Компьютер представлялся невиданной роскошью для среднестатистического россиянина

Компьютер представлялся невиданной роскошью для среднестатистического россиянина

Содержание

Кто он, средний россиянин?

Весенний суперномер «АиФ» по традиции отвечает на самые острые и злободневные вопросы читателей. А кто он, собственно, наш читатель? Как живет, что любит, о чем мечтает? Перелопатив ворох статистической и социологической информации, мы составили своеобразный портрет среднего россиянина, для которого мы ищем — и находим — ответы на самые важные вопросы. Итак…

Русский, средних лет, неглупый, но бедный

СРЕДНЕМУ россиянину 37 с хвостиком лет. Увы, три пятилетки реформ и лишений прибавили ему морщин — за время, прошедшее после переписи населения 1989 г., он «постарел» на целых 3 года.

Несмотря на шквальную миграцию из СНГ и прочих стран, в графе «национальность» средний житель РФ пока что пишет — «русский». Он состоит в браке и имеет одного ребенка. Вообще-то, средний россиянин скорее женщина, чем мужчина, — дам в России на 10 млн. больше, чем кавалеров. Неслучайно, видимо, почти все синонимы слова «страна» у нас тоже женского рода — Родина, держава, Отчизна.

Живет середняк в небольшом городке районного масштаба (только каждый пятый из нас обитает в городе-миллионнике). Но это не мешает ему стремиться к знаниям. Средний россиянин — человек со средним профессиональным образованием, которое он применяет, работая в сфере промышленности.

На взгляд какого-нибудь среднестатистического немца или японца, работа эта скорее напоминает известную артель «Напрасный труд». Если верить докладу Всемирного банка, «россиянин обыкновенный» занимает 97-ю строчку в мире по уровню доходов на душу населения. Росстат зафиксировал этот уровень на отметке 260 долларов в месяц. То есть наш человек почти вдвое беднее среднего жителя Земли.

Зато россиянин может утешиться тем, что его страна занимает третье место в мире по числу миллиардеров. Что любопытно, если взять капиталы всех 27 наших абрамовичей и раздать поровну всему населению, то среднему россиянину достанется аж по 625 долларов. А если поделить «олигархические бабки» хотя бы на 21 млн. самых бедных, чей доход ниже 2000 рублей в месяц, те сразу получат прибавку в 4300 долларов. Столько, сколько получают за пять лет!

Но наш середняк не такой простак. Он, конечно, не верит, что олигархи с ним поделятся. Больше трети (39%) вообще стыдится того, что в России так много миллиардеров, и только 15% сами мечтают побывать в их позолоченной шкуре. Похоже, несмотря ни на что, даже на разительный контраст в доходах (10% самых богатых у нас в 15 раз богаче 10% самых бедных), наш человек привыкает рассчитывать только на свои силы.

Любви хватает, секса — нет

ПРАВДА, средний россиянин недоволен заменой льгот на денежные компенсации. Считает, что для нормальной жизни ему не хватает примерно 70 долларов в месяц. Хотя он внимательно следит за курсом валют, львиную долю своих «деревянных» тратит на питание и оплату коммунальных услуг. И почти не делает сбережений. Продукты покупает не в супермаркетах, а в небольших магазинах. Не может себе позволить платные медицинские услуги. Не пользуется компьютером. Ездит общественным транспортом, в основном — на автобусе. Наконец, о поездках в дальние страны средний россиянин пока только мечтает — отпуск он проводит дома.

В питании житель России по-прежнему придерживается правила «хлеб всему голова». В среднем за год он съедает 108 кг хлебобулочных изделий, 50 кг мясных и почти 230 кг молочных продуктов. И только 15 кг рыбы и 37 кг фруктов, сильно уступая в этом отношении европейцам.

Среднестатистический россиянин не курит, зато любит пиво. Свободное время он проводит за чтением и рукоделием (шьет, вяжет, вышивает), занимается спортом (особенно футболом и лыжами) и садом-огородом. Как ни странно, но телевизор в этом рейтинге занимает только шестую строчку. А еще наш человек любит ходить в гости и выезжать на природу.

О чем мечтает средний россиянин? Чаще всего — о деньгах. Кто-то — о том, чтобы «выиграть миллион долларов», кто-то — просто о том, чтобы хватало на питание и необходимые покупки.

Средний россиянин верит в Бога и не верит в НЛО, привидения и снежного человека. Он доверяет президенту (66% одобряют деятельность В. Путина) и не доверяет Думе (68% считают депутатов пустобрехами). А еще он не хочет отдавать своих сыновей в армию.

