Конденсаторы к71 7 в звуке

Конденсаторы к71 7 в звуке

Содержание

2. Для вас, аудиофилы!

Сегодня мы рассмотрим "аудиофильские" конденсаторы. Это довольно непростое дело — ведь некоторые считают, что самые лучшие конденсаторы это "Телефункен", добываемые из приемников, выпущеных в Германии в период с 1934 по 1944 года (т.е. при Гитлере). Некоторые считают, что конденсаторы нужно мотать самому из серебряной фольги и "правильного" диэлектрика 13-го числа в новолуние, повернувшись лицом на юг. К сожалению, ни первых, ни вторых конденсаторов я не только не имею, я их в жизни не видел. Поэтому сегодня всего три претендента:

Металлобумажные конденсаторы К42У-2 и их устаревший (зато хорошо "прогретый" за 30 лет) вариант МБМ. Считается, что бумага — очень хорошо "звучащий" диэлектрик, т.к. она изготовлена из живых существ и "откликается" на красивую музыку (как откликается на музыку соседская собака — я хорошо знаю, а вот как откликается бумага — ну никак не пойму!). Тем не менее, считается, что бумажные конденсаторы для усилителей — это кошерно.

И полистирольные конденсаторы К71-7. Полистирол — очень удачный диэлектрик с хорошими свойствами. Большой плюс этих конденсаторов — низкий разброс емкости — у моих он составляет всего лишь 0,5% (у металлобумажных соседей разброс емкости 10%, т.е. намного хуже). Такие конденсаторы хорошо применять в генераторах и точных (и сложных) фильтрах. Недостаток — большие габариты. Зато и качество конденсаторов — на высоте (и измерения это еще раз подтверждают).

При измерениях такого рода (практически на пределе точности измерительной системы) встает вопрос повторяемости измерений. Не секрет, что за прошедшие с прошлого раза два месяца что-то в (домашних) условиях измерений могло измениться. И действительно изменилось. Я повторил некоторые из прошлых опытов — значения получились чуть-чуть другими! Но не намного, в третей значимой цифре, так что новые результаты практически сравнимы с предыдущими. Так что если "аудиофильские" конденсаторы получились хуже — то это так и есть, измерения тут непричем! В доказательство привожу результат сравнения конденсатора К73-16, участвовшего в прошлом тесте и К42У-2 — нового участника. Эти измерения выполнены практичеки одновременно (с интервалом 5 минут на перепайку конденсаторов и собственно измерение) и в абсолютно одинаковых условиях. Хорошо видно разницу:

Читайте также:  Лучшие тряпки для уборки пыли

Вот этот же график, только рафинированный:

Так что по крайней мере по линейности бумага наверное чуть хуже, чем лавсан.

1. Металлобумажный К42У-2

Кг = 0.0023% , К’г = 0.0078%

Не очень плохо, но и не очень хорошо. Может в чем-то и у них есть своя хорошая сторона, но здесь ее не видно.

Вывод: для себя я ничего интересного не нашел.

2. Металлобумажный МБМ

Кг = 0.0014% , К’г = 0.0067%

Несмотря на то, что спектр гармоник несколько шире, их амплитуда меньше, поэтому старый получился лучше нового. Напоминаю, что я беру по одному конденсатору, а значит не застрахован от неудачных экземпляров. Может это получилось потому, что за 30 лет "прогрева" ток через конденсатор шел только в "правильном" направлении?

Вывод: "С этой стороны — ничуть не лучше!" (Ослик Иа).

3. Полистирольный К71-7

Кг = 0.0016% , К’г = 0.0061%

А вот это уже совсем неплохо! Даже хорошо. Кг в основном состоит из третей гармоники. И спектр гармоник узкий, что свидетельствует о хорошей линейности.

Вывод: Очень хорошее качество при просто обалденной точности. Конденсаторов с лучшим показателем качество-точность, я просто и не знаю.

Награждение победителей (продолжается)

Ввиду явного преимущества полистирольного конденсатора, я не буду проводить местный рейтинг, и сразу дам общий результат.

2. Для вас, аудиофилы!

