всем привет! давным давно мечтал сделать копию любимого бомбардировщика СУ 24, и вот совсем недавно начитавшись умных статей о том как из потолочки и полипропилена делаются подобного рода модели, решил посетить магазин стройматериалов, где было куплено все для воплощения давней мечты в реальность))) был куплен пеноплекс(пенопласт для утепления) 20мм толщиной, клей титан для потолочной плитки и пенопластовая подстилка под ламинат толщиной 2.5 мм, почему выбрал ее? потому что размер ее 100см на 50см и это очень хорошо помогло при конструировании плоскостей крыла. масштаб модели 1:13 т.е. длина 1 метр с небольшим и размах тоже около метра, на данный момент сделан фюзеляж, киль, стабилизаторы и сами крылья, кабина, гаргрот и остальные мелочи будут изготавливаться по месту. вес модели по факту на данный момент 450 грамм, со всеми доделками будет еще где-то 150-180, но это без учета сервомашинок, акб, двигателя и всей остальной электроники, все вместе планируется по весу около 1 кг, может чуть больше! делалось все без особых чертежей, был взят чертеж в масштабе 1:72 и увеличен до нужных размеров с соблюдением пропорций. так что все что сделано, было сделано за 3 вечера, по времени около 3 часов в день+ еще пара часов на подрезку и шлифовку пеноплекса, фото процесса не делал т.к. постоянно были купи в клею или заняты)))) за неточности в сходстве не ругайте т.к. первая модель такого плана и целью было достичь внешнего сходства и пропорций, о изменяемой геометрии крыла тоже речь не идет. т.к. надо попробовать хотя бы так этот чемодан поднять в воздух))) а там уже усовершенствовать конструкцию можно до бесконечности)))
а теперь вопрос к знатокам! планируется сделать данную модель на основе импелерного двигателя, который будет спрятан внутри корпуса фюзеляжа и соединен трубой с соплом самолета для обеспечения нужной тяги, все это понятно и механика работы и центровка модели и так далее, но вопрос в том где его купить и какой именно? т.к. вес может достигать 1 кг и более… возможно протребуются 2 импелера… у меня в деревне нет магазинов где меня могли бы проконсультировать(((друзья! выручайте))))
еще менее срочный но не менее важный вопрос: какие сервоммашинки купить и как сделать так чтобы стабилизвторы работали и на крен и на высоту как у настоящего су 24, будет ли сложность в подключении и работоспособности самой системы?
Этот самолет я начинал делать еще прошлой зимой, т.е. почти полтора года назад. На тот момент он был моей второй моделью (после цессны), но постройка и отделка затянулись более чем на пол года, а первый полет удалось совершить только через год (уже этой зимой), за этот период я параллельно построил и облетал еще несколько моделей, а Ла-5 все ждал вдохновения для окраски и прочего.
В качестве чертежей для расчета всех размеров и формы деталей использовал вид в трех проекциях с википедии:
Вообще это схема от Ла-7 (изначально я именно его и задумывал), но из внешних различий у этих двух самолетов — только перенесенный назад радиатор на брюхе, который у меня отсутствует. Я даже и сейчас периодически называю свою модель то Ла-5, то Ла-7.
Также мне была неясна точная форма поперечных сечений в разных частях самолета, чтобы сделать правильные шпангоуты. Этот вопрос я решил с помощью найденных чертежей Ла-7 для постройки большой бальзовой модели (на сайте rc-aviation).
Электроника, ТТХ и видео — в конце статьи. Все картинки кликабельны и доступны в большем размере, если нужно.
Начал я с фюзеляжа.
Эти штырьки для лучшей фиксации моторамы (без них было бы не менее прочно, но мне всегда хочется перестраховаться).
Сама моторама из двух склеенных кусочков линейки, т.к. куска фанеры у меня не было. По этой же причине моторама состоит из двух слоев — линейки клеятся на квадратный кусок пластика, чтобы винты вкручивались в мотораму надежнее.
Почему такая странная форма деревянной части моторамы — будет видно дальше.
Фюзеляж пока откладываем, займемся хвостовым оперением. Оно делается из двойной потолочки. Кромки я сошкуривал до склеивания половинок между собой, просто зафиксировав скотчем:
Руль высоты я делал с осевой аэродинамической компенсацией, как на оригинале, но не совсем пропорционально. Для этого части стабилизатора, где будут петли, должны несколько выступать назад, вдаваясь вглубь РВ.
