Кто устанавливает счетчики воды в муниципальной квартире

Кто устанавливает счетчики воды в муниципальной квартире

Здравствуйте. У нас не приватизированная квартира.Ее получил отец от завода 30 лет назад.Имеется ордер на квартиру.В квартире прописано 5 человек,по факту проживает меньше и т.к. нет счетчиков на воду,то платим по общим тарифам.Сейчас оплата прибавилась и это существенно бьет по нашему бюджету.Решили поставить счетчики,но узнали от старшего по дому,что нам их должны установить бесплатно,т.к. квартира является муниципальной.Завод уже несколько раз перепродавали,сейчас он попал в частные руки и уже не выступает в качестве муниципалитета,получается что его функции выполняет ЖКУ.Но там нам сказали,что нет такого закона на установку бесплатно.Хотя я знаю случаи когда не просто установка была бесплатной,но и сами счетчики закупали ЖКУ и приходили устанавливали.

Хотелось бы уточнить,правомерен ли отказ сотрудниками ЖКУ? На какой закон опираться и к кому обращаться?Заранее огромное спасибо за ответ.

Ответы юристов ( 1 )

Вы спрашиваете: "Должны ли бесплатно установить счетчики на воду в муниципальной квартире?"

Проблема у Вас усложнена тем, что между Вами и муниципальным органом нет договора жилищного найма. У Вас ордер на квартиру, а ордера не выдаются с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ (с декабря 2004 года). Вопрос об установке прибора учета подачи воды решен Постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2013 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ВОДЫ, СТОЧНЫХ ВОД», но вопрос о расходах на установку такого прибора должен решаться договором между наймодателем и нанимателем. У Вас такого договора нет. В этом случае нужно исходить из того, что любые изменения условий проживания в жилище, в том числе изменение сетей подачи воды, газа, электроэнергии и пр, осуществляются собственником жилья или нанимателем по согласованию с собственником. Наем жилья Вы оплачиваете и потому собственник обязан нести расходы по совершенствованию условий жизни наемника. Специального нормативного акта, обязывающего наймодателя или наемника нести расходы на установку или замене, или ремонта прибора учета воды, нет. Повторю: это должно быть предусмотрено договором социального найма.

Читайте также:  Материал для внешнего фильтра

Ордер выдали 30 лет назад,что было в 2004 году меня мало интересует.И в моем вопросе нигде не говорится,что нет договора.Договор с муниципальным органом у нас есть.

Недавно получил весьма интересное, а главное — полезное для многих судебное решение. Суть его в следующем — счетчики на воду в муниципальных или служебных квартирах должны устанавливать не квартиросъемщики, а собственники этих квартир.
Публикую решение в полном объеме, надеюсь, многим из вас оно пригодится в качестве образца.

Именем Российской Федерации

21 сентября 2015 года г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

истца Прокофьева Д.Н.

представителя истца — ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,

представителя ответчика — Администрации г.о. Серпухов Лебеденко Е.В., действующей на основании доверенности от 29.06.2015 года,

при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского горпрокурора в интересах Прокофьева Д. Н. к Администрации городского округа Серпухова об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Прокофьева Д.Н., в котором просит обязать Администрацию городского округа Серпухов установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в квартире, расположенной по , в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано следующее. Серпуховской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Прокофьева Д.Н. о нарушении жилищного законодательства. Установлено, что 13.02.2015 года Прокофьев Д.Н. обратился в администрацию г.о. Серпухова с заявлением, содержащим просьбу установить в муниципальной квартире, расположенной по , в которой на основании обменного ордера от проживает заявитель и его члены семьи, приборы учета потребления холодной и горячей воды. 13.03.2015 года администрацией г.о. Серпухова в адрес Прокофьева Д.Н. направлен ответ, согласно которому установка индивидуальных приборов учета должна осуществляться за счет потребителей коммунальных услуг. Таким образом, муниципалитетом заявителю было отказано в организации установки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в вышеуказанной муниципальной квартире, а также оплате расходов по их установке. 10.06.2015 года городской прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Прокофьева Д.Н. по указанному вопросу в адрес и.о. главы администрации г.о. Серпухова внесено представление об устранении нарушений закона. 29.07.2015 по итогам рассмотрения названного представления об устранении нарушений закона администрацией г.о. Серпухова в адрес городской прокуратуры направлен ответ, согласно которому в удовлетворении внесенного представления отказано. В соответствии с постановлением Главы города Серпухова от 29.08.2002 года № 978 «Об утверждении перечня объектов, переданных Решением малого Совета Московского Совета народных депутатов от 10.12.1991 № 50/6 в муниципальную собственность», а также согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Серпухова от 05.08.2015 на квартиру, расположенную по , указанное жилое помещение является муниципальной собственностью г.о. Серпухов. В нарушение требований Гражданского кодекса РФ, положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Правил предоставления коммунальных услуг, ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до настоящего времени администрацией г.о. Серпухова не исполнена обязанность как собственника квартиры по установке индивидуальных приборов учета используемой холодной и горячей воды. Отсутствие указанных приборов учета в названном жилом помещении влечет применение коэффициента оплаты за коммунальные услуги без учета фактического потребления коммунальных ресурсов, что непосредственно нарушает жилищные права и законные интересы проживающего в указанной квартире Прокофьева Д.Н. и членов его семьи.

