Манометр для измерения компрессии дизельного двигателя

Манометр для измерения компрессии дизельного двигателя

Содержание

Замер компрессии дизельного двигателя или бензинового как процесс — это ряд некоторых несложных операций, в ходе которых измеряют процент сжатия поршнем воздуха. Исходя из результатов проверки, делают выводы о состоянии поршневой группы, цилиндра, прокладок, и головки этого блока. Для измерений используют специальный прибор — компрессометр или компрессограф.

Разница между ними заключается только в одном: первый измеряет в реальном времени и результаты никуда не сохраняются, в отличие от второго варианта, когда показания сразу же записываются на электронный или бумажный носитель, что очень сильно облегчает процесс, если замеры производит один человек.

Проверка компрессии дизельного двигателя и бензинового несколько различаются. Те аспекты, которые не важны, при измерениях на бензиновом моторе, сильно влияют на дизельный мотор. Именно поэтому часто возникают проблемы при проверке компрессии, неопытным мастером, который еще не знает, что существуют такие аспекты.

Теория

Для того чтобы таких ошибок не возникало, стоит познакомиться с теорией. Помимо компрессии в цилиндрах существует также другая величина, которую называют степенью сжатия. Степень сжатия — это всего лишь геометрическая величина, которая отображает соотношение камеры сгорания между головкой и поршнем при его положениях в верхней и нижней мертвой точке.

Обычно эта величина стабильна и не может изменяться в процессе нормальной эксплуатации двигателя. Она может быть изменена за счет расточки двигателя или, наоборот, установки более толстой прокладки. Стоит отметить, что эта величина больше, чем у бензиновых двигателей.

Вот и получается, что чаще всего эти два понятия путают, хотя компрессия — это физическая величина, измеряется в килограммах на квадратный сантиметр, pci или барах и, по сути, является давлением, которое создается в цилиндрах двигателя при работе поршня. Величина компрессии всегда больше, чем степень сжатия.

Читайте также:  Кухни эмаль матовая отзывы

Возникает это соответственно вследствие действия физики. При прохождении поршня в цилиндре происходит трение, в результате которого происходит нагрев. И получается так, что эта самая энергия отдается не металлу, а воздуху, который находится в цилиндре. Воздух увеличивается в объеме, увеличивается давление, поэтому степень сжатия всегда будет меньше, чем компрессия на дизельном двигателе, да и на бензиновом тоже.

Прибор для измерения компрессии

Конечно же, для выполнения данных измерений будет необходимый инструмент, в данном случае — это нехитрый прибор, который в основном состоит из барометра.

Подобный барометр используется и в компрессорах, для накачивания давления в шинах, или в отдельных приборах, которые называются одноименно, барометрах. Но следует сделать одну оговорку, компрессометр рассчитан на более большое давление.

Компрессометр — простая конструкция, которая в основном состоит из манометра. Он, в свою очередь, соединен с переходником, на котором расточена такая же резьба, как и на стандартной свече и имеет похожий вид.

Также выше было сказано, что существует и другой прибор, называющийся компрессографом. Различия, как было сказано, минимальны, но преимущество в цене все-таки остается у первого варианта. Хотя удобство может возместить материальные затраты.

Также цена зависит от многих других факторов, на которые тоже стоит обратить внимание. И первым и, наверное, самым главным фактором является качество. Да, даже самый дешевый товар может быть качественным, но лучше взять что-то в средней ценовой категории. И желательно от проверенного бренда-производителя.

Для чего измеряют компрессию?

