Нагрузочная вилка что это

Нагрузочная вилка что это

Содержание

Виды нагрузочных вилок

Прежде чем покупать нагрузочную вилку, нужно определиться для себя – а нужна ли она вам? Оцените свой опыт эксплуатации автомобильного аккумулятора, посоветуйтесь с друзьями-автомобилистами, почитайте форумы в Интернете и т.д. Нагрузочная вилка – это не предмет первой необходимости как ложка и вилка на кухне.

Стоит ли тратить энную сумму денег на устройство, которое будет использоваться пару раз за год? Тем более если такое устройство есть у друзей и всегда можно попросить его на один день или даже пару часов.

Но если же вы все-таки решились купить нагрузочную вилку, необходимо определиться: а какие аккумуляторные батареи вы будете тестировать?

Существует два типа нагрузочных вилок – для кислотных и для щелочных аккумуляторов.

Применять вилку одного типа для тестирования разных типов батарей не рекомендуется. Нужно учитывать, что не существует универсальных вилок, которые можно было бы применять для тестирования любого типа аккумуляторов.

Так, если на сопротивлении нагрузочной вилки для кислотных аккумуляторов (номинальное напряжение аккумулятора 2,0В) указан нагрузочный ток 100А, то при проверке этой вилкой щелочного аккумулятора (номинальное напряжение которого 1,2В) нагрузочный ток будет не 100А, а всего лишь 60А:

1,2В / 2,0В * 100А = 60А

Т.е. аккумулятор будет недогружен, вследствие чего неисправный аккумулятор может быть принят за исправный.

Итак, если вы планируете эксплуатировать аккумуляторы ёмкостью до 90 А/ч, то и нагрузочную вилку необходимо покупать исходя из наличия в ней токовой нагрузки 100А.

Если вы будете тестировать аккумуляторы для грузовых автомобилей, то и покупать нужно нагрузочную вилку с нагрузкой 100/200А.

Принцип работы нагрузочной вилки

Иногда аккумуляторы по непонятным причинам отказываются крутить двигатель автомобиля. Вроде и напряжение на клеммах показывает нормальное, и контрольная лампочка ярко горит, а под нагрузкой батарея не работает.

Степень зарядки аккумулятора оценивается по следующим показателям:

  • Напряжение 12,7 В и более – отличный заряд;
  • Напряжение 12,6÷12,69 В – хороший заряд;
  • Напряжение 12,5÷12,59 В – удовлетворительный заряд.

Если напряжение ниже 12,5 В, то такой аккумулятор необходимо заряжать, эксплуатировать его нежелательно, особенно при минусовой температуре во избежание замерзания электролита.

Тестировать аккумуляторные батареи довольно просто: сначала проверяем напряжение разомкнутой цепи. У исправного и полностью заряженного аккумулятора оно должно быть в интервале 12,6÷12,7 В. Некоторые производители аккумуляторов считают нормальным напряжением 13,0-13,2 В.

Если напряжение разомкнутой цепи ниже 12 В, то это свидетельствует о 50%-м разряде батареи.

А вот если подключить к батарее нагрузку, то параметры напряжения уже будут совершенно иными. Использовать нагрузку обязательно, потому что зачастую нормальное напряжение поддерживают все аккумуляторные батареи, а вот нагрузку «сдохшие» не выдерживают.

Затем проверяем величину напряжения с нагрузкой в течение 5 сек. Нагрузочная вилка создаёт нагрузку, которая в 2 раза превышает емкость аккумулятора. Т.е. если батарея емкостью 50 А/ч, то нагрузка должна быть 100 А.

Если при подключении нагрузки напряжение опускается ниже отметки 10 В, значит, у вашего аккумулятора возникли серьёзные проблемы.

У начинающих автолюбителей бытует мнение, что применение нагрузочной вилки наносит вред АКБ. Это ложное суждение, не подкрепленное практикой. Она просто имитирует один запуск двигателя, т.е. одноразовое потребление энергии стартером от аккумулятора.

Нагрузочные вилки ОРИОН

Проведем обзор линейки нагрузочных вилок фирмы ОРИОН и начнём с самой дешёвой и народной нагрузочной вилки.

Орион НВ-01

Так как финансовый вопрос волнует многих покупателей данного прибора, сравним его с более дорогой моделью другого производителя. Нагрузочная вилка Орион НВ-01 стоит около 600 руб., а более серьезный прибор – Автоэлектрика Н2001 стоит 3650 рублей. Поэтому Орион НВ-01 чаще всего можно увидеть в руках автовладельцев.

