Мини судно на воздушной подушке

Мини судно на воздушной подушке

Содержание

Постройке транспортного средства, которое позволяло бы передвигаться как по суше, так и по воде, предшествовало знакомство с историей открытия и создания оригинальных амфибий — аппаратов на воздушной подушке (АВП), изучение принципиального их устройства, сравнение различных конструкций и схем.

С этой целью я посетил немало интернетовских сайтов энтузиастов и создателей АВП (в том числе и зарубежных), познакомился с некоторыми из них очно.

В конце концов, за прототип задуманного катера взял английский «Ховеркрафт» («парящее судно» — так в Великобритании называют АВП), построенный и испытанный тамошними энтузиастами. Наши наиболее интересные отечественные машины этого типа большей частью создавались для силовых ведомств, а в последние годы — для коммерческих целей, имели большие габариты, и потому мало подходили для любительского изготовления.

Мой аппарат на воздушной подушке (я его называю «Аэроджип») — трехместный: пилот и пассажиры располагаются по Т-образной схеме, как на трицикле: пилот впереди посередине, а пассажиры позади рядом, один около другого. Машина одномоторная, с разделяющимся воздушным потоком, для чего в его кольцевом канале немного ниже его центра установлена специальная панель.

Технические данные катера на воздушной подушке
Габаритные размеры, мм:
длина 3950
ширина 2400
высота 1380
Мощность двигателя, л. с. 31
Масса, кг 150
Грузоподъемность, кг 220
Запас топлива, л 12
Расход топлива, л/ч 6
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 20
волна, м 0,5
Крейсерская скорость, км/ч:
по воде 50
по грунту 54
по льду 60

Катер на воздушной подушке состоит из трех основных частей: винтомоторной установки с трансмиссией, стеклопластикового корпуса и «юбки» — гибкого ограждения нижней части корпуса — так сказать, «наволочки» воздушной подушки.

Читайте также:  Настенный ковер своими руками

Катер на воздушной подушке «Аэроджип»:
1 — сегмент (плотная ткань); 2 — швартовная утка (3 шт.); 3 — ветровой козырек; 4 — бортовая планка крепления сегментов; 5 — ручка (2 шт.); 6 — ограждение воздушного винта; 7 — кольцевой канал; 8 — руль направления (2 шт.); 9 — рычаг управления рулями; 10 — лючок доступа к бензобаку и аккумулятору; 11 — сиденье пилота; 12 — пассажирский диван; 13 — кожух двигателя; 14 — двигатель; 15 — наружная оболочка; 16 — наполнитель (пенопласт); 17 — внутренняя оболочка; 18 — разделительная панель; 19 — воздушный винт; 20 — втулка воздушного винта; 21 — приводной зубчатый ремень; 22 — узел для крепления нижней части сегмента.
увеличить, 2238х1557, 464 КБ

Корпус катера на воздушной подушке

Он двойной: стеклопластиковый, состоит из внутренней и наружной оболочек.

Наружная оболочка имеет довольно простую конфигурацию — это всего лишь наклонные (около 50° к горизонтали) борта без днища — плоские почти по всей ширине и слегка выгнутые в верхней ей части. Носовая часть — скругленная, а задняя имеет вид наклонного транца. В верхней части по периметру наружной оболочки вырезаны продолговатые отверстия-пазы, а внизу снаружи закреплен в рым-болтах охватывающий оболочку трос для крепления к нему нижних частей сегментов.


Теоретический чертеж корпуса катера на воздушной подушке:
1 — внутренняя оболочка; 2 — наружная оболочка.
увеличить, 1496х1637, 263 КБ

Внутренняя оболочка по конфигурации посложнее, чем наружная, поскольку она имеет практически все элементы маломерного судна (скажем, шлюпки или лодки): борта, днище, выгнутые планшири, небольшую палубу в носу (нет только верхней части транца в корме), — при этом выполненные, как одна деталь. К тому же по середине кокпита вдоль него к днищу приклеен еще отдельно отформованный туннель с банкой под сиденье водителя, В нем размещаются топливный бак и аккумулятор, а также проложен трос «газа» и трос управления рулями.


