Краны виды и классификация

Краны виды и классификация

Содержание

А). По конструкции можно разделить на следующие основные типы:

▪ краны с несущими;

● общего назначения для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ широкого профиля;

● и специальные для выполнения технологических операций определенного вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и т.п.);

Для отечественного мостостроения характерно создание и широкое применение наряду с общестроительными кранами различных грузоподъемных кранов специального назначения. Это объясняется особенностями технологии мостовых работ и неблагоприятными условиями для применения в ряде случаев общестроительных кранов.

В данном разделе приводятся дополнительные сведения о грузоподъемных машинах специального назначения, которые обычно малодоступны студентам.

По области применения и эксплуатационным условиям краны для строительства мостов можно разделить на три группы.

Первую группу составляют стреловые самоходные полноповоротные краны общего назначения на спец.шасси, автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и железнодорожном ходу. В отдельных случаях используют также башенные краны (приставные, самоподъемные и передвижные). Краны этой группы применяют наиболее широко. Их особенности — автономность работы, быстрота и низкая трудоемкость приведения из транспортного в рабочее положение, но сравнительно высокая стоимость.

Во вторую группу входят специализированные универсальные краны: козловые и жестконогие деррик-краны. Их отличительные особенности: более узкая область применения, питание двигателей от внешних источников, меньшая стоимость, но и повышенные трудозатраты, а также стоимость приведения в рабочее положение.

Третья группа — специальные краны, предназначенные для производства работ в особых условиях. К ним относятся консольные, консольно-шлюзовые и кабельные краны, специальные монтажные агрегаты.

Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют (для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их):

▪ легкие (грузоподъемностью до 10 т),

▪ средние (грузоподъемностью 10. 25 т),

— тяжелые (грузоподъемностью от 25 т и более);

по типу ходового устройства на:

▪ автомобильные (на стандартных шасси грузовых автомобилей: несмотря на зарубежную конкуренцию, по СНГ на базе шасси Краз, МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, Урал остаются достаточно популярными и востребованными);

▪ тракторные (навесные на серийные тракторы);

▪ на шасси автомобильного типа,

▪ пневмоколесные — краны пневмоколесные мобильные, на спец. шасси: подъемные краны стрелового типа, установленные на пневмоколесное самоходное шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повышенной проходимости, со всеми, либо большинством ведущих осей. Для лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще несколькими управляемыми осями. Все это позволяет расположить кран максимально близко к рабочей зоне. Современные мобильные краны позволяют операторам работать в комфортабельных условиях: кабины оборудуются кондиционерами, удобными креслами, за всеми манипуляциями следит компьютер, в том числе и предостерегая оператора от ошибок.

▪ гусеничные, имеющие специальные шасси.

Пневмоколесные и гусеничные краны различаются между собой лишь ходовым устройством, в остальном они имеют общую классификационную характеристику.

▪ плавучие стреловые краны — на строительстве мостов плавучими кранами выполняются разнообразные работы: погрузочно-разгрузочные, дноуглубительные, вспомогательные, сооружение русловых опор, монтаж пролетных строений.

Используют плавучие краны следующих видов:

1 — речные и морские:

— самоходные полноповоротные краны,

— самоходные неповоротные краны;

2 — специализированные сборно-разборные краны;

3 — сухопутные краны различного типа, установленные на

по типу опоры краны делятся на:

▪ железнодорожные — подъемные краны стрелового типа, устанавливаемые на железнодорожном шасси, используются на железной дороге и крупных заводах, имеющих свои подъездные ж.д. пути,

▪ краны на гусеничном ходу — краны стрелового типа, установленные на гусеничном шасси. Гусеничные краны перевозятся только на тяжелом седельном прицепе-трейлере и зачастую, в зависимости от габаритов, в разобранном виде, а работать может зачастую только на специально подготовленной площадке, а также могут присутствовать башенное исполнение, раздвижной ход.

▪ краны на колёсном ходу,

▪ краны на специальном шасси.

