Куда прячутся насекомые на зиму

Куда прячутся насекомые на зиму

Содержание

Все хорошо помнят известную басню Крылова про незадачливую стрекозу, весёлые деньки которой подошли к концу. На самом деле природа неглупа: многие букашки после тёплого периода впадают в спячку, чтобы проснуться весной. Существует несколько мест, где прячутся насекомые зимой.

Под корой деревьев

Чем старше дерево и чем более у него рыхлая древесина, тем больше шестиногих зимовщиков можно в нём обнаружить. Жучки-короеды и древоточцы проникают в самую середину ствола. Бабочки, мухи, многие жесткокрылые забираются в щели под корой. Обычно насекомые откладывают на зиму яйца, а сами погибают — таков их жизненный цикл. Намного легче зимовать под корнями деревьев, в дуплах и трещинах, а также в гнилых пнях в стадии куколки — именно на зимний период приходится эта фаза у большинства бабочек.

В почве

Вредители предпочитают для зимней спячки свою естественную среду обитания — землю. Всё, что им нужно — это зарыться поглубже, ведь промерзание грунта обычно происходит до определённой отметки. Личинки и некоторые имаго прячутся в опавшей листве, поэтому осенью садоводам и огородникам её лучше убирать. Есть и такие вредители, которых непросто достать: колорадский жук углубляется на 25 см, а медведка — на 2 м! На этой глубине ей практически не угрожает замерзание, и насекомое может прожить до 3,5 лет.

В водоёмах

В стоячей воде зимуют надоедливые комары, но только в стадии личинки. Рыбакам и аквариумистам они известны как мотыль — дешёвая и вкусная пища для рыбы. Красно-рыжие червячки зарываются в придонный ил, чтобы с потеплением подняться к поверхности воды. Любят эту среду и живут в ней личинки подёнок, веснянок, ручейников. А у личинки стрекозы для обитания в жидкой среде даже есть жабры. Жук-плавунец может оставаться активным вплоть до покрытия реки льдом, после чего также зарывается в тину до весны.

Читайте также:  Модульное строительство домов из контейнеров

С наступлением холодов огромное количество насекомых гибнет. Но их приспособляемость столь велика, что к новому сезону они быстро размножаются и снова заполняют собой практически всю окружающую среду.

Светлана Егорова
Конспект занятия «Насекомые осенью»

Программное содержание:

развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.

Предварительная работа.

– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

– Чтение природоведческой литературы.

– Работа в дневнике наблюдений.

Оборудование: ноутбук

Ход занятия:

— Ребята, сегодня ночью мне приснился сон, — большой зеленый луг и вокруг меня множество бабочек красивых, красивых и стрекозы, и кузнечики. И вот уже идя в детский сад я вспомнила свой сон, как было бы здорово встретить красивых насекомых. Но увы никого я так и не встретила.

-Как вы думаете почему?

— А вы знаете куда с наступлением холодов делись бабочки, кузнечики, стрекозы и другие насекомые?

-Предлагаю вам сегодня разгадать эту загадку и побольше узнать, что происходит с насекомыми?

— А вот с кого мы начнем внимательно.

1. Отгадывание загадок о насекомых.

— Если отгадываете правильно, то на экране будет появляться картинка с ответом.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее … (стрекоза.)

— Стрекоза зимует в стадии личинки. У личинок есть жабры и они дышат растворенным в воде кислородом.

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

— А вот пчелы зимой не спят они становятся очень медлительными и вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев.

Очень маленький на вид,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

-Комар как и стрекоза зимует в стадии личинки.

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

— Кузнечики зимуют в земле в стадии яйца, весной из яиц появятся личинки, а к лету будут настоящие кузнечики.

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

— Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там где температура держится одинаковая.

Она ярка, красива,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

-Бабочки забиваются в укромные места в дупла деревьев, в кору деревьев, на крыши домов.

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

-Как правило божьи коровки живут по одиночке и только с наступлением холодов сбиваются в большие стаи, чтобы впасть в спячку в укромном месте до следующей весны.

Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.

2. Беседа с детьми о насекомых по вопросам:

– Как спасаются от врагов?

– Почему осенью их становится меньше?

3. Игра-имитация «Отгадай, кого я загадал».

Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор.

* Заяц, еж, лиса, шмель.

* Трясогузка, паук, скворец, сорока.

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

* Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.

– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).

– Объясните выбор каждого слова.

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др.

Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.

У всех насекомых в период зимовки цель одна-выжить, в условиях холодной зимы. Они исчезают из поля нашего зрения, чтобы дождаться весны.

Конспект занятия по пластилинографии «Деревья осенью» Наименование раздела Программы: художественно – эстетическое развитие. Тема ОД: «Деревья осенью», техника рисования пластилином (пластилинография).

Конспект музыкального занятия «С осенью прощаемся» Конспект музыкального занятия «С осенью прощаемся» (для детей старшего дошкольного возраста) автор: Нестерова Г. В. Цель: Развивать творческие.

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: — закрепление представлений об осени и ее приметах; — уточнение, расширение и активизация словаря по.

Конспект занятия «Насекомые» Программное содержание: • Уточненные представления о насекомых, установление взаимосвязи между средой обитания, способами передвижения,.

Конспект занятия по нетрадиционным методам рисования «Прощание с Осенью» КОНСПЕКТ занятия в подготовительной к школе группе по нетрадиционным методам рисования «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ» Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по речевому развитию «Уж небо осенью дышало» Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе. Тема: Уж небо осенью дышало. Цель: Закрепить представления детей о времени года.