Зато он хочет любить и быть любимым. И это ему пока удается. Наш середняк считает себя однолюбом и не ищет любовниц (любовников) на стороне. 64% сограждан утверждают, что в их жизни достаточно любви. А вот секса… При том, что в среднем россияне занимаются этим 150 раз в году (третье место после венгров и болгар — мы обошли даже любвеобильных французов), 41% из них неудовлетворен своей сексуальной жизнью. И это — худший показатель в мире! Так, может, над этим показателем, а вовсе не над удвоением ВВП стране стоит поработать в первую очередь? Тогда, глядишь, и экономика тоже поднимется.

А ВПРОЧЕМ, и в экономике все не так уж плохо, утверждает, например, автор книги «Мифы о России и дух нации» Александр Горянин. И приводит удивительные цифры, способные повергнуть в шок самых прожженных скептиков.

Так, количество пользователей сотовой связью в России растет самыми быстрыми темпами в мире. На просторах от Чукотки до Калининграда пищат и тренькают уже 79 млн. мобильников! А к концу 2005 г., по прогнозам, число мобильных абонентов достигнет 93–100 млн. человек.

По уровню автомобилизации россияне опередили украинцев, белорусов, литовцев и латышей, сравнялись с поляками.

По данным Горянина, в России творится настоящий бум частного жилищного строительства. Дома строятся, заселяются, но не регистрируются — чтобы не платить налоги. Еще в 2001 г. налоговики оценивали число неучтенных объектов недвижимости минимум в 20 миллионов! О масштабах застройки косвенно говорит тот факт, что Россия официально занимает 2-е место в мире по производству строительного кирпича (а ведь есть еще и неучтенное производство, и импорт).

А главное — нам есть на что строить! За время после дефолта объем банковских вкладов в России вырос в 7 раз, приблизившись к 2 трлн. рублей.

Миф об упадке и кризисе не вяжется и с таким показателем, как рост количества студентов. В нынешней России их вдвое больше, чем было при советской власти (416 против 200 на 10 тыс. жителей).

«Мы очень быстро забываем, сколько в нашем прошлом было плохого, и не замечаем положительных перемен, — говорит А. Горянин. — Забитые товарами полки магазинов, бум книгоиздательства, 20 миллионов соотечественников, ежегодно выезжающих за рубеж, — 20 лет назад такое нам и не снилось… Но мы почему-то верим рейтингам, которые ставят Россию чуть ли не на один уровень с Зимбабве. Я не исключаю, что низкие рейтинги навязываются нам нарочно, в рамках конкурентной борьбы за мировые рынки. Для того, чтобы отвадить потенциальных инвесторов от страны, набирающей мощь и способной растолкать локтями тех, кто привык хозяйничать на планете. Нам твердят, что живем мы хуже некуда. А о том, например, что в стране с 1999 г. растет рождаемость, не говорят».

Так, может, жизнь среднего россиянина и в самом деле налаживается? Тьфу-тьфу, не сглазить бы…

Какое место у России в мире?

Недавно узнала, что в нашей стране живет миллиардеров больше, чем где бы то ни было в мире. А по другим показателям на каком мы месте?
Е. С в и р и д о в а, Курск

При подготовке материала использованы данные Росстата, ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центра», «РОМИР-мониторинг», Института питания РАМН, журнала «Форбс», компании «Durex».

Блог Василисы Правдиной

пятница, 25 января 2013 г.

Кто покупает новые автомобили в России

Покупка машин служит чиновникам главным аргументом для доказательства хорошей жизни россиян

Россия стала вторым крупнейшим авторынком Европы, уступив лишь Германии, а рост продаж автомобилей в прошлом году составил 10%. Такие данные приводятся в исследовании мировой аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, опубликованном в начале недели. Значит ли это, что уровень автомобилизации населения, который однозначно говорит о росте его благосостояния, многократно вырос? Ведь именно это утверждает правительство устами Росавтодора.

Согласно оценкам этого федерального ведомства, по состоянию на конец лета 2012 года на 1000 россиян приходилось 271 единиц автомобильного транспорта . Но много это или мало? Сейчас в рейтинге наиболее автомобилизированных стран Россия занимает 46 место – между Мексикой (276 авто) и Сербией (252 авто). До лидеров рейтинга — Монако и США (908 и 802 автомобиля на 1000 населения) нам — как до Луны.

