Кружева из дерева своими руками

Кружева из дерева своими руками

Содержание

Поэтапный процесс изготовления декоративной перегородки из дуба. Мастер-класс от Богдана Грицак.

Вырезаем по рисунку шаблон для переноса орнамента на дерево.

Сверлим отверстия для выпиливания

Теперь можно наносить остальной рисунок для дальнейшей обработки орнамента

Приступаем к обработке

Так будет выглядеть перегородка с двух сторон

Мастер собственной персоной:) Киев. 2010 год

отшлифовываем изделие наждачной бумагой и красим

монтаж изделия в интерьере

Декоративная перегородка в интерьере
Спасибо за внимание 😉

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

Вот основной этап вырезания наличника из древесины

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

    Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

Фигурный край делать проще

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

    Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

Шлифуем и доводим до нормального состояния

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Что может получиться и варианты вертикальных планок

Полотенчики или боковые узоры

Это резьба непрорезная

Чертежи и схемы

Прорезные, накладные, с коронами

Центральные элементы для вертикальных планок

В недавнем путешествии по Липецкой области мне удалось посетить Задонск, Чаплыгин и Елец. В Ельце хорошо сохранилась старая часть города. Среди каменных строений и церквей ближе к окраине находится множество старых домов с деревянными кружевами. Я обошел две улицы – Советская и Ленина. Из одного такого старого наклонившегося купеческого дома вышел хозяин, взял меня за фотоаппарат и показал анфиладу дома, печь-голландку, коридор, сени и свою коллекцию антиквариата.

Дата фотографий: 2015 год, 15 марта.

Основная особенность раннего периода Елецкого деревянного зодчества — применение дуба как основного строительного материала. Жилые дома в Ельце вплоть до середины XVIII века строились исключительно деревянными, и наиболее распространенным строительным материалом был дуб. Из него срублены были крепостные стены города и жилые дома. Благодаря прочности дуб был непревзойденным по долговечности материалом. В условиях Елецкого климата сруб из дуба может простоять несколько веков. Если бы не частые пожары. Крытые в основном соломой, дома быстро загорались, и пламя от них мгновенно перебрасывалось на соседние.

Статистика по пожарам в Ельце сохранилась в документах: "В нынешнем столетии вытерпел он (город — А. Н.) сильныя пожары. Первый в 1745 году июня 22 дня весь город без остатку и со всеми слободами сгорел. Второй в 1761 году июля 31 дня также немалая часть дворов выгорела. Третий в 1769 году 10 дня згорело одних домов 824, церквей 5, лавок 208 и протчаго весьма много, после чего начал он строиться по плану Ея императорским Величеством, весьма изрядно имеет прямыя и широкия улицы"1. В 1787 году, когда был написан этот документ, в городе было 1163 жилых дома, из них лишь 56 каменных, 128 деревянных на каменных фундаментах и 979 деревянных сплошных, то есть срубом стоявших прямо на земле. Вполне понятно, что последним труднее всего было сохраниться до нашего времени, так как нижние венцы их, соприкасаясь с землей, постоянно подгнивали. Ни один дом из "сплошных" не дошел до нашего времени.

После таких пожаров центр вновь отстраиваемого по плану города должны были составлять исключительно каменные дома. Деревянная застройка допускалась лишь за современными улицами: Советская, Свердлова, частично Профсоюзная, ул. Октябрьская до Бабьего базара также целиком застраивалась каменными домами. Здесь и сложилось основное городское ядро, заселенное сплошь богатыми людьми. Те, кто не в состоянии был выстроить каменное жилье, по приказу выселялись в район улицы Комсомольской, где им выделялось несколько кварталов застройки. Покрытие крыш соломой в городе категорически запрещалось. И хотя соломенные покрытия заменил тес, луб (то есть древесная кора), а в наиболее богатых домах — металлическая кровля, крыши сохранили традиционные черты ската.

Известно, что на Руси наличник как декоративный элемент стал использоваться лишь в XVIII веке. До этого его роль играли конструктивные элементы окна — брусья-косяки с поперечным брусом — притолокой. В Ельце таких простейших окон не найдено. Но есть наличник, сохранившийся лишь частично (см. адрес внизу поста). Его истоки — в оформлении окон первых мазанок Петербурга начала XVIII века.

Второй тип наличников можно условно отнести к "барочным". Их, при всей амплитуде времени, в которой они изготавливались (от первой половины XIX до середины XX века), объединяет то, что рисунок их навеян наличниками каменных строений конца XVII — середины XVIII века. Поразительно то, что они донесли до нашего времени отголоски уже не существующих, но давно бытовавших в Ельце каменных палат и храмов той эпохи, позволяют лучше понять истоки народного творчества, его живучесть. В большинстве своем даже современный мастер, берущийся порадовать свой дом замысловатым наличником, при всей свободе творчества, порой несознательно, но внесет в его рисунок какой-либо элемент, триста лет назад украшавший елецкий храм.

Третий тип наличников — "с солнышками". Название это условно, но оно почти всегда подтверждается, когда речь идет о солярных украшениях зданий, которые являются древнейшими из сохранившихся деревянных жилых домов Ельца. Если второй тип наличников может украшать здания, строившиеся на протяжении всех последних 150 лет, и имеет разнообразный рисунок, то наличники третьего типа всегда относятся к периоду развития классицизма конца XVIII — первой половины XIX века и позже никогда практически не применялись. Их отличает строгость пропорций, чистота исполнения рисунка в виде прямых лучей восходящего солнца или листьев-лучей, вписанных в полукруг или ромб — верные признаки классических традиций. Такие наличники были современны эпохе классицизма — от истоков до последних его дней и никогда не были эклектичны. Это очень характерно для Ельца в отличие от северного города и деревни. Для периода развития архитектуры, когда бытовали такие наличники, характерно нечетное количество окон: по главному фасаду — три, пять, семь окон. Правильные, классические пропорции оконных проемов в домах этого периода подчеркивались наличниками с высокой верхней доской — фризом, отчего окно, да и весь фасад дома кажется выше, стройнее. Завершает фриз тонко прорисованный горизонтальный карниз, часто заканчивавшийся треугольным фронтоном и иногда имевший "дентикулы" — сухарики, метким ритмом проходившие под карнизом. Наличники этого типа могли иметь на одном фасаде разный рисунок и завершения, но располагались они всегда в определенном ритме.

Изображение солнца в декоре таких наличников — древняя память народа об языческих временах. В представлении наших предков окно — не только источник света, но и проем, сквозь который злые силы могут наблюдать их жизнь. Священное изображение солнца должно было отгонять эти силы так же, как и семантический заклинательный орнамент на одежде в местах незащищенных: вокруг ворота, на рукавах у запястья, по нижнему краю подола. От этих древнейших, тысячелетней давности представлений идут и елецкие традиции оформления жилищ.

К последнему, четвертому типу наличников можно отнести все остальные. Это и пропильная, сквозная резьба конца XIX века, широко распространенная по всему городу.

Читайте также:  Левая розетка в частном доме схема
Оценить статью
Добавить комментарий