Минитрактор гомсельмаш амжк 8

Минитрактор гомсельмаш амжк 8

Содержание

В конце прошлого века белорусский завод Гомсельмаш разработал проект минитрактора, ориентированного на применение в частном секторе и небольших по объемам производства фермерских хозяйствах.

Малолитражная машина, получившая известность под названием АМЖК-8 была позиционирована в качестве недорогого универсала, предназначенного для механизации трудоемких сельскохозяйственных работ. Новая модель уже тогда выгодно отличалась от мотоблоков более высокой производительностью и расширенным функционалом.

Возможности минитрактора были расширены за счет адаптации с навесным и прицепным, в том числе гидрофицированным рабочим оборудованием.


Фото: минитрактор АМЖК-8

Особенности применения

Машина доказала полную пригодность для обработки грунта, ухода за посевами и насаждениями, уборки выращенной продукции, а также ее транспортировки к месту хранения или переработки.

Также не исключалось применение малогабаритной и маневренной машины в коммунальной сфере. Управления отвалом или другим видом передней навески реализовалось применением подключенного к бортовой гидравлике выносного гидроцилиндра.

Проблемы производства

  • Сложная экономика того времени диктовала свои условия, поэтому конструкторы пошли по пути максимального упрощения. Трактор комплектовался морально устаревшим карбюраторным двигателем с зажиганием от магнето. Также имели место серьезные недоработки в механизмах трансмиссии и ходовой части.
  • Ассортимент минитракторной техники того времени оставлял желать лучшего, поэтому спрос на гомельские тракторы удерживался на высоком уровне в основном за счет дефицита.
  • Запчасти в продаже практически отсутствовали, что вынуждало владельцев дорабатывать и совершенствовать конструкцию машины своими руками.

Конструкторам удалось создать концептуальный миниуниверсал с широким спектром применения. Его конструкция стала основой для создания современных моделей, отвечающих требованиям действующих стандартов.

Последний в своей серии минитрактор АМЖК-8 сошел с заводского конвейера в 90-х годах, тем не менее, в частных и фермерских хозяйствах эти машины в небольшом количестве эксплуатируются до настоящего времени.

Читайте также:  Лампа с аварийным питанием

Технические характеристики

Минитрактор массой 475 кг характеризуется:

  • компактными габаритами;
  • длина машины с колесной базой 1,1 метра составляет всего 1970 мм, ширина и высота соответственно 1182/1220 мм;
  • возможностью изменения ширины колеи в пределах 750-900 мм;
  • небольшим радиусом разворота;
  • наличием двух зависимых устройств отбора мощности.
Модель АМЖК-8
Двигатель СК-12-20
Тип 4-хтактный карбюраторный, воздушного охлаждения с злектростартерным запуском
Мощность, кВт (л .с.) 8,1(11)
Номинальная частота вращения, об/мин 3000
Удельный расход топлива, г/л.с.ч. 260
Количество передач: вперед/назад 5/2
Скорость движения, км/ч: вперед/назад 2-19/4-12
База, мм 1100
Колея, мм 750. 900
Габариты, мм: длина х ширина х высота 1970 х 1182 х 1220
Масса, кг 475

Силовой агрегат

Трактор с тяговым параметром класса 0,2 комплектовался четырехтактным двигателем с принудительным воздушным охлаждением марки СК-12-20, объемом 650 см3 и мощностью до 11 л.с. Тягово-сцепные возможности этой модели достаточны для работы с однокорпусным плугом или буксировки тракторного прицепа грузоподъемностью 800 кг.

В списке преимуществ силового агрегата — простая, ремонтопригодная во всех отношениях конструкция и несложное обслуживание, экономичный в пределах 260 г/л.с./ч расход топлива, электростартерный запуск.

Трансмиссия

В состав этого узла входит постоянно замкнутое, фрикционное дисковое сцепление с механическим управлением от ножной педали и шестеренчатая многоступенчатая коробка передач.

