Кому не дает советов лука

Кому не дает советов лука

Роль Луки в драме «На дне»

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?

«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.

У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.

Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.

Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»

В чем видит смысл жизни Лука?

По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!

В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».

В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:

«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Как Сатин относится к работе?

Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?

В чем смысл имени Лука?

С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».

В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Читайте также:  Нитрат кальция для томатов

Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.

И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).

Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.

Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.

Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Контакты Прошлое героя Советы Луки Что несёт людям Лука Что изменилось в отношении героя к жизни
Лука- Анна “Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела! Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…” “Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” Вера, терпение, милосердие, сочувствие — гуманные ценности. Анна умирает спокойно, терпеливо.
Лука-Настя “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!” Поддержка, доброта. Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!”
Лука-Пепел Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!” Понимание, поддержка. За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири.
Лука-Актёр Когда-то имел звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, — спился, “пропил душу” (акт 2). “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… Пропил я душу…Веры у меня не было…” “Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Помощь советом, убеждением, забота. Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход — самоубийство.
Лука- Барон Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…” Гуманный совет. По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников. “А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
Лука-Клещ Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” Сочувствие, сострадание. Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни.
Лука-Бубнов Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3). Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…” Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!” Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни. У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?”
Читайте также:  Магнетрон устройство и ремонт

Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?

  • Лука — довольно тонкий психолог, неутомимый наблюдатель, оптимист. Советы его не были реализованы не потому, что они были плохие, а потому, что обитателям ночлежки не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но души обитателей ночлежки были взбудоражены странником, их разум стал работать интенсивнее. Например, Васька Пепел произносит слова: “Я –не каюсь…в совесть я не верю…Но я одно чувствую: надо жить — иначе! Лучше надо жить! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать…” (Презентация, слайд №20.)
  • Лука искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
  • Лука деятельный и заботливый.
  • Лука, странствующий проповедник, всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!”/
  • Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
  • Лука хитрый, находчивый, изворотливый.
  • Лука гуманен, добр, ласков, даёт советы, проявляет заботу. Однако в нём много противоречивого, непонятного.
  • Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принося минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных, уводит их в мир иллюзий, лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки.
  • Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении.
  • Основная черта идеологии Луки — черта рабства. Философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?”

Вместе с героями и автором взвешиваем события и делаем выводы о правде и лжи, о гуманизме, о непреходящих нравственных ценностях.

Читайте также:  Мотоблоки с валом отбора мощности бензиновые

  • Писатель не приемлет наивную веру в чудо. Он раскрывает общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и сиюминутного, устойчивости и шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
  • В уста Сатина автор вкладывает свою точку зрения “совершенствования духа”: “Человек — вот правда!”, “Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит …гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!”
  • В тексте драмы находим афоризмы, которые несут этический заряд, помогают оценить искренность или фальшь реплик героев, понять причины, которые её вызвали, заставляют проникнуть в связь слова и характера в драматическом произведении, вызывают размышления о себе самом, живущем здесь и сейчас: “Человек — может добру научить…очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Под лежач камень… вода не течёт” и другие.
  • Писатель идеализирует не босяков, оскорблённых и униженных неудачами в жизни, но гордую свободолюбивую силу.
  • Пьеса М.Горького — новаторское литературное произведение. В центре ее не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни, о правде. (Презентация, слайд №21.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9394 — | 7309 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. По словам Актера, его «организм отравлен»

2. Сатин оказался в тюрьме

В) за подделку документов

Г) за вымогательство

3. В прошлом Сатин был

А) о пельменях Квашни

Б) о смерти жены

В) о женитьбе на Наташе

Г) об убийстве Костылева

5. Васька Пепел живет

А) за счет Василисы

Б) сбывая краденое

В) изготовляя ключи

Г) шулерской игрой в карты

6. Лука не дает советов

7. «Дважды убить нельзя», — считает

8. Умирающую Анну с улицы приводит

9. Настя читает книгу под названием

А) «Униженные и оскорбленные»

В) «Роковая любовь»

Г) «Любовь Яровая»

10. Костылев «накидывает полтинничек» на ночлежников, чтобы

А) купить лампадного масла

Б) похоронить Анну

В) улучшить бытовые условия в подвале

Г) вылечить Актера

11. В пьесе основой является спор Луки

А) со всеми ночлежниками

12. Василиса в конце пьесы

А) становится полновластной хозяйкой ночлежки

В) оказывается в больнице

Г) заключена под стражу

13. Ночлежники поют

А) «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно»

Б) «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня»

В) «Светит месяц, светит ясный»

Г) «Сижу за решеткой в темнице сырой»

14. «Испортил песню», по словам Сатина,

А) Уход Луки из ночлежки

Б) Васька Пепел убийством Костылева

В) Актер, совершив самоубийство

Г) Клещ скрежетом напильника

15. Лука советует Сатину уйти

16. Лука является

А) антагонистом Сатина

Б) протагонистом автора

В) главным действующим лицом пьесы во всех действиях

17. Барон получил свое прозвище за то, что был

А) цыганским предводителем

Б) занимался наркобизнесом

Г) был очень гордым и самолюбивым человеком

18. Какое высказывание НЕ принадлежит Луке

А) «Человек – это звучит гордо»

Б) « Во что веришь, то и есть»

В) «Человека и пожалеть нужно»

Г) «Мяли много, оттого и мягок»

19. Васька Пепел хочет жениться

20. Каким способом Актер уходит из жизни?

Г) выкинулся из окна ночлежки

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Alesha2015Alesha2015 19.05.2016

Ответ

Проверено экспертом

1. По словам Актера, его «организм отравлен»

2. Сатин оказался в тюрьме

3. В прошлом Сатин был

Б) о смерти жены

5. Васька Пепел живет

Б) сбывая краденое

6. Лука не дает советов

7. «Дважды убить нельзя», — считает

8. Умирающую Анну с улицы приводит

9. Настя читает книгу под названием

В) «Роковая любовь»

10. Костылев «накидывает полтинничек» на ночлежников, чтобы

А) купить лампадного масла

11. В пьесе основой является спор Луки

12. Василиса в конце пьесы

А) становится полновластной хозяйкой ночлежки

13. Ночлежники поют

А) «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно»

14. «Испортил песню», по словам Сатина,

В) Актер, совершив с а м о у б и й с т в о

15. Лука советует Сатину уйти

16. Лука является

Б) протагонистом автора

17. Барон получил свое прозвище за то, что был

Оценить статью
Добавить комментарий
Adblock
detector