В судебном заседании истец Прокофьев Д.Н. и представитель Серпуховской городской прокуратуры заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика — Админстрации г.о. Серпухов Лебеденко Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Поскольку к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, присоединены сети РСО (либо специализированных организаций, осуществляющих передачу ресурсов), именно РСО (сетевые организации) обязаны устанавливать приборы учета соответствующих ресурсов. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Данное правило соответствует общим положениям п. 1 ст. 421 части первой ГК РФ о свободе договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 года № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию является существенным условием такого договора (пункт 13 Порядка). При этом цена такого договора определяется соглашением сторон. Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация. Также согласно Письму Минэкономразвития РФ от 16.01.2012 № д07-43 "О разъяснениях по осуществлению деятельности энергоснабжающей организации" именно энергоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета (в том числе индивидуальных приборов учета) используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет. Лицо, не исполнившее в срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки счетчиков. Таким образом, Администрация г. Серпухова считает, что не нарушала законные права и интересы Прокофьева Д.Н., в связи с чем, исковые требования Серпуховского городского прокурора в интересах Прокофьева Д.Н. к Администрации г. Серпухова об обязании совершить определенные действия, не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «Ремонтник» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, возражений по иску не представил.

Учитывая изложенное, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан в сфере жилищных правоотношений, в том числе в случае, если лицо обратилось к нему с просьбой об их защите.

Из материалов дела следует, что Прокофьев Д.Н. является нанимателем квартиры, расположенной по (л.д. 28-30). В указанной квартире зарегистрирован истец и члены его семьи, что подтверждено выпиской из домовой книги (л.д. 31). Из выписки из лицевого счета следует, что задолженности по коммунальным услугам по указанной квартире не имеется (л.д. 32).

В соответствии с постановлением Главы города Серпухова от 29.08.2002 года № 978 «Об утверждении перечня объектов, переданных Решением малого Совета Московского Совета народных депутатов от 10.12.1991 года № 50/6 в муниципальную собственность» (л.д. 14-26), а также согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Серпухова от 05.08.2015 года на квартиру, расположенную по (л.д. 13), указанное жилое помещение является муниципальной собственностью г.о. Серпухов.

Установлено, что Прокофьев Д.Н. обратился в администрацию г.о. Серпухова с заявлением, содержащим просьбу установить в муниципальной квартире, расположенной по , приборы учета потребления холодной и горячей воды.

11.03.2015 года администрацией г.о. Серпухова в адрес Прокофьева Д.Н. направлен ответ, согласно которому установка индивидуальных приборов учета должна осуществляться за счет потребителей коммунальных услуг (л.д. 7).

10.06.2015 года городской прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Прокофьева Д.Н. по указанному вопросу в адрес и.о. главы администрации г.о. Серпухова внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 8-9).

29.07.2015 года по итогам рассмотрения представления об устранении нарушений закона администрацией г.о. Серпухова в адрес городской прокуратуры направлен ответ, согласно которому в удовлетворении внесенного представления отказано (л.д. 10-11).

Располагая представленными доказательствами, объяснения сторон, оценивая их в совокупности, суд находит требования Серпуховского горпрокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ закреплено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» индивидуальный прибор учета -это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

С учетом указанных норм права обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.

Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания принадлежащего ему имущества следует также из общих положений гражданского и жилищного законодательства (ст. 210 Гражданского кодекса РФ и ст. 30 Жилищного кодекса РФ).

Поскольку собственником жилого помещения, занимаемого истцом по договору социального найма, является ответчик, что подтверждается имеющейся в материалах настоящего дела выпиской из Реестра объектов муниципальной собственности г. Серпухова, то именно на нем лежит обязанность по установке приборов учета используемой холодной и горячей воды в данном жилом помещении истца.

Так как до настоящего времени администрацией г.о. Серпухова не исполнена обязанность как собственника квартиры по установке индивидуальных приборов учета используемой холодной и горячей воды, требования Серпуховского горпрокурора подлежат удовлетворению. Отсутствие указанных приборов учета в названном жилом помещении влечет применение коэффициента оплаты за коммунальные услуги без учета фактического потребления коммунальных ресурсов, что непосредственно нарушает жилищные права и законные интересы проживающего в указанной квартире Прокофьева Д.Н. и членов его семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Серпухов установить индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды в квартире, расположенной по , в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Купцова Г.В.

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2015 года.

Кто должен устанавливать счетчики на воду в муниципальной квартире? Если я сделаю это сама, вернут ли мне деньги?

Установка счетчиков в муниципальной квартире возлагается на собственника, то есть на муниципалитет.

  • § Ст. 676 Гражданского кодекса РФ
  • § Ст. 65 Жилищного кодекса РФ

В законодательстве об энергоэффективности также четко указано, что именно собственники обязаны обеспечить оснащение своего жилья приборами учета.

  • § П. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Но в договоре социального найма обязанность по установке приборов учета может быть возложена на нанимателя квартиры. В этом случае вам придется оплачивать эти работы самостоятельно.

Если же в договоре такого положения нет, вы имеете право требовать установки счетчика за счет муниципалитета. Для начала подайте письменное заявление в администрацию. В нем изложите просьбу по установке прибора учета, сошлитесь на указанные выше нормы (если счетчик будет установлен за ваш счет, приложите копии документов, подтверждающих все ваши затраты). Обязательно сохраните себе второй экземпляр заявления. На нем в администрации вам должны поставить отметку о принятии. Нередко такие вопросы удается решить и без суда, после подачи письменного заявления. Но если администрация не отреагирует, обращайтесь в суд. По всей стране очень много успешной судебной практики по таким вопросам.

Оценить статью
Добавить комментарий