Конспект занятия «Насекомые» Занятие №52. Тема: «Насекомые» Цель: Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые.

Конспект занятия «Осенью в лесу» Программное содержание: — закрепление у детей знаний о сезонных изменениях в природе; — упорядочение знаний детей о правилах поведения.

Конспект занятия «Насекомые» Тема: «Насекомые» Цель: познакомить детей с различными насекомыми, с их средой обитания, рассказать их образ жизнь, пользу и вред, который.

Конспект занятия «Разговор с рябиной осенью» Форма занятия: смешанное занятие (экскурсия, игра, практическое) Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная гр.) Цель: продолжить ознакомление.

Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.

Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.

С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».

Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.

Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.

Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.

Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.

Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.

Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Где и как зимуют насекомые .

Дети очень часто задают вопрос взрослым: «Где и как зимуют насекомые?». Играя на свежем воздухе, совершая прогулки в парк, лес, ребята замечают, что с наступлением холодов, куда-то пропали мухи, комары, бабочки, жуки, стрекозы, муравьи и другие насекомые.

Родители, педагоги могут рассказать детям, что у разных насекомых существует много способов перенести условия зимнего времени и благополучно дожить до весны. Улетают на юг не только перелётные птицы, но и некоторые насекомые, ведь у них тоже есть крылья. Например, к перелётным относятся бабочки (репейницы, капустницы, белянки, адмиралы, и др.) и стрекозы (большое коромысло, дозорщик). Эти насекомые совершают перелёты на дальние расстояния, не уступая в этом отношении птицам. Интересно, что перелётные пути насекомых почти совпадают с путями перелётных птиц при этом бабочки и стрекозы успешно преодолевают горные перевалы (Альпы, Памир), поднимаясь на высоту свыше пяти километров.

С наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. Весной они как бы пробуждаются и начинают жить как прежде. Их можно назвать поэтому «пассивными зимовщиками».

Ввиду многочисленности и многообразия насекомых остановимся лишь на некоторых из них. Бабочки (не считая перелётных видов) в своём большинстве умирают до наступления зимы. Но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых развиваются гусеницы. Некоторые из них успевают летом превратиться в куколок, другие остаются зимовать в разных убежищах: кто прячется в землю, а кто – в паутинные гнёзда на ветках деревьев. Однако среди взрослых бабочек есть зимующие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. К ним относятся: крапивница, лимонница, траурница, многоцветница, дневной павлиний глаз. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, в трещины корней старых пней, под кору деревьев и в другие укромные места. Перезимовав, они покидают свои «убежища» и некоторое время летают, питаясь нектаром растений. Затем самки откладывают яйца и умирают, а новое поколение бабочек, развивающихся из яиц (через стадию гусениц), появляется во второй половине лета и летает до осени. На зиму бабочки этого поколения впадают в оцепенение, а весной ведут себя как бабочки предыдущего поколения.

Жуки и их личинки зимой спят в оцепененном состоянии в различных укрытиях: одни – под корой полусгнивших пней, другие – в трещинах стволов деревьев, третьи – в толще древесины и т.д. Дети знают много жуков: жужелиц, навозных жуков, усачей-дровосеков, короедов, листогрызов. Но наибольшей известностью пользуются майские жуки. Появление этих жуков весной происходит как внезапно и вызывает у детей недоумение: откуда они взялись? Не вдаваясь в подробности, можно сообщить, что большую часть жизни (4-5 лет) майские жуки живут в почве в виде личинок. Из года в год эти личинки зимуют, растут, линяют, и в конце концов превращается в куколок, из которых и появляются взрослые жуки. Майские жуки и их личинки приносят вред, подгрызая корни и листву многих лесных деревьев. Жучки божьи коровки забиваются между хвоинками молодых сосен и среди листьев можжевельника. Они, готовясь к предстоящей зиме, стремятся заранее спрятаться под кору деревьев, трещины старой древесины пней и другие укрытия, где остаются до весны в стадии оцепенения.

Напомните детям о бережном отношении ко всему живому. Не позволяйте им ловить и собирать бабочек и жучков. Нельзя забывать о полезном значении или безвредности существования животных. Например, бабочки осенних выводков в стадии гусениц питаются сорняками и вреда не приносят, а сами бабочки способствуют опылению цветковых растений. Жучки божьи коровки и их личинки уничтожают массу тлей, приносящих вред многим растениям.

Стрекозы тоже очень полезны. Они ловят мух, комаров, мошек и других насекомых, схватывая их на лету. К зиме большинство стрекоз (исключая перелётные виды) погибает, предварительно отложив яйца в воду. Правда, стрекоза лютка-тусклая не умирает, а зимует и только весной откладывает яйца. Из яиц выходят личинки, которые живут в воде 2-3 года и постепенно растут. В последний год развития личинка превращается во взрослую стрекозу, вылет которой происходит у одних весной, у других летом.

Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там, где температура держится всегда примерно на одном уровне; собравшись в большой ком, они ждут наступления тёплых дней.

Пчёлы зимой не спят, но становятся медлительными, вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев и расщелинах скал. Они строят свои гнёзда из выделяемого специальными железами воска. Гнёзда существуют много лет, и в них зимуют самки и рабочие пчёлы. Поэтому в восковых ячейках хранится мёд для питания, а в других выводятся личинки. Роль пчёл на Земле чрезвычайно велика – собирая нектар, они опыляют ц ветки растений, перенося пыльцу. Без таких опылителей многие современные растения перестали бы существовать.

Оценить статью
Добавить комментарий