Сегодня мы рассмотрим "аудиофильские" конденсаторы. Это довольно непростое дело — ведь некоторые считают, что самые лучшие конденсаторы это "Телефункен", добываемые из приемников, выпущеных в Германии в период с 1934 по 1944 года (т.е. при Гитлере). Некоторые считают, что конденсаторы нужно мотать самому из серебряной фольги и "правильного" диэлектрика 13-го числа в новолуние, повернувшись лицом на юг. К сожалению, ни первых, ни вторых конденсаторов я не только не имею, я их в жизни не видел. Поэтому сегодня всего три претендента:

Металлобумажные конденсаторы К42У-2 и их устаревший (зато хорошо "прогретый" за 30 лет) вариант МБМ. Считается, что бумага — очень хорошо "звучащий" диэлектрик, т.к. она изготовлена из живых существ и "откликается" на красивую музыку (как откликается на музыку соседская собака — я хорошо знаю, а вот как откликается бумага — ну никак не пойму!). Тем не менее, считается, что бумажные конденсаторы для усилителей — это кошерно.

И полистирольные конденсаторы К71-7. Полистирол — очень удачный диэлектрик с хорошими свойствами. Большой плюс этих конденсаторов — низкий разброс емкости — у моих он составляет всего лишь 0,5% (у металлобумажных соседей разброс емкости 10%, т.е. намного хуже). Такие конденсаторы хорошо применять в генераторах и точных (и сложных) фильтрах. Недостаток — большие габариты. Зато и качество конденсаторов — на высоте (и измерения это еще раз подтверждают).

При измерениях такого рода (практически на пределе точности измерительной системы) встает вопрос повторяемости измерений. Не секрет, что за прошедшие с прошлого раза два месяца что-то в (домашних) условиях измерений могло измениться. И действительно изменилось. Я повторил некоторые из прошлых опытов — значения получились чуть-чуть другими! Но не намного, в третей значимой цифре, так что новые результаты практически сравнимы с предыдущими. Так что если "аудиофильские" конденсаторы получились хуже — то это так и есть, измерения тут непричем! В доказательство привожу результат сравнения конденсатора К73-16, участвовшего в прошлом тесте и К42У-2 — нового участника. Эти измерения выполнены практичеки одновременно (с интервалом 5 минут на перепайку конденсаторов и собственно измерение) и в абсолютно одинаковых условиях. Хорошо видно разницу:

Вот этот же график, только рафинированный:

Так что по крайней мере по линейности бумага наверное чуть хуже, чем лавсан.

1. Металлобумажный К42У-2

Кг = 0.0023% , К’г = 0.0078%

Не очень плохо, но и не очень хорошо. Может в чем-то и у них есть своя хорошая сторона, но здесь ее не видно.

Вывод: для себя я ничего интересного не нашел.

2. Металлобумажный МБМ

Кг = 0.0014% , К’г = 0.0067%

Несмотря на то, что спектр гармоник несколько шире, их амплитуда меньше, поэтому старый получился лучше нового. Напоминаю, что я беру по одному конденсатору, а значит не застрахован от неудачных экземпляров. Может это получилось потому, что за 30 лет "прогрева" ток через конденсатор шел только в "правильном" направлении?

Вывод: "С этой стороны — ничуть не лучше!" (Ослик Иа).

3. Полистирольный К71-7

Кг = 0.0016% , К’г = 0.0061%

А вот это уже совсем неплохо! Даже хорошо. Кг в основном состоит из третей гармоники. И спектр гармоник узкий, что свидетельствует о хорошей линейности.

Вывод: Очень хорошее качество при просто обалденной точности. Конденсаторов с лучшим показателем качество-точность, я просто и не знаю.

Награждение победителей (продолжается)

Ввиду явного преимущества полистирольного конденсатора, я не буду проводить местный рейтинг, и сразу дам общий результат.

Ах, эти пленочные конденсаторы. Многие, вероятно, наслышаны о них.

Исходя из разных диэлектрических свойств пленки, такие конденсаторы, в качестве разделительных в звуковых цепях, ведут себя несколько по-разному, что, так или иначе, сказывается на звуке. Никакие физические/электромеханические свойства диэлектрика мной не исследовались. Основная мысль статьи – провести некую классификацию пленочников и ближе познакомиться с ними.

Ну чтож, продолжим? 🙂

Автор: yooree

Немного конструктива

Роль диэлектрика в таких конденсаторах выполняет полимерная пленка. В качестве электродов может использоваться фольга. Но технология здесь достаточно разнообразная.