  • Пять скоростей переднего хода определяют возможность выбора любого скоростного режима, в пределах 2-19 км/ч.
  • Две передачи позволяют использовать трактор для движения задним ходом со скоростью от 4 до 12 км/ч.
  • В трансмиссии имеется два зависимых вала отбора мощности. На пониженных передачах количество оборотов ВОМ в пределах 630 об/мин. Для 3 и 4 передачи этот показатель составляет 1015 об/мин.
  • Ходовая часть формулы 4х2, проходимость тракторного агрегата обеспечивается гибкими тяговыми параметрами двигателя, применением широкопрофильных пневматиков с классическими шевронными грунтозацепами и достаточно высоким дорожным клиренсом.

Гидросистема

Для управления навесным оборудованием минитрактор АМЖК-8 укомплектован бортовой гидравликой раздельно-агрегатного типа. Для активации гидрофицированных устройств или выносных гидроцилиндров имеются парные выходы, снабженные быстроразъемными муфтами.

Преимущества

Прежде всего, следует отметить:

  • универсальность этой модели;
  • совместимость с фирменными навесными агрегатами и частично, оборудованием мотоблочного ассортимента;
  • в конструкцию машины вложены технические разработки, которые успешно реализованы в современных, в том числе импортных моделях.

В перечне достоинств также простое обслуживание, ремонтопригодность, унификация многих запчастей с современными машинами аналогичной мощности и назначения. Много успешных попыток замены штатного силового агрегата двигателем марки УД-2.

Минитрактор АМЖК-8 не смог полностью реализовать свои возможности только из-за несовершенного материального обеспечения.

Недостатки

Несмотря на все усилия, производители не смогли доработать механизм муфты сцепления, который создавал для владельцев немало проблем. Значительная часть отказов приходилась на систему зажигания, поскольку качество изготовления и надежность штатного магнето оставляли желать лучшего.

Цена подержанных машин

Производство минитрактора АМЖК 8-й модели было остановлено достаточно давно, еще в 90-х годах. Поэтому возможность приобретения новой машины с нулевым пробегом практически исключается.

Более реальный вариант — воспользоваться предложением по продаже подержанной машины, но целесообразность такого приобретения из-за отсутствия запасных частей и комплектующих вызывает обоснованные сомнения. Стоимость этой модели в зависимости от работоспособности варьируется в пределах 1-2 тысячи у.е.

Старые минитракторы после капитального ремонта комплектуются импортными силовыми агрегатами, что неизбежно сказывается на увеличении их общей стоимости.


Видео: АМЖК-8 в работе

Аналоги

В этой мощностной категории представлены малолитражные миниуниверсалы, в большинстве своем созданные на базе мощных мотоблоков.

В отечественном ассортименте — это харьковские минитракторы ХТЗ Т-12. Идентичные характеристики у импортных машин Булат-120, КМЗ-012 и несколько малолитражных машин Минского завода.

Отзывы владельцев

Купленный с рук трактор АМЖК-8 восстанавливал на протяжении нескольких недель. Состояние трансмиссии более чем удовлетворительное. Вместо штатного двигателя пришлось поставить более мощный и надежный в работе мотор со списанного мотороллера с соответствующей переделкой электропроводки под батарейное зажигание. Сейчас машина постепенно отрабатывает вложенные в ее усовершенствование средства. Двухкорпусный плуг и груженный кирпичом жигулевский прицеп тянет без особых усилий, расход топлива умеренный.
Семен Федорович

Такой аппарат в нашем фермерском хозяйстве эксплуатируется с 2002 года. Гидравлику восстановить не получается, поэтому используем в основном для подвоза кормов и других хозяйственных нужд. На протяжении последних трех лет, зимой и летом машина практически не простаивала, за исключением двух недель, потраченных на поиски нового исправного магнето. Не нашли, пришлось ремонтировать старое. Сейчас трактор на ходу, есть основания надеяться, что остатка его ресурса хватит минимум еще на несколько лет.
Валерий

В конце прошлого века белорусским заводом Гомсельмаш был разработан новый проект мини-трактора, который был ориентирован в основном на работу в частном секторе и небольших по объемам производства фермерских хозяйствах. Данный мини-трактор сходил с конвейера завода под названием АМЖК-8. Он представляет собой недорогую универсальную спецтехнику, позволяющую выполнить самые различные виды сельскохозяйственных работ. Во времена серийного производства, техника несколько сместила мотоблоки, поскольку ключевыми особенностями новой модели стали высокая производительность и расширенные эксплуатационные возможности.