В комплекте поставки нет самого ценного – инструкции, нет гарантийного талона. Как оказалось, инструкция напечатана мелким шрифтом на самой упаковке.

Перейдем непосредственно к конструкции. Какие плюсы и недостатки мы получаем за такую цену?

Конструкция нагрузочной вилки Орион НВ-01

Конструктивно вилка исполнена в осовремененном корпусе, но при этом использована простейшая технология «двух штырей».

Первый штырь (с буквой В) подключается к плюсу батареи. Это чисто вольтметр. На вольтметре мы увидим напряжение без нагрузки.

Второй штырь выполнен с заявленной нагрузкой 0,1 ом, что в подсчете примерно 120 А.

Имеется провод с крокодильчиком, маленьким, несерьёзным, но зачем в принципе больше.

На лицевой стороне корпуса имеется аналоговый вольтметр с диапазоном от 0 до 15В и возможностью калибровки показаний.

Наверно ни у одной нагрузочной вилки нет такого хорошего обзора внутренностей устройства.

Кто-то может сказать, что аналоговый вольтметр неточный. И действительно, при измерениях приходится приглядываться, цена деления 0,5В. К вилке нужно привыкнуть.

Как пользоваться нагрузочной вилкой Орион НВ-01?

Берём автомобильный 12-ти вольтовый аккумулятор, 60 А/ч. Провод с крокодильчиком подсоединяем к отрицательному токоотводу батареи.

Правый штырь (с буквой В) присоединяем к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания

13 В. На самом деле напряжение аккумулятора чуть ниже (12,5 В — измерили электронным вольтметром). Это мы измерили напряжение разомкнутой цепи.

Затем левый штырь присоединяем на время не более 5 секунд к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания 10,5 В. Затем снова производим измерение с помощью правого штыря и наблюдаем восстановление напряжения.

Да, точность измерений оставляет желать лучшего, но что мы можем требовать от устройства стоимостью всего 600 руб.

Если дополнить нагрузочную вилку самым простым цифровым вольтметром, купленным на Алиэкспресс за 50-60 рублей, то точность измерений будет просто «супер».

Обычного пользователя данная модель нагрузочной вилки устраивает по всем параметрам в плане домашнего использования.

В чём плюсы? Это цена, простая конструкция, открытый корпус, ломаться нечему.

Посмотрите видео: Проверка аккумулятора автомобиля нагрузочной вилкой.

Орион НВ-02

Конструктивно немного отличается от своей младшей сестры — Орион НВ-01.

  1. Для тестирования АКБ емкостью до 90 А/ч подключается 1 спираль, при этом ток нагрузки до 100А.
  2. Для тестирования АКБ ёмкостью свыше 90 А/ч подключают две спирали, ток нагрузки 200А.

Для измерений применяется центральный штырь.

Диапазон вольтметра 1-15 В.

Нагрузочную вилку можно использовать в двух вариантах.

1. В качестве измерителя напряжения (вольтметра), для чего необходимо:

  • — отключить обе спирали, для чего необходимо открутить правую и левую гайку возле щупа;
  • — подсоединить крокодил к минусовому токоотводу аккумуляторной батареи или к массе автомобиля;
  • — измерить напряжение в любой точке автомобиля. Если длины провода не хватает, то можно его удлинить.

2. Тестирование аккумулятора под нагрузкой:

  • — если тестируется батарея с ёмкостью 15÷100 Ач – необходимо закрутить одну гайку возле щупа;
  • — если тестируется батарея с ёмкостью 100÷240 Ач – необходимо закрутить обе гайки возле щупа.

Измерить напряжение на токоотводах АКБ под нагрузкой. Показания с вольтметра снимаются после 5 сек. измерения.

Степень заряда определяется по таблицам:

Зависимость степени заряженности АБ от напряжения на холостом ходу (при t 20-25°C)

Зависимость степени заряженности АБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой (при t 20-25°C)

Для получения более подробной информации читайте инструкцию.

Орион НВ-03

С помощью данного устройства можно определить степень заряженности и исправность 12-ти вольтовых АКБ, а также проверить генератор и оборудование бортовой сети.

Конструктивно устройство выполнено аналогично предыдущей модели, за исключением цифрового вольтметра (жидкокристаллического дисплея).

При хранении устройство находится в «спящем режиме». Чтобы вывести его из спячки, можно нажать на кнопку «Режим» или «Выбор» на лицевой панели или прикоснуться щупом к любому токоотводу аккумулятора.

