмные большие фигуры по низу композиции, а светлые и мелкие помещайте сверху.
  • Выверяйте равновесие рисунка снизу вверх и по боковым сторонам, заботясь о том, чтобы композиционный центр не смещался.
  • Разложите композицию на полу, чтобы с расстояния рассмотреть её и выровнять стороны, центр и соблюсти цветовые доминанты.

Лоскутная мозаика. Техника «Колодец»

Освоить эту технику несложно.

  • В качестве начального элемента композиции берётся квадрат. Именно он становится центром композиции, который обшивается дополнительными лоскутами.
  • Каждая новая полоска, или так называемое «бревно», притачивается к предыдущему элементу, образуя ярусы колодца.
  • Элементы рисунка наращиваются по часовой стрелке.
  • Декоративная особенность рисунка — в цветовой растяжке, переходе от светлых ярусов к тёмным, и наоборот.
  • Очень часто мастерицы разбивают цвета по диагонали, визуально оттеняя углы квадратов.

Техника колодец. Видео

Ирина Скок
«Лоскутная мозаика»

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу рассказать вам об увлекательном занятии — аппликация из ткани. О тех поделках, которые самостоятельно может сделать ребенок и которые не только необычны, но и интересны в своем изготовлении.

А все началось с того, что, однажды, посетив открытое мероприятие, я настолько заинтересовалась этим нетрадиционным видом деятельности, что решила организовать кружковую работу, под названием «Волшебный лоскуток».

На первом занятии познакомила детей с традициями русского народа (создание изделий из лоскуточков). Познакомила детей с новым видом аппликации из ткани (лоскутная мозаика). Целью занятий было — заинтересовать детей этим видом деятельности и вызвать у них желание самим делать поделки.

И вот работа началась. Родители помогли нам собрать необходимый материал: всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры и расцветок. Образцы аппликации и поделок брала из книг, журналов. Мы начали с простого-лоскутного одеяла. Сначала сделали эскиз будущей вещи,

затем вырезали заготовки из материала и приступили к изготовлению одеяла.

На следующих занятиях по тому же принципу изготовили: коврик, фартук и др. вещи.

Дети увлеченно работали с кусочками ткани, знакомились с ее фактурой, создавая ритмичные узоры, тренировали мелкую моторику рук. К Новому году сделали несколько поделок: хлопушку, елочку.

Забавными и разными получились у ребят клоуны.

Ребята, не только индивидуально делали работы, но и коллективно. Так появилась картина по сказке Сутеева «Кто сказал, мяу?». Картину делали поэтапно: на первом занятии дети изготовили рамку, а уже на втором — сам сюжет. Радость, изумление, восторг я увидела в глазах детей, когда работа была завершена.

В процессе создания коллективных работ дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других. Коллективно была выполнена работа «Ваза с цветам». Букет получился очень нежным и необычным.

Предлагаю вашему вниманию еще некоторые работы детей.

Надеюсь, что они вам понравятся.

"Закладка для книги"

"Ежик" по сказке "Пых"

Серебристый ландыш В детском саду веду кружковую работу в течение многих лет. На "Уроках творчества" мы с ребятам мастерим поделки из самых разных материалов:.

Золотая рыбка Столько замечательных идей я нахожу на страничках сайта, что не хватает времени все их воплотить. Сегодня я хочу показать вам работу в.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема урока : ЛОСКУТНАЯ МОЗАЙКА

обучающие : изучение различных видов лоскутного шитья; научить рационально использовать отходы ткани, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуру, качеству, изготавливать шаблоны; обучить рациональной организации рабочего места;

— развивающие: развитие сенсорных навыков(умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, фактуре), моторных навыков, воображения;

— воспитательные: формирование нравственных качеств личности; воспитание патриотизма, эстетических взглядов.

Оборудование: образцы изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, иллюстрации из журналов.

Инструменты и материалы: картон, ножницы, цветная бумага, клей.

Тип урока : изучение нового материала.

I . Организационный момент- 2 мин.

II . Актуализация опорных знаний и умений обучающихся- 5 мин.

III . Мотивация учебной деятельности — 3-4 мин.

IV .Изучение нового материала 15мин.

V Практическая работа. — 10- 12 мин.

VI .Подведение итогов занятия. — 5 мин.

VII .Домашнее задание. – 2мин.

I .Организационный момент.

1. Подготовка рабочих мест.

2. Получение сведений об отсутствующих.

3. Сообщение темы и целей урока.

II . Проверка дом.задания.