Повышенная универсальность мини-трактора была достигнута за счет предоставления возможности использовать в рабочем процессе несколько видов дополнительного навесного оборудования. Но помимо этого трактор также может работать в паре с прицепными и гидрофицированными агрегатами.

Создание данной модели существенно повлияло и на современные версии минитракторов, так как по большей части конструкция послужила основой, которая в целях усовершенствования под современные требования была немного изменена.

В 1990-х годах заводом была выпущена последняя модель мини-трактора АМЖК-8, в связи со сложной экономикой в стране и дефицитом деталей. Однако, некоторые модели и до сих пор трудятся на небольших сельскохозяйственных участках и фермах.

Назначение

За все время эксплуатации данная модель многократно доказывала то, что она полностью пригодна и даже эффективна при выполнении практически всех видов сельскохозяйственных работ. Мини-трактор АМЖК-8 способен выполнить обработку почвы, произвести уход за посевом, уборку выращенного урожая, а также осуществить его транспортировку для дальнейшей переработки.

Стоит отметить, что 1990-х годах благодаря своим небольшим габаритным размерам и отличной маневренности трактор зачастую применялся для выполнения различных коммунальных нужд. В сфере коммунального хозяйства технику оснащали фронтальными отвалами и другими подобными агрегатами, которые позволяли произвести очистку какого-либо участка от снега. Управление оборудованием осуществляется посредством выносного гидравлического цилиндра, имеющегося в стандартном исполнении машины.

В свое время модель являлась одной из лучших, поскольку позволяла справиться с широким перечнем работ всего за несколько часов. Конечно, техника не предназначена для обработки больших полей, но зато идеально подходит для небольших участков. В настоящее время популярность минитрактора АМЖК-8 не сильно упала, так как машине характерны такие качества, как надежность, ремонтопригодность, неприхотливость, а также многофункциональность.

Видео

Навесное оборудование

В настоящее время набор дополнительного навесного оборудования был существенно расширен и включает в себя все необходимые агрегаты, позволяющие выполнить полный спектр работ. Все оборудование может устанавливаться как на заднее навесное устройство, так и спереди, однако большая часть приспособлений именно используется с задней навеской. Мини-трактор может оснащаться:

  1. Облегченным плугом.
  2. Роторным навесным плугом-картофелекопателем.
  3. Мульчирователем.
  4. Бороной.
  5. Культиватором.
  6. Культиватором-окучником.
  7. Навесной почвообрабатывающей фрезой.
  8. Окучником.
  9. Обыкновенной косилкой.
  10. Роторной косилкой.
  11. Роторной косилкой с карданным валом.
  12. Газонокосилкой.
  13. Пресс-подборщиком.
  14. Картофелесажалкой.
  15. Картофелекопателем.
  16. Разбрасывателем минеральных удобрений.
  17. Навесными граблями.
  18. Навесными граблями-ворошилками.
  19. Однокрылыми граблями-ворошилками.
  20. Рыхлителем-выравнивателем.
  21. Сеялкой.
  22. Механической зерновой сеялкой.
  23. Измельчителем древесных отходов.
  24. Фронтальным навесным отвалом.
  25. Поворотным фронтальным отвалом.
  26. Самосвальным тракторным полуприцепом.

