Компактный усилитель d класса

Компактный усилитель d класса

Есть стереотип, что D-класс звучит хуже, чем AB. Какое-то время назад оно так и было, но сейчас все уже не так однозначно. Чтобы подтвердить или опровергнуть мифы об импульсных усилителях, было решено взять две модели и сравнить их.

Чтобы сравнение получилось корректным и актуальным, ставились два условия. Во-первых, компактность. Когда места для установки немного, D-класс оказывается удобнее, и вопрос "а он точно нормально звучит?" становится особенно мучительным.

Во-вторых, бюджетность. Считаю, что недорогая техника в этом деле наиболее показательна. В бюджетных моделях применяются дешевые комплектующие (кто бы мог подумать?), а это значит, что все схемы усилителей разрабатываются с учетом большого разброса параметров. Поэтому бюджетные модели – это почти всегда типовые решения, которые в том или ином виде присутствуют у всех производителей. В конце концов, бюджетных усилителей продается больше, значит этот тест более жизненный.

Для пущей наглядности в сравнение взял усилители одной марки. Типа чтобы единая идеология и все такое. Art Sound iX4 (усилитель D-класса) и Art Sound XE754 (усилитель традиционного AB-класса). Первый дороже раза в полтора, но в целом это все равно один из самых доступных представителей своего класса. Последний не настолько компактен, как первый, но при размерах, не превышающих листка формата А4, под поставленные условия тоже вполне попадает.

Как выяснилось чуть позже, у обеих моделей примерно сопоставимая габаритная мощность трансформаторов в блоках питания, что ставит усилители в еще более близкие условия.

Раз уж на то пошло, решил посмотреть все по-полной, начиная прямо с фильтров. На выбор AB или D не влияет, но не пропадать же такой возможности. Здесь графики не привожу, количество фоток выбивается из лимита, но все это есть на моем сайте carmus.ru.

А вот спектры искажений — это нам сейчас важнее. О том, что это такое и что по ним можно увидеть, я тоже уже рассказывал. Сначала сами графики, потом выводы. Смотрим, как ведет себя D-класс:

В области нижних и средних частот, куда как раз попадает большинство основных тонов музыкальных инструментов, гармонические искажения умеренные. А вот с повышением частоты паразитных гармоник больше. Окраска звучания с большой вероятностью сведется к жесткости. Так ли это, посмотрим позже на прослушивании.

Теперь смотрим, как ведет себя AB-класс:

Чтобы хоть как-то увидеть паразитные гармоники, пришлось неслабо задрать усиление. Как видите, в плане гармонических искажений усилитель выглядит более чем достойно. Правда, судить о качестве усилителя только лишь по ним одним было бы ошибкой. Что там с динамическими искажениями, в том числе со "скорострельностью", покажет только прослушивание.

А пока что вернемся к измерениям и посмотрим, при каких мощностях начинается ограничение выходного сигнала:

Номинальная мощность при стандартном пороге КГИ=1% составляет:

Art Sound iX4 (D-класс):
82 Вт на нагрузке 4 Ом
138 Вт на нагрузке 2 Ом

Art Sound XE754 (AB-класс):
44 Вт на нагрузке 4 Ом
86 Вт на нагрузке 2 Ом

И это, заметьте, при том, что блоки питания у обоих усилителей имеют близкие мощностные возможности! За счет более высокого КПД D-класс выигрывает по мощности чуть ли не в два раза даже при гораздо меньших внешних размерах!

Первое впечатление – звучание ясное, без замыленности, для бюджетного усилителя очень приличная динамика. Звучание на верхних частотах сквозит легкой синтетичностью, это хорошо заметно на сложных записях, требующих от тракта высокого разрешения. Немного выделяются свистяще-шипящие звуки, это особенно заметно на голосе.

Немного скрадываются послезвучия, но не настолько, чтобы это сделало сцену полоской, усилитель рисует ее в глубину уверенно. Вообще, для своей цены усилитель звучит очень даже подробно.

