Модель фартука и его описание

Модель фартука и его описание

Содержание

Фартук – очень распространённая и практически не меняющаяся деталь одежды с давних времён до нашего времени. Фартуки были мужские, и женские. Роли у них были разные – церемониальная, рабочая, статусная, декоративная. В наши дни домашние хозяйки фартуком пользуются не часто, находя ему более современную альтернативу. А зря! Это очень удобная и симпатичная деталь одежды. Тем более что изготовить передник сможет даже школьница.

Технологию пошива фартука и его выкройки изучают уже в 5 классе на уроках труда. Эта простая в изготовлении вещь будет идеальным выбором для приобретения навыков шитья. В этой статье мы рассмотрим, как выполнить построение чертежа фартука, а также пошив нескольких моделей.

Основные модели фартуков

Школьный учебник «Технология 5 класс» включает разделы по технологии обработки древесины, металла, искусственных материалов, доступную для ребёнка информацию о рациональной технологии ведения домашнего хозяйства. Для многих из этих работ необходима специальная одежда в виде детского фартука. Именно поэтому умение сшить фартук для девочки является очень важным.

Все модели передников делятся на две группы – фартук с нагрудником и фартук без нагрудника. Варианты моделей с нагрудником, в свою очередь можно разделить по технологии кроя на отрезные по талии и цельнокроеные.

Самые простые виды передников, предлагаемые для изготовления на уроках труда, показаны на следующих рисунках. Для каждого фартука построение чертежа выполнено на 1⁄2 полного лекала. Это сделано не случайно. Именно так, прикладывая половину выкройки к сгибу ткани, следует размечать детали фартука. Это обеспечит полную симметрию изделия.

Если девочка уже сшила простую модель передника, то можно украсить фартук различными деталями. Несколько интересных вариантов показаны на следующем рисунке.

На основе простых базовых выкроек можно смоделировать выкройку фартука, выполнив расклешение или изменив линию нижнего среза. Схематически построение чертежа показано на рисунке ниже.

Каждый передник, сшитый своими руками, обязательно будет интересным и уникальным. Подобрать украшение и выбрать стиль начинающая мастерица может по своему желанию.

Далее рассмотрим пошагово пошив передника.

Фартук для труда

Выкройка фартука для урока технологии в 5 классе очень простая. Как построить основную деталь, показано на чертеже ниже. Завязки для пояса и бретельку нужно выполнить по своим меркам.

Для пошива фартука для школьника нужно подготовить:

  • ткань 0,6 на 0,6 м;
  • косая бейка под цвет основной ткани – 3 м;
  • лента велкро для пояса;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание пошива

Размечаем детали на ткани. Пример раскладки показан на следующем рисунке. Кроме передника на нём показаны ещё детали нарукавников и косынки.

Выкраиваем все детали (кроме пояса и бретельки) без припусков на швы, поскольку срезы будем обрабатывать косой бейкой.

Обрабатываем срезы основной детали косой бейкой.

Заготовку для пояса выкраиваем с припусками по ширине 1 см. Складываем полосу пополам изнаночной стороной внутрь, прострачиваем по трём сторонам. Выворачиваем, проутюживаем. Припуски свободного края подворачиваем внутрь. Размеры готового пояса – 2,5 на 16 см. Фиксируем булавками пояс на основной детали, пристрачиваем. Пришиваем ленту велкро на обе части пояса.

На заготовке кармана подворачиваем на изнаночную сторону верхний срез на 5 мм, прострачиваем. Затем делаем ещё один подворот на 25 мм, прострачиваем по краю сгиба.

Остальные срезы кармана следует обработать косой бейкой. Приложить карман на основную деталь, приметать или зафиксировать булавками. Притачать карман машинным швом. На углах выполнить треугольные закрепки. По центру кармана выполнить разделительный шов.

В завершение удалить нитки намётки, проутюжить изделие.

