Лак для росписи по дереву

Лак для росписи по дереву

Содержание

Издавна наши предки рисовали на деревянных поверхностях разнообразные узоры. Ведь роспись по дереву великолепно смотрится и на деревенском наличнике, и на кухонной деревянной утвари, уместна она и в интерьере жилых помещений.

Возможно, кто-то захотел бы сам попробовать украсить свое жилье расписными предметами обихода, но не знает, с чего начать, что для этого нужно. Для этого нужно, кроме кистей и красок, совсем немного – большинство из необходимых вещей можно обнаружить у себя дома.

Подготавливаем все для работы

Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:

  • заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
  • мягкий карандаш;
  • ластик;
  • наждачную бумагу различной зернистости;
  • бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
  • набор кисточек различной толщины;
  • палитру;
  • шаблоны (для не умеющих рисовать);
  • краску;
  • грунтовку;
  • прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
  • емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).

Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.

Особенности красящих материалов

Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:

Гуашевые

По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:

  • легко наноситься на поверхность;
  • после высыхания не стираться, не растрескиваться.

Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.

Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.

Акварельные

Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:

  • ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
  • после высыхания прочно держаться.

Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.

Акриловые

Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.

Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.

Масляные

Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.

Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:

  • дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
  • прочные, после высыхания их удалить невозможно.

Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.

Анилиновые

Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:

  1. Ими легко рисовать.
  2. С ними можно получить множество красивых оттенков.
  3. Стоят недорого.

Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.

Готовимся расписывать

Прежде чем наносить красивые узоры, основу необходимо подготовить. Для этого надо выполнить следующие действия:

  • зачистить «шкуркой», постепенно меняя от более крупной к более мелкой, основу до гладкости;
  • покрыть поверхность грунтовкой по дереву, соответствующей применяемой краске;
  • дождаться высыхания грунта и нанести цветовую основу, выкрасив изделие нужным цветом.

После высыхания цветовой основы, возможно нанесение рисунка по любой технологии.

Как сделать рисунок

В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

  • точечную;
  • с использованием трафарета;
  • рисунка по эскизам.

Трафаретный метод

Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.

Точечный метод

Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

По эскизам

Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать). Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество.

Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

Материалы для покрытия древесины должны защищать поверхность от разрушения, гниения и внешних повреждений.

Верно подобранный состав продлевает жизнь деревянной мебели. В этой статье мы расскажем, на что особенно важно обратить внимание при выборе лака или краски, что предлагает рынок и в чём разница между материалами.

Выбрать подходящие краски для дерева и купить с доставкой по Москве и всей России, вы можете в нашем каталоге.

Краска для дерева — внутри и снаружи

Наружные работы

Цель покраски в первую очередь влияет на выбор материала: некоторые составы проявляют свои лучшие качества при наружной отделке, но использовать их внутри помещений не рекомендуется, а другие созданы для внутренних работ и почти бесполезны на улице.

Особенности наружной отделки диктуют материалам свои требования. Краска для фасада дома и садовой мебели, беседки и забора выдерживает переменчивые климатические условия: жару, солнечные лучи летом, высокую влажность и мороз в холодное время года. Под влиянием ультрафиолета и погодных условий цвет не должен бледнеть, а само покрытие — трескаться и разрушаться от внешнего воздействия. Окрашивание защищает дерево от гниения и насекомых и выполняет не только декоративную функцию.

Внутренняя отделка

Внутренние работы в жилом помещении первую очередь должны быть безопасными как во время проведения ремонта, так и после, в период эксплуатации. Некоторые материалы выделяют в воздух летучие органические соединения. Они вредят окружающей среде, накапливаются в организме человека и способствуют возникновению аллергий и хронических заболеваний. Во время работ с подобными материалами обязательно использовать средства защиты кожи и дыхательных путей и тщательно проветривать помещение. Уберечь себя и свою семью от лишнего вреда можно, если остановить свой выбор на экокраске. Натуральные компоненты в составе лакокрасочных материалов позволяют людям с особой чувствительностью, детям и беременным красить и не бояться за здоровье себя и близких.

Технические требования к краске для дерева отличаются в зависимости от помещения и будущего использования: в ванной, кухне и других комнатах, где необходима частая влажная уборка и неизбежны перепады температур, поверхность мебели должна быть к этому готова. Обычно производители указывают стойкость к воде и моющим средствам на упаковке товара.

Краска для росписи по дереву в детской комнате отвечает ещё более жёстким требованиям: она должна быть абсолютно экологически безопасной, прочной и стойкой к мытью. Ведь ребёнок растёт, играет, исследует мир и начинает с собственной комнаты.

Особенности поверхности

Вполне понятно, в чём разница между окрашиванием металла, бетона и фанеры: они совсем разные, поэтому одной поверхности нужна грунтовка, а другая впитывает краску, поэтому её потребуется немного больше. Принципиальное различие между покраской впервые и покрытием ранее окрашенных изделий тоже понятно, хотя мы и остановимся на этом позже.