А вот что понравилось, так это как прозвучали треки с хорошо прописанным контрабасом или упругой бас-бочкой. Усилитель отлично контролирует динамики, бас ни разу не гудит, он упругий и разборчивый. Струны того же контрабаса, бас-гитары или бас-бочки бьют в грудь как плотный резиновый мячик. Даже на критичной к этому делу Metallica, треки Sabbra Cadabra или Astronomy, сильно компрессированный бас не слился в гудящую кашу. Учитывая цену усилителя, получилось просто отлично.

Сильно вниз усилителю забираться тяжеловато, самый глубокий бас немного смазывается, но, в конце концов, имейте совесть, на то в аудиосистеме есть сабвуферное звено. Одним словом, не зря ФВЧ сделан неотключаемым. Больше того, я бы советовал поднять его настройку чуть выше. Это повысит чистоту и ясность звучания в целом, мидбасы будут играть еще упруже и вкуснее.

В целом звучание можно охарактеризовать как педантичное и сухое. Не жесткое, а именно сухое. И с очень интересным упругим и разборчивым мидбасом. В своей ценовой категории усилитель выглядит очень даже уверенно. А вы говорите, D-класс.

Для сабвуфера, даже легкого, Art Sound iX4 использовать не стоит, не его это. Но можно поступить иначе. Возьмите на тыл какие-нибудь серьезные овалы 6х9 или 7х10 и включите в тыловых каналах ФНЧ. При минимальных затратах получите фронтальную звуковую сцену и упругий бас – это будет намного круче, чем выкидывать деньги на дешевый гудящий саб.

Art Sound XE754 (AB-класс)

При всем уважении к классике, АВ-класс в младшей ценовой категории звучит все же проще. Первое, что сразу обращает на себя внимание – это динамика. Причем, и микродинамика – по сравнению с iX4 этому усилителю не хватает скорострельности, и макродинамика – динамический диапазон заметно поджат, опять же, по сравнению с более драйвовым iX4. На слух это воспринимается как легкая "занавеска" перед акустикой.

Но при всем этом, нужно признать, звучание у Art Sound XE754 более живое, теплое и мягкое, без акцентов на каких-то деталях и украшательств. Через какое-то время привыкаешь к этой легкой вате перед динамиками и просто начинаешь слушать музыку. Свистяще-шипящие звуки в голосах естественнее. Тарелочки хоть и отстранились куда-то вглубь, но воспринимаются натуральнее и живее. Да и вообще музыка звучит цельно и как-то комфортно что ли.

На громкий рвущий рок или ядреный метал я бы не стал рекомендовать XE754, там нужны острый драйв и динамика. А вот на более деликатные жанры, легкий джаз, неспешный блюз или инструментал, он окажется прямо в тему. И черт с ним, с замыливанием деталей, усилитель дает совсем иное восприятие музыки.

Кстати, в классическую схему фронт+саб я бы тоже не стал рекомендовать этот усилитель. Там нужен все же более серьезный мощностной потенциал.

Итак, я бы не стал так однозначно говорить, что хуже, а что лучше. Это дело вкуса. Здесь я постарался лишь выявить лишь самые характерные черты на живом примере двух относительно недорогих усилителей. АВ-класс (в лице Art Sound XE754) прозвучал мягко и комфортно, но не особо вдаваясь в подробности, D-класс (в лице Art Sound iX4) прозвучал более динамично, и драйвово, точнее отрабатывая атаку и нюансы звучания, но при этом сухо и приукрашивая ВЧ-диапазон. Несомненно, каждый звук имеет своих почитателей, спорить тут просто не о чем.

Еще раз подчеркну, в более высокой ценовой категории все может сложиться все иначе, но в младшей, по моим наблюдениям, эти два усилителя хорошо показывают общую тенденцию.

