Мощный телескоп своими руками

Содержание

Зима, это хороший период для наблюдения за небом. Зимой можно увидеть много звезд и планет, а также млечный путь. Млечный путь очень красив (виден только на чистом небе). Он виден невооруженным глазом. В ясном небе, если не принимать во внимание искусственные спутники, видимые в небе, можно увидеть МКС (международную космическую станцию) невооруженным глазом. Она выглядит, как движущийся источник света высокой интенсивности, похожий на Венеру. Автор данной самоделки всё это наблюдал сам воочию и после этого решил приобрести телескоп, но обнаружил, что это очень дорогое удовольствие. Поэтому он решил сделать простой домашний телескоп. Для его изготовления потребуются ПВХ трубы и линзы.

Телескоп используется, чтобы увидеть дальний объект, который не виден невооруженным глазом. Телескоп масштабирует определенную область. Область обзора уменьшается и фокусируется на небольшой части, что приводит к более детальному просмотру.

Основными компонентами являются большой объектив и маленький окуляр. Объектив имеет большой диаметр, что увеличивает способность собирать свет. Больше света, означает более четкое изображение, а также имеется большое фокусное расстояние, обеспечивающее эффект увеличения. Окуляр имеет меньший диаметр и меньшее фокусное расстояние (для обеспечения высокого увеличения). Линзы выпуклые.
Объектив конвертирует параллельный луч света из бесконечности (в дальнем расстоянии) в одну точку. Окуляр расходится с конвергентным светом, потому что нашему глазу нужны параллельные лучи (у нашего глаза выпуклая линза). Используя это расположение, мы получаем перевернутое изображение. Для просмотра неба инверсия не является проблемой. Эффект масштабирования (увеличение) определяется по заданному уравнению:

увеличение = фокусное расстояние (объектив) / фокусное расстояние (окуляр)

Телескоп работает на основе преломления лучей света. У него есть проблемы хроматического истирания, вызванные тем, что разные цвета фокусируются в разных точках, поэтому яркие объекты кажутся радужным цветом. Эта проблема уменьшена в отражающем телескопе. В нем используются зеркала, поэтому преломление не действует. Но отражающий телескоп сложно построить, поэтому будем создавать преломляющий телескоп.

Читайте также:  Мужской стиль в интерьере квартиры

Этот телескоп не имеет большего увеличения. Он сделан скорее для учебной цели, поэтому у него есть недостатки.

Шаг 2: Необходимые материалы и инструменты

Выпуклая линза 8,5 см диаметром

Объектив с фокусным расстоянием 27 см

Окуляр от старого бинокля, диаметром 3,5 см, длиной 5 см, фокусным расстоянием 2 см

Труба ПВХ диаметром 100 мм и длиной 25 см

Труба ПВХ диаметром 50 мм и длиной 8 см

ПВХ редуктор (переходник) от 100 мм до 50 мм — 1 шт.

ПВХ заглушка, диаметром 50 мм — 1 шт.

Винты (сколько потребуется)

Основные инструменты и материалы приведены на рисунке.

Шаг 3: Подготовка материалов

Для сборки самоделки сначала нужно подготовить все необходимые материалы:

1. Отрезать часть от ПВХ трубы, диаметром 100 мм и длиной 17,5 см, используя лезвие ножовки.
2. Отрезать часть от ПВХ трубы, диаметром 100 мм и длиной 2 см, используя лезвие ножовки.
3. Отрезать 3 части длиной 2 см.
4. Очистить и обработать края, используя маленький нож.

1. Взять 8 см ПВХ трубы.
2. Очистить и обработать края, используя маленький нож.
3. Взять 5-ти см торцевую крышку и просверлить отверстие в ее центре, используя сверлильный станок или альтернативный метод.
4. Размер отверстия составляет 2,8 см (использован диаметр окуляра бинокля).

Для сверления отверстий у автора нет подходящего сверла. Поэтому он сначала сверлит отверстие маленьким сверлом, а затем увеличивает его, используя старые кусачки и сверлильный станок. Все это показано на рисунках.

