Маятниковые часы с гирями

Маятниковые часы с гирями

Содержание

Ходики и их ремонт

Часы ходики приводятся в движение тяжестью опускаю­щейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия, кроме мо­мента, когда подтягивают гири вверх. Опускание гири преобра­зуется во вращательное движение на цепное колесо, которое пере­дает вращение на триб промежуточного колеса. Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса. Хо­довое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей импульс на маятник. К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке 9.

Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные. Трибы изготовляют цельные — фрезе­рованные и сборные, из стальных полированных штифтов, так называемое цевочное зацепление.

Механизм ходиков, вид спереди и сбоку
1 вексельное колесо, 2 триб вексельного колеса, 3 часовое колесо, 4 ми­нутный триб, 5 звездочка с зубьями, на которые надевается цепь

Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латун­ных платинах.

Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне ко­торой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью вы­ступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само по­ворачиваясь, передает движение остальному механизму.

Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка.

Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается век­сельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На ось барабан­ного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса.

Читайте также:  Ленточная пакля для бруса

Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и де­талей и с выявления дефектов. Чистка деталей механизма — по­следняя операция.

Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каж­дое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не сры­валась с блока; блок, который может срываться, вследствие неис­правности собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины.

Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку.

При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продол­говатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напиль­ником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.

После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между пле­чиками скобки должно помещаться не больше 2.5 зубьев ходо­вого колеса.

Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губ­ками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев.

Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложен­ным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом.

Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.

После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.

Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки.

После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат.

Поставив стрелки на нужное время, качните маятник. Прислушайтесь к звуку хода часов. Стук должен быть одинаковым при движении маятника влево и вправо. Добейтесь равномерности стука, сдвигая часы немного вправо или влево.

Если равномерный ход получается только при сильном перекосе часов от отвесной линии, то необходимо открыть заднюю стенку корпуса и немного подогнуть вилку скобочного валика 2 в сторону перекоса часов. После этого проследите за точностью хода собранных часов по другим часам или по источникам точного времени.

Если часы уходят вперед, то линзу маятника сдвиньте немного вниз по стержню, а если отстают, то подвиньте линзу вверх. Заводить часы надо один раз в день, подтягивая гирьку за левый конец цепочки.

Особенности устройства и ремонта механических часов сложных конструкций

Крупногабаритными часами считаются настольные, настенные и напольные часы. Важной особенностью механизма крупногабаритных часов является наличие двух платин — передней и задней, между которыми располагается колесная система. Как правило, платины таких часов имеют прямоугольную форму. Кроме того, в них проделаны большие смотровые отверстия.

В крупногабаритных часах может быть использован как пружинный, так и гиревой двигатель. Настольные часы обычно выпускают с пружинным двигателем и с балансовым регулятором хода.

Пружинный двигатель применяется и для настенных часов ( часы с гиревым двигателем — «ходики» — сейчас весьма редки). В качестве регулятора хода настенных часов употребляются как маятники, так и балансы.

Для напольных часов применяются гиревой двигатель и маятниковый регулятор.

Маятниковые часы

Часы, в механизме которых используется маятниковый регулятор, называются маятниковыми. В зависимости от вида двигателя маятниковые часы подразделяются на гиревые и пружинные. Маятниковые часы могут быть различных размеров и конструкций, простые и сложные, например с такими дополнительными устройствами, как бой, кукушка. Самой простой конструкцией маятниковых часов являются часы-ходики с гиревым двигателем (рис. 1).

Рис. 5. Кинематическая схема часов с гиревым двигателем:

1 — поводок; 7 — ось минутного триба;
2 — скоба; 8 — колесо часовое;
3 — колесо анкерное; 9 — триб минутной стрелки;
4 — колесо промежуточное; 10 — цепь;
5 — колесо центральное; 11 — гиря;
6 — колесо вексельное с трибом; 12 — маятник

Гиря (11) надета на цепь (10), которая, в свою очередь, закреплена на металлической звездочке, находящейся за колесом. Для того чтобы цепь не могла соскочить со звездочки, ее закрепляют двумя боковыми шайбами и трехлепестковой пружиной, выступающей в качестве запирающей собачки. В целом весь этот узел называется блочком.