Краска для разных пород дерева

Древесина различных пород, не говоря уже о её производных, тоже отличается между собой, хотя это не бросается в глаза. Сосна и другие хвойные деревья выделяют смолу. Обычно в результате необходимой заводской обработки смолы кристаллизуются и перестают выходить на поверхность, но иногда это может препятствовать окрашиванию. Это происходит из-за того, что дерево не до конца высохло или из-за перепада температур. Сосна — мягкая древесина, поэтому на ней быстро образуются вмятины, царапины и сколы. При реставрации такой мебели можно исправить дефекты с помощью обработки мастикой или шлифовки.

Необработанная древесина дуба и ясеня имеет пористую и впитывающую структуру. Поэтому для окрашивания мебели из этих пород дерева расход краски будет выше, либо понадобится сначала покрыть изделие специальным грунтом для закупоривания пор. Рыхлое и мягкое дерево тополя и липы, хотя и не относятся к пористым породам, но тоже впитывают лак и краску.

Производные древесины — фанера, обычные и ламинированные ДСП, МДФ — гораздо дешевле, чем массив, но выбирать краску для них нужно ещё более серьёзно. ЛДСП и ДВП почти не поддаются покраске: даже акриловая краска слезает с них тонкой плёнкой. Все эти свойства дерева влияют и на технологию покраски.

Покрасить мебель впервые или заново

Как мы уже упоминали, процесс окрашивания дерева в первый раз отличается от обновления покрытия. Неокрашенное изделие впитывает часть красящего состава. Чтобы этого не происходило, поверхность необходимо загрунтовать или покрыть первым слоем краски, который выполняет аналогичную функцию. Например, краски для росписи по дереву Верненской мануфактуры не требуют предварительной обработки поверхности, а для впитывающих и глянцевых поверхностей первый слой выступает своеобразной грунтовкой. Главное, до начала работ очистить и обезжирить изделие.

Обновление покрытия или покраска ранее окрашенной мебели ставит перед мастером немного другие вопросы: обязательно ли снимать старую краску, можно ли красить лакированную мебель и что делать с царапинами и вмятинами.

Можно не удалять

Старое покрытие служит грунтующим слоем, благодаря ему новая краска лучше держится. Если старый слой крепко держится, не потрескалось, подходит по цвету и фактуре, то снимать его не нужно. Краски для росписи по дереву, которые вы найдёте в нашем магазине, достаточно укрывистые, чтобы перекрыть предыдущие слои лака и контрастный цвет.

В том, что снимать старое покрытие не требуется, есть несколько важных достоинств. Во-первых, не нужно делать тяжёлую и нудную работу, а можно потратить силы на творчество. Во-вторых, так дерево не подвергается лишний раз механическому или химическому воздействию, поэтому дольше сохраняется и служит вам.

Бывает, что мебель уже многое повидала, а старая краска отшелушивается и покидает её самостоятельно. В такой ситуации тоже можно не снимать покрытие полностью, но точно нужно обработать наждачной бумагой и убрать всё, что плохо держится.

Ламинированная и глянцевая мебель

Покрытые лаком, ламинированные и глянцевые изделия вызывают больше всего сложностей при обновлении поверхности. Большинство составов на них не ложится, а слезает плёнкой, поэтому приходится снимать старый слой целиком или отказаться от надежды что-то поменять.

Верненская краска для росписи по дереву ложится на самые сложные материалы, в том числе ламинированную ДСП и лакированные изделия. Перед покраской нужно только слегка ошкурить поверхность для снятия блеска и очистить её от пыли, так специальная формула краски обеспечит хорошее сцепление.

Дальнейшие возможности

Возможность для будущих перемен в интерьере — приятный бонус, который дарят наши краски. Вы всегда можете изменить обстановку и обновить мебель без лишних усилий, потому что материалы совместимы друг с другом.

Богатая палитра цветов не ограничивается, ведь все краски можно смешивать друг с другом и с колером на водной основе.

Если же мебель поцарапалась или на ней появились сколы и вмятины, то исправить дефекты можно с помощью мастики или закрасить кистью.

Краска, лак или воск

Мы рассказали, на что опираться при выборе состава краски. Теперь самое главное и приятное — цвет. Одна и та же краска будет по-разному выглядеть при разном освещении. Поэтому подбирать оттенок лучше в помещении с таким же освещением, как там, где вы хотите его видеть.

Если же вы стремитесь сохранить естественный узор и структуру дерева, а не покрывать его цветом, то используйте лак или воск. Прозрачное покрытие защищает поверхность дерева и сохраняет его натуральный вид. Глянцевый лак придаёт изделию блеск, а приятный на ощупь матовый не отвлекает внимание. Цветной воск слегка тонирует поверхность в нужный оттенок, а прозрачный делает её прочной. Лаки и воски можно использовать в качестве самостоятельного покрытия, так и как финишное покрытие для закрепления краски.

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Читайте также:  Виды труб для водоснабжения
Оценить статью
Добавить комментарий