Материалы для росписи по стеклу

Материалы для росписи по стеклу

Чтобы начать рисовать на стекле, вам понадобится не так и много материалов: витражные краски, бесцветный лак и др. По мере усложнения ваших работ и количество задействованных материалов также будет расширяться. Перечислим необходимый минимум:

Краски для стекла
Специальные прозрачные или полупрозрачные краски, созданные специально для рисования по стеклянной поверхности. Краски не смываются и используются только в декоративных целях. Краски бывают на водной и масляной основе. Разводятся соответственно водой или растворителем. Смешивать разные типы красок нельзя (одного типа можно и даже нужно для получения разных оттенков и отсутствующих цветов). Наиболее популярны витражные краски Pebeo Vitrail, Idea Vetro и Marabu.

Контур
С помощью контура создаются рельефные линии, имитирующие витраж. Также контур создает границы для красок, не позволяя разным цветам смешиваться. Кроме того контур можно использовать и для прорисовки мелких деталей, таких как: точки, надписи, завитушки и пр.

Бесцветный лак
Лаком разбавляют краски для получения более светлых тонов. Также лаком можно покрыть готовый рисунок. Рисунок, покрытый лаком, более яркий, не выцветает со временем и более стоек к мытью и царапинам.

Жидкость для снятия лака, очиститель для стекол
Используется для обезжиривания поверхностей перед нанесением красок, чтобы удалить следы от рук и др. загрязнения.

Канцелярский или малярный скотч
Наклеивается в тех местах, где необходимо получить ровные прямые линии или области. Также используется для закрепления трафаретов, как с внутренней, так и с внешней стороны. Особенно актуально для объемных изделий и криволинейных поверхностей.

Растворитель или Уайт-спирит
Используется для удаления уже подсохшей краски или исправления ошибок. Также им можно промыть кисточки после работы, если использовались краски на масляной основе (если краски на водной основе, промывать только водой!).

Читайте также:  Можно ли растопить обычное мыло

Клей
Используется для закрепления на стекле различных деталей, таких как бусины, бисер, перышки, цепочки и др. Можно использовать эпоксидный клей или цианакрилатный клей (суперклей, затвердевает очень быстро, так что работать с ним надо аккуратно).

Бумажные полотенца
Бумажными полотенцами удобно очищать стекло и кисточки, удалять излишки краски.

Пластилин
Применяется, как и скотч, для закрепления трафаретов на стекле.

Травильная паста
Позволяет создавать матовую поверхность. Те места, которые нужно оставить прозрачными, оклеиваются пленкой. Будьте очень аккуратны и используйте перчатки, т.к. фактически травильная паста это не что иное как кислота.

Инструменты:

Для рисования на стекле нужны кисти и хорошо освещенное, удобное рабочее место. Но можно использовать и другие инструменты, которые сделают работу более легкой и приятной. Конечно, для каждого мастера есть свой набор, и по мере накопления опыта он расширяется. Перечислим наиболее часто используемые инструменты для витражной росписи:

Кисти для рисования
Для нанесения краски лучше иметь целый набор кистей, от самых маленьких до самых больших. Маленькими удобно рисовать мелкие детали и наносить текст. Большими кисточками удобно закрашивать большие однотонные участки стекла, рисунок при этом, получается более ровным. Кто-то предпочитает рисовать натуральными кистями. При этом надо работать очень аккуратно, т.к. волоски от натуральных кисточек достаточно часто остаются на рисунке. Для начала рекомендуем вам использовать синтетические кисточки, они «не лохматятся», да и стоят дешевле.

Канцелярский нож или лезвие
При помощи этих нехитрых инструментов можно подкорректировать неудачно нанесенный контур или даже небольшой закрашенный участок, не используя растворитель. Лезвие ножа должно быть достаточно острым, будьте осторожны при работе с ним.

Полотенце или кусок ткани
Можно использовать для подкладки под сухую и уже окрашенную поверхность, чтобы она не царапалась. Также пригодится для вытирания испачканных рук.

