Кремируют ли православных христиан

Кремируют ли православных христиан

Содержание

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

Читайте также:  Машинка для спиливания ногтей

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва

Можно ли кремировать?

Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?

К сожалению, очень часто обстоятельства, в которых находятся люди, потерявшие своего родственника, не позволяют им должным образом совершить погребение. Мы знаем, что хоронить в городе, а тем более больших городах, очень дорого. Далеко не у всех есть “родовые” деревни, где они выросли, кладбища, на которых можно похоронить и приезжать туда. Хоронить за 100 километров от города, в котором живешь, на новом кладбище или полигоне, которые переделали под кладбище, куда сложно доехать одинокому и пожилому человеку? Часто многое упирается в физические силы и финансовые возможности родственников. Поэтому люди и прибегают к кремации по необходимости. Хотя с другой стороны, если человек задался целью похоронить родственника своего именно в землю, не кремировать, то можно такую возможность получить как с помощью государства, так и друзей, коллег. Похороны – это то, на что часто люди готовы помочь, скинуться.

В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.

Кремируют ли православных?

Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.

Когда человек сталкивается со смертью близкого, он не в состоянии прочувствовать, что смерть – это естественная составляющая нашего существования. Когда человек умирает, с ним ничего не происходит. Это когда человек женится или выходит замуж, с ним происходит чудо. Когда человек причащается Святых Христовых Таин или кается в грехах, с ним происходит чудо. Вообще участие в Таинствах – это некое изменение человека: того, кто был раньше, уже не существует.

Смерть не меняет человека как такового. Мы верим, что в воскресении мертвых люди будут со своими телами. Смерть разделяет душу и тело, это непривычное для нас состояние. И как правило, в такие периоды человек жалеет прежде всего не усопшего, а себя самого. Потому что он не имеет возможности общаться со своим родственником и горячо любимым человеком. Но с жалением себя можно и нужно справляться, а усопшего жалеть не нужно – он ушел к Богу. В молитве об усопших мы можем с ними общаться, понимая, что разлука временна.

Кремировать или хоронить?

Конечно, хоронить. Но многое зависит от сиюминутных сложностей, которые возникают перед родственниками. Конечно, хоронить – это более традиционная форма погребения для нас. Безусловно, кремация никоим образом не влияет на воскрешение человека в вечности. Было бы странно, если бы форма погребения могла изменить суд Божий о человеке. Что тогда с теми людьми, которые были замучены в печах фашистами или погибли на войне от разрыва бомбы?

Можно ли кремировать христианина?

Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.

Наши воспоминания всегда материализуются во что-то: часы от деда, награды от прадеда, книгу родственника или фильм, который он снял, фотографии и вещи, которые остались после него. Могила и крест – это тоже есть некая материализация нашей памяти. И сознательно отказываться от этого неправильно, если человек был добр с тобой, если была любовь. Связь поколений, память – это очень важно. Мы видим, что некая связь существует с той землей, на которой ты живешь. Известно, что жизнь там, где похоронены твои предки, более осмыслена, чем там, где никого у тебя нет. Конечно, можно быть человеком и христианином в любом месте и в любой стране, но если твой прадед сражался за эту землю в первую мировую войну, дед защищал ее во вторую, то ты чувствуешь эту землю своей.

В нашей больнице бывают разные ситуации. Иногда мамы с детьми приезжают из таких далеких мест, что добираться приходится на собаках, вертолете, самолете с несколькими пересадками. Если же у вас есть возможность попросить (обратиться к родственникам и друзьям, в социальные государственные службы, в фонды благотворительные), то оно того стоит, это можно сделать. Похороны – это такое событие, в котором участвуют все.

Что происходит с душой, если человека кремировали

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Участь души человека не связана напрямую с тем, что происходит с его телом: люди погибают в пожарах, в авиакатастрофах ничего не остается от человека. погребение в землю более традиционно и для человеческого сознания приемлемо. Кремация – это не христианский способ погребения, пришедший с восточных религий.

Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.

Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.

Выбор похоронного обряда нередко заводит в тупик людей, которые хотят погрести родного человека по канонам православной церкви. Есть вековая традиция — предавать земле тело после смерти. Как современный и экономически выгодный вариант, все чаще сегодня рассматривается практика кремации останков умершего. Как церковь разрешает дилемму, можно ли кремировать православного человека?