Типы кранов

Тип крана Группа по грузоподъемности
Автомобильный До 25 т
25-50т
Свыше 50т
Специальном шасси (автомобильного типа) До 25 т
25-50т
Свыше 50т
Пневмоколесные До 25 т
25-50т
Свыше 50т
Гусеничные До 25 т
25-50т
Свыше 50т

по количеству и расположению силовых установок:

▪ с одной силовой установкой на ходовом устройстве (шасси),

▪ с одной силовой установкой на поворотной части,

▪ с двумя силовыми установками;

по количеству приводных двигателей механизмов:

▪ с одномоторными приводами;

по количеству и расположению кабин управления:

▪ с кабинами только на шасси;

▪ только на поворотной платформе;

▪ на шасси и на поворотной платформе;

по конструкции стрелы:

▪ со стрелой неизменяемой длины;

▪ с выдвижной стрелой;

▪ c телескопической стрелой;

по способу подвески стрелы:

▪ с гибкой (на канатных полиспастах);

▪ жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.

Рис.18. Автомобильные краны:

а – с гибкой подвеской; б– с жёсткой подвеской рабочего оборудования.

по возможности перемещения:

▪- кран стационарный — неподвижно закреплён на основании, не имеет возможности перемещения;

▪ кран радиальный — имеет возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны используются на складах круглой или секторной формы;

▪ кран переставной — закреплён на основании и имеет возможность перемещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную;

▪ кран самоподъемный — используется при строительстве. Устанавливается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения соружения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов.

▪ кран быстромонтируемый — башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 мин.; применяется в стесненных условиях строительства при ограниченном пространстве для монтажа крана, эффективен при малоэтажном строительстве (до 30 м), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены. Использование быстромонтируемых кранов эффективно за счет низких эксплуатационных затрат, с преимуществом высокоточного позиционирования грузов горизонтальной стрелой и дистанционным радиоуправлением краном.

▪ кран передвижной — имеет возможность передвижения.

по типу привода:

▪ ручной привод — используются при перемещении грузов на небольшие расстояния и при низких темпах работы,

▪ электрический привод — в кранах с электроприводом используются главным образом электрические двигатели переменного тока, однако при необходимости плавного регулирования скоростей используются электродвигатели постоянного тока,

▪ гидравлический привод — компактен, позволяет осуществить бесступенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД,

▪ пневматический привод — используются в основном при работе в пожароопасных и взрывоопасных средах,

▪ оснащённые двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — используются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.

смешанный привод (дизель-электрический).

повиду передвижных кранов:

▪ самоходный кран — имеет возможность передвижения во время работы и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс, подвесные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным приводом, система бесконтактной передачи энергии;

▪ прицепной кран — перемещается буксиром с помощью прицепа.

по степени поворота подъёмного крана различают два вида:

▪ поворотный кран — имеет возможность вращения относительно опоры. Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более 360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º).

▪ неповоротный кран — не имеет возможности вращения относительно опоры.

по типу грузозахватного органа (грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза):

▪ крюковые краны — грузозахватным органом крана является крюк

— это самое простейшее и старое устройство,

которое широко применяется практически во

всех типах кранов;

▪ грейферные краны — грузозахватным органом крана является

▪ магнитные краны — грузозахватным органом крана является

▪ клещевые краны — грузозахватным органом крана являются

▪ контейнерные краны — грузозахватным органом крана является

Индексация.

С 1967 года для кранов, была утверждена специальная индексация, состоящая из букв КС (согласно ГОСТ 22827-77 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия»), означающая «КранСамоходный».

Рис.21. Схема индексации стреловых кранов.

| следующая лекция ==>
Вантажопідіймальні машини. Стрілові самохідні крани. | Технические характеристики.

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 783 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В общем случае это машина, перемещающая в пространстве грузы, закрепленные при помощи захватных механизмов. Под современное понятие термина «кран» (от немецкого «журавль») подпадает широкая группа техники, объединенной общими принципами конструкции и рабочего цикла. Более подробная классификация включает в себя тип самой машины, ее привода, опоры и захватного органа, грузоподъемность, степень поворота, возможность перемещения и ряд других параметров.

У каждой модели 3 ключевых узла:

Металлоконструкция — это основа, то есть опоры и пролеты крана. Сечение ее может быть решетчатым либо коробчатым — выбирается при проектировании конкретной модели.

Захватное устройство — орган, фиксирующий и удерживающий перемещаемый груз. По своему действию может быть автоматическим — спредер, пневмоприсос, магнит и тому подобное — или механическим — петля, крюк.


Подъемный механизм — лебедка и гибкий орган, обеспечивающий передвижение груза по вертикали, то есть цепь или канат, с закрепленным на ним захватным устройством. Может комплектоваться ограничителями — хода, момента и так далее — для безопасности эксплуатации.

