По закону руководитель организации обязан установить автоматическую пожарную сигнализацию, регулярно проверять и поддерживать ее работоспособное состояние [1] . Однако раз в месяц искать торчащие провода или перегоревшие лампочки недостаточно. После монтажа системы заключается договор с обслуживающей компанией, которая будет проводить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт (ТО и ППР) согласно документации.
В этой статье мы рассмотрим из чего состоит ТО и ППР, расскажем про журнал ТО и периоды проверок.
Зачастую АПС — это комплекс из нескольких противопожарных систем. И вне зависимости от количества оборудования, каждая единица должна регулярно осматриваться, ремонтировать и заменяться при необходимости.
Комплекс включают приборы автоматической пожарной сигнализации, систем пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуаций.
Обязательный осмотр и ремонт всех этих приборов нужен для контроля пожарной автоматики и поддержания безопасности на объекте. Неисправная автоматика бесполезна и никого не защитит.
Во время проведения техосмотра или ремонтных работ руководитель организации обязан обеспечить необходимые противопожарный меры для защиты объекта. А при отключении оборудования — оповестить об этом государственный пожарный надзор [3] .
И не стоит забывать про консультации. Если на объекте были нарушены правила эксплуатации, то специалист обслуживающей компании должен объяснить, как правильно использовать систему.
Регламент ТО и ППР, даты и результаты проверок заносятся в журнал ТО. Для каждого объекта их два: один находится у руководителя, другой — у обслуживающей компании. Записи в них идентичные.
Наличие журнала ТО проверяется при проверках МЧС. Не забывайте проверять его заполняемость.
Копии актов выполненных работ, техническое состояние, отказы и каждый случай срабатывания оборудования должны быть направлены в местный отдел ГПН. Не реже одного раза в квартал [3] .
Периодичность проверки пожарной сигнализации устанавливается в момент сдачи приемки монтажно-наладочных работ [2] . Периоды должны соответствовать эксплуатационной документации и указываться в договоре.
Тогда при проверке ГПН руководителю организации и ответственным за пожарную безопасность на объекте выпишут штрафы, согласно КоАП РФ ст. 20.4. Могут даже приостановить деятельность до исправления нарушений.
Ищите организацию для обслуживания пожарной сигнализации? Звоните +7 (812) 409-40-01 или пишите! Сделаем быстро, красиво, надежно.
Что нужно знать руководителю компании, чтобы правильно организовать проверку
По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя. Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.
Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями
Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:
- по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
- по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.
Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.
В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.
В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.
Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.
Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты. Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации. Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.
Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений
Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.
Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер. Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.
В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты, которые подлежат проверке, относятся:
- АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
- автономные устройства пожаротушения;
- АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
- СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
- системы противодымной защиты;
- внутренние противопожарные водопроводы.
В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:
Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?
Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов. Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников. Согласно ГОСТ Р 57974-2017, в качестве специалиста альтернативно привлекается:
- штатный эксперт-аудитор;
- на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.
Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями. При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет. Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:
- критерии аттестации;
- перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
- сроки рассмотрения заявления;
- порядок проведения квалификационного экзамена;
- правила формирования реестра экспертов;
- порядок прекращения его полномочий.
Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации». В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е. обязательному подтверждению не подлежат.
Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017, не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.
Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р, ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).
Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу
Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.
Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».
Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».
Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.
Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:
- двух экспертов;
- двух испытателей;
- испытательную лабораторию.
Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.
По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.
На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.
В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.
Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:
- недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
- недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.
Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат
Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:
- один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
- один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.
Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.
Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.
Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.
В результате проверки комиссия составляет:
- акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
- сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.
Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:
- данные проверяемого предприятия и эксперта;
- период проведения проверки;
- вид проверяемых систем ППЗ;
- перечень проведенных работ;
- результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.
В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.
Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности. Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации. Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.
Требования нормативных правовых актов по периодичности выполнения проверки работоспособности сигнализации и систем противопожарной защиты:
Пункт 61 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ
от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»):
1. Периодичность проверки работоспособности до 21 сентября 2017 года, когда вступают в силу изменения Постановления Правительства от 20.09.2016 N 947:
«Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.»
2. Периодичность проверки работоспособности после 21 сентября 2017 года:
“Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.”
«>