Art Sound iX4 (D-класс):

Плюсы:
Драйв, отличная динамика
Высокое для своей ценовой категории разрешение
Отличный контроль на мидбасе
Соотношение компактности и выходной мощности

Минусы:
Звук может показаться слишком сухим
ВЧ диапазон несколько "приукрашен"

Art Sound XE754 (AB-класс):

Плюсы:
Живая и теплая звуковая подача
Отсутствие в звуке жесткости и лишних "украшательств"

Минусы:
Разрешение уступает iX4
Иногда хочется более динамичного звучания

Мы со временем становимся добрее. Я имею в виду не всех, а нас, здесь, в редакции. Другие пусть сами за себя отвечают.

Lanzar MNX460 || Cadence CSA 1000.4 || TEAC TE-MD4 || Boss Audio IMP1000.4 || Precision Power i520.4 || Kenwood XR400-4 || JVC KS-AX3204 || Alpine MRV-F300 || Massive Audio BX4 || Eton MA 150.4 || Hertz HCP 4D || Soundstream TN4.900D

Было время, когда при сборе техники в групповой тест мы сурово сводили брови к переносице, чтобы подчеркнуть, как неимоверно важно выполнить условия участия в тесте: ценовые рамки или технические ограничения. Готовясь к этому коллективному забегу, мы были улыбчивы и либеральны. Компактные? Ну, типа, с лист бумаги единственного ходового формата. А если чуть вылезет? Ну пусть вылезет, отпиливать лишнее не станем. Гнать из теста — тем более. Цена? А какие у вас есть? Ну вот и давайте. Единственное, чему по-прежнему противодействовали, как панфиловцы — попыткам подсунуть в тест четырёхканальных усилителей двухканальный (а равно — корпусной сабвуфер или зарядник для айфона). Доброта наша велика, но небезгранична…

Окупается ли доброта? Ещё как. Усилителей в тест собралось много, большинство вписывалось в рамки компактности (поставленные, вообще говоря, довольно условно, без научного обоснования), даже ценовой диапазон, про который мы вовсе не говорили, оказался много уже нашей доброты, чуть более двукратного.

Всё, что за этим последовало, стало крайне познавательным. Прежде всего, появились новейшие данные о победном марше техники импульсного усиления (для своих — класс D). Простое пожелание выбрать усилитель не самых больших размеров породило пропорцию 7/5 в пользу класса D. Психологически важный рубеж 50/50 оказался преодолён незаметным для нас образом. Реагируя на новые реалии, мы теперь в таблице с основными характеристиками усилителей первым пунктом пишем, в каком классе он работает, потому что (ещё один знак победного шествия) многие производители перестали включать указание на импульсную природу аппарата в его обозначение, раньше буковка «D» где-нибудь, да показывалась.

Другая, более серьёзная корректива понадобилась в технологии измерений. У импульсных усилителей, которые раньше любили называть цифровыми, для солидности, хотя ничего особенно цифрового в них как не было, так и нет, непросто складываются отношения с измерительной техникой. Причём только тогда, когда эта техника — цифровая (уже на самом деле). При очень малом, на уровне единиц милливатт, выходном сигнале импульсного усилителя измерительная станция Clio начинала путаться в показаниях, отсюда — неоднократно появлявшиеся на графиках артефакты, которые мы образно назвали «цифровые хвосты» — якобы резкое возрастание нелинейных искажений на микросигнале. Включаешь осциллограф (в составе той же Clio) — нет там ничего особенного, а измеритель показывает КНИ из категории «кровавый кошмар». Чтобы каждый раз не объяснять, что «хвосты» к реальности отношения не имеют, мы с этого номера изменили пределы шкалы выходной мощности и отбросили всё, что меньше 0,1 Вт, оставив, таким образом, в поле графика только действительно информативные показания прибора.

Прогресс импульсных усилителей сказался не только на их относительной численности, когда вы закончите знакомиться с результатами теста, увидите, что они больше не тянутся за обычными, класса АВ, собратьями по линейности, а уже сегодня многих превосходят. О мощности мы тут даже не говорим. В этом они при прочих равных превосходили всегда, затем и были придуманы.