Кормовая часть внутренней оболочки
(в положении вверх днищем).

В кормовой части внутренней оболочки устроен своеобразный ют, приподнятый и открытый спереди. Он служит основанием кольцевого канала для воздушною винта, а его палуба-перемычка — разделителем воздушного потока, часть которого (поддерживающий поток) направляется в отверстие шахты, а другая часть — для создания пропульсивной силы тяги.

Все элементы корпуса: внутренняя и наружная оболочки, туннель и кольцевой канал — выклеивались по матрицам из стекломата толщиной около 2 мм на полиэфирной смоле. Конечно, эти смолы уступают винилэфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, а также выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене — они значительно дешевле, что немаловажно. Для тех, кто намеревается использовать такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь хорошую вентиляцию и температуру не менее 22°С.


Носовая часть наружной оболочки.

Матрицы изготавливались заранее по мастер-модели из таких же стекломатов на той же полиэфирной смоле, только толщина их стенок была побольше и составляла 7—8 мм (у оболочек корпуса — около 4 мм). Перед выклейкой элементов с рабочей поверхности матрицы были тщательно убраны все шероховатости и задиры, и она трижды покрывалась разбавленным в скипидаре воском и полировалась. После этого на поверхность распылителем (или валиком) был нанесен тонкий слой (до 0,5 мм) гелькоута (цветного лака) выбранного желтого цвета.

После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и сторона стекломата с более мелкими порами промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (4—5 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезаются при выклейке «помокрому».

Рекомендуется для изготовления бортов корпуса использовать 2—3 слоя стекломата, а днища — до 4 слоев. При этом следует проклеить дополнительно еще все углы, а также места вворачивания крепежных деталей.

После отвердения смолы оболочка легко снимается с матрицы и обрабатывается: обтачиваются края, вырезаются пазы, сверлятся отверстия.

Для обеспечения непотопляемости «Аэроджипа» к внутренней оболочке приклеивают куски пенопласта (например, мебельного), оставляя свободными лишь каналы для прохода воздуха по всему периметру. Куски пенопласта склеиваются между собой смолой, а к внутренней оболочке прикрепляются полосками стекломата, тоже смазанными смолой.


Сборка внутренней и наружной оболочек
(в положении вверх днищем).

После изготовления по отдельности наружной и внутренней оболочек они состыковываются, скрепляются струбцинами и саморезами, а затем соединяются (склеиваются) по периметру полосками промазанного полиэфирной смолой того же стекломата шириной 40—50 мм, из которого были изготовлены сами оболочки. После этого корпус оставляют до полной полимеризации смолы.

Через сутки к верхнему стыку оболочек по периметру прикрепляют вытяжными заклепками дюралюминиевую полосу сечением 30×2 мм, установив ее вертикально (на ней фиксируются язычки сегментов). К нижней части дна приклеивают деревянные полозья размерами 1500x90x20 мм (длина х ширина х высота) на расстоянии 160 мм от края. Сверху на полозья наклеивается один слой стекломата. Точно так же, только изнутри оболочки, в кормовой части кокпита, устраивается основание из деревянной плиты под двигатель.

Стоит отметить, что по такой же технологии, по которой изготавливались наружная и внутренняя оболочки, выклеивались и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, рули поворота, бензобак, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя. Тем же, кто только начинает работать со стеклопластиком, рекомендую подготавливать изготовление катера именно с этих мелких элементов. Полная масса стеклопластикового корпуса вместе с диффузором и рулями направления — около 80 кг.