Простая выкройка фартука для ребёнка 5-7 лет

Для девочки возможность вместе с мамой заняться готовкой на кухне – не просто труд, а своего рода приобретение статуса. Она становится настоящей взрослой хозяюшкой. И, конечно, такая работа требует соответствующей одежды. Предлагаем вам сшить простой, но симпатичный фартучек для маленькой помощницы.

Для пошива потребуется:

  • плотная ткань натурального состава, подойдёт лён, хлопок – 0,4 на 0,43 м;
  • такая же по размеру клеёнка – по желанию;
  • полоска кружева (по желанию) – 19 см;
  • косая бейка – 0,6 м; 0,75 м; 0,75 м; 0,16 м или полоски ткани аналогичной длины шириной 3 см;
  • нитки, швейный инструмент.

Описание

Построение выкройки нужно выполнить по предлагаемому чертежу.

По желанию можно для фартука изготовить второй слой из клеёнки. В таком случае выкраиваем вторую деталь, складываем их вместе (клеёнка внизу) и прострачиваем. Далее работаем как с одной деталью.

Пришиваем намёточным швом косую бейку по трём сторонам фартука. Пристрачиваем, при необходимости подрезаем лишнюю бейку.

Если вместо готовой бейки используется полоска ткани, то выполняем на ней два встречных подворота, заутюживаем.

Верхний край также обрабатываем косой бейкой или полоской ткани. При желании вшиваем кружевную ленту.

Обрабатываем срезы на боковинах фартука, определившись с необходимой длиной завязок. Сначала фиксируем детали булавками, затем прострачиваем.

Повторяем для второй стороны.

Открытые края беек подшиваем вручную или на машинке, подвернув внутрь.

Проутюживаем готовое изделие.

Как выкроить фартук одной деталью: видео мк

Фартук из старых джинсов

Если вашему сыну на уроки труда необходим фартук, то предлагаем сшить его своими руками из старых джинсов. Плюсов у такого решения несколько. Во-первых, джинсовая ткань достаточно прочная, что немаловажно, учитывая назначение фартука. Во-вторых, пошить такой фартук просто и быстро, поскольку совершенно не нужно выполнять построение чертежа. В-третьих, в итоге вы получите уникальное изделие, отличающееся от скучных магазинных аналогов. В-четвертых, вы сэкономите семейный бюджет.

Описание

Рассмотрим поэтапно изготовление фартука. Сначала отпорем пояс с передней части. Делаем это аккуратно, не повреждая хлястики.

Обрезаем штанины на нужную длину и ширину.

Разрезаем по центральному шву, добиваясь ровной укладки штанин.

Фиксируем это положение булавками.

Стачиваем штанины, обрезаем лишнюю ткань на одной из них. Стачиваем пояс.

Для нагрудника выкраиваем прямоугольную заготовку из остатков штанины. По верхнему краю выполняем подворот.

Для лямочки можно использовать вырезанный с этих же джинсов шов.

Стачиваем нагрудник с фартуком. В нагруднике выполняем петли, вставляем туда концы лямочек.

Получается совсем не гламурный, мужской вариант фартука.

Если вы используете для изготовления зауженные джинсы, то при совмещении штанин получится открытый участок. Выкраиваем нужную деталь и, подложив под низ, пристрачиваем.

Получаем рабочий фартук.

Фартук для кухни: видео мастер — класс

Фартук с аппликацией

Возраст ребёнка: 3-4 года.

Для пошива нужно подготовить:

  • однотонную немнущуюся ткань для основной детали;
  • ткань в клетку для обтачки;
  • белую ткань не «сыпучую» — для аппликации;
  • нитки мулине чёрного цвета;
  • швейные принадлежности.

Описание

Сначала нужно изготовить шаблон для аппликации. Готовая схема показана ниже. Перечертите рисунок с монитора или распечатайте в нужном масштабе.

Изготовление выкройки фартука нам не потребуется. Разметку выполним прямо по ткани. Для этого нам потребуется две мерки. Замеряем длину изделия от плеч до нужного уровня и расстояние между плечами. К примеру, получилось 60 см и 25 см.

