Композиция из трех цветов

Композиция из трех цветов

Содержание

Холодные цвета зрительно отдаляют предметы от наблюдателя, теплые — наоборот, приближают. Поэтому теплые оттенки у нас должны находиться на переднем плане, холодные — на заднем. Понятна такая логика?

Посмотрите: оранжевый на синем смотрится эффектно. Поставим наоборот — и гармония нарушается. Получается «дырка».

Как использовать знания о ЦВЕТЕ в дизайне сада?
Теплые цвета вперед, холодные — назад.

Например, голубой (холодный) воспринимается глазом дальше, чем он есть. Значит и в композиции мы будем его сажать дальше (назад). Чтобы не было конфликта восприятия.

Возьмем оранжевый. Тёплый. Визуально всегда кажется, что он находится в пространстве ближе, чем есть на самом деле. Зная об этом, мы посадим его вперёд.

Тогда композиция будет визуально казаться гармоничной.
То, что далеко — сзади. То, что близко — спереди.

Разбавленный белым, становится светлее. Черным — темнее. Чем светлее цвет — тем он легче.

Мы привыкли, что темное — внизу (почва, вода), светлое — вверху (небо, солнце, облака).

Как применить знания о ТОНЕ дизайне сада?
Следуем законам природы! Чтобы композиция воспринималась гармонично — на переднем плане размещайте растения темные (кажутся ближе), на заднем — светлые (кажутся дальше).

Это не строгое правило, но нарушая его — вы обязательно столкнетесь с ощущением «неустойчивости»

Есть дружественные и враждебные цвета, это все — правда.

Итак:
Существует три типа цветовых сочетаний:
— одноцветная гармония (это монохромное сочетание, когда мы используем один цвет);
— гармония родственных цветов — когда мы используем соседние оттенки;
— полярная гармония из двух, трех или четырех цветов.

Начнем с самой простой цветовой схемы — монохромной. Здесь мы используем более светлые оттенки и более темные тона одного цвета.

БЕЛЫЙ САД

Что такое белый? Это чистота, ясность, невинность. Белый сад — это классика. Если у вас есть какие-то темные углы в саду — белый цветник незаменим. Еще одно важное преимущество белых растений — это то, как хорошо они видны в сумерках. Вы замечали? Поставьте себе на заметку — в те места, где не хватает освещения, посадить светлые растения.

СИНИЙ

Синий цвет уместен в зоне отдыха, он снижает напряжение и замедляет пульс. Холодный оттенок синего сам по себе визуально расширяет пространство. Если сад скромных размеров — это удачное решение. Этот прием создает ощущение «вечного движения», особенно при прогулке вдоль длинных бордюров.

КРАСНЫЙ

Очень активный и бодрящий цвет. Помещаем его в зону активного отдыха, там, где нужно много энергии. Красный цветник — вообще один из самых сложных в исполнении. Во-первых, легко промахнуться с нужным оттенком. Во-вторых, красный цветник часто выходит довольно мрачным, особенно если использовать бордоволистные растения в качестве дополнения. Поэтому будьте осторожны!

ЖЕЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ

Желтый и оранжевый цвета лучше всего смотрятся на солнечном месте. В саду желтые цветы кажутся больше и ближе, чем есть на самом деле. Еще хорошо разбавить монохромную композицию небольшим количеством кремового или белого цвета с желтым отливом.

ВТОРАЯ ГРУППА — ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ.
АНАЛОГИЧНОЕ цветовое сочетание

Здесь мы используем цвета, расположенные на цветовом круге рядом друг с другом. Посмотрите: на круге всего 4 группы: желто-красная, сине-красная, желто-зеленая и сине-зеленая. Цвета из одной группы называются гармоничными — самый беспроигрышный вариант.

Но и здесь есть нюанс! Помните правило «в композиции должен быть главный герой»? Здесь это — особенно важно. Из нескольких цветов один мы обязательно выбираем главным, он становится лидером, доминантой. Значит, все остальные цвета в нашей композиции должны быть либо темнее, либо светлее. Одинаковые по насыщенности цвета всегда будут друг с другом соперничать. Понимаете этот принцип?

Цель сегодняшнего занятия: И зучить цветовой круг Иттена: взаимодействия цветов, гармоничность, пары контрастов. Научиться применять знания на практике.

Знакомство с цветом.

Цветовой 12 секторный круг. Основные характеристики (тон, светлота и насыщенность) и свойства цвета в их взаимосвязи (гармонизация цвета).Ахроматические и хроматические цвета . Ребята смотрят на выданные в начале занятия листочки и по очереди называют цвет и является ли он хроматическим или ахроматическим . Упоминание пройденных тем : стилизация , акварель.