Шаг 4: Фиксация объектива

Сначала необходимо зафиксировать объектив в ПВХ трубе. Объектив имеет меньший диаметр, чем труба из ПВХ. Поэтому, чтобы уменьшить диаметр необходимо поместить обрезок ПВХ длиной 2 см в трубу. Объектив помещают на 2 см внутрь трубы, чтобы уменьшить блики от боковых огней, попадающих в телескоп.

1. Сначала нарезают ПВХ небольшой ширины и удаляют часть, чтобы закрепить этот кусочек внутри трубы ПВХ (2 см внутри от края).

2. Затем другой кусочек ПВХ нарезают и удаляют некоторую часть, чтобы поместиться в первый помещенный кусочек.

3. Убедитесь, что деталь находится на расстоянии 2 см от всех положений, а затем закрепите ее винтами (винты не проникают внутрь трубы из ПВХ).

4. Затем поместите объектив и закрепите его, используя другие маленькие кусочки ПВХ и винты. Это показано, на фото.
5. Затем закрепите к нему редуктор. Используйте винты, чтобы закрепить конструкцию в случае ослабления. Убедитесь, что винты не проникают в ПВХ.

6. Руководствуйтесь фотографиями, если не очень понятно. Изображения сделаны пошагово.

Шаг 5: Фиксация окуляра

Автор использует окуляр от старого бинокля. В противном случае потребуется выпуклая линза, диаметром 3-4 см и фокусным расстоянием около 4 см.

1. Прикрепите окуляр к отверстию в торцевой крышке с помощью винтов и металлических полос.

2. Убедитесь, что винты не проникают внутрь окуляра.

3. Все действия показаны на фото.

4. Подсоедините ПВХ переходник (редуктор), диаметром 100/50 см к торцевой крышке и закрепите ее винтом.

Шаг 6: Сборка телескопа

Убедитесь, что 100 см труба свободно перемещается внутри редуктора.
При необходимости зашлифуйте поверхность ПВХ трубы.
Движение ПВХ трубы в редукторе используется для точной фокусировки телескопа.

Для настройки фокуса посмотрите на дальний объект через телескоп и найдите четкое изображение. Точка четкого изображения — это точка фокусировки. Закрепите это положение с помощью винта, чтобы зафиксировать телескоп в его точке фокусировки.

Шаг 7: Советы по выбору линз

Это авторская схема телескопа. Он использует линзы, которые можно приобрести у него в городе. Не везде могут продаваться подобные линзы, поэтому он дает советы по выбору необходимых линз. Убедитесь, что линзы удовлетворяют заданным параметрам схемы сборки.

Подбор объективов (выпуклые линзы)

Используйте большой диаметр от 8 до 16 см. Больший диаметр обеспечивает высокую светосъемную способность, что повышает четкость изображения.

Используйте объективы с большим фокусным расстоянием от 30 до 100 см. Высокое фокусное расстояние означает большое увеличение, что означает высокое масштабирование.

Подбор окуляра (выпуклые линзы)

Используйте маленький диаметр от 2 до 4 см.

Используйте небольшое фокусное расстояние от 2 до 10 см. Данные линзы обеспечивают высокое увеличение.

Выбор длины ПВХ труб

Длина ПВХ объектива составляет около 70% от общего фокусного расстояния.

Длина окуляра ПВХ составляет около 40% от общего фокусного расстояния.

Отрегулируйте длину самостоятельно, чтобы обеспечить четкое изображение. Это грубый расчет.

Шаг 8: Заключение

Для хорошего и четкого наблюдения, необходимо дождаться ясного ночного неба.

В ясную погоду можно увидеть много звезд, которые не видны невооруженным глазом. Это очень интересно.

Лупа, линза от очков, коробки из-под чипсов, бумага, клей и много скотча — короче, делаем телескоп.

Эта статья была опубликована в журнале OYLA №6(34). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.

Многие думают, что телескоп просто большая лупа, которая всё увеличивает, но на самом деле телескоп устроен как глазное яблоко. Его первоочередная задача — собрать и сфокусировать свет.

Как известно, свет не только падает на объекты, но и отражается от них. Мы способны видеть предметы, потому что наши глаза улавливают отражённый от них свет. Кстати, именно поэтому мы не видим в полной темноте. Так же работает линза объектива, но она мощнее, а потому может собрать гораздо больше света с удалённых объектов. А вот окуляр уже предназначен для увеличения полученной картинки.