Зубочистки
Используют для изменения фона окрашенных участков, для «выцарапывания» или наоборот придания дополнительного объема. Например, с помощью зубочисток удобно имитировать прожилки у листиков.

Ватные палочки и диски
Также используются для удаления излишков краски и коррекции еще не высохших областей. В тех местах, что уже подсохли, можно использовать ватный диск или палочку, смоченную в ацетоне.

Палитра
Необходима для смешивания разных цветов и получения новых оттенков. Можно купить обычную пластиковую палитру в художественном магазине. Но, будьте внимательны, краски на основе растворителей разъедают пластик, во избежание этого, можно сверху положить фольгу и вдавить ее в полости для красок. Также можно использовать и обычные формочки для льда и формы, оставшиеся из под коробочных конфет.

Линейка
Нужна для проведения прямых линий и формирования правильных пропорций изображения, т.к. не всегда на глаз можно определить необходимый размер.

Карандаши и фломастеры
Химическим карандашом или специальным фломастером можно нарисовать предварительный контур, а сверху уже покрыть его рельефным. Также для этих целей вполне подойдет и CD маркер.

Перчатки
Нужны для проведения работ с травильной пастой. Также можно их использовать при работе с ацетоном и растворителями.

Ножницы
Маленькими острыми ножницами удобно вырезать трафареты.

Губка
Используется для нанесения фона на больших участках стекла. Например, когда надо сделать фон для вазы. Также пористая структура губки создает муаровый эффект поверхности.

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:

Напомню, витражная роспись — это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.

Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке — это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.

Остановимся подробней на контурах.

Контуры по стеклу — это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.

Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.

Декола и Таир — это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:

Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня — это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.

Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса — это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.

Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.

И последняя марка — это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит — носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:

Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.

Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.

Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.

Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:

Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.

Второй этап работы — это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.

Витражные краски — это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).

Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус — это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.

Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.

Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая — Лефранк, голубая — Pebeo, желтая — Marabu

Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:

Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:

Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.

Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.

Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов — структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.

Основным рабочим инструментом является кисть . Кисти обычно используются беличьи – они самые удобные в работе. В зависимости от рисунка необходимы толстые, средние и тонкие кисти. После работы их необходимо промыть в растворителе.

В качестве основного материала так же применяются — краски . Оптимальным вариантом в выборе красок для декоративно-оформительских работ и прикладного творчества по стеклу являются краски «Витраж» (набор красок по стеклу на водной основе) серии « GLASS COLOURS SET ».

Примечание: Именно с них лучше всего начинать осваивать роспись. Поскольку эти краски легко смываются водой. По фактуре эти краски легко и равномерно растекаются и, в отличие от других материалов, быстро высыхают. Состав набора:

краски по стеклу на водной основе – 6 цветов;

к онтур по стеклу – 1 туба.

1. Контур-аутлайнер (рельеф) — используется для придания рисунку законченного вида, а также самостоятельно как одна из техник.

Примечание: Время полного высыхания – 2 часа. Наносить контур следует аккуратно, желательно непрерывной линией, стараясь, чтобы рука не дрогнула и была опора для мизинца. С поверхности удаляется растворителем.

2. Исчезающий контур – необходим для нанесения эскизного рисунка на стеклянную поверхность.

Примечание: Пользоваться им очень удобно, так как через какое-то время он исчезает сам.

3. Акриловый лак

4. Декоративные посыпки, блестки, шарики – используются для украшения рисунка.

5. Растворитель — применяется для очищения кистей после работы с краской. Обычно используется Уайт-спирит очищенный (для художественных красок).

Примечание: Акриловый лак используется:

для закрепления рисунка на стеклянной поверхности, защищает его от воды и пыли

изделия, покрытые лаком можно мыть в теплой воде

предохраняет лак и от отслоения краски рисунка;

используется как связующее вещество для декоративных посыпок (блесток, шариков).

Фролова Галина Юрьевна, Боброва Галина Геннадьевна

Межшкольный учебный комбинат Вахитовского района г.Казани

Оценить статью
Добавить комментарий