Цветовой круг – это основной инструмент для комбинирования цветов. Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него, будут хорошо смотреться вместе. Главное — научиться пользоваться этим инструментом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются:

  • Из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге.
  • При использовании любых трех цветов, равномерно распределенных по цветовому кругу, образуя треугольник.
  • При использовании любых четырех цветов, образующих прямоугольник.

Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Квадрат — с очетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Упражнение №1.

На формате А4 закомпоновать 6 прямоугольников, на которых будет: тоновая растяжка, растяжка из цвета в цвет, растяжка трех цветов.

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
  • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
  • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
  • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
  • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
  • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
  • возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
  • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
  • этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
  • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
  • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).

Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.


Теория, воплощенная в практике

Итак, начнем с определений, которые помогут нам понять что и как делать.

Что такое композиция

Композиция (от латинского comрositio — расположение, составление, соединение) — означает организацию элементов и частей в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это классическое определение всегда вполне оправданно и успешно применялось и к растительным композициям.


Растительная композиция у водоема

Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм и элементов дачи.


Растительная композиция в рокарии, фрагмент

Чтобы добиться этой гармонии, следует учитывать основные принципы (они идентичны приемам, применяемым в живописи и архитектуре) растительной композиции — пропорции и ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, цвет и светотень. Следует принимать во внимание и характерные особенности, связанные с использованием живых объектов — растений.


Суккулентная композиция

Любой из принципов растительной композиции важен сам по себе. Однако, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (которые способны жить достаточно длительное время на заданном пространстве), возможно лишь при условии умелого использования всех основных принципов.

Соразмерность и ритмичность

Соразмерность или пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине или длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), отведенной площади и находиться в соответствующей пропорции с окружающим ландшафтом.


Все части в композиции рокария соразмерны, фрагмент

Самое гармоничное и часто применяемое пропорциональное отношение — золотое сечение (деление непрерывной величины на две части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине): С/b = b/a или a /b=b/С, где:

  • С — целое;
  • b — большая часть;
  • a — меньшая часть.

Любая из величин (объектов), соотношение частей которой соответствует золотому сечению, визуально производит особенно приятное впечатление.


Геометрическая запись золотой пропорции

Применяя эти величины при построении растительной композиции, следует понимать, что нельзя просто переносить математическое понятие пропорции на живые объекты. При размещении растений нужно знать отличительные особенности каждого (высоту, обилие и продолжительность цветения, насыщенность цвета и так далее), чтобы соотносить их между собой, и при этом все они должны соответствовать общему замыслу композиции.


Отражение форм в водоеме

Нужно помнить, что виды, формы, сорта и гибриды изменяются в процессе роста и развития: они становятся выше и шире, а с наступлением цветения и плодоношения могут вообще поменять внешнюю форму — изменить «образ».


Белые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветении

Важнейшими приемами, позволяющими выделить соотношение между различными элементами композиции, считаются контраст, нюанс и равенство.

Контраст

Контраст — это резко выраженное противопоставление однородных свойств элементов композиции, помогающее ярче оттенить их особенности. Контраст по высоте, например, заключается в сочетании высоких и низких растений (душица — тимьян), по внешней форме (плотный салат и ажурный укроп), по цветовой гамме (краснолистная лебеда садовая и серебристолистный дубровник беловойлочный).


Контрастное сочетание по высоте

Контрастными могут быть форма или фактура отдельных частей растений (листьев или соцветий), или общий вид. Так, красивы контрастные сочетания листьев:

  • округлых (бадан) и узких линейных (луки);
  • огромных (ревень) и мелких ажурных (петрушка);
  • крупных рассеченных (борщевик сибирский) и изящных (бутень).


Контраст фактуры листьев

Если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то какие бы изысканные сорта при этом ни использовались, она останется монотонной. Классические примеры контрастов по форме — плоские щитковидные соцветия тысячелистника и стройные вертикали коровяка, шаровидные соцветия луков и свечеобразные ослинника двулетнего.


Контраст соцветий

Фактура листьев и соцветий также может давать очень интересные комбинации. Мягкие, шелковистые от опушения листья коровяка (стахиса, шалфея) и гладкие, блестящие — бадана, любистка; пушистые соцветия василистника, артишока и жесткие — синеголовников. Таких примеров среди декоративных растений можно набрать довольно много. Однако, использовать прием контраста следует осторожно, чтобы не разрушить общую гармонию.

Акцент

Одна из разновидностей контраста — акцент, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается путем противопоставления тех или иных свойств одного (или группы) растения по отношению к другим.


Акцент — мискантус

Например, для акцентирования (закрепления) углов миксбордера идеально подойдут высокорослые виды (любисток, коровяк, ослинник двулетний, индетерминантные томаты, фасоль огненно-красная на опорах и другие).

