Содержание
В феврале 2018 г. Правительство РФ подготовило проект постановления: “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате резервируемой мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии”. В октябре 2018 года проект был изменен.
Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой “сетевой” мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов установленных системным оператором (СО).
Предполагается, что с потребителей будет взиматься оплата за неиспользуемую мощность.
Зачем вводится оплата за резерв мощности?
По оценкам Минэнерго, только в 2015 г. крупные потребители не использовали 58% договорной мощности, или 69 ГВт. Мощность не используется и не оплачивается потребителями, но так как сети несут затраты на обслуживание оборудование, то их они включают в свой тариф. Таким образом оплачивают все потребители. Введением оплаты за резервную мощность правительство хочет призвать предприятия к более разумному использованию уже имеющихся мощностей.
Кого касается?
Оплачивать мощность должны будут предприятия у которых резервируемая максимальная мощность составляет более 40 процентов от максимальной мощности энергопринимающего устройства по 12 расчетным периодам предшествовавшим текущему расчетному периоду.
В отношении энергопринимающего устройства, заявка на технологическое присоединение которого подана после 1 июля 2019 года, оплачивается весь объем резервируемой максимальной мощности за расчетный период вне зависимости от величины резервируемой максимальной мощности в текущем и предшествующих расчетных периодах.
В иных случаях, а также в отношении точек поставки, по которым осуществляется экспорт (импорт) электрической энергии, объем резервируемой максимальной мощности не оплачивается, а коэффициент оплачиваемой резервируемой максимальной мощности полагается равным единице.
Объем оплачиваемой резервируемой мощности рассчитывается как процент от резервируемой мощности.
Проектом постановления предлагается ввести следующие коэффициенты:
- в отношении энергопринимающего устройства, заявка на технологическое присоединение которого подана не позднее 1 июля 2019 года:
до 1 января 2020 года -5%;
с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года -10%;
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года -15%;
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года -20%;
с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года -60%;
- в отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств), заявка на технологическое присоединение которого подана после 1 июля 2019 года – 100%.
Так как закон еще не принят, то сроки скорее всего будут смещены.
Как планируется вводить изменения?
Предполагалось, что с первого расчетного периода после даты вступления в силу изменений и до 1 июля 2019 г. по итогам каждого расчетного периода поставщики электроэнергии и сетевые организации в счетах на оплату электроэнергии или тарифов на услугу по передаче электроэнергии должны доводить до сведения информацию об объеме резервируемой мощности потребителя и о порядке его оплаты. Изменения еще не приняты поэтому этот срок скорее всего будет смещен.
Также планируется доносить информацию о порядке уменьшения максимальной мощности, в том числе в порядке перераспределения в пользу потребителей, которые хотят увеличить свою мощность.
Потребителям, у которых резерв мощности попадает под оплату, планируется направить, подписанный со стороны сетевой организации проект соглашения об уменьшении максимальной мощности, предусматривающий обязательства сторон этого соглашения по подписанию документов о технологическом присоединении, фиксирующих объем максимальной мощности после ее уменьшения, а также по внесению изменений в иные документы.
Клиент имеющий намерение снизить объем максимальной мощности и перераспределить объем снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации, указывает в таком соглашении объем мощности, на который уменьшается максимальная мощность, подписывает такое соглашение и направляет в адрес сетевой организации. Также необходимо будет направить копию подписанного соглашения в адрес своего поставщика электроэнергии.
В отношении точек поставки электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации менее 1 года назад, оплачиваемый объем резервируемой мощности принимается равным нулю.
Разберем несколько примеров, какой объем резервируемой мощности будет подлежать оплате в соответствии с актуальным на текущий момент проектом постановления:
Пример 1.
- Регион: Свердловская область
- Уровень напряжения: СН2
- Максимальная мощность по акту о технологическом присоединении – 10000 кВт,
- Фактическая сетевая потребляемая мощность – 5000 кВт.