Конечно, изготовление такого корпуса можно поручить и специалистам — фирмам, производящим стеклопластиковые лодки и катера. Благо и в России их немало, да и расходы будут соизмеримы. Однако в процессе самостоятельного изготовления удастся получить необходимые опыт и возможность в дальнейшем самому моделировать и создавать различные элементы и конструкции из стеклопластика.

Винтомоторная установка катера на воздушной подушке

Она включает в себя двигатель, воздушный винт и трансмиссию, передающую от первого ко второму крутящий момент.


Схема трансмиссии винтомоторной установки катера на воздушной подушке:
1 — выходной вал двигателя; 2 — ведущий зубчатый шкив; 3 — зубчатый ремень; 4 — ведомый зубчатый шкив; 5 — гайка; 6 — дистанционные втулки; 7 — подшипник; 8 — ось; 9 — ступица; 10 — подшипник; 11 — дистанционная втулка; 12 — опора;
13 — воздушный винт.
увеличить, 2268х1350, 315 КБ

Двигатель использован BRIGGS & STATTION, выпускающийся в Японии по американской лицензии: 2-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, мощностью 31 л. с. при 3600 оборотах в минуту. Его гарантированный моторесурс составляет 600 тыс. часов. Запуск осуществляется электростартером, от аккумулятора, а работа свечей зажигания — от магнето.


Монтаж двигателя в кормовой части кокпита.
Горизонтальная полка в кольцевом канале воздушного винта — разделительная панель.

Двигатель установлен на днище корпуса «Аэроджипа», а ось ступицы пропеллера закреплена с обоих концов на кронштейнах по центру диффузора, приподнятого над корпусом. Передача крутящего момента с выходного вала двигателя на ступицу осуществляется зубчатым ремнем. Ведомый и ведущий шкивы, как и ремень, — зубчатые.

Хотя масса двигателя не столь уж велика (около 56 кг), но расположение его на днище значительно понижает центр тяжести катера, что положительно сказывается на устойчивости и маневренности машины, особенно такой — «воздухоплавающей».

Выхлоп отработавших газов выведен в нижний воздушный поток.

Вместо установленного японского можно использовать и подходящие отечественные двигатели, — например, от снегоходов «Буран», «Рысь» и другие. Кстати, для одно- или двухместного АВП вполне подойдут двигатели мощностью поменьше — около 22 л. с.

Воздушный винт — шестилопастный, с фиксированным шагом (устанавливаемым на суше углом атаки) лопастей.


Сегмент гибкого ограждения катера на воздушной подушке:
1 — стенки; 2 — крышка с язычком.
увеличить, 715х1260, 90,7 КБ

К неотъемлемой части винтомоторной установки следует отнести и кольцевой канал воздушного винта, хотя его основание (нижний сектор) выполнено заодно с внутренней оболочкой корпуса. Кольцевой канал, как и корпус — тоже составной, склеен из наружной и внутренней обечаек. Как раз в том месте, где нижний сектор его стыкуется с верхним, устроена стеклопластиковая разделительная панель: она разделяет воздушный поток, создаваемый пропеллером (а стенки нижнего сектора, наоборот, соединяет по хорде).

Двигатель, расположенный у транца в кокпите (за спинкой сиденья пассажиров), закрыт сверху стеклопластиковым капотом, а воздушный винт, кроме диффузора, — еще и проволочной решеткой спереди.

Мягкое эластичное ограждение катера на воздушной подушке (юбка) состоит из отдельных, но одинаковых сегментов, выкроенных и сшитых из плотной легкой ткани. Желательно, чтобы ткань была водоотталкивающей, не твердела на морозе и не пропускала воздух. Я использовал материал Vinyplan финского производства, но вполне подойдет отечественная ткань типа перкаль. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно даже вручную.

Крепится каждый сегмент к корпусу следующим образом. Язычок накидывается на бортовую вертикальную планку, с нахлестом в 1,5 см; на него — язычок соседнего сегмента, и оба они в месте нахлеста закрепляются на планке специальным зажимом типа «крокодильчик», только без зубьев. И так по всему периметру «Аэроджипа». Для надежности можно еще поставить зажим и по середине язычка. Два же нижних угла сегмента с помощью капроновых хомутиков подвешиваются свободно на тросе, обхватывающем нижнюю часть наружной оболочки корпуса.