Нюанс

Лучше, если большая часть видов растительной композиции будет со сходными признаками.


Нюансная композиция олеандра обыкновенного

Именно такая растительная композиция, в которой сходства между видами, формами и сортами больше, чем различий, и называется нюансной. Как правило, это родственные растения из одного семейства или виды одного рода, или различные сорта. При этом сходные декоративные признаки будут умножены в несколько раз, станут более яркими, насыщенными, что еще больше подчеркнет целостность композиции.

Если вам не нравится однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных по экологическим требованиям, но с различной формой листьев, соцветий, плодов.


Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег

Оптические иллюзии, основанные на контрасте и нюансе, позволяют изменить пропорции отдельных элементов или композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов длиннее будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Крупное растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее.


В окружении малых

Для визуального уменьшения растения нужно разместить его рядом с более крупными экземплярами.

Целенаправленное применение контраста и нюанса поможет выявить главное в композиции, придать ей необходимую выразительность, подчеркнуть декоративные достоинства отдельных растений.

Равенство

Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, форме и другим признакам. Оно привносит в композицию спокойствие и стабильность. Так, при геометрической планировке дачного цветника подбирают декоративные растения одинаковой высоты, желательно цветущие в одно и то же время.


Рабатка из виолы

Равенство нельзя отождествлять с равновесием, то есть с правильной организацией пространства и соразмерностью частей. Высокий стройный куст может быть уравновешен широким, с развесистым или округлым габитусом.


Правильно уравновешенное пространство

Равновесие бывает симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает расположение одинаковых элементов строго относительно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и законченны, идеальны для создания регулярного стиля (грядок, классических клумб и так далее).


Симметрия и асимметрия, фото Антона Папкова

При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы могут состоять из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция обладает гибкостью, динамичностью, живописностью. Рекомендуется для создания миксбордеров, рокариев, пейзажных элементов природного стиля.

Постоянное чередование одинаковых по размеру растений, повторяющиеся виды посадок, визуально разделяющие пространство, называются ритмом.


Ритм красных тюльпанов

Он может выражаться, например, в линейном расположении высоких растений сходного габитуса, в чередовании однотипных по форме грядок на партерном огороде и так далее. Этот прием чаще всего используется для симметричных композиций.

Цвет и свет

На цвете, как одном из важнейших художественных средств оформления жизненного пространства, стоит остановиться особо, так как он оказывает на человека эстетическое, психофизиологическое воздействие и обладает лечебным эффектом.


Цвет колеусов

Здесь мы ничего нового не изобретем, а просто напомним, что существует цветовой круг, который условно разделен на 7 частей:


Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru

Основных чистых цвета — три:

  • красный;
  • желтый;
  • синий.

Дополнительных — четыре:

  • зеленый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый.

Теплыми цветами считаются:

  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый.

Холодными цветами считаются:

  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Зеленый цвет — переходный; в зависимости от оттенков он может быть и теплым, и холодным.

Самые лучшие композиции получаются при использовании основных цветов и их оттенков. Пары теплых и холодных цветов (красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый) дают яркую и насыщенную гармонию в контрасте. Она приветствуется в парадных местах дачи — визитных цветниках, миксбордерах регулярного стиля. А вот в местах отдыха и пейзажных элементах оформления (рокарий, прибрежная зона водоема) она будет менее уместна.

Начинающим дачникам лучше составлять более мягкие сочетания, основываясь на парах:

  • красный — желтый;
  • оранжевый — зеленый;
  • желтый — синий;
  • зеленый — фиолетовый;
  • фиолетовый — оранжевый.


Синий и желтый

А вот этих дисгармоничных пар (зеленый — синий, красный — оранжевый) следует избегать.


Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной

Теперь, когда мы ознакомились с принципами создания растительной композиции, подбор видов, форм, сортов с цветками, соцветиями и даже листьями определенных оттенков, сочетающимися между собой и с основными цветами, не составит большого труда.


Виола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительным

Одно из модных направлений современного садового дизайна — выбор единственного доминирующего цвета с целой гаммой оттенков, которые должны присутствовать не только в растениях, но и садовых конструкциях, аксессуарах, мебели, заборах и так далее. Немного контрастных окрасок используют лишь для подчеркивания и смягчения основной темы.


Фрагмент зеленого

В гармоничной растительной композиции цвета должны быть уравновешены по насыщенности, что особенно важно при составлении миксбордера или многокомпонентных групп.


Излишняя яркость в рокарии

Растительная аксиома: в любом цветнике допускается не более трех доминирующих цветов.


Доминирование красного и фиолетового

Читайте также:  Кукла своими руками из ткани легкие варианты
Оценить статью
Добавить комментарий