Все известно и понятно, но все же, нужно подумать и над таким вопросом, для чего вообще измерять компрессию? Да, в первую очередь для диагностики двигателя и его состояния. Но на самом деле, измерив компрессию можно сделать и другие выводы:

  1. Как вариант, это определение технического состояния ЦПГ (цилиндропоршневая группа) и, конечно же, состояния клапанов. Однако, можно сказать, что это практически бесполезно, потому что на это самое состояние влияет огромное количество факторов:
    • Сопротивление на выпуске и сопротивление воздушному потоку на выпуске
    • Фазы газораспределения, их соотношения.
    • Скорость вращения коленвала.
    • Изменение утечек воздуха в цилиндропоршневой группе.
    • Просто измерение компрессии для получения результатов работы двигателя в реальных условиях. Все или некоторые вышеперечисленные условия будут проявляться в той или иной степени при низкой компрессии.
    • Чем выше компрессия, тем ниже температура, при которой двигатель сможет без особых проблем завестись. При низких температурах газ уменьшается в объеме, соответственно компрессия становиться еще ниже. Поэтому стоит лишний раз убедиться, что с компрессией все в порядке. Лучше, если она будет в средних значениях, так как при высокой компрессии есть риск повредить двигатель, а при низкой просто нереально будет завести двигатель зимой.

    Процесс измерения компрессии на примере дизельного двигателя

    Как замерить компрессию дизельного двигателя? Вопрос, к которому, изучив основы теории можно переходить. Измерение компрессии дизельного двигателя выполнятся в несколько основных этапов, но для начала нужно учесть некоторые аспекты:

    • Все измерения проводятся исключительно на прогретом дизельном двигателе, его температура должна быть приблизительно около семидесяти — девяноста градусов.
    • Необходимо отключить подачу топлива. В этом может помочь отключение бензонасоса или форсунок. Есть и другие способы ограничить подачу топлива, здесь приведены самые простые варианты.
    • Стоит вывернуть абсолютно все свечи, так как они будут создавать компрессию в других цилиндрах, из-за этого у двигателя при прокрутке стартером упадут обороты. Будет возникать сопротивление вращению.
    • Аккумулятор стоит полностью зарядить или использовать пусковое устройство. Стартер также должен быть исправен.

    Как проверить компрессию в дизельном двигателе? Рассмотрим все этапы замера компрессии:

    1. Итак, приступаем к самой процедуре. Исходя из аспектов первое, что мы сделаем, перекроем подачу топлива для того, чтобы в цилиндре помимо масла больше ничего не создавало излишнюю компрессию. Лучше всего это сделать, отсоединив клеммы с топливного насоса.
    2. Выкрутить все свечи и подсоединить компрессометр. Его установка выполняется точно так же, как и установка обычной свечи. Просто закручиваем измерительный прибор по резьбе.
    3. Теперь же можно подключать заряженный аккумулятор и прокручивать стартером поршни до тех пор, пока стрелка на компрессометре не остановиться в максимальном значении. (Пока не перестанет возрастать давление). Во время выполнения данной операции стоит не забыть поставить нейтральную передачу и ручник. Стоит соблюдать технику безопасности.
    4. Дальше повторить замер со всеми цилиндрами, устанавливая прибор заместо каждой из свеч.
    5. Записать результаты каждого из тестов и сверить их с нормальными показаниями.
    6. Вернуть свечи на место, можно заменить некоторые или все при необходимости.
    7. Восстановить работу бензонасоса (Вернуть подачу топлива). Присоединить клеммы на место.

    Компрессометр (нередко можно увидеть другое название — компрессиметр) — прибор для измерения компрессии в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания. На сегодняшний день существует два основных типов компрессометров:

    Механические компрессометры, построенные на основе обычных стрелочных манометров;
    Электронные компрессометры.

    Наибольшее распространение среди автолюбителей получили компрессометры на основе стрелочных манометров — это наиболее простые по устройству и недорогие приборы, которые может себе позволить практически каждый автовледелец. Электронные компрессометры — приборы более сложные и дорогие, и используется они, в основном, для профессиональной диагностики.

    Механический компрессометр имеет довольно простое устройство. Его основу составляет манометр, к которому подведена металлическая или гибкая трубка, заканчивающаяся запорным клапаном. Измерение компрессии возможно благодаря именно этому клапану — он обеспечивает «запоминание» манометром пиковых показателей давления, которые в цилиндре наблюдаются только десятые доли секунды.