Крепление сегментов к корпусу.

Такая составная конструкция юбки позволяет без проблем заменять вышедший из строя сегмент, на что потребуется 5—10 минут. К месту будет сказать, что конструкция оказывается работоспособной при выходе из строя до 7% сегментов. Всего же их размещается на юбке до 60 штук.

Принцип движения катера на воздушной подушке следующий. После запуска двигателя и его работы на холостом ходу аппарат остается на месте. При увеличении числа оборотов воздушный винт начинает гнать более мощный поток воздуха. Часть его (большая) создает пропульсивную силу и обеспечивает катеру движение вперед. Другая же часть потока уходит под разделительную панель в бортовые воздуховоды корпуса (свободное пространство между оболочками до самой носовой части), и далее через отверстия-пазы в наружной оболочке равномерно поступает в сегменты. Этот поток одновременно с началом движения создает воздушную подушку под днищем, приподнимая аппарат над подстилающей поверхностью (будь то грунт, снег или вода) на несколько сантиметров.

Поворот «Аэроджипа» осуществляется двумя рулями направления, отклоняющими «поступательный» поток воздуха в сторону. Управление рулями осуществляется от двуплечего рычага рулевой колонки мотоциклетного типа, через боуденовский трос, идущий по правому борту между оболочками к одному из рулей. Другой руль соединен с первым жесткой тягой.


Рулевая колонка катера на воздушной подушке:
1 — рукоятка; 2 — двуплечий рычаг; 3 — стойка; 4 — сошка (см. фото).
увеличить, 999х835, 93,3 КБ

На левой рукоятке двуплечего рычага закреплена и манетка управления дроссельной заслонкой карбюратора (аналог ручки газа).


Руль катера на воздушной подушке — мотоциклетного типа.
Внизу на стойке — сошка с боуденовским тросом. На левой рукоятке — рычаг газа.


Схема рулевого управления катера на воздушной подушке:
1 — рулевая колонка; 2 — трос Боудена, 3 — узел крепления оплетки к корпусу (2 шт.); 4 — подшипник (5 шт.); 5 — рулевая панель (2 шт.); 6 — двуплечий рычаг-кронштейн (2 шт.); 7 — соединительная тяга рулевых панелей (см. фото).


Левая панель руля направления.

Для эксплуатации катера на воздушной подушке его необходимо зарегистрировать в местной государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) и получить судовой билет. Для получения же удостоверения на право управления катером надо пройти еще и курс обучения по управлению маломерным судном.

Однако и на этих курсах пока еще далеко не везде есть инструкторы по пилотированию аппаратов на воздушной подушке. Поэтому каждому пилоту приходится осваивать управление АВП самостоятельно, буквально по крупицам набирая соответствующий опыт.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Судно на воздушной подушке — СВП Мини
Ховеркрафт новый способ аренды на прокат, как и квадроциклов.
Новый вид аттракционов.
Cvp Master ru

Характеристики:
— скорость до 40 км/ч
— грузоподъемность до 50 кг
Габариты:
— длина 1600 мм
— ширина 900 мм
— высота 700 мм
Двигатель:
— мощностью до 10 квт
— объемом до 400 см3
— оборотов до 4000 в минуту
— расход топлива от 1,2 до 1,4 л/час
— цена зависит от параметров
Преодолевает:
— склоны до 15 градусов
— водоемы
— любые поверхности земли
Потребуются: комплект снаряжения около 20 тыс рублей.
Окупаемость: 1,5 месяца

Также имеется свп для взрослых одноместный, и двухместный,
Приемлемая стоимость
Заказ более 5 шт. цена договорная

Для того что бы купить кaтep на вoздушнoй пoдушкe вам не придется проходить сложные процедуры оформления. Что бы владеть такой техникой не нужны никакие специальные разрешения. Поэтому договор купли-продажи, в комплекте с паспортном транспортного средства, уже позволяет вам без проблем распоряжаться кaтepом как своей собственностью.