Вам было задано сообщение о истории лоскутной мозаики. (3 человека )

III . Сообщение темы урока. Тема нашего урока «Лоскутная мозаика» .Вы познакомились с новым видом рукоделия – лоскутным шитьём; научитесь приёмам выполнения лоскутного шитья, подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите из бумаге аппликацию в технике лоскутная мозаика.

IV . Изучение нового материала.

Учитель ИЗО: Представьте себе, как долгими зимними вечерами в уютном деревенском домике (Слайд 3 ), под неторопливые разговоры женщин, собравшихся вместе после тяжелых хлопот дня, рождались прекрасные творения их рук, служившие годами и передававшиеся из поколения в поколение .

Учитель технологии: (Слайд 4)

Все в доме спят, а я поворожу,

Пасьянс лоскутный тихо разложу,

Что есть в душе — о том и расскажу,

Про жизнь свою иголкой напишу.

Раскрою веер, сказочный ковер

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака.

Учитель ИЗО: Сегодня наш урок посвящен одному из старинных видов рукоделия — лоскутному шитью, или лоскутной мозаике, где вы познакомитесь с историей лоскутного шитья и научитесь составлять узоры из подручного материала: бумаги и лоскутков. Это очень древний вид творчества. Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (Слайд 5). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называли также «лоскутная мозаика»

Учитель технологии: Принято считать, что лоскутное шитье первоначально возникло в Англии, где в середине XVIII бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны (Слайд 6).

В России шить из лоскутков стали во второй половине ХIХ в., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.

Лоскутное шитьё не прекращалось никогда, а в последнее десятилетие ХХ в это традиционное женское рукоделие стало возрождаться во всем мире, но уже под названием «пэчворк» (Слайд 7).

Учитель ИЗО : Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. (Слайд 8- 11). Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике.

Создавать из лоскутков что-то новое и необычное — занятие увлекательное и, в отличие от других видов декоративно- прикладного искусства, таких как: вышивание, вязание, плетение и др, не требует особых навыков. Надо немного уметь шить и быть в работе очень аккуратным. Это рукоделие развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом (СЛАЙД 12-13).

Учитель ИЗО: Геометрические узоры в лоскутной мозаике носят красивые названия: мельница, колодец, вертушка, елочка, пила, звезда, окно и другие ( Слайд 14,15). Элементами этой мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и так далее. Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют шаблоны.

Учитель ИЗО: (Слайд 16-17). Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые элементы рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета.

Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «теплый» и «холодный». К первым относят красный, оранжевый и желтый, ко вторым: голубой, синий, фиолетовый. Теплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими), а холодные — дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отступающими). Это явление можно использовать в своем узоре.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕРЕВО И ЛИСТОЧКИ

Соблюдайте правила по технике безопасности :

Техника безопасности на уроках технологии

1. Работу начинай только с разрешения учителя

2. Не отвлекайся во время работы.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями

5. Не работай неисправными инструментами.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Правила работы с клеем

1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать.

4. Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки.

5.Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.

6. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

7.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила работы с линейкой и карандашом

1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.

2. Работай только хорошо отточенным карандашом.

3. Линию проводи слева направо.

4. При черчении карандашом, держи его наклонно.

5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.

Практическая работа . Создание эскиза коврика (цветная бумага, клей, белая бумага для основы).

Работа в группах (народные песни)

Сегодня будем работать на уроке с бумагой для своей работы вам надо выбрать один из элементов узора: колодец, пила, елочка. мельница ( лежат на столах в конвертах). Работу можно сделать в теплых, холодных или контрастных тонах. Используя цветовой круг, подберите необходимые цвета. Применяя трафареты, вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры составляющие узор.

Из вырезанных геометрических фигур соберите эскиз коврика и, наклеив его на основу, закончите работу.

Четкость и аккуратность главное условие в работе.

Выполнение практической работы. Подведение итогов.

Защита практической работы

( 3-4 МИНУТЫ ВИДЕО)

1.Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

2.Ребята, так что же такое лоскутная мозаика?

3.Какие техники лоскутного шитья вы знаете?

4.Что такое пэчворк?

5. Какие ткани используют для лоскутного шитья?

6.Какие цвета являются основными?

Закрепление изученного материала

Лоскутная техника — самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, не требует больших материальных затрат, предполагая использование «бабушкиных сундуков» и остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Вещи, выполненные в технике «пэчворк», разнообразны, оригинальны, неповторимы. Их можно использовать и для украшения интерьера и как аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности. Испытав радость творчества от выполненной работы, мы оставляем в наших вещах тепло своих рук и частичку души. Готовые работы вы можете увидеть на стенде.

Домашнее задание : подготовить ткани.

Читайте также:  Надо ли закрывать тую на зиму
Оценить статью
Добавить комментарий