    Работает компрессометр просто: при подключении прибора к цилиндру (через свечное отверстие или отверстие для форсунки) давление горючей смеси через открытый запорный клапан подается на манометр, а моменты падения давления (при движении поршня к НМТ) клапан закрывается, сохраняя давление в трубке компрессометра. Это дает возможность оценивать давление, которое возникает в камере сгорания на очень короткий промежуток времени. После проведения измерения давление в трубке сбрасывается нажатием на кнопку, и стрелка манометра устанавливается на нулевое деление шкалы.

    Механические компрессометры делятся на несколько видов по назначению, способу подключения к двигателю и устройству трубки.

    Компрессометры для бензиновых двигателей;
    Компрессометры для дизельных двигателей.

    Отличие этих приборов заключается в максимальном давлении, которое они способны измерить. Компрессометры для дизельных моторов могут измерять давление до 40 атмосфер, для бензиновых — до 16 атмосфер.

    По способу подключения к двигателю компрессометры делятся на два типа:

    Прижимные компрессометры оснащаются конической насадкой из резины, которая вставляется в отверстие для свечи или форсунки, и просто прижимается руками — так удается быстро и без лишних действий провести измерение, хотя это связано со значительными физическими нагрузками. Также прижимной прибор очень чувствителен к правильности установки, он может давать утечки и приводить к неверным измерениям. Наконец, прижимной компрессометр невозможно использовать без ассистента, который будет либо держать прибор, либо вращать стартер ключом зажигания.

    Резьбовой компрессометр
    в этом плане более надежен, он оснащается резьбовой насадкой, которая вкручивается в отверстие свечи или форсунки. Прибор этого типа просто вворачивается в отверстие, после чего водитель проворачивает стартер ключом зажигания, и затем смотрит на результаты измерений. Пользоваться резьбовым компрессометром можно в одиночку, что и делает его привлекательным для автолюбителей.

    По устройству трубки компрессометры делятся на несколько видов:

    С жесткой металлической трубкой;
    С гибкой резиновой трубкой;
    С комбинированной трубкой.

    Жесткая трубка наиболее удобна для прижимных компрессометров, так как она дает возможность надежно удерживать прибор во время измерения. Гибкая трубка очень удобна тем, что она позволяет работать даже в труднодоступных местах без демонтажа мешающего в проведении измерения оборудования двигателя. Комбинированные трубки состоят из короткого металлического участка и более длинной гибкой трубки, что представляет определенное удобство.

    Наконец, компрессометры могут оснащаться трубкой различной длины, причем многие производители приборы с увеличенной трубкой называют удлиненными.

    Отдельно нужно сказать о градуировке манометра и принятых условных обозначениях. Все манометры могут быть отградуированы в МПа (0,1 МПа примерно равен одной атмосфере), кгс/см2 (один кгс/см2 равен одной атмосфере), в барах (1 бар приблизительно равен атмосфере) либо непосредственно в атмосферах. В компрессометрах зарубежного производства чаще всего используется градуировка в psi (фунт-сила на квадратный дюйм), одна psi примерно равна 0,07 атмосферы.

    Но для удобства манометр почти всех компрессометров разделен на два цветных сегмента: слева расположен красный сегмент, нахождение стрелки в нем говорит о слишком низкой компрессии; справа расположен зеленый сегмент, нахождение стрелки в нем говорит о том, что компрессия в пределах нормы. В большинстве случаев этого более чем достаточно для общей оценки состояния двигателя.

    Сегодня рынок предлагает огромное количество компрессометров, которые условно можно разделить на несколько типов по комплектации:

    Компрессометры минимальной комплектации;
    Компрессометры расширенной комплектации;
    Комплекты компрессометров для проведения измерений в бензиновых и дизельных двигателях.