И все же, действительно ли количество россиян, которые могут позволить себе купить автомобиль, так сильно выросло, как об этом говорит статистика продаж? На этот вопрос «СП» ответил экономист Владислав Жуковский.

— Дело в том, что в силу колоссальной по своим масштабам имущественной пропасти, которая 6-7 раз превышает предельно допустимые для социальной стабильности отметки, данный показатель становится нерепрезентативным и очень сильно искажает реальную ситуацию. На деле порядка 70% населения России, в принципе, не в силах позволить себе купить новый автомобиль за собственные средства . И они либо они вынуждены довольствоваться подержанными автомобилями и тем автотранспортом, который достался им в наследство от старших поколений, либо влезать в долги, которые зачастую просто не в силах даже обслуживать.

«СП»: — Кто же в современной России может себе позволить купить новый автомобиль на свои кровные?

— Даже по официальным данным Росстата, 20% наименее обеспеченных россиян вообще не в силах позволить себе приобрести никакой, ни новый, ни подержанный автомобиль с пробегом. Следующие 20% малоимущих россиян, относимых к полунищим слоям общества, также лишены возможности приобрести новый либо подержанный автомобиль. Еще у 20% населения России, чьи доходы находятся в диапазоне 12-17 тыс. рублей ежемесячно, и которых можно смело относить к бедным слоям общества, могут купить лишь подержанную машину. Другими словами, 60% населения России либо вообще не в силах приобрести себе автомобиль, даже подержанный, либо вынуждены эксплуатировать находящиеся в откровенно аварийном состоянии бывшие в употреблении авто.

У следующих за ними 10% населения с доходами от 17 до 23 тыс. рублей, которые уже сумели вырваться из физиологического выживания и могут позволить себе машину, на долю расходов на приобретение автомобилей приходится менее 1% семейного бюджета. А значит, и они могут купить авто только если залезут в кредит на многие годы, который потом, возможно, не смогут обслуживать.

«СП»: — Однако говорят, у нас в России теперь даже появился средний класс?

— Так называют 20% более-менее благополучных россиян, которые застряли в «предбаннике» общества потребления, и чьи доходы варьируются в диапазоне от 23 до 40 тыс. рублей в месяц. Именно этих 40 млн россиян и называют российским «средним классом», которому по силам приобретение целого ряда товаров длительного пользования. Однако дорогостоящие товары, в том числе недвижимое имущество и новые автомобили, по-прежнему остаются для них мало доступной роскошью, на которую им не хватает имеющихся доходов. Они готовы тратить на покупку машины лишь 2,8% доходов, соответственно, Эти товары они могут приобрести либо в кредит, либо за счет неучтенных доходов от предпринимательской деятельности и прочих «серых» денег — коррупционных прибылей, зарплат в конвертах и так далее.

«СП»: — Так кто же у нас создает статистку 10- процентного роста продаж?

— Этому мы обязаны в основном 10% наиболее состоятельных россиян, которые умудрились более-менее удачно встроиться в российскую модель «экономики трубы» и попасть в замкнутый контур перераспределения «нефтедолларов». И теперь у них имеются вполне достаточные финансовые ресурсы, чтобы приобретать автомобили и недвижимость. Именно эта узкая группа наиболее состоятельной части российского общества и создает значимую часть статистического роста продаж автомобилей в России. Благодаря этим 15-20 млн россиян, сидящим на нефтегазовой трубе и обслуживающим интересы правящего класса, удается демонстрировать весьма неплохие социально-экономические показатели, при наличии колоссальной имущественной пропасти, сопоставимой по масштабам с пропастью в слаборазвитых странах третьего мира с архаичной структурой экономики.

«СП»: — Происходит ли в России рост благосостояния населения?

— На самом деле нет. Обнищание населения России и усиливающуюся имущественную дифференциацию российских граждан в течение длительного времени удавалось маскировать благодаря втягиванию россиян в кредитную кабалу . Согласно официальным данным Банка России, на протяжении 2000-2011 годов средние темпы роста кредитования населения превышали 55%, тогда как номинальные расходы росли менее чем на 24%, а реальные и вовсе падали для 50% населения с доходами ниже 15 тыс. рублей в месяц. Именно благодаря втягиванию бедных слоев населения (60% которого по социологическим опросам не в силах приобрести даже бытовую технику без привлечения кредита) в кредитную яму удавалось поддерживать средние темпы роста розничного товарооборота на уровне 22-23%. Другими словами, речь идет не о реальном росте заработных плат населения, которого как не было, так и нет для 70% граждан.