В общем случае любая модель выполняет 3 операции:

фиксация груза — происходит его захват;

перемещение груза в нужную точку и разгрузка — рабочий ход;

возврат к первоначальному положению — холостой ход.

Дальше рабочий цикл крана повторяется. При этом во время рабочего и холостого хода могут возникать ускорения и торможения, во время которых появляются динамические нагрузки.

  • Мостовые краны — их металлоконструкция представляет собой мост, по которому перемещается электрическая таль или тележка. В этот тип входят козловые и консольные машины, штабелеры и многие другие.
  • Стреловые краны — их захватное устройство либо непосредственно на стреле, либо на передвигающейся по ней тележке. В этот тип входят портальные, башенные и другие машины.
  • Кабельные краны — их захватный механизм установлен на тележке, передвигающейся направляющим канатам. Последние в свою очередь надежно зафиксированы в опорах, мобильных или стационарных.
  • Козловые — их пролеты располагаются на опорах (с 1 или 2 стойками), передвигающимся по рельсовым путям, которые монтированы на надежное бетонное основание. Оснащаются тележками и грузозахватными устройствами.
  • Портальные — с полным поворотом (на 360 градусов), движутся по рельсовому пути, проложенному по эстакаде или даже земле. Конструкция их может быть решетчатого, рамного, комбинированного типа.
  • Башенные — поворотные, с телескопической или высотной конструкцией и молотовидной или подвесной стрелой. Могут быть на самоходном, приставном, прицепном, самоподъемном основании.
  • Железнодорожные — с полным поворотом, монтируемые на специальные платформы, которые ходят по ЖД рельсам. Могут быть с механическим и ручным приводом, одними или многими двигателями.
  • Плавучие — они устанавливаются на остойчивые передвижные понтоны, как самоходные, так и нет. Могут быть поворотными, стационарными и комбинированными, козлового типа, с мачтой и качающейся стрелой.
  • Мачтовые — поворотные, стрела каждого из них с помощью шарниров соединяется с мачтовым пролетом, у которого есть и верхняя, и нижняя опора. Могут быть жестконогими и вантовыми.
  • Консольные — с механизмом захвата, установленным либо на тележку, либо на саму консоль, зафиксированную на ферме или же колонне. Могут быть настенными, колонными, двухплечевыми, передвижными.
  • Настенные — любой конструкции, которую только можно зафиксировать на неподвижной опоре. Могут быть передвижными, если их рельсовый путь будет проложен по стене.
  • Велосипедные — перемещающие грузы только в горизонтальной плоскости. Оборудованы электродвигателем, устанавливаются на однорельсовую наземную трассу.

По типу привода:

  • Электрические — осуществляют рабочие операции благодаря двигателю постоянного или переменного тока.
  • Гидравлические — такой привод делает возможной легкую регулировку скоростей и занимает мало места.
  • Пневматические — предназначены для работы в средах, где применение электричества может быть опасным, например, в пожаро- и взрывоопасных помещениях.

По возможности передвижения:

  • Стационарные — установленные на зафиксированные основания и поэтому не могущие перемещаться.
  • Радиальные — передвигаются строго по заданной кольцевой траектории (опора является центром «орбиты»).
  • Переставные — установленные на основания, которые можно перемещать, — вручную или грузоподъемным оборудованием.
  • Передвижные — могущие перемещаться в пространстве, делятся на:
  • Самоходные — они едут сами, благодаря подводу электроэнергии;
  • Прицепные — их возят на буксире.
  • Самоподъемные — перемещающиеся по вертикали в процессе возведения объекта.
  • Быстромонтируемые — устанавливаются на рабочем участке за срок до 30 минут (за счет собственных механизмов сборки) и так же быстро демонтируются для переезда на новое место.

По степени поворота:

  • Неповоротные — по отношению к опоре не вращаются.
  • поворотные;
  • поворотные — вращаются с углом менее 360 0 (не полноповоротные) и более 360 0 (полноповоротные);
  • неполноповоротные (на угол менее 360 o ).

По типу захватного устройства:



Крюковые — наиболее старый, простой и классически распространенный вид машин.

Клещевые — захватный механизм тоже механический, но характер фиксации груза немного другой.

Грейферные — у них захватное устройство представляет собой большой ковш (черпак).

Магнитные — грузы надежно фиксируются при помощи электромагнитного поля.