Бывает, что пленку не укрывают слоем фольги, а металлизируют (тонким слоем металла) посредством вакуумного напыления. Даже возможен обратный вариант – полимерный порошок напыляют на фольгу. И даже существуют промежуточные варианты, когда в конструкции намотки используется и металлизированная пленка и фольга, когда используется двухслойная металлизация пленки и, возможно, еще какие-то техники.

По типу корпуса и/или организации выводных электродов можно провести еще ряд градаций:

– аксиального или радиального типа

– тубулярные или овальные по форме

– индуктивные и неиндуктивные

– боксовые или залитые (компаундом)

Лавсановые (Polyester film capacitor/ Metallized Polyester film capacitor)

1-ая (большая и достаточно распространенная ) группа – конденсаторы с диэлектриком из лавсановой (полиэтилентерефталатной) пленки. Самые доступные из пленочных. Здесь следует различать металлизированный лавсан и неметаллизированный.

Неметаллизированные, как правило, небольшой емкости, небольших размеров. В качестве примеров таковых – отечественные К73-9

Или импортные, — могут выглядеть так:

Конденсаторы на основе металлизированной пленки

Имеют бOльшую емкость в сравнении с емкостями на основе неметаллизированной пленки. Типичный пример отечественного металлизированного лавсанового радиального пленочника — К73-17:

Ближайшие импортные аналоги выглядят так :

Другие импортные серии:

— достаточно популярная серия MKT. Они типично выполнялись боксовыми радиальными. Законодателем “моды” в прошлом веке выступила фирма Siemens. Позже, боксовый тип “подхватили” Wima, AVC, EPCOS и многие другие.

Позже в боксовом корпусе стали выпускать и снабберные (помехоподавляюшие) пленочники, что негативно сказалось на репутации MKT. Укрепилось мнение, что для звука такие “не очень”.

Параллельно выпускались и выпускаются другие серии – тубулярные, наиболее распространенные — MEA или MET или MPE и т.д. Тубуляры чаше бывают желтого цвета (иногда черные или красные) они встречаются или строго цилиндрические, или овальные.

За ними закрепилась репутация более подходящих в качестве разделительных в аудиотракте. Фотопример тубуляров —

— достаточно заметная группа индуктивных лавсановых неметаллизированных. Их особенность в том, что они индуктивные. Иногда их еще называют майларовыми (mylar), майлар – просто разновидность лавсана.

Это прежде всего серия PEI. Их в некоторых интернет-магазинах рунетеа преподносят как полистирольные, но это развод. Выглядят PEI так –

Предельная емкость у темно-зеленых, как правило, не выше 0,22 мкФ. И, по некоторым сведениям, к подобным относятся и TMCF, которые еще могут называться как CL11.

Как вычислить лавсановый конденсатор по названию его серии?

По наличию латинской буквы “E” – что означает “этилентерефталат”. Хотя бывают и исключения, как с MKT. Вероятно, это немецкий вариант.

Плюс еще азиатские стандарты добавляют путаницы, они предпочитают давать сериям другие названия, типа СL. Иногда стандарты дублируют, при этом пишут дублера в скобках.

Где именно использовать конденсаторы с диэлектриком из лавсана – точного совета нет. Правильнее будет сказать — там, где их рекомендуют к использованию. Их часто относят к категории General Purpose – т.е. для общего применения.

Полистирольные (Polystyrene Film Capacitors)

Считается, что полистирольные емкости вносят минимальную окраску и одни из самых стабильных. Проверить это не всегда удается, т.к. надо прежде всего умудриться найти такие конденсаторы. Они не очень распространенные. Еще одна проблема по ним – предельная емкость для этих приборов – типично всего 0,5 мкФ.

Из отечественных более-менее доставабельный К71-7

И еще, по минимальной границе емкости К71-1 тоже “хромает” – выпускают начиная от 1000пФ.

Из импортных (настоящих) полистирольных встречал только серию PSI / PSR, они тоже не самые распространенные, выглядят так –

Предельная емкость еще ниже, до 0,01 мкФ. Но зато минимальная встречается до 68пФ.