«СП»: — Но ведь зарплаты россиян по официальным данным все же растут?

— Растут, но никаких избыточных зарплат граждане России за последние 11 лет так и не получили. Доля оплаты труда в ВВП России как не превышала 50% в начале 2000-ых годов, так и не превышает данный показатель сегодня. Для сравнения — в США, Евросоюзе и Японии она устойчиво выше 75-80%.

Это становится еще очевидней, если принять во внимание тот факт, что даже по официальным данным Росстата более 11,5% работающего населения России имеют трудовые доходы ниже прожиточного минимума (6,3 тыс. руб.) На протяжении многих лет доходы бюджетников на 15-30% ниже средней заработной платы по России. При этом средняя зарплата в сфере финансовых спекуляций превышала средний показатель по российской экономике в целом на 241%, в нефтепереработке — на 217%, в транспортировке углеводородов по трубопроводной системе – на 75,9%. И до тех пор, пока разрыв в уровне доходов врачей, учителей, научных сотрудников, инженеров и прочих высококвалифицированных кадров с одной стороны, и работников сырьевого сектора экономики, а также разного рода финансовых спекулянтов и перекупщиков, достигает 3-4 раз, можно смело забыть про любую модернизацию, инновации и технологическое перевооружение производств.

Благосостояние населения страны в методологии Всемирного банка, определяется как Валовой национальный доход на душу населения. Всемирный банк ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира. Индекс ВНД на душу населения часто понимается как индекс уровня жизни или благосостояния в государстве или региона. Однако он является лишь приблизительной мерой благосостояния населения, так как не учитывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются доходы между гражданами страны. Но и в этом рейтинге, не смотря на большое число миллиардеров, положение России незавидное.

В методологии Всемирного банка все государства классифицируются по трем категориям: страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12,276 долларов и выше); страны со средним уровнем дохода на душу населения (от 3976 до 12,275 долларов); страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 1,005 долларов и ниже). Россия относится к средней группе стран.

Для сравнения приведем первую десятку самых «состоятельных» государств, с высоким уровнем дохода на душу населения:

1 Монако — 183,150 долларов

2 Лихтенштейн — 137,070 долларов

3 Норвегия — 88,890 долларов

4 Катар — 80,440 долларов

5 Люксембург — 78,130 долларов

6 Швейцария — 76,380 долларов

7 Нормандия — 67,960 долларов

8 Дания — 60,390 долларов

9 Швеция — 53,230 долларов

10 Сан-Марино — 50,400 долларов

И положение России в группе средних стран:

66 Бразилия — 10,720 долларов

67 Турция — 10,410 долларов

68 Россия — 10,400 долларов

69 Аргентина — 9,740 долларов

70 Мексика — 9,240 долларов

71 Ливан — 9,110 долларов

По данным сайта rus98.ru автолюбители России в настоящее время в основном имеют подержанные автомобили, которых в 2 раза больше, чем новых . Агентство «Автостат» подвело итоги продаж на российском рынке и сделало вывод, что продажи автомашин б/у в 2011 году составили около 6 миллионов авто, а продажа новых составляет практически 4 миллиона.

На первом месте рейтинга подержанных иномарок находится автомобиль «Киа Москва». Вторая строчка составленного рейтинга принадлежит машине «Форд Фокус». На следующей позиции размещается модель «Фольксваген Пассат». Большая часть на вторичном российском авторынке принадлежит российским вазовским автомобилям .

Еще не так давно российский авторынок считался одним из самых бурно растущих в мире. Однако затянувшийся кризис сделал россиян беднее, и собственный автомобиль для многих стал роскошью. В результате уровень автомобилизации в нашей стране впервые за многие годы начал падать.

Вся зарплата — на машину

Обвал рубля больно ударил по карманам россиян, чьи реальные доходы серьезно пострадали из-за взлетевшей инфляции. Не стали исключением и автомобили, которые с сентября 2014 года подорожали в среднем на 38%, а их средневзвешенная цена превысила 1,36 млн руб. На этом фоне среднемесячная заработная плата из-за кризиса в экономике только снижается: по состоянию на март 2016 года она достигла 33,3 тыс. руб., хотя год назад составляла 34 тысячи. Аналитики «Автостата» подсчитали, сколько времени может понадобиться среднестатистическому россиянину, чтобы накопить на покупку новой машины. Как выяснилось, на это потребуется почти 3,5 года (если точнее — 41 месяц) при условии, что в копилку будет уходить целиком вся зарплата! Так было в первой половине 2000-х годов, когда людям приходилось откладывать в течение 3,5 лет и даже больше. Для сравнения: в 2014 году, то есть до начавшейся девальвации рубля, этот показатель был куда меньше — 31 месяц. По мнению экспертов, с учетом того что автомобили будут дорожать и дальше, а роста зарплат в стране не наблюдается, в ближайшей перспективе россиянам придется потратить еще больше времени и денег для покупки авто.