Устройство имеет несколько основных режимов:

  • — обычный вольтметр;
  • — измерение напряжения АКБ с нагрузкой;
  • — режим просмотра результатов предыдущих измерений («ЛОГ»);
  • — сохранение результатов проведенных измерений;
  • — просмотр сохраненных результатов;
  • — измерение ёмкости батарей;
  • — режим установки временного предела замеров.

Особенности конструкции

В отличие от предыдущих моделей применяется цифровой вольтметр.

Добавлена возможность определения степени заряда АКБ и возможность устанавливать время измерения.

  • Цифровой жидкокристаллический дисплей.
  • Кнопка . С помощью этой кнопки осуществляется навигация между режимами и выход из режимов установки.
  • Кнопка — переход от названия режима к числовым величинам измерений, изменение числовых величин в режимах установок.

Порядок применения нагрузочной вилки в качестве измерителя напряжения (вольтметра)

Нажатием кнопки выбираем режим .

Чтобы отключить нагрузочные спирали, необходимо открутить обе гайки справа и слева от щупа.

— подсоединить «крокодил» к массе автомобиля или к минусовому токоотводу аккумуляторной батареи.

— измерить напряжение в любой точке автомобиля. Если длины провода не хватает, то можно его удлинить.

Тестирование аккумуляторной батареи

Для начала необходимо измерить напряжение разомкнутой цепи. Для этого подсоединяем черный зажим — «крокодил» к минусовой клемме батареи.

Откручиваем обе гайки (отключаем нагрузку) и накалываем щуп на плюсовую клемму АКБ. Фиксируем показания цифрового вольтметра.

Затем тестируем аккумулятор под нагрузкой.

Если тестируемый аккумулятор имеет ёмкость до 100 А/ч, то закручиваем одну гайку (подключаем одну спираль нагрузки).

Если аккумулятор от грузового автомобиля (ёмкость выше 100 А/ч), то закручиванием второй гайки подключаем еще одну спираль.

Измеряем напряжение аккумулятора под нагрузкой. Накалываем щуп на плюсовую клемму аккумулятора.

Измерение начинается автоматически. В конце измерения раздастся звуковой сигнал .

Режим просмотра результатов предыдущих измерений

При выборе данного режима можно просмотреть результаты проведенных измерений, для чего необходимо нажать кнопку и выбрать режим .

На дисплее отобразится числовое значение измерения .

Чтобы сохранить результаты проведенных измерений, необходимо нажать кнопку и выбрать .

Длительно нажимаем кнопку . На дисплее кратковременно появится значок .

Значения будут сохранены.

Определение ёмкости аккумуляторной батареи

С помощью кнопки выбираем режим «Заряд». На дисплее высвечивается .

Через 3-5 секунд отобразится цифровое значение степени заряженности батареи (в процентах).

Как установить время измерения

Чтобы войти в режим установки времени, необходимо одновременно нажать кнопки и . На дисплее высветится , а затем числовое значение. С помощью кнопки устанавливаем необходимое значение в секундах от 1 до 9.

Для тестирования АКБ ёмкостью до 100 А/ч устанавливают значение 5, а для автомобильных грузовых батарей устанавливают 9.

Чтобы прибор запомнил ваши действия, необходимо нажать кнопку «Режим».

Для получения более подробной информации читайте инструкцию.

Орион НВ-04

Данная модель предназначена для тестирования автомобильных батарей с напряжением 12 и 24 В, а также тяговых аккумуляторов.

Отличительная особенность от Орион НВ-03 это то что диапазон вольтметра от 1 до 32 В.

Имеет незначительные доработки по сравнению с предыдущей моделью.

Имеет 2 спирали:

  1. спираль «24 В» используется для проверки АКБ с напряжением 24 В под током нагрузки 100 А, а также для проверки АКБ с напряжением 12 В и током нагрузки 50 А.
  2. спираль «2 В» используется для проверки одной банки аккумуляторной батареи, ток нагрузки 100 А.

Для получения более подробной информации читайте инструкцию.

Из найденных в Интернете самая дешёвая нагрузочная вилка ЕРМАК – 590 рублей. Далее следует линейка ОРИОН – от 600 до 2300 руб.

В продаже есть еще тестеры торговых марок Мастак, Aist, RING AUTOMOTIVE, Licota, Автоэлектрика, но цена у них превышает 3000-4500 руб. и вряд ли вы захотите покупать такое устройство по цене нового аккумулятора. Такими нагрузочными вилками в основном пользуются продавцы аккумуляторов, профессиональные сервисные центры и автосервисы. Но если Ваша профессия тесно связана с обслуживанием автомобилей или аккумуляторов, то конечно лучше потратить больше денег и купить профессиональное устройство.