    Минимальную комплектацию имеют наиболее простые прижимные компрессометры — обычно в упаковке находится только сам прибор без каких-либо аксессуаров, но иногда встречаются и комплекты с одним-двумя переходниками. Также в минимальной комплектации поставляются и резьбовые компрессометры, но они почти всегда имеют переходники для измерения в двигателях с различной резьбой под свечи и форсунки.

    Расширенную комплектацию могут иметь любые приборы, обычно в такую комплектацию входят различные адаптеры, удлинители (жесткие и гибкие) и т.д.

    Отдельную категорию составляют наборы компрессометров для измерения компрессии в бензиновых и дизельных двигателях. Так как диапазоны давлений в этих типах ДВС совершенно разные и нигде не пересекаются, то один и тот же манометр для них не подходит. Поэтому в комплекты обязательно входит два манометра (для бензиновых моторов и дизелей), а также множество переходников, трубок и других аксессуаров.

    Простому автолюбителю лучше всего подойдут приборы в минимальной или расширенной комплектации, а комплекты для разных типов двигателей стоит выбирать тем, кто постоянно работает с моторами различных типов.

    Порядок работы с компрессометром

    Работа с компрессометром не слишком сложна, хотя имеет свои особенности и тонкости. Измерение компрессии в бензиновых и дизельных двигателях несколько отличается, поэтому опишем их отдельно.

    Измерение компрессии в бензиновых моторах проводится в следующем порядке:

    1. Прогреть двигатель (недопустимо проводить измерение на холодном моторе);
    2. Демонтировать свечи зажигания, отсоединить высоковольтные провода от катушки зажигания, отсоединить коммутатор от катушки зажигания, либо закоротить силовой вывод катушки на корпус(вобщем любыми путями вывести ее из работы, пробой штука неприятная);
    3. Прекратить подачу топлива.(если возможно)
    4. Установить компрессометр в отверстие одного из цилиндров;
    5. Сделать не менее 5ти обротов КВ стартером(на слух слышно)
    6. Произвести снятие показаний с прибора;
    7. Повторить для остальных цилиндров.

    Измерение компрессии в дизельном двигателе проводится аналогично, но с некоторыми исключениями:

    Прогреть двигатель до рабочей температуры (вообще, температура мотора не должна быть ниже 30°C);
    Отключить подачу топлива на форсунки (для разных типов моторов необходимо выполнить разные действия — отсоединить разъемы клапанов, отключить насос, дозатор и т.д.);
    Обесточить свечи накаливания (если они есть);
    В двигателях со свечами накаливания — выкрутить свечи, вкрутить компрессометр в отверстие свечи одного из цилиндров;
    В двигателях без свечей накаливания — выкрутить форсунки, компрессометр вкручивать в их отверстия;
    На протяжении 5-10 секунд стартером проворачивать коленчатый вал двигателя, либо проворачивать до тех пор, пока показания компрессометра перестанут увеличиваться;
    Повторить измерение для остальных цилиндров.

    По результатам измерений можно делать выводы о состоянии двигателя. Но в первую очередь нужно смотреть не на значение компрессии, а на разность компрессии в цилиндрах. Для бензиновых двигателей разница компрессии в цилиндрах может составлять 0,5-1 атмосферу, для дизельных — 2,5-3 атмосферы. Если в каком-то цилиндре компрессия значительно ниже, чем в остальных, нужно принять меры для устранения утечек.

    Также очень важно отслеживать (если это возможно) динамику роста показаний манометра во время измерения. Например, если сначала компрессия увеличилась, но затем ее рост прекратился и не достиг нормального уровня, то это может свидетельствовать о наличии серьезных утечек в связи с повреждениями клапанов, наличием трещин в цилиндрах или поршнях, и т.д. Если при первых оборотах прибор показывает слишком низкую компрессию, которая затем медленно растет, то это говорит о плохом состоянии поршневых колец, а также об износе поршня или стенок цилиндра.