Этот вид транспорта относится к категории маломерных судов и регистрируются в ГИМС-е(Государственная Инспекция по Маломерным Судам). Что бы полноправно управлять своим cуднoм придется поставить кaтep на учет, и получить права на управление маломерными судами. Обе эти процедуры довольно просты. Список документов уточняйте в вашем отделении ГИМС-а. У каждого отделения и инспектора могут отличаться дни приема, а так же могут иметься некоторые уникальные тонкости в оформлении. Поэтому смело направляйтесь в ГИМС, там вам обязаны все подробно объяснить. Самое хлопотное из всего перечисленного, это получение медицинской справки, при оформлении прав на управление. Справка нужна точно такая же, как при получении водительских прав.

Что будет если вас поймает инспектор?

Если это инспектор ГИМС-а, то вам грозит не крупный денежный штраф. Помните! Задерживать cуднo и транспортировать его на штрафстоянку инспектор может только в том случае, если вы отказались пройти медицинское освидетельствование.

Кaтepа на вoздушнoй пoдушкe могут передвигаться еще и по земле. А значит к вам могут обратиться представители наземной власти. Важно знать, что передвигаться по государственным дорогам общего пользования на СВП категорически запрещается. За нарушение вам грозит штраф. При этом органы правопорядка имеют право потребовать предъявить подтверждающий документ, что это вы являетесь собственником кaтepа на вoздушнoй пoдушкe. Для составления протокола необходимо присутствие инспектора ГИМС. Отделения ГИМС существуют в количестве одного отделения на регион. Реально дождаться представителя Государственной Инспекции по Маломерным Судам находясь на суше довольно проблематично.

Из этого всего следует, что теоретически вы можете без всяких документов и прав перемещаться по суше, не выезжая на дороги предназначенные для общего пользования. Поэтому если вы решили проверить купленный кaтep на вoздушнoй пoдушкe на ближайшем пустыре, то вам практически нечего бояться.

Оформление прицепа и нужна ли категория BE

Чем крупнее кaтep, тем крупнее, а следовательно и дороже, прицеп для него. Более того на прицеп грузоподъемностью более 750 килограмм нужно открывать дополнительную категорию в вашем водительском удостоверении.

Если масса прицепа не превышает 750 кг и суммарная масса машины, прицепа и груза не превышает 3.5 тонны, то можете спокойно транспортировать ваш катер — все законно!

Дополнительное оборудование

В зависимости от того где и как вы будете эксплуатировать cуднo, вам нужно сразу позаботится о приобретении дополнительного необходимого оборудования. За счет невероятной проходимости кaтepа, его обладатели не раз застревали в настолько труднодоступных местах, что возвратиться они могли потом только с помощью вертолета или другого СВП. Рация, спутниковый телефон или другое средство связи обязательно должно быть при вас, если речь идет о дальних поездках в места, где редко ступает нога человека.

Отправляясь в путь помните о моменте, который летчики называют «точкой не возврата», когда топливные баки опустели ровно на половину. Но во время путешествия от переполняющих эмоций обладатели кaтepа на вoздушнoй пoдушкe часто забываются и нередко попадают в неприятные ситуации. Заранее подумайте о дополнительном аварийном запасе топлива.

Ни одна продажа кaтepа на вoздушнoй пoдушкe не обходится без тщательного подбора запасных расходных частей и простого, но такого незаменимого в экстренной ситуации, дополнительного оборудования.

Вот и все. Теперь вы знакомы со всеми основными нюансами приобретения кaтepа на вoздушнoй пoдушкe.

Оценить статью
Добавить комментарий