Второй важнейший компонент четырёхканального усилителя — фильтры, они определяют и границы применимости аппарата (фронт — сабвуфер или поканальный фронт), и качество работы в системе. Сильно плохих фильтров было немного (хотя были), сильно хороших, надо заметить — тоже не через край. Сабвуфер с фронтом поделит, с той или иной степенью успеха, любой из участников. Полностью самостоятельно с поканальным фронтом может работать 1 (один) из 12. Ещё пара (именно пара, то есть — два) справятся с этой задачей при условии помощи со стороны головного устройства. Пропорция, скажем так, не идеальная. Зато срез нынешнего состояния рынка получился вполне репрезентативным.

МЁД & ДЁГОТЬ

Вы вступление к тестам читали? Вот продолжение затронутых там тем. Лучшими по комплексу показателей в этом тесте оказались два аппарата, оба — представители нового поколения импульсных усилителей. Это — Soundstream, сочетающий самую большую мощность среди всех участников с исключительной линейностью и единственный, при необходимости способный без посторонней помощи, своими фильтрами управиться с поканальным фронтом. Рядом с ним на верхней ступени оказался (не будем притворяться, что не удивлены, и вам не советуем) Kenwood. Завидная компактность, очень удобная конструкция, мощность, лишь немного уступающая абсолютному рекордсмену теста, и фильтры. Хоть и нуждающиеся в подмоге для некоторых применений, в остальном — намного более гибкие, чем у подавляющего большинства «одноклассников». Два «Фаворита» теста, в отличие от двух «Лидеров», очень непохожи. Eton — талантливая реализация традиционных схемотехнических приёмов, однако мощность, по которой усилители класса АВ как-то даже привыкли уступать классу D, здесь очень солидная, линейность (как раз ожидаемым образом) высокая, фильтры хоть и не всемогущи, но реализованы грамотно и точно. Второй «Фаворит» — Hertz, очень компактный аппарат, не поражающий мощностью, хотя она, надо заметить, превышает предложенную нами в своё время условную границу достаточности (60 на 4 Ом, 90 на 2 Ом). Однако линейность — просто фантастическая, совсем недавно считалось, что в классе D такой добиться нельзя, а фильтры по качеству и универсальности — одни из лучших в тесте.

Отдельного упоминания и отдельного поощрения заслуживает ещё один участник. По виду усилителя TEAC (размерами с почтовую открытку) никак невозможно было заключить, что это — нормальный четырёхканальный (!) усилитель, по мощности превосходящий, по меньшей мере, двоих других участников теста (с нормальными габаритами), с низкими искажениями и неплохими фильтрами. При подведении итогов за компактность TEAC получил оценку 10, хотели дать 11, но не стали, чтобы не создавать прецедент, мало ли, что придёт в следующий тест…

Если честно, мне несколько лень делать полноценный обзор с фоточками желтого почтового пакета, обсуждением АЧХ и т.п. Да и нормального разбора железки я не делал. Но всё же, я хотел бы поделиться информацией о весьма удачной, на мой взгляд, покупке двухканального усилителя.

В качестве аудиосистемы домашнего компьютера я давно использую неплохие колонки Microlab Pro 1. За свои деньги они дают довольно-таки качественный (на мой не аудиофильский слух) звук, одна беда: за 10 лет использования родной усилитель подиздох. Глючащий регулятор громкости, который крутишь в одну сторону, а он делает ровно противоположное, я даже не считаю, это у него на втором году началось. А настоящая проблема появилась именно в звуке: вначале начали проседать средние частоты, а потом и вовсе появился высокочастотный писк. Поверхностный осмотр внутренностей усилителя никаких явных дефектов (вроде обуглившихся элементов, порвавшихся проводков или вздувшихся конденсаторов) не выявил, так что, прикинув варианты, я решил, что проще может оказаться купить новый, чем ремонтировать старый, тем более, что на муське я уже замечал обзоры готовых устройств и плат для самостоятельной сборки.