Как говорит гендиректор PSB Consulting Group Олег Мосеев, за последние два года цены на автомобили выросли в среднем на 40–50%. При этом рост зарплат в большинстве секторов экономики практически нулевой. Отсюда и увеличение срока накопления на покупку автомобиля. «С учетом того, что цены выросли на всё, включая продукты питания и прочие первостепенные товары, реальная покупательная способность населения в автомобильном сегменте потребления снизилась еще больше. Именно это и приводит к сокращению рынка с почти 3 млн автомобилей до 1,4 миллиона, которые прогнозируется продать в этом году», — констатирует он.

Средство передвижения или роскошь?

Действительно, экономическая ситуация в значительной мере влияет на планы потребителей по покупке автомобиля. Согласно результатам опроса, проведенного ранее агентством «Автостат», больше всего потенциальных покупателей как новых (31%), так и подержанных (32%) машин в 2016 году решили отказаться от покупки или отложить ее. В то же время менее трети опрошенных не намерены менять своих планов. При этом каждый шестой потенциальный владелец нового автомобиля готов рассмотреть покупку более бюджетной модели, а на вторичном рынке доля таких желающих составляет 22%. Еще 13% участников опроса согласны приобрести б/у автомобиль вместо нового. Впрочем, есть и те, кто готов купить машину раньше, чем планировал (3% — по новым, 2% — по подержанным).

Что касается отказа от смены автомобиля, главным доводом в пользу такого решения участники опроса назвали нынешний кризис, поскольку это «не лучшее время для покупки автомобиля» (как нового, так и с пробегом). Так считают свыше 60% опрошенных, и это, скорее всего, связано с неуверенностью людей в будущем. Еще одной веской причиной стал рост цен на товары, из-за которого денег на покупку автомобиля уже не хватает (51% и 45% соответственно). Менее половины участников опроса придерживаются мнения, что цены на автомобили завышены, и ждут их снижения (48% и 37% соответственно). Четверть несостоявшихся покупателей новых машин и около трети тех, кто отказался от покупки автомобиля с пробегом, напугало снижение зарплаты. А каждый пятый опрошенный заявил, что его удержало от смены машины удорожание автокредитов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, нынешняя непростая экономическая ситуация лишь укрепляет граждан в том, что нужно повременить с покупкой автомобиля, который не является предметом насущной необходимости. Естественно, что такие потребительские настроения отражаются и на объемах автомобильного рынка.

С машинами не расстаются

Статистика подтверждает, что в условиях кризиса россияне стали реже менять машины. Средний срок владения новым автомобилем увеличился до 58 месяцев (4,8 года), тогда как для подержанной машины этот показатель в 1,5 раза меньше — 35 месяца (2,9 года). Как считает партнер PwC в России Олег Малышев, по мере восстановления экономического роста предполагается, что средний период владения автомобилем вернется к докризисным значениям — около 3–4 лет.

Не спешат садиться за руль и те, кто еще не имеет автомобиля. Так, в прошлом году водительские права получили более 1,87 млн россиян, что на 24% (или 600 тыс. человек) меньше по сравнению с 2014 годом. Для сравнения, в 2010–2013 годах, по данным ГИБДД, ряды водителей ежегодно пополняли 2,1–2,3 млн граждан, в 2014 году — 2,46 млн.

«Если покупатель не может позволить купить себе автомобиль, зачем ему нужны водительские права? Тем более с 2015 года ужесточили правила сдачи экзаменов и увеличили стоимость обучения в автошколах», — говорит директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. Впрочем, сокращение выдачи водительских удостоверений нельзя жестко увязывать лишь с уровнем благосостояния населения, считает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. По его мнению, тут имеет значение и «исчерпание отложенного спроса», поскольку в предыдущие годы права получали те, кто не успел этого сделать раньше, а теперь задумался об автомобиле.

Читайте также:  Кухня в таунхаусе с окном
Оценить статью
Добавить комментарий