Сделать телескоп Галилея совсем не сложно — и даже проще, чем это было ему самому, ведь у физика XVII века не было скотча, клея ПВА и прочих благ современности! Начнём с самого хлопотного: найдём линзы.

Если вы не знаете, сколько диоптрий в линзе, то можете измерить их сами. Понадобятся линейка и источник света (например, фонарик или настольная лампа). Положите линейку так, чтобы её край касался стены,— она будет служить экраном. Направьте свет прямо на линзу. Видите, как она преломляет луч? Двигайте линзу параллельно линейке до тех пор, пока свет на экране не сойдётся в точку. Расстояние от стены, на котором окажется линза, называется фокусным. Количество диоптрий рассчитывается по следующей формуле:

Например, если между линзой и экраном получилось 50 см, то есть 1:2 м, значит, оптическая сила равна 1:(1:2) — 2 диоптрии.

1. В качестве объектива возьмём обычную лупу в +2 диоптрии диаметром 100 мм — такую можно найти в канцелярском магазине или даже в ящике вашего стола. Для окуляра надо будет обзавестись отрицательной линзой в –20 диоптрий диаметром 25–50 мм — продаётся в любой оптике. В качестве оптической трубы — это основа нашего телескопа, на которую крепятся линзы,— подойдут круглые коробки из-под чипсов, пластиковые трубы или просто скрученные в цилиндр плотные листы бумаги.

Подбираем увеличение

Обязательно ли брать именно такие линзы? Вовсе нет! Мы подобрали параметры, которые не требуют особо длинной оптической трубы, но дают существенное увеличение. Если вы хотите его изменить, подберите линзы по формуле:

Наш телескоп имеет следующие параметры: F = 0,5 м, f = 0,05 м, следовательно, его увеличение составляет 0,5 / 0,05 = 10 крат.

Диаметр отверстия сделаем на пару миллиметров больше, чем диаметр линзы объектива, чтобы удобнее было её вставлять. Длина трубы должна быть равна фокусному расстоянию объектива — скрепите несколько цилиндров скотчем, если понадобится. В нашем случае это 50 см.

2. Сворачиваем бумагу в цилиндр. С помощью клея закрепляем линзу объектива на конце оптической трубы выпуклой стороной внутрь.

Совет: Чем темнее изнутри оптическая труба, тем выше контрастность изображения. Покрасьте её чёрной краской или используйте тёмную бумагу.

3. Делаем держатель для маленькой линзы — окуляра. Это может быть пластиковая крышка или картонный круг с отверстием нужного размера.

4. Приклейте держатель с линзой к другому краю оптической трубы. Телескоп готов! Украсьте по своему вкусу.

Иоганн Липерсгей

А вы знали, что телескоп придумал не Галилей? Он «всего лишь» первым решил направить его на небо. По сути, телескоп — это обычная подзорная труба, как те, что использовали моряки и путешественники. Его изобретение обычно приписывают голландцу Иоганну Липерсгею, который в 1608 году подал заявку на соответствующий патент. Галилей собрал для себя копию этого прибора годом позднее.

Устройство первого телескопа было совсем простым: две линзы, закреплённые в полой трубке. Объективом называется большая линза, направленная в сторону объекта, который вы хотите рассмотреть (потому он и объектив). А линза, в которую вы непосредственно смотрите, называется окуляром.

В XVII веке бал правили линзовые телескопы (они же рефракторы, так как работают за счёт рефракции — преломления), но в XVIII веке им на смену пришло изобретение другого великого физика — Исаака Ньютона. Он заменил линзу объектива на вогнутое зеркало, чтобы избежать погрешности изображения. Такие телескопы получили название рефлекторы — отражатели.

Времена, когда открытие в науке мог сделать любой желающий, почти полностью остались в прошлом. Всё, что может открыть любитель в химии, физике, биологии — давно уже известно, переписано и посчитано. Астрономия — исключение из этого правила. Ведь это наука о космосе, пространстве неописуемо огромном, в котором невозможно изучить всё, и даже недалеко от Земли ещё существуют неоткрытые объекты. Однако, для того чтобы заниматься астрономией, необходим телескоп — дорогой оптический прибор. Самодельный телескоп своими руками — простая или сложная задача?