- Оплачивает услугу по передаче электроэнергии по одноставочному тарифу
Предприятие потребляет 50 % от максимальной мощности.
Резервируемая (неиспользуемая мощность) составляет – 5000 кВт.
В связи с переводом в соответствии с п. 74 Основ ценообразования в энергетике потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, на расчеты по трехставочному тарифу с 01 июля 2013 года в настоящее время практика по таким делам наконец подбирается к кассационным инстанциям.
Что такое мощность вообще и максимальная мощность, в частности.
В контексте применения дифференциации тарифов по уровню мощности последняя бывает: максимальная, фактически потребленная, которая может делиться на фактически потребленную генераторную и фактически потребленную сетевую, а также резервируемую (разница между фактически потребленной и максимальной).
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа, "максимальная мощность" — наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Поскольку обязанности одного лица обычно корреспондирует право другого, то можно выразить понятие и иным образом.
В п. 42 Правил оптового рынка под мощностью понимается особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
В предыдущей редакции Правил оптового рынка понятие выражалось через торговлю мощностью — особым товаром, продажа которого влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности.
Легко заметить, что в Правилах недискриминационного доступа понятие мощности выражается в части обязанностей сетевой организации, в Правилах оптового рынка в части обязанностей производителя мощности. Как такового единого понятия мощности не дается, но оба понятия можно «распространить» на недостающих субъектов.
Из определения следует, что:
1. Максимальная мощность представляет из себя объем мощности, в пределах которого сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии;
2. Момент и способ ее фиксации — в соответствии с документами о технологическом присоединении, которые составляются в процессе техприсоединения (п. 13(1) Правил недискриминационного доступа);
3. Способ ее определения – потребителем (пп. г п. 9 Правил технологического присоединения) исходя из обусловленности составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства). При этом, строго говоря, пункты 24-26 Правил технологического присоединения не содержат такого основания для отказа в заключении договора, как несоответствие максимальной мощности составу энергопринимающего оборудования. Подпункт Б п. 24, устанавливающий основание «отсутствие технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме — если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения» был исключен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442
Иными словами, максимальная мощность – это величина, в пределах которой потребитель вправе требовать от субъектов электроэнергетики выработки для него и передачи ему необходимого объема электроэнергии. Некая услуга, заключающаяся в использовании производственных и передающих мощностей энергосистемы в определенных пределах.
Из этого «права требования» вытекает три следствия:
— это право потребителя – то есть он вправе требовать (использовать) мощность, а не обязан ее использовать;
— это требование в пределах – величина максимальной мощности определяет лишь «потолок» использования энергосистемы, величина реального использования зависит от потребителя. Разница между этим «потолком» и фактически использованной мощностью называется резервируемой мощностью (п. 8(1) Правил недискриминациооного доступа);
— это обязанность сетевой организации и генератора, которую ей навязывает потребитель. Т.е. вне зависимости от фактического использования мощностей оборудование закупается, эксплуатируется и обслуживается субъектами электроэнергетики исходя из «потолка» в пределах которого она может понадобиться. Естественно, что затраты на покупку, содержание и ремонт излишне дорогого оборудования отражаются на тарифе для всех потребителей;
— поскольку максимальная мощность – это право и обязанность, то ее исполнение должно оцениваться в точке поставки (п. 2 Правил недискриминационного доступа), а не до нее — в сетях сетевой организации или после — в сетях потребителя.
В составе трехставочного тарифа оплачиваются ставка за объем электроэнергии, ставка за объем мощности в соответствии с п. 15(1) Правил техприсоединения – так называемая сетевая мощность, ставка за объем мощности в соответствии с п. 111 Основных положений – так называемая генераторная мощность. Если проще – ставка за сырье, использованное для производства электроэнергии (или, собственно «чистая» стоимость электроэнергии), ставка за использование части электростанции, израсходованной на производство (генерацию) данного объема электроэнергии, ставка за использование линий электропередач и подстанций сетевой организации, по которой она была передана (сетевая мощность).