Блочок установлен так, чтобы свободно вращаться на втулке центрального колеса (5). Колесо неподвижно закреплено на оси триба минутной стрелки (9). Сама минутная стрелка насажена на конец триба.

Когда гиря опускается, цепь вращает звездочку по часовой стрелке. Вместе с ней вращается и весь блочок. Согнутые лепестки пружины попадают в окна центрального колеса (5), и колесо начинает вращаться по часовой стрелке. Вместе с центральным колесом вращается и ось (7) с минутной стрелкой. Ось делает один оборот в час.

Чтобы начало двигаться часовое колесо, движение передается сначала на триб минутной стрелки (9), затем на вексельное колесо (6) и его триб. Число оборотов часового колеса (8) в 12 раз меньше числа оборотов триба минутной стрелки.

На втулку часового колеса насаживается часовая стрелка. Центральное колесо приводит в движение триб промежуточного колеса (4), оттуда движение передается на триб анкерного колеса (3), а с него — на скобу (2).

Скоба предназначена для поддержания колебаний маятника (12). Импульсы на маятник она подает через поводок (1). Помимо этого, скоба периодически затормаживает и освобождает анкерное колесо

Когда вы поднимаете гирю, то звездочка, а вслед за ней и весь блочок начинают вращаться против часовой стрелки. В этом случае трехлепестковая пружина просто скользит своими лепестками по поверхности спиц центрального колеса.

Удачи в ремонте!

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008

(если он входят в выбранную модель часов)

Найдите отверстия сверху на корпусе часов. Они соответствуют размеру штырям декоративных элементов. Возьмите штырь и вставьте его в отверстие до конца. Чтобы легче было опустить декоративный элемент, прокручивайте его слегка влево и направо. Обратите внимание, что в вашей модели часов может быть несколько дополнительных элементов.

4. Доступ к механизму

Представляем вам 4 метода для получения доступа к "внутренностям" часов. Выбирай один из них, который подойдет непосредственно к вашим.
Боковая вставка, которая снимается (из дерева или стекла)
1. Аккуратно снимите скотч.
2. Рукой удерживайте планку из дерева или ручку вставки из стекла.
3. Приподнимите.
4. Наклоните нижнюю часть вставки во внутреннюю часть часов.
5. Опустите вставку до уровня, пока она не вытащится.
6. Теперь нужно развернуть вставку под углом и вытащить ее сбоку через отверстие.
7. Когда часы будут установлены, поставьте вставку на свое место, проделывая описанные шаги в обратном направлении.

Навесные боковые дверцы
Здесь стоят дверцы, на которых есть ограничители на петлях, чтобы не было возможности раскрыть их на всю. Это предотвратит поломку корпуса часов. При открытии дверок не игнорируйте ограничители и не пытайтесь открыть их полностью.

Закрытые боковины
1. Поставьте часы, чтобы был доступ к задней стенке.
2. Снимите 4 винта, удерживающих верх задней стенки.
3. Аккуратно снимите заднюю стенку, и вам станет доступен механизм часов.

5. Распаковка заводного механизма

6. Распаковка и установка маятника

7. Ваши часы с заводом при помощи ключа

Гири

Очень многие типы часов комплектуются 3 гирями. Все они должны быть правильно смонтированы для стабильной работы часового устройства. Все гири промаркированы и подписаны, какое место каждая из них должна занимать (справа, слева, по центру).
Устанавливать данный груз следует, используя ткань и хлопчатобумажные перчатки.
Не извлекая защитные предметы, привесьте каждую гирю на соответствующий ей трос. После того как ваши часы проработают примерно сутки – уберите посторонние предметы, которыми изготовитель обеспечивал целостность при транспортировке.
Данный груз создает силу извлечения звукового резонанса (гиря слева), обеспечивает ход (центровая) и воспроизводит мелодию (справа). При отсутствии данного груза никакое функционирование невозможно.
Убедитесь в качественно зафиксированном тросе на шкиве. Что петли располагаются по уровню ниже шкива.
Перед повешением гирь нужно подтянуть крюк, находящийся в верху, а гаечку – внизу гири. Развесьте все гири на свою петлю в определенном порядке для каждой.