Может быть, поможет бинокль?

Начинающему астроному, который только-только начинает присматриваться к звёздному небу, рановато делать телескоп своими руками. Схема для него может показаться слишком сложной. На первых порах можно обойтись и обыкновенным биноклем.

Это не такой уж и несерьёзный прибор, как может показаться, и есть астрономы, которые продолжают пользоваться биноклями, даже став знаменитыми: так, японский астроном Хиякутаке, первооткрыватель кометы, названной его именем, прославился именно своим пристрастием к мощным биноклям.

Для первых шагов начинающего астронома — для того, чтобы понять «моё это, или не моё» — подойдет любой мощный морской бинокль. Чем больше диаметр объективов, тем лучше. В бинокль можно наблюдать Луну (в достаточно внушительных подробностях), разглядеть диски ближних планет, таких, как Венера, Марс или Юпитер, рассмотреть кометы и двойные звёзды.

Нет, всё-таки телескоп!

Если Вы загорелись астрономией всерьёз и всё-таки хотите сделать телескоп своими руками, схема, которую вы выберете, может принадлежать к одной из двух основных категорий: рефракторы (в них используются только линзы) и рефлекторы (используются линзы и зеркала).

Для начинающих рекомендуются рефракторы: это менее мощные, но более простые в изготовлении телескопы. Потом, когда Вы наберетесь опыта в изготовлении рефракторов, сможете попробовать собрать рефлектор — мощный телескоп своими руками.

Чем отличается мощный телескоп?

Что за глупый вопрос — спросите вы. Конечно — увеличением! И будете неправы. Дело в том, что не все небесные тела в принципе возможно увеличить. Например, звёзды вы не увеличите никак: они расположены на расстоянии многих парсек, и с такого расстояния превращаются практически в точки. Никакого приближения не хватит, чтобы разглядеть диск далёкой звезды. «Увеличить» можно только объекты Солнечной системы.

А звёзды, телескоп, прежде всего, делает ярче. И за это его свойство отвечает его первая по важности характеристика — диаметр объектива. Во сколько раз объектив шире, чем зрачок человеческого глаза — во столько раз ярче становятся все светила. Если Вы хотите сделать мощный телескоп своими руками — Вам придется подыскивать, прежде всего, очень большую в диаметре линзу под объектив.

Простейшая схема телескопа-рефрактора

В наиболее простом своём виде телескоп-рефрактор состоит из двух выпуклых (увеличивающих) линз. Первая — большая, направленная на небо — называется объективом, а вторая — маленькая, в которую смотрит астроном, называется окуляром. Самодельный телескоп своими руками следует делать именно по этой схеме, если для Вас это первый опыт.

Объектив телескопа должен иметь оптическую силу в одну диоптрию и как можно больший диаметр. Найти подобную линзу можно, например, в мастерской по изготовлению очков, где из них вырезают стёклышки для очков различной формы. Лучше, если линза будет двояковыпуклой. Если не найдётся двояковыпуклой — можно использовать пару плосковыпуклых линз по полдиоптрии, расположенных одна за другой, выпуклостями в разные стороны, на расстоянии 3 сантиметра друг от друга.

В качестве же окуляра лучше всего сойдёт любая сильная увеличительная линза, в идеале — лупа в окуляре на ручке, какие выпускались раньше. Сойдёт и окуляр от любого оптического прибора заводского изготовления (бинокля, геодезического прибора).

Чтобы узнать, какое увеличение будет давать телескоп, замерьте фокусное расстояние окуляра в сантиметрах. Затем поделите 100 см (фокусное расстояние линзы в 1 диоптрию, то есть объектива) на эту цифру, и получите искомое увеличение.

Закрепите линзы в любой прочной трубе (сойдёт картонная, промазанная клеем и покрашенная изнутри самой чёрной краской, что сможете найти). Окуляр должен иметь возможность скользить вперёд-назад в пределах нескольких сантиметров; это нужно для наведения резкости.

Закрепить телескоп следует в деревянном штативе так называемой монтировки Добсона. Чертёж её легко можно найти в любом поисковике. Это самая простая в изготовлении и в то же время надёжная монтировка для телескопа, почти все телескопы-самоделки используют именно её.

Оценить статью