О трехставочном тарифе
Суточные графики нагрузки энергосистемы обычно имеют форму буквы М, «левый» утренний пик которой приходится на период начала работы предприятий, а «правый» вечерний на возвращение работников домой.
Для покрытия пиковых нагрузок приходится применять дополнительные мощности оборудования, таким образом, теоретически, при сглаживании пика нагрузок, уменьшается потребность в оборудовании и затраты, которые потом закладываются в тариф.
Трехставочный тариф, в теории, стимулирует потребителей к планированию почасового потребления за счет того, что количество подлежащей оплате мощности определяется именно в часы максимума энергосистемы (фактического и планируемого).
Вторая важная задача – высвобождение ненужной максимальной мощности, которой по данным Минэнерго РФ накопилось примерно 69 ГВт (http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1447& >
Если после процесса техприсоединения, в котором устанавливаются права и обязанности сторон и проводятся технические мероприятия по закупке и установке оборудования, состав электроприемников изменился, это не повлияло на обязанности сетевой организации, поскольку в правовом и экономическом плане мощность у нее не высвободилась – все так же требует эксплуатации и ремонта слишком «большой» трансформатор на вышестоящей подстанции, который используется не в полном объеме.
Тут напрашивается решение использовать этот трансформатор для снабжения также еще и другого потребителя за плату (передать часть мощности этого трансформатора). Но увы, до отказа потребителя в пользу этого самого третьего потребителя или сетевой организации данные мощности использованы другим способом быть не могут (не считая нарушений вроде превышения допустимой мощности загрузки подстанции 😉 )
Судебная практика
Предмет споров в данном контексте уже получил свое емкое определение «споры об отнесении к категории потребителей выше (не менее) 670 кВт».
Практика пока что относительно устоялась на уровне апелляционных арбитражных судов, по части которых срок на обжалование актов которых не истек, поэтому приводятся только ссылки на номера дел. Следует учитывать, что она в любой момент может быть изменена.
Сетевые организации и гарантирующие поставщики в 2х месячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 должны были предупредить потребителей о необходимости включения величины максимальной мощности в договора энергоснабжения. «Принудительный перевод» потребителей выше 670 кВт на трехставочный тариф начался почти год спустя, с 01 июля 2013, таким образом, потребителям было дано время на приведение документов о технологическом присоединении в порядок и выполнение требований п. 143 Основных положений функционирования розничных рынков в части оснащения подходящими приборами учета. Кроме того, в информационных целях величина резервируемой мощности должна быть указана в счетах для оплаты (п. 80 Основных положений функционирования розничных рынков).
Вместе с тем, указанные меры не всегда приводят к согласованному мнению об отнесении к определенной категории конкретного потребителя. Чаще всего споры возникают в силу изменния фактического состава элеткрооборудования при "сомнительных" основаниях его фиксации в документах о техприсоединении.
Примечание: В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 № 16260/06 (дело «Мосэнерго против Мосрентген») в отношении уровня напряжения содержится вывод о том, что «данный показатель связан с тарифом, но является техническим, который стороны вправе согласовать в договоре». Суть спора состояла в том, что стороны в договоре согласовали энергоснабжение по уровню напряжения ВН, при этом фактически энергоснабжение осуществлялось по уровню СН-II. Президиум пришел к выводу, что необходимо применять тот уровень напряжения, который установлен в договоре, а не фактически имеющийся. Указанное постановление широко применяется в арбитражной практике (например, в отношении применения тарифов при продаже электроэнергии — Определение ВАС РФ от 21.08.2013 N ВАС-10489/13 по делу N А40-123973/12-109-379, Определение ВАС РФ от 26.06.2013 N ВАС-7378/13 по делу N А03-6211/2012, по аналогии в отношении определения платы за услуги по передаче электроэнергии — Определение ВАС РФ от 21.06.2013 №ВАС-10489/13 по делу №А40-123973/12).