Контейнерные — захватным устройством является спредер, то есть навесная распорка с несколькими держателями.

Есть краны и с более специфическими грузозахватными механизмами: со штабелерами, стрипперами и так далее — конкретную модель выбирают, отталкиваясь от особенностей работ.

По виду привода рабочих механизмов:

По степени поворота:

  • Неповоротные — по отношению к опоре не вращаются.
  • поворотные;
  • поворотные — вращаются с углом менее 360 0 (не полноповоротные) и более 360 0 (полноповоротные);
  • неполноповоротные (на угол менее 360 o ).

По типу захватного устройства:

  • Крюковые — наиболее старый, простой и классически распространенный вид машин.
  • Клещевые — захватный механизм тоже механический, но характер фиксации груза немного другой.
  • Грейферные — у них захватное устройство представляет собой большой ковш (черпак).
  • Магнитные — грузы надежно фиксируются при помощи электромагнитного поля.
  • Контейнерные — захватным устройством является спредер, то есть навесная распорка с несколькими держателями.
  • Штыревые
  • Штабелеры
  • Литейные
  • Стрипперные
  • Посадочные

Есть краны и с более специфическими грузозахватными механизмами: со штабелерами, стрипперами и так далее — конкретную модель выбирают, отталкиваясь от особенностей работ.

Грузоподъёмная машина – подъёмный механизм (устройство) циклического действия, предназначенный для перемещения в пространстве груза и (или) работников (однорельсовые тележки, тали, лебедки, крановые подъёмники). [1, п. 2.1.2]

Грузоподъёмный кран – машина циклического действия, предназначенная для подъёма и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом. [1, п. 2.1.1]

Классификация грузоподъёмных кранов по типам [2]

Кран мостового типа – это грузоподъёмный кран с грузозахватным устройством, подвешенным к грузовой тележке или тали, которые перемещаются по подвижной стальной конструкции (мосту). [3, с. 148-165]

Мостовые краны (рисунок 1.1) широко распространены в заводских цехах и на складах. Мост такого крана перемещается по надземному крановому пути, который уложен на колоннах, поэтому кран не занимает полезную площадь помещения. Мостовой кран состоит из двух основных частей: моста и перемещающейся по нему грузовой тележки. На тележке расположены механизм подъёма и механизм передвижения тележки. Кроме основного механизма подъёма на тележке может быть установлен вспомогательный механизм, грузоподъёмность которого в 3-5 раз меньше грузоподъёмности основного механизма. Механизмы крана имеют электрический привод. Они обеспечивают три рабочих движения крана для перемещения груза в любую обслуживаемую часть помещения: подъём-опускание груза, передвижение грузовой тележки, передвижение моста.

Рисунок 1.1 – Мостовой кран

Кран-балка (рисунок 1.2) – это мостовой кран, у которого грузовой тележкой является электрическая таль. Выпускают кран-балки грузоподъёмностью до 5 т. Управление такими кранами осуществляется с пола с использованием подвесного пульта.

Рисунок 1.2 – Кран-балка

Мост козлового крана опирается на наземный крановый путь при помощи опор и ходовых тележек (рисунок 1.3). Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъёмность до 60 т и пролёт до 34,5 м.

Рисунок 1.3 – Козловой кран

Кран стрелового типа – это грузоподъёмный кран, у которого грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или подвешено к грузовой тележке, перемещающейся вдоль стрелы [4]. Выпускаются в передвижном и стационарном исполнении.

Портальный кран – это поворотный кран, размещённый на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного, автомобильного или прочего транспорта.

Башенный кран – это поворотный кран со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни.

Стреловой кран – это поворотный кран, у которого стрела закреплена на поворотной платформе, размещённой непосредственно на ходовом устройстве (на автомобильном шасси, гусеничном ходу, железнодорожной платформе).

Рисунок 1.4 – Краны стрелового типа

Кран кабельного типа (рисунок 1.5) – это грузоподъёмный кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, которые закреплены в верхней части опорных мачт.

Рисунок 1.5 – Кран кабельного типа

Наиболее распространены грузоподъёмные краны со следующими типами грузозахватных органов (рисунок 1.6):

Рисунок 1.6 – Типы грузозахватных органов

При необходимости применяются специальные грузозахватные органы.

Читайте также:  Малоэтажное строительство в европе
Оценить статью
Добавить комментарий