Оказалось, что всё не так просто, большая часть обзоров была про устройства, предназначенные для установки в авто, и, что самое печальное, с негативными отзывами, но вроде как обнаружилось какое-то количество комментариев, упоминающих неплохой усилитель TPA3116, так что я начал искать что-то на его основе.

Итак герой сегодняшнего обзора:

Двухканальный усилитель Breeze Audio на чипе TPA3116.
Корпус: фрезерованный алюминий, 90мм ширина, 35мм высота, 120мм глубина.
Управление: тумблер питания и регулятор громкости
Разъемы: вход через 2 тюльпана, выход через контактные бочонки с винтовым креплением.
Питание: 12-24В, разъем 5.4мм

Итак что из всего этого получилось.

Ну, во-первых, корпус. Выглядит довольно неплохо. Выполнен из фрезерованного алюминия, ровно отшлифован и имеет приятный матовый рисунок. Надписи нанесены аккуратно и, главное довольно скромные, без китайского выпендрежа. По сравнению с родным усилителем моих колонок эта коробочка просто миниатюрная, и с непривычки немножко не верится, что она на что-то способна. Спереди на корпусе расположен строгий металлический тумблер включения, небольшой (и, главное, не очень яркий) светодиод, сигнализирующей о работе, и потенциометр регулировки громкости с металлической же ручкой. Передняя и задние панели прикручены к корпусу при помощи утопленных заподлицо винтов с головкой под шестигранник: строго и аккуратно.

Блок питания в комплект не входит, продавец предлагает за $8 положить какой-то блок на 12В уж не знаю какой мощности. Я от этого щедрого предложения отказался, благо нашел в ящике старый адаптер от Thinkpad’а еще производства IBM.


Что касается подключения звука, то вход выполнен классическими тюльпанами, а вот на контактах выхода, конечно, несколько сэкономили. Не спец в типах коннекторов, но они представляют собой винты, просверленные сбоку под углом 90 градусов, в которые вставляются провода от колонок и сверху прижимаются гайками-барашками. По идее пружинные клеммы занимают не сильно больше места, стоят не намного дороже, а пользоваться ими гораздо удобнее: и провод проще вставить, даже не облуженный, и закоротить два контакта случайно торчащим «хвостиком» сложнее. (Ниже в комментариях объяснили, что надо не гайками прижимать провод, а купить коннекторы «банан» и подключать через них. Типа это Хай-Фай и гораздо лучше клемм. =)


Раскрыл корпус, посмотреть что там внутри. Выглядит достаточно аккуратно, пайка нормальная, хотя флюс и не отмыт. А вот снимать радиатор, чтобы посмотреть маркировку чипа я уже не стал, можете кидать в меня помидорами, было лень. Так что поверим китайцу, что там стоит красивый TPA3116D2.

Ну и, наконец, самое важное, что там у него со звуком? Вот тут всё сложнее всего. Мне очень даже нравится. Звучит гораздо лучше, чем родной микролабовский усилитель (по крайней мере то, как я его помню). Басы насыщенные, мне хватает, средние частоты хорошо выражены. Сцена достаточно разборчивая, глубина есть. Для того, чтобы слушать на средней громкости в небольшой комнате всего хватает. Но тут надо понимать, что я не аудиофил, тонкостей золотых проводов не понимаю, а качество звука тестирую на воспроизведении mp3 =)

Главное, что надо отметить: эта коробка не шумит на паузе, не хрипит на насыщенных композициях, ровно по каналам и без треска регулирует громкость. А то, что из нее не торчат лампы, что она не греется как утюг А-класса, так и леший с ней, своё она отрабатывает и ладно.

На этом я этот небольшой обзор пожалуй и закончу, всем спасибо за внимание.

Читайте также:  Кран запорный из нержавеющей стали
Оценить статью
Добавить комментарий