Суд первой инстанции по делу А40-121875/2013 «со ссылкой на Приложение № 2 к Договору энергоснабжения истец указал, что точка поставки для ОАО «Оборонэнергосбыт» (в/ч 03770) является ТП-657, максимальная (разрешенная) мощность потребителя ОАО «Обороэнергосбыт» составляет 3390 кВт/кВа.
Вместе с тем, истцом при расчете стоимости поставленной электроэнергии не учтен, факт изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт».
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами (однолинейными схемами, АРБП) подтверждается, что подлежащая учету при расчетах максимальная мощность каждого из энергопринимающих устройств потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» составляет менее 670 кВт»
Апелляционным определением от 20.03.2014 указанное решение отменено, иск из трехставочного тарифа удовлетворен. При этом указано, что «Отыскиваемая по настоящему делу сумма задолженности за июль 2013 года в размере 838.667,67 руб. представляет разницу между применяемыми сторонами тарифами на электрическую энергию. […] Содержание указанных актов не может быть принято апелляционный судом, поскольку сторонами в установленном порядке изменения в договор не вносились, указанные акты ответчиком истцу не направлялись, иных точек поставки договором энергоснабжения не предусмотрено и сторонами не согласовано, а доводы ответчика относительно изменения границ балансовой принадлежности по существу направлены на одностороннее изменение условий договора энергоснабжения, что недопустимо.»
Аналогичная судебная практика:
АСгМ — А40-124097/2013, А40-154257/2013, А40-123271/2013, А40-141028/2013, А40-122264/2013, А40-164441/2013, А40-141040/2013, А40-26118/2014
Иные суды: А41-61116/2013, А32-30048/2013, А56-72431/2013, А51-5400/2014
В отношении большых суммы задолженности — у потребителя существует обязанность оснащения специальными приборами учета, которую они часто не выполняют (дело № А55-24802/2013 по иску Самараэнерго к РЭК), в силу чего размер фактически использованной мощности определяется расчетным способом.
Как рассчитывается резервируемая максимальная мощность?
Вопрос: Как рассчитывается резервируемая максимальная мощность?
Ответ: Добрый день. По нормативке: Резервируемая максимальная мощность определяется как разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя и мощностью, использованной в соответствующем расчетном периоде для определения размера обязательств потребителя по оплате услуг по передаче электрической энергии
А проще: Резервируемая максимальная мощность — это разность между максимальной мощностью и фактической мощностью
По нормативке фактическая мощность определяется так: Мощность, использованная в соответствующем расчетном периоде для определения размера обязательств потребителя по оплате услуг по передаче электрической энергии, принимается равной среднему арифметическому значению из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
Если это перевести на простой язык, то фактическая мощность, рассчитывается как среднее значение из максимальных значений в часы пиковой нагрузки (в часы СО) за каждый рабочий день
Фактическая мощность для расчёта величины РММ считается так:
- берётся собственное почасовое потребление за месяц
- в каждый рабочий день определяются часы пиковой нагрузки (часы СО)
- каждый рабочий день из всех часов пиковой нагрузки выбирается максимальное почасовое значение потребления
- все максимальные значения в рабочие дни за месяц складываются
- полученная сумма делится на количество рабочих дней в месяце В итоге получается величина фактичеcки потреблённой мощности. Она то и вычитается из максимальной мощности.
Часы пиковой нагрузки (часы СО) устанавливаются Системным оператором на год вперёд
Максимальная мощность — это та мощность, которая зафиксирована в Акте разграничения балансовой принадлежности (или в договоре электроснабжения). То есть эта та мощность которую вам разрешено выбирать из сетей. В пределах которой сетевая организация обязуется оказывать вам услуги. Она измеряется в кВт. У кого-то в актах разграничения балансовой принадлежности раньше она именовалась как разрешённая мощность.
Если максимальная мощность указана в документах, то берётся она.
Если нет, то берётся часовой максимум, определенный по результатам проведения контрольных замеров:
- либо за последние 5 лет
- либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет