Композиция в дизайне и архитектуре

Композиция в дизайне и архитектуре

Содержание

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого — удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто — предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, — дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента — практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

  • Графический — нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
  • Промышленный — специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
  • Архитектурный — нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
  • Дизайн архитектурной среды. Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
  • Дизайн сферы — это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
  • Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.
Читайте также:  Минимальный уклон фальцевой кровли

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

Композиция в дизайне — это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление — это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне — привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма "Глянец": "Дело художника — почувствовать то, что продается. Что не продается, то не искусство!"

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель — привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен "зацепить" увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

  • Выделение его с помощью цвета.
  • Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
  • Выделение особым освещением.
  • Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.

Элементы композиции

Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

  • Точка — это графический акцент на плоскости.
  • Линия — по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
  • Пятно — в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

  • Фронтальная — подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
  • Объемная — относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
  • Объемно-пространственная композиция в дизайне — состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

  • Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих — неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали "дружат" между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
  • Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).

  • Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один — это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

  • Контраст — это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.

  • Нюанс — незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
  • Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество явля­ется признаком статичности всей комбинации.
  • Симметрия/асимметрия. Симметрия — это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия — это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
  • Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.

  • Модульность — это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию "модуль". В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
  • Пропорциональность — согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.

  • Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум — это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

  • Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
  • Величина — это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
  • Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
  • Цвет — является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного ) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная цветовая композиция в дизайне любого изделия.

  • Светотень — свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
  • Фактура — создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
  • Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные — их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.

О курсе

Обычно под предметом «Композиция» (часто называемым «Пропедевтика — основы композиции») понимается предварительный вводный курс, который в сжатой и элементарной форме знакомит с формообразованием, пространственными конструкциями и комбинаторными приемами в дизайне. Однако знакомство с этим набором абстрактных правил, как правило, не позволяет слушателям сразу перейти к решению практических задач проектирования.

В отличие от вводных дисциплин, курс «Композиция в дизайне» базируется на специально подобранных учебных проектах и методиках, позволяющих не просто глубоко изучить принципы и приемы формальной композиции, но и эффективно применять их на практике при реализации конкретных дизайнерских решений.

Задачи курса

Цель курса — практическое освоение фундаментальных принципов композиции как главного инструмента макетирования в любой среде, от печатных изданий до мобильных приложений.

На курсе подробно разбираются средства и принципы построения формы, теория зрительного восприятия (гештальтпсихология), композиционные схемы и конструкции в контексте современных профессиональных подходов к организации контента.

В конечном итоге, весь курс направлен на выработку у слушателей творческой интуиции и чувства композиции.

Для кого этот курс

  • Для тех, кто хочет овладеть фундаментальными практическими навыками в проектировании для начала карьеры в качестве графического дизайнера
  • Для графических дизайнеров, желающих развивать базовые компетенции и повышать свой профессиональный уровень

Темы курса

  • Двухмерное и трехмерное. Организация пространства
  • Пространственные приемы композиции
  • Форма и контрформа. «Большая форма»
  • Равновесие и симметрия. Принципы: «Весы», «Даль-дом», «Земля-небо»
  • Основные принципы гештальта
  • Ритм. Ритмические конструкции
  • Контраст. Виды контрастов. Контраст в типографике
  • Цвет. Виды цветового контраста
  • Взаимодействие изобразительных и текстовых элементов в макете
  • Иерархические структуры в композиции
  • Модульные системы и сетки
  • Слои
  • Темп. Ритмические сценарии в дизайне публикаций

Проектирование

Учебный процесс построен как постепенно усложняющаяся проектная работа в разных жанрах, позволяющая развить навыки композиции в процессе реализации заданий. Каждое выполненное задание подробно разбирается и комментируется. Основной проект курса — дизайн буклета на выбранную тему. Задание предусматривает полный цикл проектирования многостраничного издания — от исследования и брифа до печати бумажного экземпляра. Все выполненные проекты пополнят личное портфолио.

Срок и стоимость обучения

Срок обучения: 4 месяца
График занятий: будни 18:30-21:30 (или суббота 18:30-21:30)
Стоимость в месяц: 12 500 рублей
Стоимость за весь курс: 50 000 рублей
График оплаты: по месяцам

Документ об обучении

При успешном окончании программы выдается удостоверение о повышении квалификации.

Запись и поступление

На курс принимаются слушатели без специальной художественной подготовки.
Для записи на курс звоните по телефону +7 (495) 684-25-30 или можно подать заявку онлайн.

Ждем вас по адресу: м. Проспект Мира, Протопоповский переулок, 9, офис 209, 2 этаж, центральная лестница.

Документы для оформления:

  • паспорт гражданина РФ (если другое гражданство, то нужен нотариально заверенный перевод паспорта)
  • документ об образовании
  • 2 фото 3х4 (цветное или ч/б)

Сущность композиционной структуры. Задачи и цели любой композиции. Композиционные принципы и их сущность Отличия абстрактной композиции и композиции в виде предметно-пространственной среды или промышленной формы. Суть работы композиционных принципов в интерьере.

Композиция (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Задача композиции – зрительно объединить все элементы композиции между собой так, чтобы наиболее выразительно показать специфику назначения этого помещения, значительность и красоту каждого отдельного элемента или фрагмента интерьера. Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения, где любое объемно-пространственное формирование предполагает взаимосвязь отдельных элементов.

Основные средства и принципы композиции:

  1. метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);
  2. ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);
  3. динамичность (прием создающий ощущение напряжения);
  4. статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)
  5. тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);
  6. объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);
  7. пропорциональность (соразмерность);
  8. равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);
  9. симметрия(соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);
  10. асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);
  11. контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу — использовать контрастный цвет, размер или стиль);
  12. фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)
  13. пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);
  14. единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).

Одна из целей абстрактной композиции – создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у смотрящего разнообразные ассоциации. Пятна и линии взаимодействуют и складываются комбинации на плоскости. В абстрактной композиции нет ощущения объема, композиция сама по себе эмоциональна, присутствуют психологические факторы (чувства, эмоции), которые передаются по средствам цвета.

Результат композиции предметно-пространственной среды или промышленной формы – объемная форма. Все линии соподчинены и взаимосвязаны, характерная черта – объемность предметов. В отличие от абстрактной композиции изначально задается тематика, для ее построения поставлена цель и задачи. Объёмно-пространственное композиции актуальны в архитектуре и средовом дизайне в создании, городского пространства и интерьера. Результатом применения композиционных основ станет создание среды: спокойной, уравновешенной, динамичной, эмоционально-напряженной, провоцирующей человека определенное (запрограммированное автором проекта) действие

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Композициионая схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения. Схемы композиции интерьера:

· зальная – все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

· центрическая – группировка меньших пом-ний вокруг боль-го, глав-го (зрелищные и выставочные залы);

· анфиладная – помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

· коридорная – помещения распол. с 1ой или 2х сторон связывающего их коммуникационного коридора;

· секционная – здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

· смешанная – зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Оценить статью
Добавить комментарий