Строим прямоугольник по этим меркам, откладываем с каждой стороны по 6 см к центру, вырезаем пройму.

Используя основную деталь как шаблон, размечаем обтачку.

Вот что получилось.

Прострачиваем их по трём сторонам.

На изнаночную сторону основной детали размещаем обтачку. Между ними укладываем завязки как показано на фото. Смётываем и прострачиваем на расстоянии 1 см от срезов.

Надсекаем припуски по линиям изгибов.

Выворачиваем обтачку на лицевую сторону, фиксируем намёточным швом на расстоянии 1 см от края, проутюживаем.

Изнанка получается аккуратной.

Подворачиваем срезы обтачки внутрь, оставив ширину 25 мм. Затем намётываем.

Прострачиваем строчкой зигзаг.

Используя копирку, переносим рисунок на ткань, вырезаем по контуру.

прострачиваем, выворачиваем, приутюживаем.

Вышиваем мордочку зайца. Примётываем аппликацию, вставив ушки. Пришиваем аппликацию декоративными стежками.

На месте изгиба ушка прокладываем строчку. Передник готов!

Фартук относится к бытовой одежде и предназначен для выполнения домашних работ. История его начинается с Древнего Египта. Древние египтяне, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

Затем фартук становится распространенным видом одежды и представляет собой кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

В эпоху средневековья фартук становится принадлежностью рабочей одежды кузнецов, сапожников, поваров и др.

Женский фартук стал частью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. Во времена правления Людовика XIV (1660-1710) француженки дома и на прогулке повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

В России в XVIII веке фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Во время первой мировой войны фартук из «одежды горничных» превращается в рабочую одежду. В наше время фартуки носят женщины и мужчины самых различных профессий; в нем носят инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Сегодня фартук является бытовой одеждой для работы в домашних условиях, а также производственной одеждой.

Фартуки можно шить из различных тканей: изо льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.

Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.

По данным историков и археологов ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.

Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов» (так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.

Название « ситец » пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

Фартук из льняной ткани, овальной формы с мягкими складками от верхнего среза, накладным карманом и оборками из кружев. Модель рекомендуется для приема гостей и подачи к столу.

Фартук из хлопчатобумажной ткани

с печатным рисунком, со сборками от верхнего среза и карманами в фигурном подрезе по линии низа. Модель рекомендуется для работ по дому

Модель №3

Фартук из хлопчатобумажной гладкокрашеной ткани со сборками от верхнего среза и накладными карманами. Карманы и нагрудник отделаны тесьмой, которая подчеркивает их оригинальную форму.

Модель рекомендуется молодым хозяйкам

Фартук из льняной ткани с цельнокроеным нагрудником и карманами в рельефных швах. В качестве отделки на карманах и нагруднике предлагается аппликация.

Модель № 5

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, с мягкими складками от верхнего среза, карманами-вставками из отделочной ткани. Верхний срез обработан притачным поясом, нижний – швом вподгибку с закрытым срезом.

Фартук из хлопчатобумажной гладкокрашеной ткани с накладными карманами и пристегивающимся нагрудником фигурной формы. В качестве отделки фартука предлагается оборка по карманам, бретелям и низу. Модель рекомендуется для кулинарных работ

Из всех идей я выбрала модель №5. Я считаю, что он более практичен для работы на кухне. Этот фартук имеет вместительные карманы. Для изготовления фартука этой модели потребуется минимальное количество ткани . Он будет сшит из хлопчатобумажной ткани и что у него нет оборок и кружев.

Эскиз, описание модели

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, со сборками от верхнего среза и карманами в фигурном подрезе по линии низа. Модель рекомендуется для работ по дому.

Инструменты, материалы, оборудование

Швейная машина "ПМЗ".

Гладильная доска, утюг, пульверизатор.

Нитки хлопчатобумажные № 50 — для машинных работ,

№ 60 — для ручных работ.

Ручная игла № 3, булавки, ножницы, наперсток.