Со снисхождением

Точку зрения Русской православной религиозной организации выражает документ Священного синода, принятый на Архиерейском соборе в 2015 году. РПЦ не поощряет кремацию, но и не запрещает ее, не считая грехом, а также поводом для отлучения умершего или его родственников от Церкви. Согласно хартии синода, погребение в земле Церковь считает нормой, а к факту кремации тела умершего относится «со снисхождением».

Что происходит в крематории

Процедура сожжения останков умершего называется кремацией, слово возникло от латинского cremare, что означает «сжечь». Сегодня процесс проходит не на погребальных кострах, как в старину, а в профессиональных автоматизированных печах, куда подаются потоки раскаленного до 1000 градусов по Цельсию газа. За полтора-два часа пламя уничтожает тело усопшего до небольших фрагментов костей. Их ссыпают в кремулятор – приспособление, которое перемалывает костные остатки до состояния порошка. После этого прах упаковывают в капсулу и вручают родственникам покойного.

Почему люди выбирают кремацию

В современном мире этот способ распорядиться мертвым телом является практичным и гигиенически оправданным. В больших городах он экономит пространство и предупреждает возможное попадание бактерий разложения в систему подземных вод. Существует ряд объективных причин, по которым кремация остается единственно возможным способом похоронить человека:

  • законы государства, где умер человек, не разрешают погребение в землю;
  • транспортировка покойного к месту захоронения связана с большими трудностями или невозможна;
  • воля умирающего, завещание;
  • хоронить на кладбище с покупкой участка и копкой могилы – дороже, чем могут себе позволить близкие покойного;
  • намерение иметь единое семейное захоронение, куда после кончины будут помещены урны с прахом всех родственников.

Некоторым людям психологически тяжело смириться с тем, что тело будет долго тлеть и разлагаться в земле. Кремация представляется чище и эстетичней.

Культурная парадигма

Трупосожжение было распространено на территории языческой Руси, не знавшей еще Закона Божьего. Летописец Нестор рассказывает, как мертвецов сжигали на погребальных колодах. Душа вместе с дымом восходит к небесам – так объясняется древнерусский обычай. Не прогоревшие кости укладывали в сосуд и расставляли на столбах по дорогам.

В восточной традиции практикуют кремирование потому, что считают плоть тюрьмой для души, быстрей освободить ее – это благо, а позволить ей загнивать — грех.

В православии утверждается, что человек сотворен из такой же материи, как и земля, поэтому и хоронить его нужно там.

Почему православных не кремируют

Документ Священного синода объясняет, по каким причинам церковь отвергает кремацию.

Полное уничтожение тела противоречит христианскому представлению о посмертном воскрешении покойников. О грядущем возрождении говорится в Библии. Духовидец возвещает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Исайя, глава 26, ст. 19). После распятия тело Христа было погребено в пещере, на третьи сутки после распятия Он снова был жив и ученики увидели его во плоти.

Почтение или насилие?

В христианским канонам тело человека воспринимается как божий сосуд, в котором в дни земной жизни покоится душа. Небесное откровение приходит к человеку через тело. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам (глава 3, ст. 16) уподобляет телесную оболочку храму, в котором живет Бог. Отношение христианина к вместилищу души и Духа должно быть благоговейным. Предавая покойника земле, его близкие выражают подобающее почтение. Сожжение и измельчение останков в крематории священники расценивают как неуважение и даже насилие.

На последнюю битву

Внимание к русским традициям в обращении с умершими тоже является причиной, по которой кремация в православии не вызывает одобрения. Человека надо хоронить в том обличии, какое сотворил Всевышний. В традиционных похоронах гроб кладут в могилу так, чтобы усопший лежал ногами на восток, чтобы туда было обращено лицо. Это символ того, что покойный идет от заката к вечности и ожидает второго пришествия Господа. Восстав при воскресении мертвых, человек с крестом, что расположен на его могиле, идет в стане Христа на последнюю битву со злом.