Как завести часы при помощи ключа

Вес гирь дает нужную мощность для работы часов. Чтобы часы не функционировали без перерыва, требуется периодически поддерживать их завод путем поднимания гирь один раз в неделю. Ключ для завода механизма в отдельной упаковке. Рекомендуется его не утрачивать.

1. На часовом циферблате присутствуют три отверстия. Поместите ключ в каждое по очередности и не спеша вращайте его по ходу движения часовых стрелок. Специально предназначенный механизм не позволит вам излишне перезавести часы.
2. Во время завода не трогайте гири руками. Лишняя энергия на трос может способствовать остановке часов из-за перехлеста его специальной на катушке.
3. При длительном отлучении из дома более чем на 7-8 дней рекомендуется остановить колебание маятника.

Внимание: существуют механизмы с двумя наружными гирями, отвечающими за извлечение мелодии и бой. Они не оказываются внизу, когда работают в режиме тишины или на ночном режиме. Допустимо, что груз будет спускаться не одновременно. Если вы видите, что одна из гирь выше, а другая ниже – это допустимая норма правильной работы часов.

8. Ваши часы с заводом, основанным на принципе гирь

Для большинства моделей часов, как правило, в комплектации три гири. У каждой есть свое место и свое функциональное значение, которое обеспечивает правильную работу. У каждого груза имеется определенная маркировка, указывающая ее место в механизме – правая, левая и центральная.
Левая гиря отвечает за бой через каждый час, центральный груз – непосредственно сам ход, правая – воспроизведение мелодий. Без данной нагрузки часы не работают.
Прежде чем перейти к сборке гирь обеспечьте себя тканевыми перчатками и мягкой тканью.
Если часы стоят прямо перед вами, то самая тяжел

Завод часов с помощью гирь
Груз позволяет приводить в движение весь механизм напольных часов. Систематическое перемещение гири в верхнее положение обеспечивает часы длительной работой. Как правило, у часов соблюдается такая длина цепей, что она позволяет спускать груз на протяжении одной недели. Именно по это причине возникло определение «восьмидневные». Но продолжительность завода зависит еще и от внешнего вида корпуса и разновидности конкретного механизма. 1. Возьмите обеими руками цепь, одной рукой – ближе к концу, а второй – непосредственно за цепь над самой гирей. Потягивая одной рукой конец цепи вниз, в это же время другой рукой приподнимите цепь с гирей. Не допускайте провисания цепей.
2. Натяните пустой конец цепи. Старайтесь тянуть ее строго вертикально вниз. Не стоит тянуть цепь на себя, это приведет к повреждению звеньев цепей и разрыву.
3. Плавно и без резких движений приподнимайте гирю. Резкое дерганье и срыв гири гарантированно ведет к повреждению или деформации звеньев цепей.
4. При долгосрочном оставлении часов без внимания маятник рекомендуется приостановить вручную.

Внимание: существуют механизмы с двумя наружными гирями, отвечающими за извлечение мелодии и бой. Они не оказываются внизу, когда работают в режиме тишины или на ночном режиме. Допустимо, что груз будет спускаться не одновременно. Если вы видите, что одна из гирь выше, а другая ниже – это допустимая норма правильной работы часов.