Сантиметровая лента, линейка, мелок.

Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы : бумага для построения выкроек

Правила техники безопасности при работе на швейной машине

1. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности швейной машины. Уберите волосы под платок, застегнуть манжеты рукавов.

2. Необходимо убрать с платформы машины посторонние предметы: наперсток, ножницы, и др. Проверьте, прочно ли закреплены игла и лапка.

3. Прежде чем стачивать изделие, проверьте, не остались ли в нем булавки, иголки.

4. Во время работы не наклоняйтесь низко над машиной.

5. Не держите пальцы рук вблизи лапки и иглы, прошивайте утолщенные места на пониженных оборотах.

6. Не подходите близко к работающим на машинах.

При работе с ручной иглой

1. Храните иглу в определенном месте: игольнице, подушечке и т.п.

2. Запрещается брать иглу в рот и вкладывать в одежду. Шить только с наперстком.

3. Запрещается откусывать нитку зубами.

При работе с ножницами

1. Храните ножницы в определенном месте.

2. Не оставляйте ножницы раскрытыми.

3. Запрещается класть ножницы около вращающихся частей машины, передавать ножницы острыми концами своему товарищу и держать их острыми концами вверх.

При работе с электроутюгом

1. До начала работы проверьте, нет ли оголенных мест на шнуре.

2. Следите за тем, чтобы шнур не касался утюга и чтобы утюг не перегревался. При перегреве немедленно выключите утюг.

3. Берите утюг только за ручку.

4. Ставьте утюг только на подставку.

5. При увлажнении ткани пользоваться пульверизатором.

Разделы: Технология

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с моделированием фартука;
  • научить школьниц приемам моделирования;
  • развивать творческое отношение к поставленной задаче;
  • воспитывать толерантность и культуру труда.

Оснащение урока: плакат с изображение готовых чертежей выкроек фартуков различных моделей. Образцы готовых фартуков различных моделей. Образцы чертежей различных моделей фартуков.

I. Организационный момент

– Приветствие учащихся; проверка явки учащихся, заполнение классного журнала;
– Проверка готовности учащихся к уроку; сообщение темы и плана урока.

II. Повторение

– Какие мерки необходимо снять с фигуры для построения чертежа фартука?
– Как снимаются и как записываются мерки длин?
– Как снимаются и как записываются мерки обхватов?
– Какие правила снятия мерок надо знать?
– Какими линиями пользуются при построении чертежа?
– Из скольких деталей состоит чертеж фартука?
– Назовите парные и одинарные детали фартука;
– По какой мерке рассчитывают ширину фартука?
– Назовите основные горизонтальные линии чертежа;

III. Изложение нового материала

Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Перед вами образцы разных моделей фартуков.

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Чтобы сшить фартук, необходимо иметь его выкройку, по которой раскраивается ткань.
Моделируют фартук на основе построенного чертежа. В результате моделирования можно изменить форму нижней части фартука: сделать ее закругленной или углом; можно изменить форму нагрудника и кармана, в соответствии с выбранной формой нижней части фартука. В процессе моделирования подбирается отделка (аппликация, кружево, тесьма, шитье и т.д.).

Варианты отделки фартука

Художественное моделирование – это создание эскизов, рисунков новых моделей изделий. Эту работу выполняют художники-модельеры.

Техническое моделирование – это создание новой выкройки, путем внесения изменений в выкройку основу в соответствии с рисунком художника модельера. Эту работу выполняют модельеры-технологи.

Этапы моделирования

Процесс моделирования можно разделить на три этапа:

  1. Определить и нанести линию фасона.
  2. Разрезать выкройку по линиям фасона.
  3. Внести изменения в выкройку (раздвинуть или склеить ее согласно модели).

1. Изменение формы углов нижней части фартука и кармана (рисунок 3)

Этапы моделирования нижней части фартука

1. Определить и нанести линию фасона:

  • от точки Н1 вверх и влево отложить по 10см
  • из точки Н1 провести биссектрису = 3см
  • точки 10; 3; 10 соединить плавно

2. Отрезать выкройку по полученной линии фасона.

