Лицензия на сбор транспортирование обработку утилизацию отходов

Лицензия на сбор транспортирование обработку утилизацию отходов

Содержание

С 01.01.2018 термин «сбор отходов» определен как деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение[1]. При этом ранее сбором отходов также признавалась деятельность по приему отходов в целях их дальнейшего транспортирования.

Итак, с 01.01.2018 прием отходов в целях их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, сбором отходов не является. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли переоформлять лицензии в области обращения с отходами лицам, более не осуществляющим деятельность по сбору отходов в смысле, придаваемом действующей редакцией (от 31.12.2017) ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ)?

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

[…]
2) лицензия[2] — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
[…]

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

Читайте также:  Можно ли красить паркет краской

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
[…]
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
[…]

Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее — Положение о лицензировании), установлен исчерпывающий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в числе которых, в частности, следующие:

• сбор отходов I класса опасности;

• сбор отходов II класса опасности;

• сбор отходов III класса опасности;

• сбор отходов IV класса опасности.

Таким образом, лицензируемым видом деятельности в области обращения с отходами является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности — отдельные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности.

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению[3] в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
[…]
9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. […]
[…]

Извлечение
из Положения о лицензировании

[…]
7. При намерении[4] осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии […]
[…]

Как видим, в отличие от Федерального закона № 99-ФЗ Положение о лицензировании обязывает переоформлять лицензию в области обращения с отходами только в случае расширения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Следовательно, в настоящее время Положение о лицензировании не приведено в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ — вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актом, регулирующим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[1] См. подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).

Лицензия деятельность по обращению с отходами – документ выдаваемый Росприроднадзором, разрешающий сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности, действующий на всей территории РФ. Срок действия лицензии на обращение с отходами — бессрочно.

Срок разработки: от 30 дней

Срок согласования: от 30 дней

Срок действия: бессрочно

Опасные отходы — вещества обладающие опасными свойствами или содержащие возбудители инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно ФЗ-99 от 04.05.2011г. "О лицензируемых видах деятельности", лицензию необходимо получать на осуществлении следующих действий с отходами I – IV классов опасности: сбор, использование, обезвреживание, размещение, утилизация, транспортирование. Для оценки опасности отходов Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 г. установлены методы расчета опасности и 5 классов опасности:

Какие лицензии на обращении с опасными отходами можно получить:

Оформление лицензии на обращение с опасными отходами осуществляется на 6 основных видах деятельности I-IV (на V класс опасности лицензия не требуется) :

В соответствии с законодательство все данные лицензии являются бессрочными при соблюдении определенных требований. При не соблюдении установленных требований, а также в случае изменения законодательства, лицензию необходимо переоформлять.

ВАЖНО: 9 августа 2016 года вступил в силу Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).

Не требуется лицензия на обращение с опасными отходами на следующие виды деятельности:

  • Деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности;
  • Деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Геннадиевич Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик. По словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог.

Основные изменения с 1 июля 2015 года

Пунктами «а»и «б» ч.2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ предусматривается, что лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), имеющие данные лицензии, вправе до этой этой даты переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

ЮЛ и ИП, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осуществление этих видов деятельности до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности без новой лицензии не допускается.

Предыстория: ранее п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458 предусматривал, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до вступления в силу поправок от 29.06.2015, действуют до 30 июля 2015 года. Но в связи с тем, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 вступил в силу с момента официального опубликования, которое состоялось 30 июня 2015, огромное количество природопользователей смогло избежать ситуации, когда все действующие ранее лицензии «попросту» стали недействительны.

Стоит отметить, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 имеет более гибкий подход к лицензированию деятельности по обращению с отходами, чем изначальный ФЗ от 29.12.2014 N 458. Но даже более гибкий подход не сможет помочь решить все сложности с переоформлением лицензии, в особенности, нехватку времени. А это значит, что будут продлевать сроки, но не стоит «расслабляться».

ВАЖНО: 16.10.2015 Росприроднадзор разъяснил некоторые вопросы по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами. Росприроднадзора № АС-03-03-36/18448 от 16.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

Помимо изменений в лицензировании ФЗ от 29.06.2015 N 203 содержит и иные поправки к ФЗ от 29.12.2014 N 458, а именно:

1. Было устранено противоречие между ФЗ N 458 и Федеральным законом от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в отношении горных выработок.

При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. Соответствующие виды отходов не включаются в лимиты на размещение отходов.

Применительно к обращению отходами требования в отношении их захоронения заменяется требоавниями к размещению, то есть определенные требования распространяются и на хранение отходов.

2. Были уточнены некоторые положения в ФЗ от 23.11.1995 N 174 «Об экологической экспертизе», а именно:

а) наименование государственного экологического надзора;
б) объекты государственной экологической экспертизы.

В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю лицензии и (или) лицензиату?

В соответствии с п. 12 Административного регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016, государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора.