При эксплуатации аккумулятора может возникнуть необходимость его диагностики. Замер напряжения не дает исчерпывающей информации о состоянии аккумулятора.

Для полноценной оценки необходимо знать, как аккумуляторная батарея ведет себя под нагрузкой. В этом помогает нагрузочная вилка — прибор,совмещающий в себе и вольтметр и заранее откалиброванную нагрузку. В современных реалиях популярность приобретают цифровые нагрузочные вилки, работа с ними сильно облегчает жизнь пользователя — количество расчетов сводится к минимуму и информация предоставляется более наглядно.

Нагрузочная вилка может содержать несколько нагрузочных спиралей для работы с разными нагрузками и типами аккумуляторных батарей.

Как правило один из контактов для подключения выполнен в виде провода большого сечения с зажимом типа крокодил, а второй в виде контактного штыря, закрепленного на корпусе вилки. Также на корпусе находится индикатор и средства управления, если вилка цифровая. При работе вилка коммутирует большие токи (50-200А), вся мощность рассеивается на измерительных сопротивлениях — спиралях выделяется в виде большого количества тепла. Именно поэтому время использования вилки ограниченно секундами, а корпус вилки оборудован ручкой из теплоизоляционного материала.

Подготовка аккумулятора

Для оценки состоянии батареи аккумулятор необходимо зарядить и подождать несколько часов, чтобы выровнялась температура и плотность электролита. Рекомендуется продержать АКБ в электрическом покое 24 часа. После этого можно приступать к замерам.

Как пользоваться нагрузочной вилкой со стрелочным вольтметром

В качестве примера вилки мы будем использовать Нагрузочную вилку Орион НВ-01. В целом приведенная информация применима для любой нагрузочной вилки с аналоговым вольтметром.

Есть у меня в хозяйстве кальциевый аккумулятор с непростой судьбой. Были в его жизни и высаживание в ноль и хранение в разряженном состоянии и прочие издевательства. Контрольный цикл разряда-заряда показал остаточную емкость 24 А/ч при заявленной в 63 А/ч. Есть желание попытаться его реанимировать, но для этого надо понимать на сколько жив аккумулятор, сможет ли он выдавать стартерный ток. Критерий проверки простой — кратковременно подключается мощная нагрузка с током потребления около 100 А. Если за 5 — 7 секунд напряжение не просаживается ниже 10,5 В, значит батарея исправна.
Вы наверняка видели, как при покупке аккумулятора его проверяют на способность держать разряд большим током. Для этого используется весьма простой прибор — нагрузочная вилка. Состоит она из мощного проволочного резистора, вольтметра, кнопки и… пожалуй все. Цена на такую нагрузочную вилку — около 1500 рублей. Для разового измерения дороговато. При наличии гаража с барахлом можно собрать нагрузочную вилку из подручных запчастей.

Из гаража на свет божий были извлечены:
— размыкатель массы от Газели;
— два дополнительных резистора вентилятора от ШНивы;
— провода да клеммы.

ТХ резистора:
Величина сопротивления резистора 0,23 ± 0,023 Ом
Номинальный рабочий ток через резистор в режиме работы S1 по ГОСТ 3940 при постоянном обдуве резистора воздухом электровентилятора 15 А
Электрическое питание резистора от бортовой сети автомобиля номинальным напряжением 12 В
Рабочее положение произвольное
В отличие от обычных добавочных резисторов, РВО-М (РВО-МК) имеет встроенный термопредохранитель, при срабатывании которого происходит обесточивание электрического вентилятора охлаждения двигателя во время его перегрузки, что предохраняет автомобиль от возникновения пожара.

С одним резистором получается нагрузка с током около 50 А, с двумя в параллель около 100 А.

Первый замер решил делать с одним резистором. До измерения напряжение ХХ на АКБ 12,9 В.

Подключаю нагрузку, на 10й секунде напряжение просело до 11,67 В

Даю АКБ восстановиться, сам тем временем подключаю в параллель второй резистор.
Через 10 минут после первого замера напряжение ХХ на АКБ 12,81 В.

Несмотря на то, что аккумулятор простоял два года в полуразряженном состоянии, состояние у него хорошее. Есть смысл погонять циклы заряда-разряда малым током для восстановления емкости батареи.

Напоследок небольшое отступление. Помните про термопредохранитель в техописании резистора?

На восьмой секунде резистор решил что он лампочка Ильича ))) Тоже самое с ним будет, если заклинит крыльчатка электровентилятора. Надеюсь, это единичный косяк, второй резистор так сильно не нагревался.

Читайте также:  Можно ли сканировать фото
Оценить статью
Добавить комментарий