Этапы моделирования кармана

1. Определить и нанести линию фасона:

  • от точки К3 вверх и влево отложить по 3см.
  • от точки К4 вверх и вправо отложить по 3см.
  • точки 3; К3; 3 и 3; К4; 3 соединить плавно.

2. Отрезать выкройку кармана по линии фасона.

2. Изменение формы нижней части фартука и кармана «углом». (рисунок 4)

Этапы моделирования нижней части фартука

1. Определить и нанести линию фасона:

  • от точки Н1 вверх и влево отложить по 10см
  • из точки Н1 провести биссектрису = 3см
  • точки 10; 3; 10 соединить плавно

2. Отрезать выкройку по полученной линии фасона.

Этапы моделирования кармана

  • от точек К3 и К4 вверх отложить по 3см
  • отрезок К4 К3 разделить пополам, получим точку С. Точки 3 соединить с точкой С
  • отрезать выкройку кармана по полученным линиям фасона.

Подготовка выкройки к раскрою

  • На деталях выкройки написать их название.
  • На каждой детали указать направление долевой нити стрелкой.
  • Проставить цифрами величины припусков на швы к каждому срезу.

На нижней части фартука:

– по линии талии – 1 см
– по линиям бока – 2 см
– по линии низа – 2 см

– вход в карман – 4 см
– по линиям бока и низа кармана – 1 см

– 1 см ко всем линиям пояса.

4. Обозначить контрольные точки для более точного соединения деталей:

– на середине линии талии нижней части фартука
– на линии середины пояса
– отметить складки на линии талии

IV. Практическая работа учащихся: «Моделирование фартука»

а) Вводный инструктаж:

– сообщение названия практической работы, разъяснение задач практической работы;
– ознакомление с инструкционной картой «Моделирование фартука», показ приемов моделирования;
– предупреждение о возможных затруднениях при выполнении моделирования фартука;
– рассказать о способах устранения возможных ошибок.

б) Самостоятельная работа учащихся по моделированию фартука:

Школьницы выполняют 2 варианта моделирование нижней части фартука и кармана (рис.3, рис.4) в масштабе 1:4 на цветной бумаге с использованием основного чертежа и приклеивание выкройки в рабочую тетрадь. В процессе моделирования к нижней части фартука подбирают карман так, чтобы детали фартука дополняли друг друга. Самостоятельная работа выполняется по инструкционной карте «Моделирование фартука»
– текущий инструктаж по ходу выполнения практической работы;
– оказание помощи слабоуспевающим учащимся;

в) Заключительный инструктаж:

– проверка правильности выполнения моделирования учащимися;
– анализ самостоятельной работы учащихся (показать лучшие работы школьниц), указать на допущенные ошибки:
– вскрытие причин и разбор ошибок, допущенных учащимися;
– повторное объяснение способов устранения допущенных ошибок.

V. Закрепление

1. Что означает термин «модель»?
2. Что означает термин «моделирование»?
3. С какими видами моделирования вы познакомились?
4. В чем заключается моделирование фартука? Назовите варианты моделирования фартука.
5. Что такое художественное моделирование и кто эту работу выполняет?
6. Что такое техническое моделирование и кто эту работу выполняет?
7. Назовите этапы моделирования.
8. Как подготовить выкройку к раскрою?

VI. Подведение итогов урока

– Сообщение о достижении цели урока.
– Оценка результатов труда учащихся, выставление отметок в классный журнал.
– Задание на подготовку к следующему уроку.
– Уборка рабочих мест.

VII. Задание на дом: подготовить выкройку к раскрою: написать названия деталей, отметить контрольные точки и линии, проставить величины припусков на швы. Принести ткань для раскроя фартука, рабочую коробку с необходимыми инструментами и материалами. Повторить правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой и булавками.

Читайте также:  Максимальное давление в трубах водоснабжения
Оценить статью
Добавить комментарий