Не судить, увещевать

Не правильно будет назвать отношение русской православной церкви к кремации нетерпимым, поскольку христиане верят в то, что Бог способен воскресить человека из любого состояния. Об этом говорится в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова.

Хоть РПЦ и не благословляет кремацию у православных, в послании Архиерейского собора она призывает священство не осуждать тех, кто выбрал сожжение как способ погребения.

Дорога в ад?

Не нужно думать, что кремируя покойного, его обрекают на адский огонь или потворствуют проискам дьявола. Такое заблуждение категорически расходится с христианской религией любви и заботы о ближнем. Русская православная церковь с милостью относится к заблуждающимся людям и не запрещает отпевания и поминовения на Литургиях и панихидах кремированных усопших.

Придет ли батюшка в крематорий

Священник отслужит погребальную службу, потому что главная условие похорон православного человека – молитва по покойному о прощении грехов и даровании небесного царства. Однако духовное лицо обязательно напомнит родственникам о том, как православная церковь относится к кремации умерших. В храм урну с прахом приносить запрещается. Если по каким-то причинам отпеть почившего не удалось перед кремированием, по нему заказывают заочное отпевание в церкви.

Что делать с прахом

По канонам православия урну с прахом покойного необходимо предать земле. Присутствие церковнослужителя в ходе этого действия не требуется. Ритуал должна сопровождать совместная молитва близких почившего.

Непреклонные

Позиция Русской зарубежной церкви отличается большей категоричностью. Проблема, можно ли кремировать православного христианина, решается однозначным запретом. Сожжение тел Архиерейский собор РПЦЗ объявил нехристианским актом и призвал духовенство не служить панихиду по мертвым, чью плоть собираются кремировать. Если покойник завещал себя сжечь, родственники освобождаются от обязательства специальной молитвой.

Бескомпромиссное отношение РПЦЗ согласуется с выбором Элладской православной организации, заявившей, что нельзя кремировать тела божьих чад и что отпевать завещавших богопротивный ритуал она не будет.

Вопрос веры

Истинный православный христианин, по утверждению духовенства, обязан в своем завещании заранее позаботиться о соблюдении церковных норм и правил и заявить о том, что его нельзя подвергать кремированию. Так он подтверждает свою веру и демонстрирует, что мнение Церкви для него авторитетно.

В других христианских конфессиях

Протестанты и католики не видят противоречий в вопросе кремации в христианстве. В обряде отпевания отказывают только тем, кто завещал кремацию из языческих соображений.

Мнения представителей Русской православной церкви

Знак доверия Богу

Патриарх Кирилл считает, что сжигать усопших не принято в христианстве, потому что этот акт символически выражает неверие в то, что мы тела воскреснут и преобразятся по образу Спасителя. Убежденные христиане не только сами не должны соглашаться на кремацию, но обязаны отговаривать от этого других.

Покойники нам не мешают

Протоиерей Владимир Головин видит в кремации желание избавиться от трупа быстро и без проблем. Он напоминает о том, что традиционно усопшего клали в красный угол и по очереди молились о нем, в этом была забота и выражалась любовь. Таковым и должен быть истинно христианское обращение.

Чья воля важнее

Священник Игорь Сильченков утверждает, что мода на сжигание тел – это богоборчество, попытка поставить свою собственную волю выше божественной. Задача каждого духовника – увещевать прихожан не совершать подобной ошибки.

Плоть не хочет гореть

Протоиерей Андрей Ткачев убежден в том, что кремировать усопшего – это совершить надругательство. В интервью во время встречи с читателями служитель алтаря вспомнил об эксперименте питерских исследователей, которые к черепу трупа, отправляемого в печь, прикрепили датчики и обнаружили, что тело посылает сигнал страха перед дверцами топки. «Вегетативно клетки покойника продолжают жить, именно поэтому у него растут ногти и волосы. Тело не хочет гореть, потому что создано не для этого, ибо из земли взят, в землю и вернешься», — заключил Андрей Ткачев.

Бог не покарает

Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что на загробную участь способ погребения никак не влияет. Каждый из нас будет отвечать за то, как жил и во что верил. Время вносит коррективы в наследие веков, непреходящим в христианстве остаются доверие к Спасителю, любовь и милосердие.

Оценить статью
Добавить комментарий