Навеска рулей — на двустороннем скотче (я всегда клею два слоя подряд, т.к. одим мне кажется совсем тонким). Не забываем и про синхронизатор между половинками РВ, его я сделал из канцелярской скрепки. Чтобы его не вырывало из потолочки, края его лучше также прихватить площадками из двухстороннего скотча.
По размаху стабилизатор усиливаем вклеиванием бамбучины и затем приклеиваем вторую половинку.
Получаем такой РВ с компенсаторами:
Далее черед вертикального оперения. Его также усиливаем зубочисткой и куском бамбучины.
Далее все заклеиваем, принцип тот же.
Теперь переходим к сборке крыла. Лонжерон у меня потолочно-линейчатый. Делаем V-крыла, как на оригинале. Деревянная часть склеивается из трех кусков линейки.
Второй лонжерон потоньше и короткий, нужен, в основном, для поддержания V-крыла и увеличения прочности при склеивании двух половинок обшивки.
Вырезаем две половинки крыла и приклеиваем по одной полоске потолочки по передним и задним кромкам.
Прикливаем лонжероны по размеченным линиям сначала к одной половинке, потом к другой, одновременно промазывая стыки обшивки в месте их соединения. Получаем такую заготовку крыла:
Ну, и приклеиваем обшивку, притягивая по очереди половинки крыла скотчем к ровной поверхности и придавливая все это в нужных местах книгами. Особенно важно придавить заднюю кромку, чтобы между верхней и нижней обшивкой сзади не было щелей (на фото книг уже нет).
Снова возвращаемся к фюзеляжу. По бокам от моторамы прорезаем отверстия для обдувки аккумулятора и регулятора, которые располагаются в отсеке позади моторамы.
Крыло спереди будет вставляться штырем в прорезь, а сзади — притягиваться винтом. Поэтому место под штырь в нижней части фюзеляжа укрепляем:
Решил также сделать отверстия для выхода входящего спереди воздуха наружу (в оригинале это — створки выхлопа от двигателя):
Делаем штырь на крыле с соответствующим укреплением:
В задней части крыла укрепляем место ввинчивания винта. Для этого я вклеивал пластинку из пластика, дополнительно усиливая деталями из бальзы и промазывал это хозяйство поксиполом:
Отверстие под штырь в передней нижней части фюзеляжа:
В фюзеляж вклеиваем две гайки под винт. Для этого я приклеил изнутри пластинку из 2,5-мм бальзы, а чтобы она не прогибалась при затягивании, поперек фюзеляжа приклеил на бальзу еще 8-мм бальзовый уголок. Внутреннюю гайку клеил на поксипол.
Наружную гайку клеил термопистолетом и фиксировал по бокам и сверху бальзой:
В передней части фюзеляжа я добавил полушпангоуты, для более прочной фиксации обшивки:
Также я добавил бальзовые стрингеры в нескольких местах, идущие, однако, не по всей длине фюзеляжа, здесь это видно:
Хвостовое оперение встало на свое место:
Убеждаемся, что все ровно:
Элероны я решил сделать небольшими, но все же большего размера, чем на оригинале. Крепление в крыло — на "классических" петлях из нитки (пластиковыми я тогда еще не пользовался):
Сервомашинки в крыло я ставлю боком, чтобы из крыла торчали только качалки. В этом случае придумал такие крепления (впоследствии для других самолетов придумал гораздо более простую схему):
Сервы внутри фюзеляжа я обычно креплю вот в таких домиках:
Удобство всех этих конструкций в том, что сервы можно всегда открутить.
Прорезаем верхнюю часть фюзеляжа в районе будущей кабины. Здесь будет доступ к сервомашинками хвостового оперения:
Начинаем клеить обшивку. У меня это был первый опыт в изготовлении объемного фюзеляжа из потолочки, в некоторых местах пришлось "попотеть", но в целом сильных затруднений это не вызвало. Прежде чем гнуть любую часть обшивки, с внешней стороны ее нужно обклеивать скотчем, чтобы не лопнула. А в местах изгиба изнутри нужно аккуратно продавливать многочисленные линии, я это делал ребром минусовой отвертки.
Перед полной зашивкой задней части фюзеляжа устанавливаем тяги к хвостовым рулям. Я делал их из 1-мм проволоки ОВС, в местах пересечения обшивки и шпангоутов проволока проходит в боуденах из коротких кусочков от ватных палочек.