Поликарбонатные конденсаторы (Polycarbonate Film Capacitors)

Вероятно, они “вымерли” уже давно. Не видно их и не слышно о них. Из отечественных в истории упоминается о К77-1 с пределами емкостей от 0,001 до 3,9 мкФ. И ходили слухи, что они придают звуку приятную мягкость. Видимо, по аналогии с угольными резисторами. К сожалению, вымерли они из-за активной конкуренции со стороны другого диэлектрика – полифенил-сульфида, производство которого было не таким затратным.

Полифенил-сульфидные конденсаторы (Polyphenylene Sulphide (PPS) capacitors):

Современные заменители поликарбонатных конденсаторов. Редкие и дорогие. Из наиболее известных можно упомянуть серию MU12 американской фирмы Electronic Concepts. Мечта аудиофилов…

Полипропиленовые конденсаторы. (Polypropylene capacitors / Metallized Polypropylene capacitors)

2-ая (большая, но менее распространенная в странах СНГ) группа с диэлектриком из полипропилена. Относительно доступные, могут быть раза в 3-4 дороже лавсановых. Из отечественных еще как-то можно отыскать K78-2 и К78-19 и некоторые другие.

Из импортных выпускаемый спектр очень широк. Начнем с самых ходовых. Для неметаллизированных, к примеру, серия PPN (CBB13), чаще всего бордового или красного цвета.

Для металлизированных — MPP (CBB21, CBB22), бордовые

или темно-синие, иногда,

— Боксовые версии MKP (Wima, Epcos, Evox-Rifa и т.п.) – посолиднее, но репутация слабее из-за корпуса типа box. Опять же, вероятно, потому, что в боксах часто выпускают снабберные пленочники. Пример от Вима –

— тубуляры (цилиндрические или овальные), серий MPA, MPT, MPR и т.п. (CBB20) – хорошая репутация. Выглядят так :

— высоковольтные полипропиленовые серий PPS (CBB81) и им подобные. Неметаллизированные, только фольга и пленка. Номиналы – от 100пФ до 0,47мкФ. Напряжение от 1000 до 3000В. Близкие аналоги отечественных K78-2. Выглядят так –

— снабберные полипропиленовые, типа MKP/X2 (CBBX2), MPX (CBB62X2) и т.п.

Они шумоподавляющие. Ходят слухи, что для звуковых цепей это не лучший вариант. Снабберные легко можно вычислить по обилию значков-сертификатов на корпусе. Выглядеть могут так –

— пусковые полипропиленовые (для двигателей и/или для розжига ламп дневного света)

Насколько они могут быть хороши в звуке – неизвестно. Выглядеть могут так –

— аудиофильские полипропиленовые (фольговые) навороченные. От брендов, типа Solen, Mundorf, Jantzen. Для экстремалов. В качестве примера — Mundorf MCap Supreme 800 VDC 3.3 uF всего за каких-то несчастных 885 руб.

Фторопластовые конденсаторы. (Teflon film capacitors)

Наряду с полистирольными, считаются самыми толерантными к звуку емкостями. Опять же редкие. Из отечественных должны где-то существовать такие, как К72П-6, К72-9, ФТ-3…

А по импортным еще хуже ситуация – наблюдаются только аудиофильские для суперэкстремалов, например TFT V-Cap 3,3 мкФ х 250В за $699,99

Заключение

— конечно, идеальных пленочных конденсаторов не существует, здесь на помощь может прийти “бутербродная” техника. И терпение в опробовании разных типов.

— не все типы одинаково хороши для усилителей на любой элементной базе. Лампы “любят” конденсаторы с одним типом диэлектрика, полупроводникиовые конструкции – с другим. Уместность использования определенного конденсатора может быть обусловлена и внутренним импедансом цепи.

— у высоковольтных полипропиленовых конденсаторов и у полистирольных конденсаторов малой емкости есть перспективы удачно проявить себя в отфильтровке ВЧ в пассивных регуляторах тембра и в тонкомпенсации.

Cтатья содержит только краткие сведения, в помощь тем, кто пожелает расширить свой кругозор могут быть полезны следующие источники в сети:

*Название темы на форуме должно соответствовать виду: Заголовок статьи [обсуждение статьи]

© DiyAudio Team, 2010-2012
Все материалы ресурса защищены законом об авторском праве.
При публичном использовании, цитировании или копировании обязательна ссылка на наш ресурс
с указанием конкретного имени или ника автора материала.

Оценить статью
Добавить комментарий