9. Ваши часы с цилиндрическим механизмом боя

Как распаковать цилиндрические механизмы боя

Данный механизм молоточкового боя собран в особую защитную транспортировочную упаковку из гофрированной бумаги с целью сохранности специальных струн. С левой стороны корпуса часов требуется открыть специальную дверцу. Слева вверху расположен винт красного цвета. Это транспортировочный винт, который временно защищает данный механизм. При перевозке и транспортировке самостоятельно рекомендуется вкрутить его на место собственными силами.

Установка цилиндров боя

1. Убедитесь, что вы работаете в перчатках на тканевой основе и в наличии располагаете вспомогательной мягкой тканью.
2. Распакуйте боевые цилиндры перед установкой их на держатель.
3. На задней части держателя присутствуют специальные выступы для подвешивания боевых цилиндров.
4. Начинать устанавливать их следует слева с самого большого цилиндра. Взяв один из них, поместите его в часовое отделение через специальную дверцу. После приоткройте боковую дверцу, приподнимите и установите цилиндр на держатель для него. Убедитесь в их правильном вертикальном расположении и отсутствии соприкосновения друг с друг с другом.

10. Как запустить маятник

11. Установка лунного диска

Данный циферблат отражает показания общепринятого лунного месяца, а не календарного. Длительность лунного календаря соответствует 29,5 дням. При стабильной и постоянной работе часов он перемещается относительно лунных фаз. При остановке по какой-либо причине данный циферблат вам придется повторно установить самостоятельно.

1. Стараясь не оставлять жирных пятен от пальцев, легко надавите на него и проверните по ходу часовой стрелки, до тех пор, пока центральная часть изображения луны не поравняется под символом циферблата с числом «15».
2. Выясните дату последнего явления полной луны. Нужно отсчитать дни (включительно день ваше настоящего времени) от ближайшего полнолуния.
3. Рукой в перчатке прокрутите диск лунного календаря вправо по часовой стрелке. Один звуковой щелчок равен 24-часовомудню по лунному календарю. То есть, если после полнолуния прошло 5 дней, то его следует перекрутить на 5 звуковых щелчков. Существуют часы, на которых звуки щелчков не слышно совсем, в такой ситуации следует учитывать отметки на дуге. Каждое изображение, отмеченное в виде дуги – равна одному лунному дню.
4. Если по какой-либо причине вы случайно пропустили нужную отметку, пройдите заново всю процедуру с 1-го пункта данного руководства.
5. При возникновении сложностей с манипуляциями диска или трудным его вращением:
С учетом того, что вы стоите прямо лицом к часам – открыть дверцу (или крышку с левой стороны) на задней части циферблата заметна пружина. Если визуально можно определить, что она находится не на своем месте, просто освободите ее от держателя.

Внимание: сложное перемещение диска может быть связано с процессом изменения лунной фазы. Данная процедура занимает около 7-8 часов. Рекомендуется подождать неопределенное количество часов перед новой переустановкой лунных фаз.

12. Как установить время

1. Настройте часы так, чтобы они работали в режиме «без звука» (требуется отключить музыкальный режим и бой).
2. Произвольным движением минутной стрелки поставьте точное время. Не имеет значения, в какую именно сторону вращать минутную стрелку (на ваше усмотрение). Не рекомендуется при этом задевать часовую стрелку, в особенности, когда проходит сам процесс установки точного времени.
3. Часы имеют особенность саморегулирования, что обеспечивает синхронность боя с временем. Как правило, это протекает около 3-х часов. В момент боя часов не стоит передвигать стрелки.
4. Теперь можно установить постоянный режим работы часов.

Внимание: Перед тем как проводить регулировку хода времени дополнительно, оставьте их на 2-3 часа. Если через 3-ч часовой период времени часы некорректно отбивают соответствующий час, обратитесь к разделу «Устранение неполадок – Часы бьют неправильный час — Синхронизация».