Все представленное выше навесное оборудование имеет несколько разновидностей в плане размеров, конструкции и эксплуатационных характеристик.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • Конструкционная длина мини-трактора — 1970 миллиметров.
  • Полная ширина — 1182 миллиметра.
  • Полная высота — 1220 миллиметров.
  • Наименьший дорожный просвет — 230 миллиметров.
  • Колесная (продольная) база — 1100 миллиметров.
  • Наименьшая ширина передней колеи — 750 миллиметров.
  • Наименьшая ширина задней колеи — 750 миллиметров.
  • Наибольшая ширина передней колеи — 900 миллиметров.
  • Наибольшая ширина задней колеи — 900 миллиметров.

Характеристики двигателя:

  • Тип устанавливаемого двигателя — дизельный.
  • Индекс устанавливаемого двигателя — СК-12-20.
  • Количество цилиндров — 2 цилиндра.
  • Максимальная мощность — 11 лошадиных сил/8.1 киловатт (при 3000 об/мин).
  • Наибольшая частота вращения коленчатого вала — 3000 оборотов в минуту.
  • Суммарный объем цилиндров — 650 кубов.
  • Тип системы охлаждения — воздушная.
  • Тип системы подачи топлива — карбюраторный.
  • Тип системы запуска — электростартерный.

Характеристики трансмиссии:

  • Тип устанавливаемой коробки переключения передач — шестеренчатая, механическая.
  • Количество передних передач — 5.
  • Количество задних передач — 2.
  • Тип сцепления трансмиссии — фрикционное дисковое в постоянно замкнутом положении.
  • Тип управления ножная педаль.

Характеристик вала отбора мощности:

  • Тип устанавливаемого ВОМ — независимый.
  • Количество скоростей вала отбора мощности — 4.
  • Контроль — механический.
  • Наименьшая частота вращения ВОМ — 630 оборотов в минуту.
  • Наибольшая частота вращения ВОМ — 1015 оборотов в минуту.

Характеристики гидравлической системы:

  • Тип гидравлической системы — бортовая, раздельно-агрегатная.
  • Мощность гидронасоса — 10 литров в минуту.
  • Наибольшая грузоподъемность заднего устройства — 350 килограмм.

Эксплуатационные характеристики:

  • Эксплуатационная масса — 475 килограмм.
  • Наименьшая скорость передвижения вперед — 2 километра в час.
  • Наименьшая скорость передвижения назад — 4 километров в час.
  • Наибольшая скорость передвижения вперед — 19 километров в час.
  • Наибольшая скорость передвижения назад — 12 километров в час.
  • Наименьший расход топлива за один рабочий час — 1.5 литра.
  • Наибольший расход топлива за один рабочий час — 2.2 литра.
  • Тяговый класс — 0.2.

Особенности устройства

Минитрактор АМЖК-8 имеет несколько существенных особенностей, среди которых необходимо выделить:

  1. Высокую универсальность техники. Это объясняется возможностью использования большого количества разнообразного дополнительного навесного оборудования. Мини-трактор может использовать, как фирменные навесные агрегаты, так и некоторые виды, изначально предназначенные для работы с мотоблоками.
  2. Производитель применил массу технических разработок, которые зачастую используются даже в нынешних современных моделях подобной техники, как отечественной, так и импортной. Этим объясняется повышенная надежность.

Но кроме этих основных преимуществ, данная модель вполне может отличиться простым техническим обслуживанием, высокой ремонтопригодностью, унификацией многих элементов с современными машинами тех же мощностных показателей и предназначения. В настоящее время на технике зачастую производят замену силовой установки на агрегат УД-2. Это объясняется тем, что с каждым годом для оригинального двигателя все сложнее и сложнее найти запасные части, поскольку вместе с прекращением серийного производства, завод также перестал и изготавливать детали.

В целом, у данной модели есть потенциал и даже довольно большой, но производитель так и не смог реализовать все возможности из-за тяжелого экономического положения.

Надежность

При изготовлении всех элементов, входящих в конструкцию минитрактора АМЖК-8, производитель применял исключительно высококачественные материалы, что позволило добиться повышенной надежности и существенно увеличенного срока эксплуатации. Для данной модели абсолютно не страшны суровые погодно-климатические условия, поскольку техника полностью сохраняет свою исправность и работоспособность при любых температурах окружающей среды.