Перечень необходимой документации

Список необходимых документов и информации для каждого вида деятельности может отличаться. В данном перечне представлены основные документы:

  1. Устав организации
  2. Свидетельство о государственной регистрации
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН
  4. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
  5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО
  6. Документы на право владения (аренды) землей, помещения (договоры, свидетельства)
  7. Договоры на теплоснабжение
  8. Договоры на энергоснабжение
  9. Договоры на водоснабжение
  10. Договоры на обращение с отходами
  11. Договор на проведение дератизации помещений
  12. Приказ о назначении ответственного лица по обращению с отходами
  13. Свидетельства о профподготовке допущенных к обращению с отходами лиц
  14. Программа образовательного учреждения, подготовившего специалистов по обращению с отходами. Номер лицензии образовательного учреждения
  15. Проект по отходам (ПНООЛР), Лимиты на размещение отходов, Паспорта опасных отходов
  16. Форма 2-ТП и расчет платы за негативное воздействие
  17. Санэпид-заключение по допустимым выбросам (ПДВ), разрешение на выброс в воздух
  18. Санэпид-заключение по нормативам предельно допустимых сбросов (НДС), разрешение на сброс загрязняющих веществ в воду
  19. Программа производственного контроля по отходам
  20. Ситуационный план расположения площадки
  21. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  22. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  23. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
  24. Перечень отходов к лицензированию

Наши специалисты окажут профессиональную поддержку в получении лицензии на деятельность по обращению с отходами. Позвоните!

  • Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 13.07.2015);
  • Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015);
  • Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ под грубым нарушением лицензионных требований понимается:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;

б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I — IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

С отрудники Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу подготовили памятку по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Государственная пошлина

Письмо Росприроднадзора от 22 февраля 2018 г. № РН-10−02−28/3366 «Об уплате государственной пошлины».

При повторном обращении после отказа — государственная пошлина оплачивается повторно.

Размер государственной пошлины — ст. 333 Налогового кодекса РФ:

  • предоставление лицензии — 7 500 рублей;
  • переоформление лицензии — 3 500 рублей/ 750 рублей (зависит от причины переоформления);
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей.

Лицензирование

Федеральный закон года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Заявление на предоставление лицензии на деятельность по обращению с отходами оформляется в соответствии с приказом Росприроднадзора № 132.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1062.

Согласно этому Положению, лицензионными требованиями, которые предъявляются к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям — для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Право собственности или иное законное основание:

  • свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений;
  • договор аренды на здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения;
  • разрешение на строительство;
  • акт ввода в эксплуатацию.

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям — для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

  • договор купли-продажи оборудования или специальных установок;
  • договор аренды оборудования или специальных установок;
  • транспортные накладные;
  • заключение ГЭЭ на технику в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 174 «Об экологической экспертизе».

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасностикопии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

  • ПТС на автотранспорт;
  • Договора аренды.

Письмо Росприроднадзора № СР-08−02−31/6025:

требование о наличии свидетельств о перевозке опасных грузов при намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов на территории России отсутствует, требование наличие ДОПОГ на транспортные средства, является неправомерным.

года одним из требований, предъявляемых к специальному оборудованию транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, является оснащение их аппаратурой спутниковой навигации. Следует из п. 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1156.

Транспортные, технические средства и системы, которые должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ № 641):

автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 Положения о лицензировании.

  • Копии свидетельств (сертификатов)
  • Трудовые договоры
  • Должностные инструкции

Приказ МПР России № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»:

  • не менее 112 часов профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами (по необходимости актуализировать);
  • Свидетельство (сертификат) о повышении квалификации по обращению с отходами должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами.

Порядок проведения лицензирования указан на схеме

Порядок лицензионного контроля указан на схеме

Переоформление лицензий

Лицензии переоформляют в следующих случаях:

  1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования;
  2. Изменение наименования юридического лица;
  3. Изменение адреса места нахождения юридического лица;
  4. Изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  5. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
  6. Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Сроки предоставления, переоформления лицензии

Предоставление лицензии — 45 рабочих дней.

Переоформление лицензии ( в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 30 рабочих дней.

Переоформление лицензии ( в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения наименования юридического лица, адреса места нахождения юридического лица, изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 10 рабочих дней.

Дополнительная информация

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещен (Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 № 1589-р). Перечень включает:

  • с 1 января 2018 — 67 отходов
  • с 1 января 2019- 41 отход
  • с 1 января 2021 — 73 отхода

«>

Оценить статью
Добавить комментарий
Переоформить
Не требовалась лицензия Сбор отходов (I-IV)
Сбор отходов (I-IV) до 1 июля 2016 года
(по старым требованиям: до 1 января 2016 года )
Транспортирование отходов (I-IV) Транспортирование отходов (I-IV)
Обработка отходов (I-IV) Обработка отходов (I-IV)
Утилизация отходов (I-IV) Утилизация отходов (I-IV)
Требовалась лицензия Обезвреживание отходов (I-IV) Обезвреживание отходов (I-IV) до 1 января 2019 года
Размещение отходов (I-IV) Размещение отходов (I-IV)
Не требовалась лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности Не требуется лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности
Деятельность по обращению с отходами V класса опасности Деятельность по обращению с отходами V класса опасности