    Какие выводы можно делать по результатам измерений компрессии? Низкая компрессия свидетельствует об износе деталей ЦПГ и ГРМ, однако такая же ситуация также может говорить о неисправности стартера (не развивает достаточных оборотов), засорении выхлопной трубы или воздушного фильтра. Если проверка всех этих компонентов не выявляет неисправности, то нужно разбирать двигатель, производить осмотр и предпринимать те или иные действия. Обычно проблема решается заменой поршневых колец или клапанов, но иногда приходится предпринимать и более серьезные меры — производить замену поршней с последующей расточкой цилиндров. Если же вы не уверены в возможности восстановить нормальную компрессию двигателя, то лучше всего обратиться к специалистам.

    Периодическая проверка компрессии двигателя — простой и надежный способ экспресс-диагностики силового агрегата в условиях гаража. Имея в руках простой компрессометр, можно легко определить причины ухудшения работы двигателя и предпринять меры для устранения проблемы. И эта диагностика доступна каждому автомобилисту.

    Состояние двигателя способен оценить обыкновенный компрессометр. Но насколько вменяем он сам? Десяток наиболее распространенных приборов оценивал Алексей Воробьев-Обухов.

    НЕ НАДО ДУМАТЬ, ЕСЛИ ЗАКОН ВЕЛИТ

    Приобрести их труда не составило: почти в каждом автомагазине один-два найдется. Поразил диапазон цен: от 300 до 10 500 рублей! И ни одного цифрового — только с круглыми манометрами (в каком веке живем?). К каждому прилагается побогаче или победнее набор насадок и переходников для подсоединения к цилиндру двигателя. Внятной можно назвать инструкцию на русском языке только ту, что вкладывают в упаковку к отечественному изделию с претенциозным названием «Друг». И ладно бы на английском — его уже многие так-сяк освоили, но попалось руководство на польском языке («на польский — глядят, как в афишу коза. »). В большинстве же коробок с приборами вообще не оказалось инструкций, так что, если возьмет их впервые в руки неосведомленный, не будет знать, что куда вставлять и на что смотреть. Или изготовители полагают, что компрессометры — инструмент для профи? Ничего они не должны полагать, а обязаны выполнять Закон о защите прав потребителей, который запрещает выпускать в продажу сложные технические изделия без внятного «мануала».

    При измерениях мы руководствовались классами точности, указанными на шкалах манометров, и здравым смыслом: погрешность приборов в лаборатории проверили в точках 5, 10 и 15 бар, соответствующих «убитому», нормальному и в превосходном состоянии бензиновым моторам.

    НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ДОРОГО

    Подробные результаты испытаний приведены, как обычно, в таблице и подписях к фото. По ним вы поймете, что из 10 компрессометров не показали ими же обещанной точности измерений два образца, у одного из которых к тому же клапан не держал давление. Еще в одном стрелка цепляла за винт крепления шкалы; нашелся и такой, который можно использовать, только если поставить дополнительную прокладку — чтобы воздух не свистел из соединений. Лучшими показали себя компрессометры за 520, 1000 и 10 500 рублей, и тем самым они посмеялись над расхожим мнением, что хорошее не может быть дешевым.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ КОМПРЕССОМЕТРОВ

    10 место: «Друг»

    Заявленный производитель: ООО «Измерит», Россия

    Ориентировочная цена: 450 руб.

    Обидно: единственный прибор с подробной инструкцией, указанием характеристик, «неограниченной гарантией» — и такой прокол с обратным клапаном: показания «стекают» к нулю буквально за пару секунд. Внешне клапан похож на копеечный шинный, но вдруг у него другие характеристики? А по точности — вполне приличный прибор.

    9 место: TU-3

    Заявленный производитель: Star Products Division, США

    Ориентировочная цена: 2100 руб.

    В комплекте — гибкий удлинитель, переходники под разную свечную резьбу, быстросъемный разъем… Вот в последнем-то и не оказалось уплотнительной прокладки. В лаборатории подобрали подходящую резинку, после чего прибор показал результаты на уровне второго места. Но по сути-то брак. К тому же в коробке нет ни паспорта, ни описания.