Особо трудные и большие куски обшивки я при сгибании прогревал феном, чтобы лучше зафиксировать их форму, так приклеивать их значительно проще:
Приклеиваем обшивку в передней части и получаем такой вот бочонок:
Ошкуриваем всю тушку, вот так она выглядит в предварительной сборке (еще без зализов крыла):
Снизу отверстие для доступа к аккумулятору, регулю и приемнику. Специальных люков я делать не стал, единственное небольшое неудобство — для замены аккума надо снимать крыло, но это сделать очень быстро.
Да, еще одна важная часть — капот. Пеноплекса в то время у меня еще не было и в помине. А пенопласт, который был, показался слишком мягким и нежным. Поэтому капот я решил делать, склиевая между собой "блины" из потолочки. Все это хозяйство ошкурил на дрели, в итоге получилось неплохо:
Внутри прорезал отверстие и тоже его ошкурил. Крепится капот на магнитах, которые вклеиваются в бальзовое кольцо, а положение фиксируется четырьмя штырями из бамбучин. На фюзеляже делается ответное кольцо с металлическими пластинками (из кофейной банки) и ответными отверстиями под штыри:
Так капот предварительно смотрится на фюзеляже, который уже частично оклеен тонкой бумагой на ПВА (на тот момент нашлась только оранжевая =) ):
После оклейки и по возможности выравнивания всех неровностей слоями бумаги и ПВА (разведенного водой), фюзеляж как следует ошкуривается, и дальше в дело вступают краски:
В качестве цветовой схемы использовал фото музейного образца Ла-7, на котором летал Иван Никитович Кожедуб, легендарный советский летчик-асс, летавший на нем во время Великой Отечественной войны.
Правда, звезд и орденов на самолете я так и не нарисовал, к сожалению.
В отличие от этой окраски я однотонный темный цвет заменил на серо-зеленые пятна в стиле "хаки":
Пришлось поработать над цветами, смешивая разные краски, и подобрать нужные мне зеленый, серый и голубой цвета.
На этих фото покрытие еще матовое. Но после полной окраски я покрыл весь его двумя слоями акрилового глянцевого лака, выглядеть стал ничуть не хуже, тут он уже с коком и куском "кресла" в кабине пилота:
Как не сложно заметить, у самолета все еще отсутствует фонарь кабины, болванку я под него сделал давно, но собраться с мыслями, чтобы изготовить фонарь и его крепление к фюзеляжу, никак не могу. Так и летал без фонаря.
Спасибо за Ваше терпение, если Вы домотали все фотографии до конца. Здесь я выкладываю видео первого полета.
Конечно, для второй модели это не самый удачный выбор. Хотя поскольку у меня полет состоялся больше чем через год от начала постройки, я успел до этого полетать еще на трех моделях, самой нетривиальной и капризной из которых оказалось летающее крыло. Так что некоторый опыт в пилотировании не-тренеров у меня уже был. Самолет получился очень резвым и быстрым, временами мне было трудно справится с управлением, тем не менее за все три полета он вернулся на землю только три раза и не разу не встретился с планетой "по ошибке" 🙂 Свой навык я еще налетаю и обуздаю его за лето как следует.
Характеристики модели такие:
— размах 82 см
— длина с коком 72 см
— площадь крыла 9,2 дм 2
— полетный вес 570 г
— нагрузка на крыло 62 г/дм 2
Кок был с цанговым зажимом, но я его приспособил под крепление на обычный пропсейвер с резинками, чтобы обезопасить винт при падениях (как показала практика — не напрасно).
Очень понравилось, как звучит в полете этот мотор, звук просто супер по сравнению с 2205С.
На 3 банках движок выдает на стенде тягу в 600-650 г, при токе в 13-14 А. Тяговооруженность получается немного более единицы, для "веселых" полетов хватает 🙂
Подборка авиамоделей из потолочки (депрона). В архиве чертежи истребителей; F-14, F-15, F-19, F107, МИГ-15, МИГ-23, МИГ-29, СУ-37. Чертежи очень просто переносятся на потолочную плитку, вырезаются и склеиваются, при этом получаются отличные копии самолетов 110х80см и чуть больше, смасштабировать можно в принципе в любой размер. При желании модели можно оборудовать БК двигателями, серво-машинками и получится отличная радиоуправляемая авиамодель.
Формат: PDF, DOC, JPEG
Качество: Отсканированные страницы