13. Мелодия и бой

14. Если часы не ходят или остановились

15. Ваши часы не бьют…

16. Если маятник не качается прямо

17. Если Ваши часы спешат или отстают

18. Если ваши часы бьют неверный час (синхронизация)…

На данных часах уже была произведена синхронизация перед транспортированием. Покупателю нет необходимости проводить регулировку своими силами. От вас может потребоваться лишь корректировка маленькой (часовой) стрелки, если произошёл ее случайный сдвиг во время установки времени. Если время и бой через каждый час не совпадают, требуется их регулировка. Если на часах 4:00, а они отбивают иное количество, то следует выполнить процедуру, описанную ниже:
1. Включить режим «бой»
2. Заметьте для себя, какое количество раз отбили часы в последний момент и переведите (вращать можно как по ходу, так и против хода часов) маленькую (часовую) стрелку к тому часу, который соответствует количеству последних ударов боя. То есть если вы слышали, как часы пробили 5 раз, то плавно и без резких движений настройте короткую стрелку часов к цифре «5» на циферблате.
3. Затем проделайте то же самое с минутной стрелкой, пока не установится требуемое время (вращать можно как по ходу, так и против хода часов, как вам удобно). Главное при манипуляциях с минутной стрелкой стараться не задеть часовую (маленькую).
4. Через пару часов, благодаря автоматической корректировке, мелодия с боем самостоятельно пройдут настройку и займут соответствующий им порядок.

Внимание: Это не калибровка времени хода часов (отставание или спешка). Это именно коррекция неверного числа боя в определенный час времени.

19. Если ваши часы бьют неправильно (корректировка минутной стрелки)…

20. Если бой неверный

21. Если лунный циферблат/диск не поворачивается

22. Если гири не двигаются равномерно

23. Что можно и что нельзя

24. Перемещение часов на новое место в пределах вашего дома

Меняйте постоянное место ваших часов только в крайнем случае, так как перемещение часов отрицательно влияет на механизм. Существуют определенные инструкции, которые следует соблюдать при различных перемещениях или переездах. Обязательное условие – использование перчаток и мягкой ткани для бережного демонтажа гири, маятника и цилиндра.

1. Дождитесь окончания завода на часах (гири должны опуститься в нижнее положение)
2. Приведите маятник в состояние покоя.
3. Произведите демонтаж гири, извлеките их из часов и выделите им отдельное место.
4. Произведите демонтаж цилиндров, извлеките их из часов и выделите им отдельное место.
5. Во время переноса часов и подбора им нового места старайтесь сохранять часы в постоянном вертикальном состоянии. При необходимости тщательно подготовьте поверхность пола и выровняйте его в соответствии с уровнем.
6. Монтаж гири, цилиндр и маятник следует только в невзведенном состоянии часов. После этого выполните заведение механизма часов и установите корректное время.

Не следует производить заведение часов в отсутствие гирь, так как может быть спровоцирован срыв цепи с колеса цепного механизма и перехлёст тросика (при условии, что механизм заводится с помощью ключа). Перемещение часов на новое место

Для качественной подготовки и дальней транспортировке мы советуем прибегнуть к нашему авторизированному мастеру для проведения качественного процесса упаковки механизмов часов. По возможности процедуру вскрытия и извлечения из упаковки часов следует провести в обратном порядке.

25. Как ухаживать за корпусом часов

На самом деле подобные часы не требую от их владельца огромного внимания и времени. Существуют несколько общих правил, которые рекомендуется выполнять для сохранения эффектности и состояния новой вещи корпуса часов.

1. Систематически проверяйте опоры часов, поверхность и твердость пола. Ковровые поверхности имеют свойство выводить часы из равновесия и способствует развитию крена.
2. Обычно корпус часов покрывается специальным катализированным лаком, который отлично защищает и сохраняется его ценные свойства. Достаточно просто периодически протирать ее сухой мягкой тканью.
3. Во время чистки и натирания стекла старайтесь не попадать на поверхности из меди моющими и чистящими средствами. Распыляйте моющие средства сначала на ткань и только после этого провод

Оценить статью
Добавить комментарий