    G-320HD

    8 место: G-320HD

    Заявленный производитель: Black Horn, Тайвань

    Ориентировочная цена: 430 руб.

    Компрессометр с гибким шлангом и переходником под резьбу 14 и 18 мм. На обороте блистера инструкция на английском и русская этикетка со ссылкой на пройденную сертификацию. Тем не менее погрешность в точках 10 и 15 бар весьма значительная, что и обусловило занятое место.

    КA-6721KN

    7 место: КA-6721KN

    Заявленный производитель: Tien Chien Enterprises, Тайвань

    Ориентировочная цена: 3700 руб.

    В огромном упаковочном ящике — уйма переходников, запасные прокладки и даже клапан. Подробная инструкция на английском (увы!) с пиктограммами для непонятливых. Манометр в защитной резиновой оболочке. В общем, инструмент для профи. А вот точность — сугубо любительская.

    RHINO G-324

    6 место: RHINO G-324

    Заявленный производитель: не указан, Тайвань

    Ориентировочная цена: 600 руб.

    В аккуратной пластиковой коробке сам компрессометр, гибкий и жесткий удлинители, резьбовые и конический переходники. Большой внутренний диаметр трубки-удлинителя, а соответственно и немалый присоединенный объем — причина значительного снижения показаний, особенно в точках 10 и 15 бар. Нет никакого описания. И претензии предъявить некому.

    AR020021

    5 место: AR020021

    Заявленный производитель: JONNESWAY Enterprise, Тайвань

    Ориентировочная цена: 520 руб.

    Простой в использовании и компактный прибор с коническим уплотнением. Но для двигателей с утопленными даже в не очень глубоких колодцах свечами непригоден. (Впрочем, есть версия с гибким шлангом.) Инструкция по-английски напечатана на коробке, но текст быстро станет нечитаемым. Точность неплоха, на 15 барах погрешность вообще нулевая.

    4 место: TOYA 81710

    Заявленный производитель: не указан, Тайвань

    Ориентировочная цена:460 руб.

    Компрессометр с гибким шлангом и переходниками под резьбу 14 и 18 мм показал неплохие результаты. На оригинальной тайваньской коробке инструкция на английском. Название производителя заклеено стикером польской фирмы, для которой прибор изготовлен. Потому и инструкция на польском языке. Российская же наклейка свидетельствует о сертификации, указан адрес поставщика в Москве.

    TOYA 81710

    3 место: «МТП-1М»

    Заявленный производитель: не указан, Россия

    Ориентировочная цена: 300 руб.

    Чудо-прибор явно отечественного производства. Снабжен жестким удлинителем с коническим уплотнением и удобным грибком, чтобы прижимать компрессометр к свечному отверстию. Название модели взято в кавычки не случайно: это лишь обозначение манометра, а весь прибор, что называется, без роду, без племени. Разумеется, и без руководства. При этом выдает точные результаты!

    «МТП-1М»

    2 место: МТ308М

    Заявленный производитель: Snap-on Tools Company, Мексика

    Ориентировочная цена: 10 500 руб.

    Все признаки профессионального инструмента: индивидуальный серийный номер, переходники, быстросъемный разъем, гарантийный сертификат, многостраничная инструкция для англоязычных пользователей. Но неужели, назначив столь высокую цену, поставщик не мог потратиться на перевод?! Тем более что этого требует закон. Точность измерений чуть подкачала лишь на отметке 15 бар. В остальном все отлично, клапан исправно держит давление.

    МТ308М

    1 место: KA-6640N

    Заявленный производитель: King Tool

    Ориентировочная цена: 1000 руб.

    В коробке ни одной бумажки, зато очень удобные жесткие удлинители (прямой и изогнутый), гибкий шланг и переходники на резьбу 14 и 18 мм с быстросъемным разъемом. Манометр заключен в резиновую оболочку. Но главное — нулевая погрешность во всех трех точках! Плюс надежный клапан и вполне доступная цена.

    Оценить статью
    Добавить комментарий