Но, несмотря на хорошие показатели надежности, у модели имеется весьма проблемный элемент, который производитель так и не смог доработать. Таким является механизм муфты сцепления, который зачастую заставлял владельцев прекращать работу в связи с неисправностями. Также иногда подводила система зажигания, из-за чего запустить двигатель было весьма проблематично. Штатный магнето, это, пожалуй, единственный элемент силовой установки, который выполнен не в самом лучшем качестве. Однако, данные проблемы зачастую решались путем полной замены элементов от других моделей. Если мини-трактор в хорошем техническом состоянии и с некоторыми доработками, то он способен прослужить еще очень долгое время.

Особенности ремонта

В плане ремонта и всего технического обслуживания мини-трактор АМЖК-8 вышел довольно удачной моделью. Как описывалось ранее, многие детали трактора могут быть заменены деталями других моделей мини-тракторов. Но следует выделить, что не каждый элемент подходил. Выбирались они с учетом тягового класса техники, мощностных показателей, а также предназначения модели. Конечно, такое проделывали не всегда, так как в начале и в середине серийного производства завод поставлял достаточное количество комплектующих, которые, кстати, обладали на тот момент довольно доступной стоимостью. В связи с остановкой производства, на рынках практически полностью пропали и все запасные части, но все же что-то можно было отыскать, правда, очень проблематично. Наиболее популярным способом улучшения техники, как в плане характеристик, так и в плане технического обслуживания, считалась полная замена стандартного двигателя на агрегат марки УД-2, который устанавливался на некоторые мотоблоки. По некоторым параметрам данный агрегат превосходит даже стандартный двигатель, а запасные части и в настоящее время можно найти без каких-либо затруднений.

В настоящее время приобрести абсолютно новую модель невозможно. Зачастую появляются объявления о продаже подержанного мини-трактора. Стоимость такого варианта обычно напрямую зависит от общего технического состояния и установленного двигателя, поскольку некоторые владельцы оснащали технику импортными двигателями, имеющими существенно повышенную мощность. Так, средняя стоимость варьируется в пределах от 80 тысяч рублей и до 260 тысяч российских рублей. Зачастую в комплект к мини-трактору АМЖК-8 прилагается различное навесное оборудование.

До сих пор встречаются владельцы АМЖК-8, минитраткора, ставшего редкостью. Его выпускал гомельский завод Гомсельмаш в 80-90-е годы прошлого века.

Объединение "МТЗ" пыталось подстроиться под экономические изменения времен Перестройки. Выразилась эта попытка в странном «одноглазом» минитракторе, который походил на мотоблок с четырьмя колесами и сиденьем.

В проектных документациях и обсуждениях того времени говорили о более глубокой «механизации сельского хозяйства». Но на деле АМЖК-8 не стал исключительно вспомогательным инструментом. Для только что появившихся единоличных хозяйств он стал основной рабочей машиной.

В чем были его плюсы.

Нам за последние 15 лет встречались пятеро владельцев этого минитратокра, которые давали положительную оценку этой машине. На форумах в интернете даже можно встретить их высказывания на эту тему.

Его вес и лошадинные силы двигателя определяют тяговый класс как 0,2. Формально такой же класс и у современных минитракторов СКАУТ и Xingtai. Но на деле АМЖК-8 был не таким многозадачным.

Минитрактор АМЖК-8 работал с почвофрезой, плугом, боронами. Гидравлику для этого минитратокра не пожалели. Она была даже слишком мощной для такого класса тракторов. Это сказывалось на КПП, креплениях, которые ломались, не выдерживая такой тяжести.

Он не был прочным, и года не проходило без планового ремонта. Даже во времена серийного производсвта найти запасные части было проблемой в некоторых регионах. Она решалась тем, что к АМЖК подходили детали от ИЖ, Жигулей и прочей советской техники.

Оценить статью
Добавить комментарий